Болид-арт
Какой была самая необычная раскраска гоночных машинКак известно, автогонки – это одна из движущих сил прогресса. Для самих гонок такой силой является реклама, но на спортивных автомобилях она появилась лишь в середине XX века. Именно рекламные наклейки сегодня обеспечивают узнаваемость гоночных машин, причем их сочетание бывает столь необычным, что иногда становится объектом изучения искусствоведов.
На заре автоспорта болиды красили в определенный цвет, который зависел от национальности конюшни или пилота. Так, итальянские болиды Alfa Romeo, Maserati и Lancia (а позже и Ferrari) были красными, английские автомобили – зелеными, французские – синими, а немецкие – белыми или серебристыми.
Эта традиция берет начало с гонок на кубок Гордон Беннетта, которые проводились совместно с клубом автомобилистов Франции ACF с 1900 по 1905 год (позже французы решили делать все сами и организовали первую гонку в Ле-Мане). В кубке Гордон Бенетта команды были национальными: гонщики-французы выступали на французских машинах, немцы – на немецких и так далее. Чтобы зрителям было проще определять «своих» и было придумано разделение стран по цветам. Окончательно оно сформировалось к 1920-м годам.
Любопытно, что красный цвет изначально был закреплен не за Италией, а за США – но позже он был заменен на белый с двумя синими полосами вдоль машины или синий с белыми полосами. Впервые такая раскраска была использована командой Cunningham.
Автоспорт быстро перестал быть состязанием между странами, но традиция осталась. Причем зачастую в тот или иной цвет машины красились по национальности не автопроизводителя, а гонщика: например, на гонке можно было встретить желтую Ferrari, которой управлял бельгийский пилот (гоночный цвет Бельгии – желтый).
Считается, что первая реклама на гоночном болиде появилась на Porsche 550-1500 RS Spyder 1954 года, который принял участие в гонке Carrera Panamericana в Мексике. В 1968 году FIA официально разрешила использовать спонсорские ливреи в Формуле 1 – первой стала команда Brabham, на бортах болидов которой была размещена реклама сигарет Gunston. С этого момента все изменилось навсегда.
Что только не придумывали команды, чтобы их болид (а значит, и спонсор) привлекал к себе больше внимания! И обнаженных женщин на борта наклеивали, и в безумные цвета красили, а некоторые автомобили и вовсе становились произведениями искусства на колесах.
-\Marlboro
Marlboro – один из самых знаменитых спонсоров в истории автоспорта. Цвета этой компании носили команды Формулы-1 McLaren, Ferrari и многие другие. Но были и исключения: в 1986 году красно-белая раскраска на болидах McLaren MP4/2C поменялась. Так было решено промоутировать легкие сигареты Marlboro Lights.
-\Pink Pig
Модификация легендарного Porsche 917 (917/20) была одной из самых идеальных машин своего времени с точки зрения аэродинамики. Вот только получилась она ужас какой некрасивой! Впрочем, работающие в Porsche люди оказались не без чувства юмора – они решили раскрасить «жирную» на вид машину под свинью с разделочной схемой мясника. Получилось незабываемо.
-\Richard Petty Blue
Ричард Петти – это как Михаэль Шумахер, только в гонках NASCAR. Величайший гонщик, в США его называют просто «Король». Его карьера впечатляет: он принял участие в 1184 гонках и был чемпионом NASCAR семь раз – столько же «наскаровских» титулов за всю историю завоевал только Дейл Эрнхардт. Именно образ Ричада Петти был использован в знаменитом диснеевском мультфильме «Тачки». Большую часть своей карьеры «Король» гонял на ярко-голубых болидах – отсюда и популярность этого цвета в автоспорте.
-\BMW Art Cars
Арт-кары BMW – это целая коллекция произведений искусства на колесах. Родилась идея создания таких машин у гонщика (и акционера компании BMW) Эрве Пулена, который захотел, чтобы его «боевой» BMW стал настоящим холстом. В 1975 году появился первый арт-кар: BMW 3.0 CSL расписал художник Александер Колдер, и Полан выступил на нем в Ле-Мане.
Потом в дело вступили и другие знаменитые художники, включая Энди Уорхола (он не делал эскизы, а писал кисточкой сразу по машине). Сегодня существует 17 арт-каров BMW, самый свежий из которых – M3 GT2, выступавший в Ле-Мане и расписанный художником Джеффом Кунсом.
-\Falken
Компания Falken Tire Corporation, основанная в 1983 году и ныне принадлежащая фирме Dunlop (которой, в свою очередь, владеет корпорация Goodyear), с самого рождения специализировалась на спортивных шинах. Всемирный успех к фирме пришел, конечно, раньше, чем появилась знаменитая раскраска – но ливрея хороша! Сегодня фирма Falken спонсирует, в основном, дрифтеров.
я выбрал вместо рекламы.
-\Gulf
Нефтяная компания Gulf была основана в 1901 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания. В 1941 году она вошла в десятку самых крупных компаний США, а затем была приобретена известным «горючим» холдингом Chevron.
