Опубликовано 17 июля 2014, 17:17
6 мин.

Своя формула

В России запустят новую гоночную серию для молодых пилотов
В 2015 году среди немалого количества уже существующих молодежных гоночных чемпионатов появится новая формульная серия, рассчитанная на Россию и Северную Европу. Организаторами первенства станут отечественная программа поддержки молодых пилотов SMP Racing и финская команда Koiranen GP при поддержке Международной автомобильной федерации (FIA). «Мотор» выяснил, что это будет за чемпионат и кто в нем будет участвовать.
Фото с сайтa fia.com
Фото с сайтa fia.com

В 2015 году среди немалого количества уже существующих молодежных гоночных чемпионатов появится новая формульная серия, рассчитанная на Россию и Северную Европу. Организаторами первенства станут отечественная программа поддержки молодых пилотов SMP Racing и финская команда Koiranen GP при поддержке Международной автомобильной федерации (FIA). «Мотор» выяснил, что это будет за чемпионат и кто в нем будет участвовать.


Зачем это нужно?

В FIA рассматривают национальные Формулы-4 как первый шаг от картинга к автомобилям с открытыми колесами. Первой страной, запустившей Ф-4 с поддержкой федерации, стала Италия. Национальные серии Формулы-4 существуют также в Великобритании и Франции, но проводятся они не под эгидой FIA. С 2015 года поддерживаемая федерацией Формула-4 появится в Австралии и, как стало известно на этой неделе, в России. Ею станет SMP FIA Formula 4 Championship – совместный проект Международной автомобильной федерации, команды Koiranen GP и СМП.

Своя формула
Один из пилотов СМП -- 16-летний Иван Матвеев – уже выступает в итальянской Ф-4 . После трех этапов он занимает в чемпионате шестое место с 32 зачетными баллами, отставая от лидера – канадца Стролла Ланса – на 87 очков.

Один из пилотов СМП -- 16-летний Иван Матвеев – уже выступает в итальянской Ф-4 . После трех этапов он занимает в чемпионате шестое место с 32 зачетными баллами, отставая от лидера – канадца Стролла Ланса – на 87 очков.

«Формула-4 – отличное начинание, так как этот чемпионат стал недостающим звеном между картингом и Формулой-3, – заявил в мае на первых официальных тестах итальянской Ф-4 президент FIA Жан Тодт. – С Формулой-4 молодые пилоты получат возможность заявить о себе в самом начале карьеры».

Аналогичные цели преследуют и в SMP Racing: планомерное развитие карьеры молодых пилотов, для которых Формула-4 должна стать первым шагом к большим гонкам, тогда как прямой переход из картинга в сложную и крайне конкурентную Формулу-3 может оказаться слишком тяжелым для начинающих спортсменов.

Юридически SMP FIA F4 получит национальный статус, но по факту серия будет международной. Аналогично устроена и итальянская Ф-4: в этом чемпионате принимают участие не только итальянцы, но и пилоты из Канады, Японии и США.


Кто будет участвовать?

Участниками чемпионата смогут стать пилоты не младше 15 лет, имеющие национальную гоночную лицензию. В первую очередь, серия ориентирована на гонщиков из России и стран Северной Европы – Прибалтики и Скандинавии. Ожидается, что всего на старт первого сезона выйдут 20-25 спортсменов.

Своя формула

Организаторы ожидают, что примерно половина гонщиков в первый год будут выступать под российским флагом – их расходы на себя возьмет SMP Racing. Причем речь идет не только о подопечных гоночной программы СМП: в серию смогут попасть не входящие в программу пилоты из РФ, затраты которых тоже будет покрывать организатор чемпионата.

В SMP Racing рассчитывают организовать для начинающих гонщиков целую систему комплексной подготовки: пилотов будут обучать работе с инженерами, машиной, общению с прессой и болельщиками. Предполагается, что выпускники Формулы-4 будут хорошо подготовленными к старшим сериям: Формуле-3, Формуле-Renault 2.0 и GP3.

С бывшими картингистами в Формуле-4 будет работать экс-пилот Формулы-1 Мика Сало. Сейчас финн выступает в составе SMP Racing  в гонках на выносливость

С бывшими картингистами в Формуле-4 будет работать экс-пилот Формулы-1 Мика Сало. Сейчас финн выступает в составе SMP Racing в гонках на выносливость

Наставниками юных спортсменов станут опытные пилоты, сотрудничающие с SMP Racing. Одним из них будет бывший пилот Формулы-1 Мика Сало.


Где будут проходить этапы?

Предполагается, что первый сезон SMP FIA F4 будет состоять из семи гонок. Две из них – первая и заключительная – пройдут на подмосковной трассе Moscow Raceway. В России гонки молодежного чемпионата у себя также примут Смоленское кольцо и трасса «Сочи Автодром», которая осенью станет местом проведения первого в истории Гран-при России Формулы-1. Не исключено также появление в календаре автодрома в Казани. В этом случае он заменит один из других российских этапов.

