Опубликовано 11 ноября 2016, 09:20

В бой идут одни грузовики

Пикапы, которые сменили фермерскую работу на настоящие гонки
В следующем году у главной австралийской автоспортивной серии V8 Supercars сменится одна из гонок поддержки: вместо аутентичных ютов на старт выйдут полноценные среднеразмерные пикапы. Виной тому рынок, который сделал выбор в пользу утилитарных машин, отправив на покой купе с грузовой платформой в духе El Camino. Но расстраиваться не надо — большие и малые траки способны гоняться не хуже иных формул. Мы раскопали все возможные способы их использования не по назначению.
В бой идут одни грузовики

В следующем году у главной австралийской автоспортивной серии V8 Supercars сменится одна из гонок поддержки: вместо аутентичных ютов на старт выйдут полноценные среднеразмерные пикапы. Виной тому рынок, который сделал выбор в пользу утилитарных машин, отправив на покой купе с грузовой платформой в духе El Camino. Но расстраиваться не надо — большие и малые траки способны гоняться не хуже иных формул. Мы раскопали все возможные способы их использования не по назначению.

##V8 Ute Racing Series

Последний чемпионат в истории «Супер ютов» еще не завершен, поэтому начнем с них. Австралия оставалась единственной страной, где до сих пор выпускались «утилитарные купе». Отдельная гоночная серия на таких машинах появилась 15 лет назад вследствии огромной популярности этих машин на континенте. За основу взяли серийные модели, которые сделали быстрее и доработали для соблюдения норм безопасности.

В Чемпионате принимают участие только две модели: Holden VE SS Utility (австралийское подразделение General Motors) и Ford FG XR8 Utility. Регламент допускает только ограниченный набор модификаций, а также предусматривает систему уравнивания мощности двигателей, чтобы гонки были плотнее. Вольности допускались лишь в выборе болтов и гаек, шлангов радиатора и другой мелочевки.

Как можно догадаться по названию серии, под капотом этих монстров стоят V-образные восьмерки. У Holden это шестилитровый L77 мощностью около 400 лошадиных сил в паре с пятиступенчатой коробкой передач. Ford использует атмосферный BOSS объемом 5,4 литра такой же мощности, но с шестискоростной «механикой». Обе машины сохранили рессоры в задней подвеске, точки крепления передней подвески также остались на своих местах.


##Tug of War

Обратимся к более простым формам соревнования пикапов. Можно даже сказать примитивным. Одним из самых банальных способов проверить крутость своего пикапа придумали, конечно же, в Америке — это перетягивание каната. Начиналось все с дворовых забав, когда рэднеки мерились своей крутостью и крутостью своих траков. Для этого к сцепному устройству крепили трос покрепче и по команде утапливали газ в пол.

Постепенно развлечение начало перерастать в некое подобие спорта. На многочисленных фестивалях и сборищах пикапов стали организовывать турниры, а им потребовались правила.

В зависимости от штата, правила могут различаться, но в целом все они сводятся к следующему: запрещено делать рывок после остановки схватки и включать заднюю, пикап должен иметь регистрацию и отвечать требованиям безопасности. Вопрос использования балласта решается между водителями, если организаторы не запрещают его использование.


##Sled Pulling

Еще одним способом проверить мощь пикапа являются соревнования по буксировке прицепа или «Трак Пуллинг». Задача проста — как можно дальше протащить «сани» с установленным на них противовесом. Чем дальше пикап проезжает вперед, тем сильнее противодействие прицепа. Ареной для соревнований выступает грунтовая площадка длиной не менее 91 метра.

В зависимости от места и масштаба мероприятия, количество классов, в которых выступают машины, может варьироваться, но обычно есть четыре основные группы: «Бензиновые с малым блоком» (масса груза три тонны), «Бензин большой блок» (3200 тонны), «Дизель Сток» (3,6 тонны) и «Дизель Открытый» (3,9 тонны). Каждый класс различается по уровню допустимых модификаций — от почти полностью стандартных машин до безумных монстров, построенных специально для соревнований.

