Опубликовано 18 мая 2012, 14:35

Болид-арт

Какой была самая необычная раскраска гоночных машин
Автогонки - это одна из движущих сил прогресса. Для самих гонок такой силой является реклама, но на спортивных автомобилях она появилась недавно. Именно рекламные наклейки сегодня обеспечивают узнаваемость гоночных машин - иногда настолько, что становятся объектом изучения искусствоведов.
Фотографии из архивов компаний Porsche, BMW, Ferrari, Honda, Mazda, Lotus, Gulf, Aston Martin, Ford
Фотографии из архивов компаний Porsche, BMW, Ferrari, Honda, Mazda, Lotus, Gulf, Aston Martin, Ford

Как известно, автогонки – это одна из движущих сил прогресса. Для самих гонок такой силой является реклама, но на спортивных автомобилях она появилась лишь в середине XX века. Именно рекламные наклейки сегодня обеспечивают узнаваемость гоночных машин, причем их сочетание бывает столь необычным, что иногда становится объектом изучения искусствоведов.

На заре автоспорта болиды красили в определенный цвет, который зависел от национальности конюшни или пилота. Так, итальянские болиды Alfa Romeo, Maserati и Lancia (а позже и Ferrari) были красными, английские автомобили – зелеными, французские – синими, а немецкие – белыми или серебристыми.

Эта традиция берет начало с гонок на кубок Гордон Беннетта, которые проводились совместно с клубом автомобилистов Франции ACF с 1900 по 1905 год (позже французы решили делать все сами и организовали первую гонку в Ле-Мане). В кубке Гордон Бенетта команды были национальными: гонщики-французы выступали на французских машинах, немцы – на немецких и так далее. Чтобы зрителям было проще определять «своих» и было придумано разделение стран по цветам. Окончательно оно сформировалось к 1920-м годам.

Помимо Ferrari, которая до сих пор выкрашивает гоночные болиды в красный цвет, традиции чтет и Aston Martin – некоторые из ле-мановских болидов имеют цвет British Racing Green)

Помимо Ferrari, которая до сих пор выкрашивает гоночные болиды в красный цвет, традиции чтет и Aston Martin – некоторые из ле-мановских болидов имеют цвет British Racing Green)

Любопытно, что красный цвет изначально был закреплен не за Италией, а за США – но позже он был заменен на белый с двумя синими полосами вдоль машины или синий с белыми полосами. Впервые такая раскраска была использована командой Cunningham.

Автоспорт быстро перестал быть состязанием между странами, но традиция осталась. Причем зачастую в тот или иной цвет машины красились по национальности не автопроизводителя, а гонщика: например, на гонке можно было встретить желтую Ferrari, которой управлял бельгийский пилот (гоночный цвет Бельгии – желтый).

На заре автоспорта Ferrari позволяли своим гонщикам ездить на машинах не только красного цвета -- например, в 1958 году бельгийский пилот Оливье Жендебьен ездил на желтой 246 Dino)

На заре автоспорта Ferrari позволяли своим гонщикам ездить на машинах не только красного цвета -- например, в 1958 году бельгийский пилот Оливье Жендебьен ездил на желтой 246 Dino)

Считается, что первая реклама на гоночном болиде появилась на Porsche 550-1500 RS Spyder 1954 года, который принял участие в гонке Carrera Panamericana в Мексике. В 1968 году FIA официально разрешила использовать спонсорские ливреи в Формуле 1 – первой стала команда Brabham, на бортах болидов которой была размещена реклама сигарет Gunston. С этого момента все изменилось навсегда.

Что только не придумывали команды, чтобы их болид (а значит, и спонсор) привлекал к себе больше внимания! И обнаженных женщин на борта наклеивали, и в безумные цвета красили, а некоторые автомобили и вовсе становились произведениями искусства на колесах.


-\Marlboro

Marlboro – один из самых знаменитых спонсоров в истории автоспорта. Цвета этой компании носили команды Формулы-1 McLaren, Ferrari и многие другие. Но были и исключения: в 1986 году красно-белая раскраска на болидах McLaren MP4/2C поменялась. Так было решено промоутировать легкие сигареты Marlboro Lights.


Болид-арт

-\Pink Pig

Модификация легендарного Porsche 917 (917/20) была одной из самых идеальных машин своего времени с точки зрения аэродинамики. Вот только получилась она ужас какой некрасивой! Впрочем, работающие в Porsche люди оказались не без чувства юмора – они решили раскрасить «жирную» на вид машину под свинью с разделочной схемой мясника. Получилось незабываемо.


-\Richard Petty Blue

Ричард Петти – это как Михаэль Шумахер, только в гонках NASCAR. Величайший гонщик, в США его называют просто «Король». Его карьера впечатляет: он принял участие в 1184 гонках и был чемпионом NASCAR семь раз – столько же «наскаровских» титулов за всю историю завоевал только Дейл Эрнхардт. Именно образ Ричада Петти был использован в знаменитом диснеевском мультфильме «Тачки». Большую часть своей карьеры «Король» гонял на ярко-голубых болидах – отсюда и популярность этого цвета в автоспорте.


-\BMW Art Cars

Арт-кары BMW – это целая коллекция произведений искусства на колесах. Родилась идея создания таких машин у гонщика (и акционера компании BMW) Эрве Пулена, который захотел, чтобы его «боевой» BMW стал настоящим холстом. В 1975 году появился первый арт-кар: BMW 3.0 CSL расписал художник Александер Колдер, и Полан выступил на нем в Ле-Мане.

Потом в дело вступили и другие знаменитые художники, включая Энди Уорхола (он не делал эскизы, а писал кисточкой сразу по машине). Сегодня существует 17 арт-каров BMW, самый свежий из которых – M3 GT2, выступавший в Ле-Мане и расписанный художником Джеффом Кунсом.