За пределами РФ гонки Формулы-4 пройдут на трассе Audru Ring близ эстонского города Пярну, а также на финских автодромах Alastaro Circuit и Ahvenisto Race Circuit. Точных дат проведения гонок пока нет.

Своя формула

Зато уже определен формат этапов. На тренировки и гонки у пилотов будет четыре дня – с четверга по воскресенье. Уикенды Формулы-4 будут включать в себя две часовые тренировки, получасовую квалификацию и три гонки. Каждая из них будет длиться 25 минут, по истечении которых пилотам предстоит пройти еще один круг.

Система начисления очков будет как в Формуле-1 (25 очков за первое место, 18 за второе, 15 за третье и далее по схеме 12-10-8-6-4-2-1). К этому добавятся пять очков победителю квалификации и два очка обладателю лучшего круга в гонке.

Автодром в Казани также входит в список интересов SMP FIA F4

Автодром в Казани также входит в список интересов SMP FIA F4

В SMP Racing рассчитывают сделать гонки Формулы-4 самодостаточными – реклама и продвижение нового чемпионата стоит в планах организаторов не на последнем месте. Однако не исключен вариант, при котором в случае совпадения расписаний этапы молодежной серии могут пройти в качестве гонок поддержки старших чемпионатов.


Что за техника?

Гонщики новой серии будут выступать на болидах F4 TZ14, спроектированных итальянской компанией Tatuus. Машины построены на основе карбонового монокока, отвечающего требованиям безопасности FIA. Масса автомобиля вместе с пилотом составит 555 килограммов, что на 10 килограммов меньше минимального веса машин Формулы-3.

Судя по всему, машины итальянской Формулы-4 и чемпионата, создаваемого СМП, будут идентичны

Судя по всему, машины итальянской Формулы-4 и чемпионата, создаваемого СМП, будут идентичны

В движение «Татуусы» будут приводиться 1,4-литровым турбированным мотором мощностью 160 лошадиных сил. Производством двигателей занимается заводское тюнинг-ателье Fiat – компания Abarth. В итальянской Формуле-4 аналогичный агрегат сочетается с шестиступенчатой секвентальной коробкой передач Sadev с подрулевыми переключателями. Электронные блоки управления силовым агрегатом изготавливает компания Magneti Marelli. Поставщик шин для новой Формулы-4 пока не определен – известно лишь, что каждый пилот получит не больше трех комплектов на один этап. В Италии на таких же машинах используются покрышки Pirelli.

Стоимость шасси для участия в итальянской Формуле-4 составляет 33 тысячи евро плюс 9500 евро за двигатель. Подрулевые лепестки и система сбора телеметрии будут стоить еще 5 тысяч евро. Какими будут расценки в чемпионате, создаваемом СМП, неизвестно.

Подготовкой техники к этапам и обслуживанием машин займется финский гоночный коллектив Koiranen GP. В СМП команду считают «простым и понятным» партнером, который позволит привезти в Россию современные гоночные технологии. С последними у коллектива, созданного в 1997 году, проблем быть не должно: финны выступают во многих топовых молодежных сериях – например, в GP3 и Формуле-Renault 2.0.

В дальнейшем не исключено появление в Формуле-4 частных команд со своей техникой и машинами. Возможно, приход новых коллективов состоится уже в 2016 году, но кто именно может заинтересоваться участием в чемпионате, пока неизвестно. Первый год нового чемпионата пройдет без разделения на команды – условия для всех пилотов будут максимально унифицированы.


За чей счет?

Большую часть расходов на себя возьмет инициатор и промоутер чемпионата – SMP Racing. Программа обеспечит чемпионат техникой, а также запчастями и расходными материалами. В общей сложности СМП по оценке «Ведомостей», будет тратить на Формулу-4 около 8 миллионов евро в год, из которых 6 миллионов пойдут на подготовку машин, примерно 1,5 миллиона на поддержку выступающих в первенстве российских пилотов и еще около 700 тысяч евро – на рекламу, PR и маркетинг.

Плюс к этому, по информации «Ведомостей», несколько миллионов долларов в проект вложит Koiranen GP. Представитель команды Александра Консани отметила, что эта инвестиция станет самой крупной в истории коллектива. Партнеры также рассчитывают на появление других компаний, которые будут готовы профинансировать проект.

Запуск новой серии в первую очередь вызван необходимостью дать юным картингистам возможность комфортно перейти в большие гонки

Запуск новой серии в первую очередь вызван необходимостью дать юным картингистам возможность комфортно перейти в большие гонки

В планах SMP Racing – сделать Формулу-4 долгосрочным проектом (для того, чтобы чемпионат начал функционировать на полную мощность, потребуется от трех до пяти лет). Контракты, подписанные между СМП, Koiranen и FIA, рассчитаны не на один год, однако точные сроки соглашения стороны не разглашают.

Руководство серией будут осуществлять СМП и Koiranen, а FIA возьмет на себя надзорные функции и поможет партнерам создать технический и спортивный регламенты. Неизвестно, будут ли они отличаться от регламентов других гоночных серий этого класса, но одно можно сказать уже сейчас – скучно на гонках вчерашних картингистов российским зрителям не будет.