Кунсткабрио
Восемь необычных кузовов без крышиНа автосалоне в Детройте компания Porsche представила очередное поколение 911 Targa. Машина вернулась к корням и теперь по праву является "таргой", а не купе с большим люком в крыше. Вдохновленные немецкими инженерами, мы решили вспомнить и другие необычные типы кузова, лишенные крыши. Оставим традиционные кабриолеты и родстеры людям, лишенным воображения. Героев нашего обзора вполне можно выставлять в кунсткамере, ведь сегодня такие кузова – вымирающий или уже вымерший вид.
[center]~ Тарга ~[/center]
Что делать, если денег на разработку полноценного кабриолета нет, а иметь открытую модель в гамме страсть как хочется? Придумать "недокабриолет"! Именно так размышляли в Porsche, создавая самую первую версию 911 Targa, которая увидела свет в 1965 году. Тогда инженеры обошлись малой кровью: владелец мог демонтировать матерчатую секцию над водителем и пассажиром, а также целлулоидное заднее стекло. А вот мощная перемычка между центральными стойками оставалась, чтобы не снижать жесткость кузова спорткара до уровня желе.
И никакого дополнительного усиления кузова! Получилось дешево и быстро.
Имя этой машине досталось в честь сицилийской гонки Targa Florio – соревнования, где маленькие и юркие Porsche регулярно побеждали куда более мощные, но неповоротливые Ferrari и Shelby. Правда, именно «поршевская» версия кузова тарга со съемным задним стеклом не прижилась. Во-первых, потому что большинству водителей хватало и "отстегивающейся" панели над головой. А во-вторых, потому что кузов тарга моментально стал популярен среди производителей среднемоторных спорткаров, где крошечное заднее стекло – единственная преграда, позволявшая мозгам обитателей салона не свариться в собственном соку. Ведь изрезанный вентиляционными отверстиями капот моторного отсека находился в считанных сантиметрах от их затылков. В результате, в 1968 году стационарное заднее стекло получил и Porsche 911.
Тарги периодически появлялись в гамме совершенно разных производителей: Lamborghini, Honda, Toyota, Lotus, но наряду с Porsche главным производителем автомобилей с этим типом кузова была Ferrari.
я выбрал вместо рекламы.
Начиная с 1969 и вплоть до 1999 года каждая маленькая Ferrari имела модификацию с кузовом тарга. Dino 246, 308, 328, 348 и F355, - даже после появления в гамме последних двух моделей полноценного кабриолета спрос на тарги не падал. И все благодаря США, где подобные машины были в почете. Впрочем, американцы любили не совсем обычные тарги.
[center]~ Ти-топ ~[/center]
В американской автомобильной культуре принято разделять тарги с полностью съемной центральной секцией и так называемые Ти-топ (T-top) – купе, у которых съемными выполнены лишь две секции по краям крыши, а в центре остается мощная продольная перемычка. С ней жесткость кузова оказывается еще выше, а превратить обычное купе в Ти-топ можно в собственном гараже. Свое название этот тип кузова получил за то, что сверху рамка лобового стекла и перемычка напоминали буквы Т.
Пик популярности Ти-топов пришелся на вторую половину 1970-х – 1980-е годы, когда регулирующие органы в США активно боролись с полноценными кабриолетами, считая их небезопасными. Какое-то время в Детройте вообще не производили своих кабриолетов, зато версию Ти-топ получили чуть ли не все американские купе не слишком большого размера: Ford Mustang, Chevrolet Camaro, Pontiac Firebird, Dodge Daytona, Chevrolet Corvette, Mercury Capri, Chrysler Laser, Chevrolet Monte Carlo и многие другие. Не отставали и японцы, в те годы активно рвавшиеся на заокеанский рынок: Z-мобили Nissan, Toyota MR-2. Но уже в начале 1990-х даже они стали отдавать предпочтение полноценным таргам вроде Toyota Supra и Acura NSX-T.
я выбрал вместо рекламы.
Сейчас Ти-топ машины днем с огнем не сыщешь по обеим сторонам Тихого океана. Поэтому в дело вступили "гаражисты". Раз превратить обычное купе в Ти-топ так несложно, то почему бы это не сделать с любой понравившейся машиной? Поэтому в любом южном штате США есть масса мастерских, которые за не самые большие деньги вырежут в крыше вашей машины пару отверстий. Всяко веселее банального люка!