Одной из самых мощных машин, выступающих в зачете ProStock, является Dodge Ram 2013 года по прозвищу… Trump. Его владелец Шейн Келлогг выжал из дизельного мотора Cummins V8 около 2500 лошадиных сил. Для того, чтобы передние колеса не теряли сцепление и помогали тащить сани, перед бампером смонтирована дополнительная платформа, в которой находятся баллоны с закисью азота и бетонные блоки для улучшения развесовки.


##Drag Race

Предыдущие нестандартные способы соревнования в силе, по сути, выросли из обычных заездов на четверть мили со светофора. И кто-то скажет, что дизель не подходит для таких гонок. А как вам 5,95 секунды на 393,5 километров в час на 400 метрах? Именно такой рекорд установил два года назад Ларри Ларсон за рулем своего пикапа Chevrolet S-10.

Вместо стандартного V6 тут стоит 10-литровый «биг блок» «Шеви». Кстати, эта машина имеет номера и самостоятельно перемещается по стране между гонками.

Как и в обычном дрэг-рейсинге, у пикапов есть множество классов: тут и полный сток, и всевозможные модификации, и классические грузовики. Зачастую на турнирах участники распределяются не по степени вмешательства в оригинальную конструкцию, а на основании времени, показанного на тренировочных заездах. Правила просты: если в практике схитрил и проехал медленнее, чем во время основного турнира — получи дисквалификацию.


##Mud Bogging

Когда утюжить асфальт сликами становится слишком скучно, фермеры отправляются месить грязь. Зовется такое развлечение «боггингом» или дрэгом в грязи. Заезды, как правило, индивидуальные, но случаются и параллельные гонки. Подготовка трека ограничивается либо ожиданием мощного ливня, либо выкапыванием канавы экскаватором и заполнением ее жидкостью из цистерны.

Никаких правил и стандартов. Цель — проползти как можно дальше по траншее, в которой без труда можно утопить «Титаник» или как минимум оставить половину запчастей. Все настолько несерьезно, что едва ли не больше удовольствия зрителям доставляют не сама гонка, а последующий процесс извлечения застрявших бойцов. Что случается почти с каждым, кто осмеливается отправить свой пикап в это месиво.

Впрочем, конкуренция тут серьезная, и с каждым годом участники строят все более дикие машины, способные фактически парить над грязью. Двигатели переносят за кабину, прикручивают пару турбин и систему закиси азота, переделывают покрышки – для того, чтобы они гребли по поверхности словно весла. Есть и «прогулочные» модификации, позволяющие загрузить в машину на время заезда десяток друзей.


##NASCAR Truck Series

Вернемся в мир цивилизованного спорта, где есть регламенты, порядок и… овалы. Чемпионат NASCAR Camping World Truck Series существует уже 21 год. В иерархии гонок сток-каров он занимает третье место после основного Sprint Cup и молодежной Xfininty Series. И многие нынешние звезды NASCAR начинали свой путь именно здесь. На старт этой серии выходили Кими Райконнен, Жак Вильнев и Нельсон Пике младший.

В гонках участвуют четыре модели: Toyota Tundra, Ford F-150, Chevrolet Silverado и Ram Truck. Все они оснащены шестилитровым V8 с четырехкамерным карбюратором и механической коробкой передач. Минимальный вес грузовика — 1542 килограмма без водителя, но с полным баком. Во время нерестрикторных этапов мощность двигателя достигает 700 лошадиных сил при 700 Нм крутящего момента. Максимальная скорость — 290 километров в час.

Прелесть этих гонок заключается в поразительной нестабильности машин на высокой скорости. Из-за не самой оптимальной формы кузова, ведущие задние колеса часто теряют сцепление при боковом драфте и пикапы, нередко идущие сразу по три в ряд, боком пролетают повороты овалов. Кроме того, для повышения зрелищности в этом году организаторы ввели принудительное появление желтых флагов каждые 20 минут, чтобы нивелировать отрывы и обострить борьбу за лидерство.


##Trophy Truck

Трофи пикапы — высшая категория внедорожных гонок на территории США и Мексики. Эти машины создаются лишь с одной целью — развить максимальную скорость передвижения по камням, песку и другим неасфальтированным поверхностям. Главные этапы — культовые гонки San Felipe 250, Baja 500 и Baja 1000. Последняя состоится в середине ноября 2016 года. Задача пилота и штурмана – быстрее всех преодолеть дистанцию свыше 1000 километров за один день.