Болид-арт

-\Falken

Компания Falken Tire Corporation, основанная в 1983 году и ныне принадлежащая фирме Dunlop (которой, в свою очередь, владеет корпорация Goodyear), с самого рождения специализировалась на спортивных шинах. Всемирный успех к фирме пришел, конечно, раньше, чем появилась знаменитая раскраска – но ливрея хороша! Сегодня фирма Falken спонсирует, в основном, дрифтеров.


-\Gulf

Нефтяная компания Gulf была основана в 1901 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания. В 1941 году она вошла в десятку самых крупных компаний США, а затем была приобретена известным «горючим» холдингом Chevron.

В историю автоспорта компания вошла как один из самых известных спонсоров. Болиды Aston Martin, прототипы Porsche, Ford GT и многие-многие другие несли на себе наклейки с логотипом Gulf. Сейчас эта цветовая схема перешла в разряд классических, поэтому фанаты расклеивают свои машины в цвета Gulf безо всякого спонсорства. Узнаваемость – стопроцентная!


-\John Player Special

Табачная компания John Player & Sons прославилась не только своими сигаретами, но и успехами в автоспорте. Впервые ее имя появилось в 1968 году на болиде Lotus 49 Gold Leaf, окрашенном в золотисто-красный цвет. А знаменитая черная с золотым ливрея родилась в 1972 году – и продержалась вплоть до 1986 года.

Несмотря ни на что, это сочетание цветов живет до сих пор: достаточно взглянуть на болиды Lotus в Формуле-1. По сути, черно-золотистая расцветка стала для «Лотуса» тем же, что и синий цвет сигарет 555 для Subaru.


-\Mazda Renown

Спонсором экипажа номер 55 (Херберт, Вайдлер, Гашо) в гонке «24 часа Ле-Мана» 1991 года выступила японская компания Renown, производящая одежду. Отсюда и характерная раскраска автомобиля в «ромбик», как на классических свитерах. Машина выиграла гонку (это первая и до сих пор единственная победа японского автомобиля в Ле-Мане) и, конечно же, сразу стала культовой. А заодно прославилась и ливрея.


-\UOP Shadow

Американская команда Shadow выступала в Формуле-1 с 1973 по 1980 год. Одним из спонсоров команды была фирма UOP (Universal Oil Products) – и несколько сезонов болиды ездили в ее фирменном черном цвете. Выглядели они очень стильно, но больших успехов не достигли: за 112 гонок была одержана только одна победа.


-\Shadow

Пожалуй, это одна из самых нелепых гоночных раскрасок за все времена. Зато со львом!


Болид-арт

-\Lucky Strike и 555

У дебютировавшей в 1999 году в Формуле-1 команды BAR была «двойная ливрея» с рекламой сигарет Lucky Strike и 555. Оба бренда продвигал владелец команды British American Tobacco, поэтому каждому из них отдали ровно половину машины. Изначально команда хотела красить две свои машины по-разному (одну в 555, а другую в Lucky Strike). Но руководство Формулы-1 это не одобрило, после чего и родилась остроумная «молния».


-\Penthouse

Руперт Киган выступал в гонках за деньги своих спонсоров, одним из которых в 1977 году был эротический журнал Penthouse. Но, несмотря на «клубничку» на бортах, болид получился далеко не самым сексуальным. Да и ехал он никак.


-\Apple

Компания Apple Computers также спонсировала автоспорт, но «радужная» раскраска в тон старому логотипу фирмы, мягко говоря, на любителя. На фотографии – Porsche 935 на гонке в Себринге в 1980 году.


Болид-арт

-\Red Lobster

Одна из самых безумных раскрасок гоночной машины за все время существования автоспорта. Автомобиль – March 83G топового класса GTP (Grand Touring Prototypes), который ездил в американском чемпионате IMSA GT. Спонсором команды была крупная сеть (свыше 700 заведений в США, Канаде, ОАЭ и Японии) ресторанов Red Lobster.

В 1983 году за March выступал экипаж (Коварт/Миллерс), причем выступал неплохо – на его счету четыре вторых места. Правда, до того, как машину покрасили «в омара», она выступала лучше. Предыдущий владелец March 83G, Эл Хорберт, выиграл на ней три гонки из четырех.


-\Benetton

Для болидов команды Benetton всегда были характерны яркие цвета: как-никак, бренд молодежной одежды. Но в сезоне 1986 года они, кажется, перегнули палку – особенно с колесами.


Болид-арт

-\Kronenbourg

Французская марка пива Kronenbourg тоже спонсировала Формулу-1. Но ливрея получилась странной – Larrousse LH94 Ford 1994 года был больше похож на рыцарский щит на колесах, чем на гоночный болид.


Болид-арт

-\Honda

В сезоне 2007 года у «Хонды» в Формуле-1 со спонсорами было неважно. Поэтому гоночный болид, который совсем не похож на гибрид Toyota Prius, раскрасили в эко-стиле. Вышло некрасиво.


-"Леопардик"

Владелица этой машины, 29-летняя Екатерина Стратиева, называет ее «леопардиком». Она выступает в IRC, причем вполне неплохо. Может, раскраска машины помогает?


-\Траурные Ferrari

В Формуле-1 Ferrari несколько раз по грустным поводам красила нос болидов в черный цвет. Один раз – после теракта 11 сентября и еще один – после смерти папы Римского в 2005 году.


Болид-арт

-\Gitanes

Французская формульная команда Ligier (1976-1996) традиционно спонсировалась французским же табачным брендом Gitanes. Обычно их болиды выглядели вполне традиционно, но вот этот JS39, выступавший в таком виде на Гран-при Японии и Австралии 1993 года, обыкновенным точно не назовешь.