Перевод со шведского
Все, что нужно знать о новом Volvo XC90Глядя на поливаемую депрессивным промозглым дождем пустую улицу вечернего Стокгольма, уже не возникает вопросов, почему устроенная Швеция так долго держала первенство по количеству суицидов. Но стоит приблизиться к центру города, как отовсюду начинают доноситься названия товаров IKEA – именно так со стороны воспринимается шведский язык, – а в бесчисленных барах и ресторанах еще придется поискать свободное местечко. Именно в одном из них – ресторан называется Sturehof – Ассар Габриэльсон и Густав Ларсон когда-то решили основать самую известную шведскую автомобильную марку, которая в этом году, кажется, обретает вторую жизнь. Совершенно новый за одиннадцать лет Volvo XC90 – это союз китайского капитала, немецкого шеф-дизайнера и технической романтики наддува и поперечных рессор. Смотрите и не говорите, что не видели: теперь дизайн и технологии Volvo разговаривают на новом языке.
Честно говоря, мы уже думали, что этот момент не наступит никогда, и Volvo XC90, в конце концов, догонит по возрасту Land Rover Defender. Но когда кроссоверу первого поколения пошел второй десяток, а все остальные автомобили, дебютировавшие в 2002 году, либо отправились в автомобильную Вальхаллу, либо доживали свои жизни в качестве такси в Афганистане, Volvo сообщили о разработке кроссовера второго поколения. И с этого момента не было и месяца, чтобы мы не получали об этом какую-нибудь новость.
Постепенно стало известно, что Volvo XC90 будет построен на основе новой платформы, получит оригинальную систему предотвращения съезда с дороги, а совсем недавно до нас дошла информация, что он также будет оборудован рулем, фарами и резиновыми шинами. Но наибольший интерес, конечно, вызывал дизайн – ведь периоды истории Volvo всегда были тесно связаны с личностью текущего шеф-дизайнера.
Если у вас молоко убежало, кончается заряд батареи в планшете или вы просто не хотите читать статью дальше, то можете узнать обо всех особенностях нового Volvo XC90 прямо сейчас:
Помните квадратные седаны 850 и 940 начала девяностых Яна Вильсгарда? Такой шведская марка пришла на российский рынок. Потом были запоминающиеся «плечи» по бокам кузова и большие треугольные задние фонари Питера Хорбери у первых S80, S60, XC90.
Следом мы наблюдали плавное развитие идей Хорбери в нынешних моделях XC60, S60 и V40 Стива Маттина, который сейчас отвечает за модели Vesta и XRay на Lada и, поговаривают, является самым высокооплачиваемым дизайнером в индустрии.
И вот перед нами новая эра немца Томаса Ингенлата. История рождается прямо на глазах.
Ускользающая красота
В течение последних двадцати лет Ингенлат оттачивал мастерство в разных отделениях концерна Volkswagen, а теперь и сами шведы, кажется, хотят получить чуточку холодной немецкой магии, став более структурированной и организованной компанией.
Наддувные моторы линейки Drive-E, масштабируемая платформа SPA, позволяющая гибко подходить к размерам проектируемого автомобиля – здесь полностью унифицирован только отрезок между передней осью и моторным щитом. Немного напоминает историю с платформой VW MQB, не правда ли?
И, как завершающий и главный штрих: новый визуальный язык марки, разработанный Ингенлатом, стиль которого отличается минимализмом и хирургической чистотой.
На первый взгляд кажется, что новый Volvo XC90 выглядит даже слишком консервативно. Но, во-первых, это самая дорогая и солидная модель в линейке. Во-вторых, именно благодаря этому качеству старая машина продержалась на конвейере долгие одиннадцать лет.
Новый кроссовер – это самый современный, самый роскошный, самый безопасный Volvo в истории, а сама компания, кажется, обретает вторую жизнь. В ее активе новый собственник, китайская компания Geely, и одиннадцать миллиардов долларов инвестиций за последние несколько лет. В пассиве: консервативная линейка моделей, которых по нынешним временам совсем не много.
