Уволить Ника
Пять причин, которые могли подтолкнуть Renault к увольнению пилотаНика Хайдфельда заменили на Бруно Сенну. В принципе, о таком варианте развития событий говорили давно, но мало кто верил, что это произойдет так скоро. Однако уже на предстоящем Гран-при Бельгии место напарника Виталия Петрова в команде Renault займет молодой Сенна. "Мотор" попытался разобраться в причинах такого решения, предложив пять вариантов ответа на вопрос "Почему уволили Ника Хайдфельда?"
Наиболее очевидная причина, в пользу которой говорит очень много фактов. Во-первых, из всех пилотов Renault (а их у команды Эрика Булье с учетом резервистов восемь) Хайдфельд занимает второе место по размеру зарплаты. На первом идет пропускающий сезон поляк Роберт Кубица: по сведениям TomorrowNewsF1, за пропущенный из-за травмы 2011 год Роберт получит восемь миллионов евро, а к следующему сезону его гонорар увеличится еще на миллион. Причем команда обязана выплатить Кубице деньги вне зависимости от того, будет он участвовать в гонках или нет.
Сложности ситуации добавляют перманентные финансовые проблемы Renault, которые не смог решить даже приход группы Lotus Cars в качестве титульного спонсора. Руководитель команды Эрик Булье с прошлого года ищет "альтернативные" спонсорству решения: от просьбы досрочно выплатить команде причитающиеся ей деньги за телетрансляции до размещения на болидах логотипа банка, выдавшего Renault ссуду.
В этом сезоне положение несколько улучшилось благодаря двукратному увеличению выплат российских инвесторов Виталия Петрова, но ситуация по-прежнему далека от идеальной. На Гран-при Монако появилась информация о 40-миллионном дефиците бюджета Lotus Renault GP. И пусть руководство команды яростно опровергает подобные сообщения, сопутствующие обстоятельства не могут не настораживать – стали бы команду спешно покидать высокопоставленные сотрудники, если бы у нее было все в порядке с деньгами? А ведь с начала года из Renault ушли семь ведущих технических специалистов...
В общем, команде, стоящей чуть ли не на грани банкротства, как воздух необходимо финансирование. И если спонсоры Бруно Сенны готовы раскошелиться за место боевого пилота для своего подопечного, увольнение "безденежного" Хайдфельда представляется вполне обоснованным решением.
Не секрет, что люксембуржский инвестиционный фонд Genii Capital, которому принадлежит Lotus Renault GP, рассматривает команду Формулы-1 как стратегическое бизнес-вложение. Иными словами, Жерару Лопесу и Эрику Люксу не нужны результаты: для предпринимателей важно извлечение прибыли. В таком случае, процесс выбора гонщиков проходит по совершенно особому принципу – за руль попадает не самый достойный, а "самый нужный".
Genii Capital – это мультифункциональное бизнес-объединение с интересами по всему миру. Согласно информации Toile F1, как раз сейчас у фонда появилось весьма перспективное начинание в Бразилии. Не исключено, что Лопес и Люкс рассчитывают заключить выгодную сделку, умаслив южноамериканских партнеров приглашением в команду бразильского пилота.
Да, такое объяснение не имеет ничего общего со спортом, но ведь Genii и не собирались заниматься альтруизмом: для фонда Формула-1 – это прежде всего площадка для демонстрации собственных бизнес-достижений. И если владельцам команды и впрямь понадобилось срочно усадить Сенну за руль, места должен был лишиться пилот, наименее привлекательный в маркетинговом плане. Разумеется, таким гонщиком стал Хайдфельд, чей контракт предусматривает безболезненное расторжение по инициативе команды в любой момент текущего сезона.
Расставание с Петровым вышло бы куда дороже – контракт с россиянином истекает только в конце 2012 года.
