Опубликовано 08 февраля 2012, 15:46

Киногонки

Вспоминаем лучшие фильмы об автомобильных гонках
В автоспорте сейчас самый скучный период в году. Межсезонье. Сплошные презентации, ежедневные слухи о новом месте работы Петрова и больше ничего. Для тех, кто уже соскучился по гонкам по телевизору, "Мотор" решил вспомнить лучшие киноленты про автомобильный спорт.
Фрагмент постера к фильму "Сенна"
Фрагмент постера к фильму "Сенна"

В автоспорте сейчас самый скучный период в году. Межсезонье. Сплошные презентации, ежедневные слухи о новом месте работы Петрова и больше ничего. Для тех, кто уже соскучился по гонкам по телевизору, "Мотор" решил вспомнить лучшие киноленты про автомобильный спорт.


Киногонки

Картина Джона Франкенхаймера "Гран-при" – культовый фильм об автогонках. Первый крупный проект, связанный с Формулой-1, и до сих пор остающийся единственным в своем роде. Невероятен даже бюджет фильма, составлявший баснословные, по тем временам, 10,5 миллиона долларов.

Съемки проходили по ходу сезона 1966 года, а некоторых героев сыграли сами пилоты. Больше всех экранного времени досталось чемпионам мира Филу и Грэму Хиллам, но кроме них в кадре появлялись еще полтора десятка гонщиков, среди которых был даже пятикратный обладатель титула Хуан Мануэль Фанхио.

Поначалу Франкенхаймер хотел доверить гонщикам и все серьезные роли, но, судя по фрагментам с их участием, в итоге он поступил верно, позвав в итоге на съемки профессиональных актеров. Главные роли сыграли Джеймс Гарднер, Брайан Бедфорд, Ив Монтан и Антонио Сабато, чьи герои по сюжету "Гран-при" стали участниками драматичной борьбы за чемпионский титул сезона 1966 года.

"Гран-при" – фильм о тяжелых трудовых буднях гонщиков Формулы-1 середины прошлого века. Об отчаянных парнях, которые выходя на старт любого заезда – будь то тренировка, квалификация или непосредственно гонка – каждый раз рисковали жизнью.

Возможно сейчас фильмы про Формулу-1 не снимают именно потому, что современным гонкам не хватает той составляющей, благодаря которой фильм Франкенхаймера стал столь успешен в 60-х, – человеческой драмы. "Убить" гонщика Формулы-1 в современной кинокартине – значит отправить фильм в категорию фантастических. Франкенхаймер же, расправившись с выдуманным чемпионом мира Жаном-Пьером Сарти, не далеко ушел от реалий – сценарий за него писала сама Ф-1.

И то, что сделал в 60-х Франкенхаймер, похоже, не повторится уже никогда. Американцу разрешали снимать в ходе тренировок, машины с камерами выходили на старт Гран-при, а дублерами актеров были сами пилоты чемпионата мира. К тому же, современная Формула-1 стала слишком скучна и скупа на характеры, чтобы снять драму того же размаха, как "Гран-при".


Киногонки

"Winning" Джеймса Голдстоуна – первый фильм про гонки, где сами гонки отходят на второй план. И все же, не будь в картине красочных и драматичных съемок "Инди-500", получилась бы обычная мелодрама с Полом Ньюманом в главной роли. Фильм про "сгоревшего" на работе человека, жена которого изменяет ему с менее усердным коллегой.

Фрэнк Капуа, герой Ньюмана в фильме и один из фаворитов "Инди-500", совсем не такой, каким мы все привыкли видеть настоящего гонщика. Он смел, но не отчаян, усерден, сосредоточен и не меняет подружек после каждой новой победы. Он исключительно благороден, но порой излишне мягок. Настолько, что застав лучшего друга (и соперника) в постели с женой, молча выходит из комнаты. И хук с правой в его исполнении в конце фильма кажется уже несколько запоздалым.

Но именно такой, сомневающийся и не отчаянный Капуа, в фильме Голдстоуна побеждает в "Инди-500", сохранив двигатель своей машины до самого финиша, в отличие от спалившего мотор соперника.