Geely-были или внучатые племянники Volvo из Китая
Чтобы такими темпами догнать немецких конкурентов, шведам нужно двигаться только вперед, и каждый шаг на этом пути похож на прогулку по минному полю. Не зря новый XC90 шведы называют "выпускным экзаменом" и "перезапуском" марки. И одна из важных задач этого экзамена: донести до клиента, почему Volvo теперь будет стоить заметно дороже. Российские цены на кроссовер XC90 с дизелем D5 будут начинаться от 2 миллионов 830 тысяч рублей.
Внутри концепты Томаса Ингенлата Volvo Concept Coupe, XC Coupe и Concept Estate были не менее интересны, чем снаружи, но в серийном XC90 большинство сложносочиненных элементов исчезло, как косметика с лица четырнадцатилетней школьницы после дискотеки.
Такое впечатление, что интерьер кроссовера конструировали гораздо раньше, а потом внезапно появились инвестиции и новый шеф-дизайнер, Tesla Model S с ее домашней плазмой вместо передней панели, и дизайнеры наспех приспособили большой экран с дефлекторами вентиляции прямо посредине центральной консоли. Выглядит странно.
Вице-президент Volvo по дизайну интерьеров Робин Пейдж говорит, что некоторые детали, которые мы видели на концептах, просто не удалось адаптировать под серийное производство. Другие не подходили большому и солидному, как крепость на колесах, кроссоверу по стилю – будущие модели Volvo будут внутри больше похожи на концепты.
Главный лейтмотив интерьера: больше роскоши – меньше кнопок, отказ от которых позволил упростить конструкцию, освободить место в салоне, сократить издержки на производство и облегчить управление некоторыми функциями. Как видно, плюсов достаточно, и именно по этому пути когда-то пошли ограниченные в ресурсах создатели Tesla и ё-мобиля.
Меньше кнопок – больше денег
Но мы-то знаем, что автомобильные компании – главные специалисты по превращению красивых мультимедийных интерфейсов в неполноценных паралитиков с дизайном старой видеоприставки и удобством пакистанского банкомата.
Новый интерфейс системы Sensus разрабатывала команда программистов Volvo при участии компании Ericsson и, кажется, впервые искала вдохновение не в том самом пакистанском банкомате, а в смартфоне будущего.
Меню системы с дисплеем производства Mitsubishi Electric делится на пять горизонтальных блоков: навигация, мультимедиа, телефон, приложения, климат. И когда вы кликаете на один из них, то блок не переходит в отдельное подменю, а просто становится больше. Поэтому, чтобы затем перейти в другой раздел, вам не придется целиться в крошечные рисованные кнопки на экране – весь функционал всегда остается под рукой.
я выбрал вместо рекламы.
Не знаю, каково будет настраивать микроклимат, тыкая пальцем в экран на ухабистой дороге в районе деревни Нижние Конечности, но в статике Sensus похож на очень удачный интерфейс смартфона, что по нынешним временам практически комплимент. При этом система поддерживает интеграцию с Apple CarPlay и Google Android Auto – ваш смартфон будет чувствовать себя как дома.
Навигационный блок в интерфейсе Sensus расположен выше всех, чтобы быть прямо перед глазами, и имеет кнопочку "maximize" - увеличение карты во весь экран, как у Tesla.
Масштабировать и двигать изображение можно пальцами, как на смартфоне. Тут у меня начинают наворачиваться слезы на глаза – ведь карта не тормозит. А я уже думал, что до этого не доживу.
Картинку с навигации можно перенести на полностью электронную приборную панель, прямо между скромными нарисованными спидометром и тахометром. В отличие от электронных приборок Jaguar и Mercedes-Benz, здесь нет переливающихся градиентов и нарисованного хрома – только строгий минимализм. Оказывается, как мало иногда нужно для счастья.
