Повод для гордости
Чем запомнился Виталий Петров в Формуле-1Виталий Петров провел в Формуле-1 три года, а в сезоне-2013 остался вне «Королевских гонок». В команде Caterham пилота заменит Гидо ван дер Гарде, а никакая другая конюшня подписать контракт с россиянином не захотела. Провожая Петрова, "Мотор" выбрал наиболее яркие эпизоды в его спортивной карьере.
По меркам Формулы-1 Виталия Петрова не назовешь особенно успешным гонщиком: 57 гонок, 64 очка, один пьедестал почета. И все же спортсмен оставил после себя след, благодаря которому его будут помнить поклонники чемпионата мира. И речь не только о том, что Виталий все-таки стал первым россиянином в официальных протоколах Формулы-1. На счету Петрова есть еще пять событий и поступков, за которые ему стоит сказать спасибо. И не важно, вернется ли Виталий в Формулу-1 в будущем, или же на его счету так и останутся 57 Гран-при.
[center]~ Победа над Кубицей ~[/center]
Дебютный сезон Виталия Петрова в Формуле-1 в 2010 году получился предельно сложным. Россиянин попал на вершину автоспортивного мира с минимальным количеством тестового километража, но спрашивали с пилота «как со взрослого» – ведь Петров выступал в некогда чемпионской команде Renault. Напарником Виталия был могучий Роберт Кубица, и это совсем не добавляло дебютанту уверенности в себе: поляк был настолько хорош, что у Петрова просто не было шанса подловить партнера на ошибке.
Девять гонок подряд пилот из Выборга проигрывал Кубице по всем статьям, но в десятой что-то случилось, и Виталий поехал быстрее. В квалификации Гран-при Венгрии россиянин показал седьмое время: пусть на одну десятую секунды, но впереди Роберта. В «трамвайной» гонке на узком полотне «Хунгароринга» Петрову оказалось достаточно ехать в своем темпе – обгонять на этой трассе было решительно невозможно. И Виталий все сделал правильно.
Вскоре Кубица выбыл из борьбы после столкновения на пит-лейне. Впрочем, на результате гонщика из Выборга это не отразилось – к тому моменту Петров уже опережал напарника. На финише Петров стал пятым – лучший результат россиянина за весь сезон. Впереди были только представители Red Bull и Ferrari. Десять очков за Гран-при Венгрии помогли Виталию в два раза перекрыть предыдущий очковый багаж, а заодно показать руководству команды, что в удачный день он способен побороться за высокие места.
[center]~ Битва с Алонсо ~[/center]
В 2010 году для большинства зарубежных болельщиков Виталий Петров был просто «мешком денег», который гоняется где-то в середине пелотона. На финальной гонке сезона в Абу-Даби россиянин обрел лицо. Пилот команды Renault оказался одним из ключевых персонажей в борьбе за чемпионский титул.
Благодаря нестандартной тактике раннего пит-стопа к середине дистанции Петров оказался впереди Фернандо Алонсо. Испанец боролся за чемпионство, и для победы ему было необходимо обгонять соперника. Но Виталий вел свою гонку и отдавать позицию не собирался.
Никогда прежде болид Петрова не попадал в телетрансляцию так часто. Сорок кругов за спиной Виталия маячил Алонсо – и лишь раз несмело попробовал выйти вперед. Россиянин атаку отразил: благо «анти-обгонная» конфигурация «Яс Марины» позволяла сделать это даже на более медленной машине. В результате Петров стал шестым, а Алонсо упустил титул – чемпионское звание выиграл Себастьян Феттель.
[center]~ Подиум ~[/center]
Пиком "формулической" карьеры Виталия Петрова стал Гран-при Австралии 2011 года. Россиянин начинал второй сезон в "Больших призах" на одной из лучших машин пелотона: в тот момент Renault R31 с уникальным передним выхлопом практически на равных соперничала с грандами – Red Bull и McLaren. Представители Ferrari и вовсе ехали где-то позади.
