Поддельный «Гелик» для диктатора
Как для армии Мьянмы сделали копию «Гелендевагена» из подручных материалов«Старший генерал Мин Аун Хлайн инспектирует войска во время парада в честь Дня вооруженных сил в Нейпьидо» — гласит подпись под фотографией. Казалось бы, что такого? «Гелендевагены» стоят на вооружении многих армий мира — от Германии, Канады и Австралии до Греции, Алжира и Индонезии. Правда, Мьянма много лет находилась под санкциями...
я выбрал вместо рекламы.
Но тренированный годами практики глаз автомобильного журналиста замечает мелкие несоответствия. Что-то здесь не то! Дело даже не в лобовом стекле из двух половинок — армейские заказчики порой выдвигают довольно экзотические требования. Но заметны и другие странности: чуть иные пропорции кузова с более широкими накладками фар, выполненные заодно с крыльями расширители (на Мерседесах там пластиковые накладки), а главное — внизу выглядывают рычаги независимой подвески вместо моста на австрийском вездеходе!
Меня всё это заинтриговало, и я погрузился в поиски. Нашёл ещё несколько фотографий с того парада, на которых лучше видно эмблему и шильд на боковине: на них — название внедорожника, Innlay.
По этому названию отыскал публикации на сайтах из Мьянмы. Большинство тиражирует один и тот же текст двухлетней давности с сайта министерства обороны, из которого следует: в серию запущен первый автомобиль собственной конструкции. Раму, двигатель, кузов и другие детали внедорожника изготавливают на «Машиностроительном заводе Tatmadaw» в селе Хтонбо на севере страны — бывшей «Автомобильной фабрике №2» министерства промышленности Мьянмы. Там же ведётся сборка автомобилей. По названию понятно, что завод военный: Tatmadaw — это вооружённые силы Мьянмы. Редукторы якобы выпускает машиностроительная фабрика в Мьинджане, что в центре страны.
В семидесятые и восьмидесятые на той же фабрике в Хтонбо собирали из CKD-комплектов внедорожник Mazda XV-1, он же X-2000, он же XVA-44. Если вы ничего про него не слышали, то это и не удивительно: японцы разработали его специально для вооружённых сил Мьянмы. Внедорожник имел незамысловатую конструкцию, типичную для армейских «джипов» середины века: простая лонжеронная рама, неразрезные мосты и рессорная подвеска спереди и сзади, подключаемый полный привод, двигатель — нижневальная бензиновая «четверка» объёмом 2 литра и мощностью около 80 сил.
я выбрал вместо рекламы.
Мы нашли фотографии с фабрики, на которых комиссия высокопоставленных военных осматривает производство нового внедорожника. И, честно говоря, завод не выглядит как полноценное автомобильное производство: скорее, он похож на авторемонтные мастерские или сборочные цеха, где идёт сборка из машинокомплектов.
Вновь сборка из зарубежных машинокомплектов? Очень может быть! — подумали мы. Ведь китайский концерн BAIC как раз разработал по заказу военных свой клон «Гелика» с независимой передней подвеской, а в 2016-м даже выпустил гражданскую версию.
я выбрал вместо рекламы.
Но эта стройная версия не выдержала даже базовой проверки. Задняя подвеска на BAIC BJ80 сделана пружинной, а на фотографиях из Мьянмы хорошо видно рессоры. Явно различается и конструкция кузова: на внедорожнике BAIC нет наклонного разъёма по задней кромке передних крыльев, как у настоящего «гелика» и его копии из Мьянмы. Не совпадает и набор двигателей: «китаец» оснащался дизелем Cummins ISF 2.8 (как на нашей «Газели») либо бензиновым турбомотором объёмом 2,3 литра, а после обновления получил бензиновый турбомотор V6. Дизель под капотом «джипа» из Мьянмы совсем не похож на китайский Cummins.
И тут мне повезло — на фотографии, где перед комиссией на столах разложены агрегаты, я смог разглядеть номер запчасти, нанесённый краской на рессору. Поиск по каталогам запчастей выдал: это деталь от пикапа ZX Admiral китайской фирмы Hebei Zhongxing Automobile. Потом удалось прочесть и артикул на корпусе воздушного фильтра: вновь деталь той же фирмы! А уже зная это, получилось разглядеть овальную эмблемку фирмы на жгуте подкапотной проводки и корпусе воздушного фильтра.
Значит, Innlay Tactical Jeep — это «Адмирал» с армейским кузовом? Имея такую гипотезу, можно было искать доказательства в её пользу.
На первый взгляд, двигатель опровергал эту теорию. У него турбина слева и верхнее расположение интеркулера, в то время как на пикапы ZX Auto ставятся лицензионные дизели Isuzu J-серии (у которых турбина расположена справа по ходу движения и совершенно другая форма клапанной крышки).
Но затем я выяснил, что раньше на «Адмиралы» ставили дизель DongFeng — лицензионную версию ниссановского мотора QD32. Под капотом Innlay оказался именно он: совпало расположение турбины, форма клапанной крышки, характерный впускной коллектор с тремя продольными рёбрами и отвод охлаждающей жидкости в передней части головки блока.
я выбрал вместо рекламы.
После этого совпадения пошли косяком. На шасси — бордовая овальная наклейка на передней поперечине рамы, маркировка «G001» краской на верхних рычагах передней подвески (не говоря уже о самой схеме подвески). В салоне обнаружились и другие детали, явно заимствованные от пикапов ZX Auto: трёхспицевый руль, блок управления «печкой», барабанчик электропривода «раздатки», щиток приборов.
Не удивлюсь, если и штамповка для кузова приходит из Китая. Вернее, это и будет самым разумным предположением. Но сваривают и окрашивают кузова уже в Мьянме: в репортаже государственного телеканала MWD Variety видно, как рабочие крепят кузовные детали в кондукторах, скрепляют их струбцинами и сваривают — где-то клещами, а где-то и вручную, полуавтоматом. На том же видео можно рассмотреть и ванну, в которой грунтуют свежесваренные кузова.
Наше мини-расследование показало, что за Geländewagen находится на вооружении бравых бирманских вояк: на покупное шасси одного из рамных внедорожников ZX Auto они водрузили угловатый кузов собственного изготовления, скопированный с мерседесовского полноприводника. Похоже, дело закрыто. Надеюсь, вам было интересно!