Черные кнопки стеклоподъемников, оформленные под рояльный глянец, и хромированные ручки дверей из пластмассы выглядят уже не так удачно – нет ощущения дороговизны. Другие детали, напротив, достаточно харизматичны, чтобы оттянуть на себе впечатление от всего интерьера: вращающиеся ручки имеют оребрение в форме алмазных граней, а рычаг восьмиступенчатой автоматической коробки передач Aisin может быть выполнен из хрусталя и полированного металла.
Интересно, что крестильную чашу из граненого стекла у шведов заказывал еще Николай II, а теперь компания Orrefors, один из славных продолжателей традиций местного стекольного ремесла, поставляет свои изделия ручной работы на Volvo.
Эта музыка будет вечной
Кажется, в Volvo уже начали понимать, что они не шведская, а международная компания, но партнеры и поставщики компании все равно по большей части с севера Европы. Топовую аудиосистему с девятнадцатью динамиками и усилителем мощностью 1400 ватт, например, заказали у британцев из Bowers & Wilkins. Шершавая древесина с интересной фактурой – норвежского производства, а нежная кожа приезжает из Шотландии.
Впрочем, большинство компонентов новой аудиосистемы производит фирма Harman, а специалисты Bowers & Wilkins лишь работали над спецификациями и настройкой, но и здесь есть ряд любопытных особенностей. Во-первых, это диффузоры динамиков из кевлара – материала, из которого обычно делают бронежилеты и которым укрепляют баки машин Формулы-1.
Этот факт даже сподвиг меня задать специалистам Bowers & Wilkins самый идиотский вопрос вечера: можно ли прострелить динамик из огнестрельного оружия?
Думаю, над ответом тот молодой британский парень думает до сих пор, но для звучания кевлар хорош своей гибкостью, быстрым откликом и высокой устойчивостью к механическим нагрузкам.
Во-вторых, сабвуфер аудиосистемы сделан очень компактным и спрятан в тонкую боковую стенку кузова, практически не отнимая места у багажника. Для того, чтобы он сохранил свой частотный диапазон, его связали воздушным каналом с воздухом за бортом.
В-третьих, аудиосистема способна имитировать акустику концертного зала Гетеборга, где проходят концерты симфонической музыки. Так что, слушая за рулем на всю громкость "Ласковый май", вы сможете почувствовать себя в аристократической атмосфере одной из известных академических сцен Европы.
Кстати, на презентации Volvo XC90 было аж четыре специалиста по аудиосистеме и ни одного по полному приводу. Намек понятен: технические особенности клиентов сейчас интересуют не больше, чем коробка из-под обуви с мертвым хомячком, и все же конструкция XC90 достаточно самобытна, чтобы сказать о нескольких моментах.
Пара слов о мертвых хомячках
Все двигатели Volvo XC90 имеют объем два литра, четыре цилиндра и турбонаддув, который в самых мощных версиях работает в сочетании с компрессором. Как говорят сами шведы: «Пора закончить считать цилиндры».
Интересно, что на это ответят в США, где по прогнозам будет продаваться около тридцати процентов всех XC90?
Дизели D4 и D5 имеют мощность 190 и 224 лошадиных сил, бензиновые моторы Т5 и T6 по 254 и 320 сил. Самой мощной версией будет подзаряжаемый гибрид T8: помимо 320-сильного бензинового мотора он будет оснащаться встроенным в заднюю подвеску 80-сильным электромотором и блоком батарей в центральном тоннеле. Так батареи лучше защищены в случае аварии и не потребовали серьезной перепланировки компоновки автомобиля.
На чистом электричестве гибрид может проехать около сорока километров, а в перспективе сюда может поместиться батарея большего размера. XC90 электромобиль? Похоже, это такая же реальная, но отдаленная перспектива, как производство новых Volvo в Китае – планы действительно есть, но точные сроки держатся в секрете. Помнится, из-за неправильно переведенного пресс-релиза в Сети появлялась информация о том, что машины для России будут собираться в Китае. На самом деле, там пока начнется производство старой модели под именем XC Classic и исключительно для внутреннего рынка.