Петров начал уикенд с лучшей в карьере квалификации (шестое место), продолжил уверенным стартом (выйдя на четвертую позицию к первому повороту), а завершил безошибочной гонкой с правильной тактикой. Соперники Виталия Марк Уэббер и Фернандо Алонсо меняли резину три раза, тогда как пилот из Выборга ограничился двумя пит-стопами. Стратегия сработала: после заключительной остановки в боксах гонщик Lotus Renault GP оказался впереди и Уэббера, и Алонсо – на третьем месте. Петров уступил только двум чемпионам мира: Феттелю и Хэмилтону.
После гонки в Мельбурне над пьедесталом почета в первый раз поднялся российский флаг: казалось, Петров, наконец, нашел свою скорость. Увы, специфика болида Renault R31 больше не позволила спортсмену претендовать на подиум. Пока конкуренты команды из Энстоуна уходили вперед, инженеры "Рено" топтались на месте. К исходу чемпионата машина даже не позволяла приезжать в очки: финиш в первой десятке считался за праздник. Впрочем, самого Петрова вряд ли можно в этом упрекнуть.
[center]~ Откровенное интервью ~[/center]
В Формуле-1 не принято критиковать своих работодателей. Даже не так: в Формуле-1 это запрещено условиями контрактов. И все же Виталий Петров это сделал.
После Гран-при Абу-Даби 2011 года измученный валом критики со стороны собственной команды россиянин рассказал всё то, о чем его болельщики догадывались и раньше. Что новинки, привозимые командой, не работают. И что инженеры раз за разом выбирают проигрышную тактику, из-за которой пилоты теряют позиции. Казалось бы – подтвердил очевидное. Но в Формуле-1 разразился скандал. И Виталия заставили извиняться.
Через месяц место Петрова в команде из Энстоуна перешло к Роману Грожану: в тот момент многие связывали увольнение Виталия с его скандальным интервью. Скорее всего, у замены россиянина на француза были и другие причины, однако откровенность спортсмена, несомненно, сыграла свою роль. В Абу-Даби обычно закрытый и сдержанный Петров продемонстрировал, что способен нарушать правила поведения в паддоке Формулы-1. Команды такого не прощают – зато генеральный промоутер чемпионата Берни Экклстоун, должно быть, порадовался: отказавшись подчиняться, Виталий проявил несвойственную "Королевским гонкам" самостоятельность.
[center]~ Главный обгон ~[/center]
Сезон-2012 Петров провел в тени: переход в команду-аутсайдер Caterham позволил Виталию избавиться от излишнего давления и сосредоточиться на пилотаже. Новая обстановка пошла россиянину на пользу: спортсмен стал реже ошибаться, а под конец все чаще опережал своего напарника Хейкки Ковалайнена. Впрочем, главная дуэль сезона была еще впереди – Петрову предстояло принести своей команде десятое место в Кубке конструкторов.
Попадание в десятку в командном зачете приносит гоночному коллективу дополнительные 10-15 миллионов долларов от держателя коммерческих прав.
Судьба заветного приза решалась на Гран-при Бразилии в противостоянии Шарля Пика на Marussia и Виталия Петрова на Caterham. Оба имели шанс на 11-ю строчку в итоговом протоколе – потенциально лучший результат за весь сезон. Поначалу впереди был Пик, но в решающий момент Петров воспользовался приоткрытой калиткой и совершил обгон. Машины дуэлянтов были примерно равны по скорости: победителя определила очная борьба.
После победного финиша Петрова чуть не расцеловали: там, где результата не добился опытный Ковалайнен, команду спас недавний новичок. Увы, трудоустройству Виталия в 2013 году это не помогло. И все же, в Формуле-1 по-прежнему действует негласное правило: "Ты хорош настолько, насколько хороша твоя последняя гонка".
[center]~ Бонус: старт в Австралии ~[/center]
В начале карьеры Виталий Петров заслужил репутацию превосходного "стартёра": раз за разом россиянин отыгрывал позиции в толчее первого поворота.
Впрочем, переплюнуть свой второй старт в Формуле-1 у пилота вряд ли когда-нибудь получится. При старте на Гран-при Австралии 2010 года с 18-го места, уже ко второму повороту он опередил девятерых соперников! Просто посмотрите: такое бывает только в компьютерных играх.