Регламент соревнований задает общие границы, которых должны придерживаться команды, но в целом не препятствует полету мысли, поэтому на дизайн машин влияют сами трассы, на которых проводятся соревнования. Большинство участников используют хромомолибденовую сталь для шасси, а серийных узлов у этих пикапов вообще нет. На мощнейший каркас надевают лишь пластиковый кузов, имеющий очертания дорожной модели.

Наиболее популярные моторы — это атмосферные V8 от Ford и Chevrolet, раскачанные до 850-900 сил, но некоторые команды выбирают дизельные агрегаты объемом от 5 до 6,6 литра с двойным турбонаддувом. Привод, чаще всего, только на заднюю ось. Масса боевой машины приближается к двум тоннам. Колеса, как правило, 17-дюймовые с огромными пухлыми покрышками.

Самая же выдающаяся часть такого трака — это его подвеска, которая позволяет поддерживать высокую скорость на любом покрытии. Спереди ее ход достигает 60 сантиметров, а на задней оси — больше 80. Инженеры используют многорычажную конструкцию с двумя амортизаторами на каждое колесо. Именно на этих машинах тестировали первые стойки с магнитореологической жидкостью, которые затем стали использовать на гражданских моделях.


##Red Bull Frozen Rush

В 2014 году на территории горнолыжного курорта в штате Мэн прошли первые зимние соревнования полноприводных трофи траков категории Pro4.

Восемь монстров с моторами мощностью под 900 сил были обуты в специально спроектированные покрышки, в каждой из которых торчало по 700 «боевых» шипов. Они обеспечивали сцепление на подготовленной снежной трассе.

Заезды парные по сложной трассе с трамплинами и пересекающейся конфигурацией — в какой-то момент один участник неизменно перепрыгивает через другого. Выглядит невероятно.


##Stadium Super Truck

В 2013 Робби Гордон запустил гоночную серию Stadium Super Trucks. Пикапы нарезают круги по трассам, проложенным внутри футбольных стадионов или по городским улицам. Для повышения градуса веселья на них ставят рампы, с которых грузовики эффектно прыгают. Из-за высокого центра тяжести и больших ходов подвески, пикапы часто выходят из поворотов на трех колесах и регулярно переворачиваются.

С технической точки зрения, эти пикапы являются упрощенной версией трофи траков. Рама у них из стали, а кузов — стеклопластиковый. Для снижения стоимости участия используется единый двигатель — «восьмерка» Chevrolet LS мощностью 600 «лошадей». Привод – на задние колеса через коробку передач с двумя или тремя ступенями. Максимальная скорость — 230 километров в час. Минимальный вес — 1300 килограммов.


##Pickup Truck Racing

На пикапах гоняют даже в Великобритании, где они не то чтобы сильно популярны. В 1997 Сонни Ховард, энтузиаст американской культуры, запустил чемпионат под названием Pickup Truck Racing. У этих пикапов нет серийной основы, а их конструкция представляет собой трубчатую пространственную раму, производимую одной компанией для всех участников. Поверх устанавливается бодикит, напоминающий Ford Ranger Wildtrack, Isuzu Rodeo Denver Max LE или GM Vauxhal.

Выбор команды делают исходя из используемого двигателя. Сознательные британцы сделали выбор в пользу двухлитровых бензиновых атмосферников с четырьмя поршнями. Мощность ограничена унифицированным блоком управления на уровне 230 сил при снаряженной массе 870 килограммов.

Из всей подборки это пока единственная серия, в которой не используются восьмицилиндровые моторы. В календаре чемпионата – этапы на овале Рокингэм и нескольких дорожных трассах в качестве поддержки гонок больших грузовиков. В среднем, на старт каждого заезда выходит не меньше 18 пилотов.


##SuperUtes

О «СуперЮтах», которые в следующем году займут место в гонках поддержки V8 Supercars, пока известно не слишком много. Основные факты: к участию допустят доработанные серийные пикапы, оснащенные турбодизельными моторами. В настоящий момент под эти правила подходят Ford Ranger, Toyota Hilux, Holden Colorado, Nissan Navara, Mitsubishi L200 и даже SsangYong, если его продажи когда-нибудь начнутся в Австралии.

В бой идут одни грузовики