Правда, в фильме Голдстоуна финиш "Пятисотки" – это не счастливый финал, а лишь повод еще раз задуматься о жизненных ценностях. Вместо того, чтобы напиться шампанского из трофея Борг-Уорнера, герой Ньюмана, не справившись и с одним бокалом пива, возвращается в гостиничный номер. А вместо того, чтобы из Индианаполиса отправиться в Милуокки, едет к жене-изменнице, чтобы дать ей второй шанс.


Киногонки

После успеха картин про Формулу-1 и Indycar, свой фильм, безусловно, должен был появиться и у "24 часов Ле-Мана". Ведь кино про гонки было очень популярным в конце 60-х и начале 70-х.

"Ле-Ман" получился самым гоночным фильмом среди снятых в то время. И даже фанатичным, в определенном смысле этого слова. Герои Ли Катцина немногословны: первый отчетливый диалог случается по истечении получаса. А все происходящее на экране до этого – напряженная подготовка команд и пилотов к старту марафона. Самый длинный текст в картине – у комментатора на трибунах. С его слов, доносящихся из динамиков, зритель узнает о правилах проведения гонки, он же представляет главных героев, а в ходе марафона извещает болельщиков об авариях.

Видеоряд "Ле-Мана" – это бесконечные проезды, съемки с камер, установленных в машинах. Столь детально гоночный процесс не показан ни в одной другой картине. Аварии Ли Катцин повторяет с разных камер по несколько раз.

Каждое слово, произносимое серьезными и задумчивыми героями, имеет особый смысл. Именно "Ле-Ман" подарил поклонникам автогонок одну из самых знаменитых гоночных фраз, вложенную в уста американского пилота Майкла Дилейни, которого играет Стив МаКуин. По сюжету, Майкл стал участником крупной аварии, случившейся на предыдущем "Ле-Мане", в которой погиб гонщик Ferrari Пьеро Бельгетти. По ходу фильма герой МаКуина несколько раз пересекается с вдовой бывшего соперника Лизой (Эльга Андерсен), и в ходе одной из таких встреч Дилейни, отвечая на вопрос, зачем он рискует жизнью, произносит: "Гонки – это и есть жизнь. Все, что происходит до и после, – лишь ожидание".

Гонщики Ли Катцина – почти наркоманы. Все, что им нужно – это вновь и вновь выходить на трассу. Даже женщине в этой картине отведена довольно незначительная роль. Куда меньшая, чем самим гонкам.


Киногонки

Days of Thunder – классический американский фильм. С простоватым сюжетом, любовной историей и понятными героями: молодыми, дерзкими, мудрыми, уставшими или просто красивыми, как Том Круз и Николь Кидман…

Это фильм не только про гонки – он про ту самую американскую мечту. Вот красавчик по имени Коул, талантливый молодой парень, всю карьеру выступавший в "формулах", решает покорить NASCAR. В начале фильма – дерзкий, решительный и даже немного самодовольный. Типичный американский герой. Что нужно ему, чтобы добиться успеха? Конечно, наставник. Что-то вроде учителя Зиана у героя Жана-Клода Ван Дама в "Кикбоксере", или старшины "Чифа" у Дэми Мур в "Солдате Джейн"…

У гонщика Коула Трикла есть крю-чиф Гарри. Он учит ездить не только быстро, но и умно. Он в нужный момент подскажет, как правильно поступить и, конечно, заставит "поверить в свои силы". Правда, для этого потребуется какой-нибудь трюк: свою первую гонку в NASCAR Коул выигрывает, обгоняя по внешней траектории действующего чемпиона, – после того, как Гарри говорит ему по радио, что поставил на машину специальные шины… И конечно, никаких специальных шин нет.

Повороты сюжетной линии Days of Thunder порой по-голливудски примитивны – по тем же лекалам вполне можно было скроить даже фильм про бейсбол. Но это кино еще и про гонки. И как ни крути, а "Дни грома" – один из лучших фильмов, когда-либо снятых про автоспорт.


Киногонки

"Driven" изначально был задуман Сильвестром Сталлоне как фильм про Формулу-1. В конце 90-х Слай был завсегдатаем паддока и перезнакомился едва ли не со всеми пилотами и руководителями команд. Но как только сценарий бывшего Рэмбо оказался в руках Берни Экклстоуна, все пошло наперекосяк: главе чемпионата не понравился сюжет. Поэтому Сталлоне отправился туда, откуда приехал – в США. Дома к его затее отнеслись с большим пониманием.

