Опубликовано 23 августа 2011, 21:37

Уволить Ника

Пять причин, которые могли подтолкнуть Renault к увольнению пилота
Команда Формулы-1 Renault в середине сезона уволила своего первого пилота Ника Хайдфельда, заменив его на бразильца Бруно Сенну. "Мотор" решил разобраться в возможных причинах такого решения.
Ник Хайдфельд
Ник Хайдфельд
© Renault

Ника Хайдфельда заменили на Бруно Сенну. В принципе, о таком варианте развития событий говорили давно, но мало кто верил, что это произойдет так скоро. Однако уже на предстоящем Гран-при Бельгии место напарника Виталия Петрова в команде Renault займет молодой Сенна. "Мотор" попытался разобраться в причинах такого решения, предложив пять вариантов ответа на вопрос "Почему уволили Ника Хайдфельда?"

Уволить Ника

Наиболее очевидная причина, в пользу которой говорит очень много фактов. Во-первых, из всех пилотов Renault (а их у команды Эрика Булье с учетом резервистов восемь) Хайдфельд занимает второе место по размеру зарплаты. На первом идет пропускающий сезон поляк Роберт Кубица: по сведениям TomorrowNewsF1, за пропущенный из-за травмы 2011 год Роберт получит восемь миллионов евро, а к следующему сезону его гонорар увеличится еще на миллион. Причем команда обязана выплатить Кубице деньги вне зависимости от того, будет он участвовать в гонках или нет.

Размер зарплаты Хайдфельда в открытых источниках не публикуется, однако известно, что немец не привлек в команду ни одного спонсора. То есть, пока Виталий Петров, Бруно Сенна, Хо-Пин Тун, Ян Шаруз и Файруз Фаузи приносят в Renault деньги от поддерживающих их компаний, Ник не только отказывается приплачивать за свое право выступать в Lotus Renault GP, да еще и требует за свои услуги деньги. И это, наверняка, кому-то могло показаться невероятным нахальством для пилота, еще полгода назад вообще не имевшего места в Формуле-1.

Размер зарплаты Хайдфельда в открытых источниках не публикуется, однако известно, что немец не привлек в команду ни одного спонсора. То есть, пока Виталий Петров, Бруно Сенна, Хо-Пин Тун, Ян Шаруз и Файруз Фаузи приносят в Renault деньги от поддерживающих их компаний, Ник не только отказывается приплачивать за свое право выступать в Lotus Renault GP, да еще и требует за свои услуги деньги. И это, наверняка, кому-то могло показаться невероятным нахальством для пилота, еще полгода назад вообще не имевшего места в Формуле-1.

Сложности ситуации добавляют перманентные финансовые проблемы Renault, которые не смог решить даже приход группы Lotus Cars в качестве титульного спонсора. Руководитель команды Эрик Булье с прошлого года ищет "альтернативные" спонсорству решения: от просьбы досрочно выплатить команде причитающиеся ей деньги за телетрансляции до размещения на болидах логотипа банка, выдавшего Renault ссуду.

В этом сезоне положение несколько улучшилось благодаря двукратному увеличению выплат российских инвесторов Виталия Петрова, но ситуация по-прежнему далека от идеальной. На Гран-при Монако появилась информация о 40-миллионном дефиците бюджета Lotus Renault GP. И пусть руководство команды яростно опровергает подобные сообщения, сопутствующие обстоятельства не могут не настораживать – стали бы команду спешно покидать высокопоставленные сотрудники, если бы у нее было все в порядке с деньгами? А ведь с начала года из Renault ушли семь ведущих технических специалистов...

В общем, команде, стоящей чуть ли не на грани банкротства, как воздух необходимо финансирование. И если спонсоры Бруно Сенны готовы раскошелиться за место боевого пилота для своего подопечного, увольнение "безденежного" Хайдфельда представляется вполне обоснованным решением.

Уволить Ника

Не секрет, что люксембуржский инвестиционный фонд Genii Capital, которому принадлежит Lotus Renault GP, рассматривает команду Формулы-1 как стратегическое бизнес-вложение. Иными словами, Жерару Лопесу и Эрику Люксу не нужны результаты: для предпринимателей важно извлечение прибыли. В таком случае, процесс выбора гонщиков проходит по совершенно особому принципу – за руль попадает не самый достойный, а "самый нужный".