Типов привода два: передний и полный с муфтой Haldex пятого поколения в приводе задних колес. Передняя алюминиевая подвеска на двойных рычагах позволила сделать поведение кроссовера более стабильным, а в качестве упругого элемента задней подвески использована поперечная рессора из композита. Похожее решение используется в Chevrolet Corvette, но шведам она знакома по собственной модели Volvo 960 из середины девяностых.
По словам инженеров, такая схема очень проста в настройке, а также гораздо легче и компактнее двух торчащих вверх стальных пружин – просторный, семиместный салон был одним из приоритетов при конструировании. На третьем ряду сидений не только относительно комфортно умещается человек ростом до 170 сантиметров, но и предусмотрен полный пакет средств безопасности. От боковых подушек до ремней с преднатяжением.
Безопасность 2.0
Конечно, после всех этих разговоров о пуленепробиваемых динамиках и композитных рессорах рассказ был не полным без еще одной детали. Говорить о новом Volvo и не сказать о безопасности – это все равно, что съездить в Египет и не купить магнит на холодильник.
Сколько бы на презентации не говорили о роскоши и рекордно низких выбросах СО2, именно к безопасности шведы относятся буквально с материнской щепетильностью. Не зря пост старшего специалиста по безопасности в Volvo занимает женщина.
Новая Библия Volvo – это программа Vision 2020, возможно, самый большой вызов за все время существования Volvo. Во всяком случае, после того, как Габриэльсон и Ларсон чокнулись кружками в ресторане Sturehof. Программа предполагает, что начиная с 2020 года в шведских автомобилях больше не погибнет ни один человек, ну а XC90 пока станет самым безопасным автомобилем в истории компании.
Каждый элемент его конструкции не только сжигает бензин, проигрывает музыку и обеспечивает сцепление с дорогой, но работает на спасение жизни в аварии.
В конструкции кроссовера можно найти как проверенные механические решения, вроде поперечных брусьев в подушке сидений, защищающих таз при боковом ударе – их можно обнаружить еще в старых Volvo 90-х годов с системой SIPS, – так и электронику City Safety, которая автоматически замедляет автомобиль в случае опасности столкновения с другой машиной, пешеходом, велосипедистом и даже представителем инопланетной расы. При условии, что это человекоподобное существо.
Есть здесь и нечто вроде автопилота: функция помощи при медленном движении подразумевает, что следуя за впереди идущим автомобилем в пробке, XC90 самостоятельно разгоняется, тормозит и поворачивает руль.
Электроника может также распознать опасное приближение обочины и вероятность удара сзади: в этом случае превентивно подтягиваются ремни безопасности и, привлекая внимание других водителей, начинают мигать задние фонари. Что произойдет, когда к кроссоверу сзади на шоссе по синусоиде приблизятся разваливающиеся Жигули с антикрылом и прямотоком, пока неизвестно, но при таком количестве электроники возникновение технических глюков неизбежно.
Например, во время тестов в Нью-Йорке City Safety принимала пар из подземки и канализации за препятствие. И эти глюки специалистам еще придется устранять.
Инженеры постоянно работают над совершенствованием органов чувств электроники, но этой работой можно заниматься бесконечно. Даже серийный Volvo V40 принимает поднимающуюся развязку московского Третьего кольца за приближающуюся стену.
Что же до отведенного новому Volvo XC90 жизненного цикла, то он должен продлиться от семи до десяти лет. Все зависит от того, смогут ли клиенты марки проникнуться шотландской кожей, хрусталем, волшебной рессорой и новой ценой. Впрочем, шведы уже все просчитали – русские будут покупать каждый десятый XC90. Как хорошо, что хоть кто-то в этом сумасшедшем мире знает, что с нами будет завтра.