Такой вариант объяснения увольнения Ника Хайдфельда придется по душе романтикам, считающим, что в Формуле-1 по-прежнему важнее всего спорт и результаты, а не деньги, которые там зарабатываются.
И правда, если задуматься о будущем, то можно предположить, что в команде не могут полагаться на Хайдфельда в долгосрочной перспективе. Нику уже 34, а к победам Renault должны приводить молодые пилоты: с таким подходом команда сможет дольше удерживаться на вершине.
Соответственно, логичным будет опробовать кого-то из резервистов Renault, тем более, что стабильная пятая строчка в Кубке конструкторов позволяет не беспокоиться о положении в турнирной таблице. Даже в случае провала новобранца Renault застрахована от поражения своим отрывом от преследователей.
К тому же, ставка на Хайдфельда была бы не оправдана в контексте следующего сезона. Если Роберт Кубица сможет вернуться, то надобность в Нике отпадет сама собой, а в случае прекращения гоночной карьеры поляка команде потребуется новый лидер. Но, как известно, Ника Хайдфельда в этом качестве Булье уже не рассматривает.
Причина, на которой явно будут настаивать в Renault, и у которой меньше всего шансов на то, чтобы стать правдоподобной. Для быстрого анализа ситуации достаточно взглянуть на положение в генеральной классификации: У Хайдфельда больше очков, чем у его партнера Виталия Петрова. И если бы команду действительно не устраивали чьи-то скоростные характеристики, прощаться пришлось бы отнюдь не с Ником.
А если разобраться чуть более детально, то выяснится, что почти половину гонок Хайдфельду испортили соперники или собственная команда. Пожар в Венгрии, столкновения с конкурентами в Германии, Австралии и Канаде, ненужные ошибки в тактике пит-стопов и порядке использования резины стоили Нику нескольких десятков очков. Если бы не все эти злоключения, сейчас Хайдфельд мог бы опережать Росберга и бороться с Массой за шестое место в общем зачете.
В то же время, мало кто ожидал, что Хайдфельду с таким трудом будет даваться борьба с собственным напарником. Проигрывая Петрову в квалификациях со счетом 8:3, немцу приходилось раз за разом отыгрывать лишние позиции в гонке. Да и сам Виталий не раз страдал от тактических просчетов штаба Renault.
Любимая причина сторонников теории заговора: увольнение Хайдфельда необходимо Эрику Булье для того, чтобы спасти свою репутацию. Имея в начале сезона третий по скорости автомобиль, команда Renault умудрилась растерять свой отрыв не только от Ferrari, но и от команды Mercedes, вроде бы играющей в той же лиге.
Боссы команды могут сколь угодно долго придумывать причины отставания от конкурентов, но главного они не скроют: Renault действительно способна на большее. И если коллектив не реализует возможности машины, в первую очередь вина за это лежит на руководителе, не способном добиться от подчиненных слаженной работы. В такой ситуации Эрику Булье жизненно важно отвести от себя подозрения, ведь в противном случае владельцы Genii Capital могут уволить самого француза.
Замена Хайдфельда на Сенну в игре Эрика Булье является превосходно продуманным шагом. Неудачную середину сезона француз объяснит отсутствием в Хайдфельде лидерских качеств, а провальный конец – неопытностью Бруно Сенны. Так Булье с чистой совестью отделается сразу от пары пилотов, сохранив при этом заветное кресло босса Lotus Renault GP.
Правда, какой бы ни была истинная причина увольнения Ника Хайдфельда, куда важнее понять что же будет дальше. Куда идти безработному немецкому пилоту, за плечами которого более 150 Гран-при, но ни одной выигранной гонки? Как Renault будет дорабатывать машину, если оба ее действующих пилота дебютировали в Формуле-1 лишь в прошлом году?
Наконец, кто захочет сотрудничать с Эриком Булье, глядя на то, как легко он выгоняет пилотов из команды? И стоит ли Виталию Петрову продолжать свою карьеру в этой команде?