В описываемую концепцию очень хорошо укладывается сотрудничество Renault с Виталием Петровым: Жерар Лопес не раз подчеркивал, что надеется вырастить из отечественного спортсмена "русского чемпиона". Через Петрова бизнесмен рассчитывает проникнуть на российский рынок и наладить связи с крупными компаниями, поддерживающими пилота.

В описываемую концепцию очень хорошо укладывается сотрудничество Renault с Виталием Петровым: Жерар Лопес не раз подчеркивал, что надеется вырастить из отечественного спортсмена "русского чемпиона". Через Петрова бизнесмен рассчитывает проникнуть на российский рынок и наладить связи с крупными компаниями, поддерживающими пилота.

Genii Capital – это мультифункциональное бизнес-объединение с интересами по всему миру. Согласно информации Toile F1, как раз сейчас у фонда появилось весьма перспективное начинание в Бразилии. Не исключено, что Лопес и Люкс рассчитывают заключить выгодную сделку, умаслив южноамериканских партнеров приглашением в команду бразильского пилота.

Да, такое объяснение не имеет ничего общего со спортом, но ведь Genii и не собирались заниматься альтруизмом: для фонда Формула-1 – это прежде всего площадка для демонстрации собственных бизнес-достижений. И если владельцам команды и впрямь понадобилось срочно усадить Сенну за руль, места должен был лишиться пилот, наименее привлекательный в маркетинговом плане. Разумеется, таким гонщиком стал Хайдфельд, чей контракт предусматривает безболезненное расторжение по инициативе команды в любой момент текущего сезона.

Расставание с Петровым вышло бы куда дороже – контракт с россиянином истекает только в конце 2012 года.

Уволить Ника

Такой вариант объяснения увольнения Ника Хайдфельда придется по душе романтикам, считающим, что в Формуле-1 по-прежнему важнее всего спорт и результаты, а не деньги, которые там зарабатываются.

И правда, если задуматься о будущем, то можно предположить, что в команде не могут полагаться на Хайдфельда в долгосрочной перспективе. Нику уже 34, а к победам Renault должны приводить молодые пилоты: с таким подходом команда сможет дольше удерживаться на вершине.

Соответственно, логичным будет опробовать кого-то из резервистов Renault, тем более, что стабильная пятая строчка в Кубке конструкторов позволяет не беспокоиться о положении в турнирной таблице. Даже в случае провала новобранца Renault застрахована от поражения своим отрывом от преследователей.

Выбор Эрика Булье пал на Бруно Сенну. В активе у 27-летнего пилота правильная фамилия и знакомство с миром Формулы-1 после сезона в Hispania. В пассиве -- неубедительные результаты на тестах и в тренировках, а также отсутствие опыта доводки автомобиля и борьбы в середине пелотона. Возможно, для Renault пиар-составляющая оказалась важнее стабильности выступлений.

Выбор Эрика Булье пал на Бруно Сенну. В активе у 27-летнего пилота правильная фамилия и знакомство с миром Формулы-1 после сезона в Hispania. В пассиве -- неубедительные результаты на тестах и в тренировках, а также отсутствие опыта доводки автомобиля и борьбы в середине пелотона. Возможно, для Renault пиар-составляющая оказалась важнее стабильности выступлений.

К тому же, ставка на Хайдфельда была бы не оправдана в контексте следующего сезона. Если Роберт Кубица сможет вернуться, то надобность в Нике отпадет сама собой, а в случае прекращения гоночной карьеры поляка команде потребуется новый лидер. Но, как известно, Ника Хайдфельда в этом качестве Булье уже не рассматривает.

Уволить Ника

Причина, на которой явно будут настаивать в Renault, и у которой меньше всего шансов на то, чтобы стать правдоподобной. Для быстрого анализа ситуации достаточно взглянуть на положение в генеральной классификации: У Хайдфельда больше очков, чем у его партнера Виталия Петрова. И если бы команду действительно не устраивали чьи-то скоростные характеристики, прощаться пришлось бы отнюдь не с Ником.