[center]~ Спидстер ~[/center]
Если «недокабриолетность» тарги и Ти-топа - это невозможность крышу полностью убрать, то у спидстера полноценную крышу нельзя установить, потому что ее просто нет. Несложно заметить, что название этого типа кузова произошло от слова speed – скорость. Так как лишний вес – один из основных врагов скорости, то и по-настоящему спортивная машина может обойтись без многих вещей, лишь бы стать легче. И это не только разные роскошества, вроде кондиционера или аудиосистемы, но и крыша заодно с боковыми окнами. Да и рамку лобового стекла тоже можно подрезать. Так еще и лобовое сопротивление можно снизить.
Часто спидстеры представляли собой омологационные версии гоночных машин, вроде Porsche 550 A Spyder 1953 года. Но в 1930-е годы с их миллионерами-романтиками такие кузова строились и для огромных и роскошных машин вроде Auburn Speedster и Packard 734 Speedster.
Но то, что хорошо в гонках, далеко не всегда оказывается удобным в повседневной жизни. Конечно, крышу на большинство серийных спидстеров установить все же можно, но для этого потребуется от 15 минут до получаса, ящик инструментов, пара друзей и шаман, чтобы просил духов дождя пощадить вас, пока работа не закончена. Поэтому-то спидстеры – чуть ли не самый редкий вид в нашем обзоре. Сейчас этот тип кузова почти забыт, а редкие исключения вроде Mazda MX-5 Superlight или Audi TT Club Sport так и остаются шоу-карами.
Фактически единственной маркой, регулярно радующей любителей долгой и премудрой установки крыши, остается Porsche: кузов Speedster имели и 356, и 911 первого поколения, и 964, и 993, и 997. Ждем спидстера в новейшем 991-м кузове!
[center]~ Фаэтон ~[/center]
Представьте, что вы ирландский гангстер в Чикаго 1930-х, и вам нужно отправить на тот свет какого-нибудь толстопузого итало-американца из конкурирующей группировки. Организовать drive-by (расстрелять конкурента из медленно проезжающей вдоль тротуара машины) – прекрасная идея, но какой автомобиль подойдет для этой работы лучше всего? Седан? Но у седанов тех лет окна не опускались, значит, придется бить стекло прикладом «томпсона». О битое стекло можно порезаться, стрелять неудобно, да и внимание копов израненная машина привлечет сразу же.
Кабриолет? Если опустить крышу, то вас будет легко опознать, а с поднятой крышей вы будете долго возиться с опускающимися стеклами. Идеальным вариантом является фаэтон – кабриолет без окон, роль которых играют брезентовые пристегивающиеся секции. Отстегнул "окно" с одной стороны, просунул ствол автомата и сделал свое дело, оставшись незамеченным.
Именно поэтому фаэтоны являлись любимым транспортом всех гангстеров Америки 1920-х – 1930-х годов. Ну, а законопослушные граждане ценили фаэтоны за возможность наслаждаться ветерком, не опуская крыши. До повсеместного распространения кондиционеров это была чуть ли не единственная возможность с комфортом передвигаться на автомобиле в жарких южных штатах. Машины с этим типом кузова имелись в гамме у каждого уважающего себя производителя – от скромного Ford A до величественных Duesenberg, Packard и Cadillac с моторами V12 и V16. Были свои фаэтоны и в Советском Союзе. Но если фаэтоны ГАЗ М1 так и остались экспериментами, то фаэтоны ЗИС-110 были выпущены ограниченной серией и долгое время являлись парадными автомобилями.
[center]~ Ландо ~[/center]
Как и фаэтон, кузов ландо известен еще со времен экипажей. Так называли кареты, у которых крыша опускалась только над пассажирами. В автомобилестроении кузов ландо быстро стал символом роскоши и красивой жизни. Пока наемный шофер потел в закрытой кабине, хозяева беспечно наслаждались свежестью и солнечными лучами. А в случае дождя компактный верх поднимался за считанные секунды. Вплоть до конца 1930-х ландо были обычным делом по обе стороны океана, а в Германии такими кузовами оснащались даже такси.
В отличие от других частично закрытых кузовов, ландо просуществовал достаточно долго. Причем некоторые его представители встречаются до сих пор. И благодарить за это следует политиков. До повсеместного распространения телевидения проезд по улицам города на небольшой скорости был редкой возможностью для главы государства показаться своим избирателям или подданным. Поэтому крыша над задним диваном лимузинов Папы Римского Павла VI, Николае Чаушеску, Линдона Джонсона, князя Монако Ренье и многих других была выполнена убирающейся.
Последний пример – ландо Lexus LS600h, построенный бельгийскими кузовщиками из Carat Duchatelet для церемонии бракосочетания князя Монако Альбера II и княгини Шарлен.