Площадку Слаю предоставили организаторы серии CART – самого популярного в то время в Америке формульного чемпионата. Слай заявил, что "атмосфера в CART более открыта", однако прообразы для персонажей, судя по всему, он черпал все же из мира Ф-1. По сюжету, за титул между собой борются два пилота. Первый – двукратный чемпион серии, харизматичный немец Бо Бранденбург (Тиль Швайгер), пилотирующий, по стечению обстоятельств, красную машину – как и Михаэль Шумахер. Второй – молодой гонщик Джимми Блай (Кип Парду), который не только инициалами и молодостью похож на дебютировавшего в то время в Ф-1 Дженсона Баттона. Блай выступает за команду прикованного к инвалидному креслу Карла Генри (Барт Рейнольдс): к моменту выхода фильма Баттон как раз откатал свой первый сезон в Ф-1 за команду сэра Фрэнка Уильямса.

Прообразов для героя Сталлоне не было – в картине он исполняет роль умудренного опытом Джо Танто, напарника Блая, который помогает молодому гонщику не только на трассе, но и, как водится, в жизни.

В фильме Сталлоне есть все, что нужно нормальному американскому боевику: взрывы, погони, аварии и конечно женщина – Блай и Бранденбург не могут поделить не только асфальт, но и роковую красотку Софию (Эстелла Уоррен). В общем, "Driven" – это один из тех американских фильмов, когда ты еще в начале знаешь не только чем, но и как он закончится.

Вдоволь насладившись открытой атмосферой CART, Слай снова взялся за старое, сняв еще по одному "Рокки" и "Рэмбо". Хочется верить, что о создании ремейка "Driven", "итальянский жеребец" еще не думал...


Киногонки

В основу самой свежей на данной момент картины про Ле-Ман лег сюжет известного комикса о гонщиках. И, как это часто бывает с такими проектами, создатели "Мишеля Вальяна" размахнулись по максимуму: одним из авторов сценария стал поднаторевший к тому времени на фильмах про таксистов популярный Люк Бессон, а съемки частично проходили во время "24 часов Ле-Мана" 2002 года.

Сюжет прост: борьбу за победу в гонке ведут две непримиримые команды "Вальян" и "Лидер". Причем, как это принято в комиксах, зрителю с самого начала становится понятно, какая из них представляет "добро", а какая – "зло". "Лидеры" пытаются вывести из борьбы коллектив талантливого и быстрого Мишеля Вальяна (Сагамор Стевенен) любыми доступными способами: они предпринимают попытку сбить с дороги фуру, везущую болиды "Вальяна" на трассу, а затем похищают отца Мишеля. Выкупом, как легко догадаться, должно стать поражение в гонке.

Если не относиться к фильму как к серьезной картине про автогонки, то ничто не мешает назвать его удачным. Тем не менее, настоящие спортивные фанаты творение Луи-Паскаля Кувлера и Люка Бессона встретили с ожидаемой прохладцей.


Киногонки

"Сенна" – единственный в этом списке фильм, который нельзя назвать художественным. Но и документальным он тоже является лишь отчасти. Режиссер Азиф Кападия отказался от привычного для этого формата закадрового текста – помимо документальных хроник, картина включает в себя несколько интервью с журналистами, с людьми, с которыми Сенна был близок, и с его главным соперником Аленом Простом.

Долгое время ходили разговоры о том, что история Сенны ляжет в основу художественной картины, а на роль самого Айртона прочили внешне похожего на него Антонио Бандераса. Семья гонщика даже дала согласие на съемки, но в итоге фильм о "Волшебнике" вышел только сейчас, спустя 15 лет после его гибели, и таким, каким его увидел Кападия.

Заручившись поддержкой Берни Экклстоуна и семьи Сенны, режиссер получил доступ к огромному архиву не публиковавшихся до того записей: здесь и семейные съемки Айртона из Бразилии, и пленки, хранившиеся в телевизионных архивах владельца Формулы-1.

Существует две версии фильма: короткая, в 106 минут, и увеличенная – почти трехчасовая. Картина уже получила несколько престижных наград – в том числе и в США, где Формула-1 далеко не так популярна, как в Европе.