А если разобраться чуть более детально, то выяснится, что почти половину гонок Хайдфельду испортили соперники или собственная команда. Пожар в Венгрии, столкновения с конкурентами в Германии, Австралии и Канаде, ненужные ошибки в тактике пит-стопов и порядке использования резины стоили Нику нескольких десятков очков. Если бы не все эти злоключения, сейчас Хайдфельд мог бы опережать Росберга и бороться с Массой за шестое место в общем зачете.

Если сопоставить все гонки этого сезона, то получится, что в ситуациях, когда Петров и Хайдфельд вдвоем финишировали в Гран-при, почти всегда более высокую позицию занимал Ник. Исключениями стали Гран-при Австралии, который Хайдфельд провел на подбитой машине, и Гран-при Китая, где авария Петрова в квалификации отбросила немца на 16 строчку на старте. В Стамбуле, Барселоне, Валенсии и Сильверстоуне Хайдфельд финишировал впереди россиянина, отыгрывая позиции после менее удачной квалификации.

Если сопоставить все гонки этого сезона, то получится, что в ситуациях, когда Петров и Хайдфельд вдвоем финишировали в Гран-при, почти всегда более высокую позицию занимал Ник. Исключениями стали Гран-при Австралии, который Хайдфельд провел на подбитой машине, и Гран-при Китая, где авария Петрова в квалификации отбросила немца на 16 строчку на старте. В Стамбуле, Барселоне, Валенсии и Сильверстоуне Хайдфельд финишировал впереди россиянина, отыгрывая позиции после менее удачной квалификации.

В то же время, мало кто ожидал, что Хайдфельду с таким трудом будет даваться борьба с собственным напарником. Проигрывая Петрову в квалификациях со счетом 8:3, немцу приходилось раз за разом отыгрывать лишние позиции в гонке. Да и сам Виталий не раз страдал от тактических просчетов штаба Renault.

Уволить Ника

Любимая причина сторонников теории заговора: увольнение Хайдфельда необходимо Эрику Булье для того, чтобы спасти свою репутацию. Имея в начале сезона третий по скорости автомобиль, команда Renault умудрилась растерять свой отрыв не только от Ferrari, но и от команды Mercedes, вроде бы играющей в той же лиге.

Боссы команды могут сколь угодно долго придумывать причины отставания от конкурентов, но главного они не скроют: Renault действительно способна на большее. И если коллектив не реализует возможности машины, в первую очередь вина за это лежит на руководителе, не способном добиться от подчиненных слаженной работы. В такой ситуации Эрику Булье жизненно важно отвести от себя подозрения, ведь в противном случае владельцы Genii Capital могут уволить самого француза.

Команда Renault не может обеспечить своих пилотов адекватной стратегией на гонку и регулярными обновлениями, но вместо того, чтобы исправлять ошибки, руководство конюшни занимается поиском виноватых. После внутреннего расследования коллектив [покинул](http://motor.ru/news/2011/06/14/renault/) спортивный директор Стив Нильсен, а спустя два месяца Renault уволила Хайдфельда. Кто следующий?

Команда Renault не может обеспечить своих пилотов адекватной стратегией на гонку и регулярными обновлениями, но вместо того, чтобы исправлять ошибки, руководство конюшни занимается поиском виноватых. После внутреннего расследования коллектив покинул спортивный директор Стив Нильсен, а спустя два месяца Renault уволила Хайдфельда. Кто следующий?

Замена Хайдфельда на Сенну в игре Эрика Булье является превосходно продуманным шагом. Неудачную середину сезона француз объяснит отсутствием в Хайдфельде лидерских качеств, а провальный конец – неопытностью Бруно Сенны. Так Булье с чистой совестью отделается сразу от пары пилотов, сохранив при этом заветное кресло босса Lotus Renault GP.

Правда, какой бы ни была истинная причина увольнения Ника Хайдфельда, куда важнее понять что же будет дальше. Куда идти безработному немецкому пилоту, за плечами которого более 150 Гран-при, но ни одной выигранной гонки? Как Renault будет дорабатывать машину, если оба ее действующих пилота дебютировали в Формуле-1 лишь в прошлом году?

Наконец, кто захочет сотрудничать с Эриком Булье, глядя на то, как легко он выгоняет пилотов из команды? И стоит ли Виталию Петрову продолжать свою карьеру в этой команде?