[center]~ Таун-кар / Брогам ~[/center]
Вот еще один каретный тип кузова – эдакое ландо наоборот. У таун-каров (или брогамов) всем ударам стихии открыт водитель, а пассажиры гордо восседают в закрытом салоне. А что? Кучеры жили так со времен изобретения колеса и не жаловались! Некоторые производители все же вспоминали про несчастных шоферов и предлагали возможность установки брезентовой или даже металлической крыши, которая в обычное время хранилась в гараже. Но боковых окон, а подчас и дверей, водителям не полагалось. Любой уважающий себя империалист не мог обойтись без такого автомобиля! Поэтому Saoutchik, Murphy, Mulliner, Park Ward и другие лучшие кузовные ателье строили свои версии брогамов и таун-каров для шасси производителей роскошных автомобилей.
я выбрал вместо рекламы.
Статусность "таун каров" была столь велика, что со временем появились "лже-таун кары" и "лже-брогамы". Как можно догадаться, речь идет о машинах Lincoln Town Car и Cadillac Brougham. Обычные седаны прикидывались музейными редкостями благодаря массивной виниловой обшивке крыши над задними пассажирами и задних стоек. Создавалось ощущение, что эта часть кузова стационарна, а панель из тонкого листа металла над водителем можно снять. Более того, в США многие тюнинговые мастерские предлагают превратить в "лже-брогам" вообще любой седан, просто закатав заднюю часть его крыши в винил. Так что если встретите такой Cadillac DTS или Chrysler 300 на дороге – не удивляйтесь.
[center]~ Купе де виль ~[/center]
Даже удивительно, что маркетологи еще не додумались называть свои банальные тарги громким именем "купе де виль". Ведь изначально так называли купированные таун-кары – двухдверные машины, где съемной была выполнена лишь крыша над передними сиденьями; сзади она оставалась фиксированной. Чем не тарга? Например тем, что заднее стекло и стойки были стационарными, а не съемными, как у настоящей тарги. Да и задний диван был полноценным, ведь кузовами купе де виль оснащались машины большие и дорогие: Delahaye, Bentley, Rolls-Royce, Cord и Bugatti.
Впрочем, с последней все не так и просто.
Пожалуй, самый известный (и безусловно самый дорогой) вариант купе де виль в мире – это Bugatti Type 41 Royale Coupe de Ville 1932 года, который на самом деле является... таун-каром! Четыре двери, отдельный салон для пассажиров со своим лобовым стеклом... Почему Анри Биндер, создавший этот кузов, посчитал свое творение "купе де виль" – непонятно. Но это не помешало машине быть купленной концерном VW в 1999 году за 20 миллионов долларов (больше 100 миллионов в долларах 2014 года). Еще один таун-кар на шасси Type 41 – Coupe Napoleon – ни за кого себя выдавать не пытается, хотя от творения Binder отличается лишь деталями.
[center]~ Полукабриолеты ~[/center]
Напоследок спустимся с небес на землю. Все эти таун-кары, купе де виль, ландо и спидстеры ушли в прошлое вместе с аристократией, а вот полукабриолеты – открытые машины для не наживших миллионы – остались. Нет денег на нормальный кабриолет? Купи себе Fiat 500C или Citroen DS3 Cabrio. У них убирается только центральная часть крыши и заднее стекло, а рамки дверей такие же, как у обычных хэтчбеков. Не кабриолет, конечно, зато дешево.
Иногда случается так, что денег нет у целых стран. В таком положении в конце 1940-х – начале 1950-х оказалась фактически вся разрушенная войной Европа. И пока американцы соревновались в том, у кого длиннее флагманский седан, по эту сторону Атлантики не могли наскрести достаточно металла даже на кузов малолитражки. Именно поэтому в кабрио-седан превратилась ГАЗ М20 Победа, Москвич 400-420, лишились крыши Fiat Nuova 500, Citroen 2CV и Opel Olympia. Их владельцы только на рекламных плакатах радовались солнцу, а в реальной жизни мерзли зимой и возмущались невозможности установить багажник на крышу.
В наши дни серийно выпускаются лишь кабрио-хэтчбеки, а вот кабрио-седаны – удел кузовных мастерских. Последней относительно массовой разработкой была «трешка» Е36 от немецкого ателье Baur. Зато в США все популярнее становится переделка в полукабриолеты внедорожников, чем активно занимается, например, ателье Newport Convertible Engineering. Range Rover без крыши? Cadillac Escalade EXT кабриолет? Любой каприз за ваши деньги. Но это уже не имеет к экономии никакого отношения.