Мсье Леб. Избранное
Лучшие гонки и главные соперники Себастьена ЛебаСебастьен Леб уходит из мирового ралли в титуле девятикратного чемпиона мира. Медленно. Если не сказать «нерешительно». В следующем году великий француз проедет еще пять гонок перед тем, как окончательно покинет WRC. Провожая эльзасца из чемпионата, «Мотор» вспоминает его автомобили, лучшие гонки и главных соперников.
Его рекорды еще долго никто не сможет превзойти. По крайней мере, в ближайшие десять лет это будет невозможно даже с математической точки зрения.
Но пока от славной карьеры Себастьена Леба в качестве воспоминаний не остались исключительно цифры, мы решили вспомнить те гонки, за которые Лебом на самом деле стоит восхищаться.
Протокол, выпущенный по итогам гонки, возможно, ни разу за всю карьеру Себа не выглядел столь красиво. Позади фамилии молодого француза были, загибайте пальцы: Томми Мякинен, Карлос Сайнс, Колин МакРей, Маркус Гронхольм и Ричард Бернс – пять чемпионов мира! Но двухминутный штраф, наложенный судьями, в итоге отбросил Леба на второе место.
На финише Себ привез Мякинену почти минуту. Но к этому моменту судьба гонки от него уже не зависела. Экипаж допустил глупую ошибку – в конце второго дня, перед тем как загнать Xsara в закрытый парк, Леб и его штурман Даниэль Элена поменяли шины, чего делать по правилам было нельзя.
Citroen подала апелляцию, Леб получил кубок за первое место, но потом вынужден был отправить его Томми. «Мне все равно, – сказал тогда Себ. – Я не буду выступать во всех гонках чемпионата и не борюсь за титул. Если ему нужны эти 10 очков, пусть забирает». Сам он до сих пор считает, что победил.
К началу своего второго полного сезона в WRC Себ все еще считался исключительно «асфальтовым» специалистом. После Ралли Швеции если об этом и продолжали говорить, то уже лишь по привычке.
Если бы не проблемы на Ford Маркко Мартина и если бы не два эффектных разворота Peugeot 206 Маркуса Гронхольма, победа в этой гонке Лебу, конечно бы, не досталась. Но их проблемы – это их проблемы. Факт в том, что за всю 40-летнюю к тому моменту историю Ралли Швеции в гонке побеждали только скандинавы. А тут вдруг французский «асфальтовый ас».
Выиграв эту гонку, Леб мог выиграть свой второй в карьере чемпионский титул. К старту пятнадцатого спецучастка он лидировал с почти минутным преимуществом над Петтером Сольбергом, но тут в аварию угодил Маркко Мартин. Штурман эстонца Майкл Парк погиб, гонку решено было остановить.
Все, что оставалось сделать остальным – доехать до сервис-парка. Леб намеренно прибыл на контрольный пункт раньше положенного и получил штраф, который отбросил его на третье место. Это был не самый подходящий момент для победы в чемпионате.
####Машины чемпиона
«Все ждали, что я выиграю здесь, – сказал Леб после победы на Ралли Корсики. – Поэтому я решил сделать что-нибудь особенное». Из всех своих рекордов первый по-настоящему крупный Себ установил на домашнем ралли во Франции. Выиграв абсолютно все спецучастки гонки.
Citroen на год закрыла заводскую команду, посвятив сезон подготовке C4. Леб же отправился гоняться в частную Kronos. В Монте-Карло, на стартовом этапе сезона, другие заводские коллективы выпустили на старт совершенно новые автомобили, а в распоряжении Леба оказалась старушка Xsara, не обновлявшаяся с 2004 года. Тем удивительнее то, что случилось в самой гонке.
К концу первого дня Себ оторвался ото всех на минуту, но потом приложил машину о стену. Спецучасток закончить не удалось, Леб схлопотал штраф в пять минут... Правда, до финиша оставалось еще два дня и 11 «допов».
Выиграв в субботу все спецучастки, он поднялся на четвертое место, а к вечеру воскресенья – на второе. На финише Себ проиграл победившему Гронхольму на новеньком Focus чуть больше одной минуты.
Сломав осенью 2006 года плечо в результате прогулки на велосипеде, Себ вернулся в ралли только в начале следующего сезона. Леб еще не на все сто процентов восстановился после травмы, это была первая гонка для C4, но в итоге уже с самого старта гонки все стало понятно.
C4 WRC выиграла свои первые девять спецучастков в чемпионате мира, и уже к середине второго дня гонки Леб стал работать «на доезд». В WRC все осталось по-старому.
Возможно, это была не лучшая гонка в карьере самого Леба, но, скорее всего, лучшая во всей истории WRC. Победы на всех восемнадцати спецучастках (кроме одного) поделили между собой два человека – сам Себ и Маркус Гронхольм. Ни разу по ходу гонки отрыв между двумя лидерами не превысил 15 секунд (!), а на протяжении всего последнего дня – трех секунд (!!!).
За два «допа» до финиша Леб выигрывал 0,2 секунды, потом лидерство перешло к Гронхольму, который «привез» Себу на предпоследнем спецучастке сразу 0,9 секунды. Как оказалось, слишком много...
Чтобы посмотреть на финальный суперспешиал, механики обеих команд побросали гаечные ключи и домкраты и обступили трассу со всех сторон. Себастьен выиграл у Маркуса 0,4 секунды на заключительном «допе», но проиграл гонку. После 355 километров Леб отстал от финна всего на 0,3 секунды.
Едва ли не перед каждым сезоном одной из главных задач, которые Себ ставил перед самим собой, была победа в Финляндии. Выиграть в Ювяскюля у горячих финских парней и прочих скандинавов удавалось до Себа лишь двоим – испанцу Карлосу Сайнсу и французу Дидье Ариолю. Леб победил здесь лишь с седьмой попытки, в жесточайшей схватке одолев Микко Хирвонена.
Единственное, что наверняка заставит Леба поморщиться, вспоминая свою карьеру, – тот факт, что ему так ни разу и не удалось опередить на дорожках в окрестностях Юваскюля своего главного соперника, Маркуса Гронхольма.
Большинство своих титулов Себ выиграл досрочно. Один – даже сидя на диване со сломанным плечом. Поэтому титул, вырванный у Микко Хирвонена в грязном октябрьском Уэльсе 2009-го, кажется самым ценным.
На последний этап сезона Леб приехал, отставая от финна на одно очко. Единственный раз в карьере Себа только победа в заключительной гонке могла гарантировать ему титул. Ту гонку сделали два утренних спецучастка в субботу. На протяжении всего первого дня Леб и Хирвонен шли вровень. В начале второго отрыв составлял всего две секунды, но на 15-километровом Crychan и 18-километровом Hulfway Себ где-то нашел еще 23. Эти два «допа» многие называют лучшими в карьере француза.
В последний день гонки Микко помчал на все деньги, но, сократив было отставание, после очередного прыжка оторвал капот своего Focus. Леб выиграл титул с преимуществом в одно очко.
Еще один фантастический камбэк Леба. Приложив C4 левой дверью о перила моста, Себ потерял полторы минуты в самом начале гонки. Погоня началась после дневного сервиса в первый день и продолжилась во второй. Всего за сутки с небольшим отставание чемпиона сократилось до четырех секунд!
В распоряжении Себа оставался еще день на то, чтобы уничтожить соперников окончательно. Но едва выйдя в лидеры, Леб ошибся еще раз. А потом еще раз. В итоге – третье место, позади Яри-Матти Латвалы и Себастьена Ожье.
####Пять причин любить Францию, помимо Себастьена Леба