В историю автоспорта компания вошла как один из самых известных спонсоров. Болиды Aston Martin, прототипы Porsche, Ford GT и многие-многие другие несли на себе наклейки с логотипом Gulf. Сейчас эта цветовая схема перешла в разряд классических, поэтому фанаты расклеивают свои машины в цвета Gulf безо всякого спонсорства. Узнаваемость – стопроцентная!
я выбрал вместо рекламы.
-\John Player Special
Табачная компания John Player & Sons прославилась не только своими сигаретами, но и успехами в автоспорте. Впервые ее имя появилось в 1968 году на болиде Lotus 49 Gold Leaf, окрашенном в золотисто-красный цвет. А знаменитая черная с золотым ливрея родилась в 1972 году – и продержалась вплоть до 1986 года.
Несмотря ни на что, это сочетание цветов живет до сих пор: достаточно взглянуть на болиды Lotus в Формуле-1. По сути, черно-золотистая расцветка стала для «Лотуса» тем же, что и синий цвет сигарет 555 для Subaru.
-\Mazda Renown
Спонсором экипажа номер 55 (Херберт, Вайдлер, Гашо) в гонке «24 часа Ле-Мана» 1991 года выступила японская компания Renown, производящая одежду. Отсюда и характерная раскраска автомобиля в «ромбик», как на классических свитерах. Машина выиграла гонку (это первая и до сих пор единственная победа японского автомобиля в Ле-Мане) и, конечно же, сразу стала культовой. А заодно прославилась и ливрея.
-\UOP Shadow
Американская команда Shadow выступала в Формуле-1 с 1973 по 1980 год. Одним из спонсоров команды была фирма UOP (Universal Oil Products) – и несколько сезонов болиды ездили в ее фирменном черном цвете. Выглядели они очень стильно, но больших успехов не достигли: за 112 гонок была одержана только одна победа.
-\Shadow
Пожалуй, это одна из самых нелепых гоночных раскрасок за все времена. Зато со львом!
-\Lucky Strike и 555
У дебютировавшей в 1999 году в Формуле-1 команды BAR была «двойная ливрея» с рекламой сигарет Lucky Strike и 555. Оба бренда продвигал владелец команды British American Tobacco, поэтому каждому из них отдали ровно половину машины. Изначально команда хотела красить две свои машины по-разному (одну в 555, а другую в Lucky Strike). Но руководство Формулы-1 это не одобрило, после чего и родилась остроумная «молния».
-\Penthouse
Руперт Киган выступал в гонках за деньги своих спонсоров, одним из которых в 1977 году был эротический журнал Penthouse. Но, несмотря на «клубничку» на бортах, болид получился далеко не самым сексуальным. Да и ехал он никак.
-\Apple
Компания Apple Computers также спонсировала автоспорт, но «радужная» раскраска в тон старому логотипу фирмы, мягко говоря, на любителя. На фотографии – Porsche 935 на гонке в Себринге в 1980 году.
-\Red Lobster
Одна из самых безумных раскрасок гоночной машины за все время существования автоспорта. Автомобиль – March 83G топового класса GTP (Grand Touring Prototypes), который ездил в американском чемпионате IMSA GT. Спонсором команды была крупная сеть (свыше 700 заведений в США, Канаде, ОАЭ и Японии) ресторанов Red Lobster.
В 1983 году за March выступал экипаж (Коварт/Миллерс), причем выступал неплохо – на его счету четыре вторых места. Правда, до того, как машину покрасили «в омара», она выступала лучше. Предыдущий владелец March 83G, Эл Хорберт, выиграл на ней три гонки из четырех.
-\Benetton
Для болидов команды Benetton всегда были характерны яркие цвета: как-никак, бренд молодежной одежды. Но в сезоне 1986 года они, кажется, перегнули палку – особенно с колесами.
-\Kronenbourg
Французская марка пива Kronenbourg тоже спонсировала Формулу-1. Но ливрея получилась странной – Larrousse LH94 Ford 1994 года был больше похож на рыцарский щит на колесах, чем на гоночный болид.
-\Honda
В сезоне 2007 года у «Хонды» в Формуле-1 со спонсорами было неважно. Поэтому гоночный болид, который совсем не похож на гибрид Toyota Prius, раскрасили в эко-стиле. Вышло некрасиво.
-"Леопардик"
Владелица этой машины, 29-летняя Екатерина Стратиева, называет ее «леопардиком». Она выступает в IRC, причем вполне неплохо. Может, раскраска машины помогает?
-\Траурные Ferrari
В Формуле-1 Ferrari несколько раз по грустным поводам красила нос болидов в черный цвет. Один раз – после теракта 11 сентября и еще один – после смерти папы Римского в 2005 году.
-\Gitanes
Французская формульная команда Ligier (1976-1996) традиционно спонсировалась французским же табачным брендом Gitanes. Обычно их болиды выглядели вполне традиционно, но вот этот JS39, выступавший в таком виде на Гран-при Японии и Австралии 1993 года, обыкновенным точно не назовешь.