Загрузка...
19 декабря 2014, 17:14

Универсальный пилот

Известные гонщики, которые ездят на всем, что движется

Фото James Moy Photography и команд
Олег Карпов

В следующем году пилот Формулы-1 Нико Хюлькенберг собирается в свободное от основной работы время посвятить себя другим гонкам. Немец из Force India заключил контракт с Porsche и должен проехать пару марафонов в чемпионате мира по гонкам на выносливость. В том числе "24 часа Ле-Мана", куда действующие пилоты Формулы-1 не выбирались уже давненько.

Еще лет 30-40 назад подобное "многоборье" было совершенно нормальным явлением, а теперь объявление о грядущем дебюте Нико в суточной гонке стало настоящей сенсацией. В современном автоспорте не так много гонщиков, выступающих в разных дисциплинах. "Мотор" собрал в один рейтинг самых известных пилотов современности, которым все равно, где и на чем гоняться. Главное – гоняться.


Иван Мюллер

Французский гонщик с русским именем и немецкой фамилией Иван Мюллер известен прежде всего по выступлениям в мировом туринге. В WTCC он самый титулованный пилот всех времен. Четыре раза Иван выигрывал первенство планеты, еще три раза становился в нем вторым, по одному разу – третьим и четвертым. Всего у него сорок с лишним побед на этапах.

Но рекорды Мюллер ставил не только в WTCC. Еще Иван является рекордсменом по числу титулов в Andros Trophy – ледовых соревнованиях, популярных во Франции. "Трофей" Мюллер завоевывал аж десять раз.

>
Reload
1 / 5

И даже в Дакаре

]

Помимо этого, есть у Ивана и еще одно увлечение – ралли. Мюллер трижды принимал участие в Ралли Франции, а кроме того пару раз стартовал на "Дакаре". Один раз – еще на старом, африканском, второй – уже в Южной Америке. А еще когда-то давным-давно, в 1990-х, Иван два раза участвовал и в "24 часах Ле-Мана". Правда, до финиша он так и не добрался.


Стефан Сарразан

Стефан Сарразан, наверное, один из главных универсалов в современном автомобильном спорте. Так сходу и не определить, в чем же его главная специальность. Только в этом году француз попробовал себя в трех совершенно разных дисциплинах. Основным местом работы Стефана является команда Toyota в гонках на выносливость, но в свободные от кольцевых марафонов выходные он обязательно находит себе другие занятия по душе. К примеру, в этом году он выиграл Ралли Корсики, а это совсем не шутки.

Для пилота, который начинал карьеру в формулах, у Стефана получилась весьма и весьма неплохая карьера в ралли. Сарразан даже был пилотом заводской команды Subaru, где выступал бок о бок с Петтером Сольбергом, финишировал третьим на Ралли Монте-Карло за рулем заводской Peugeot. В WRC на подиум Стефану подняться ни разу не удалось, но и два четвертых места на этапах чемпионата мира тоже на дороге не валяются.

>
Reload
1 / 3

Недавно Стефан попробовал свои силы в гонках электрической Формулы Е

Венцом формульной карьеры Стефана стало участие в Гран-при Бразилии Формулы-1 1999 года, когда француз заменил травмированного Луку Бадоера. Сейчас Сарразану уже под 40, но с формулами он все-таки еще не завязал. Новый чемпионат Формула E без Стефана обойтись просто не мог.


Себастьен Ожье

Себастьена Ожье мы включили в список авансом. Формальный повод для этого есть. Француз стартовал в паре гонок Суперкубка Porsche. Кроме того, его большой потенциал в качестве пилота-универсала подтверждает то, что в его послужном списке есть победа в Гонке чемпионов, а чемпионский характер Ожье закалялся не только на раллийных трассах, но и в боях мастеров петанка.

Тем не менее, главный признак того, что Ожье не успокоится на паре гонок за рулем кольцевого Porsche – это его неуемное желание быть во всем лучше Себастьена Леба. В кольцо Ожье потянуло только после того, как туда же занесло его бывшего напарника по Citroen. Надо ли говорить, что заявился он в те же самые гонки, в которых стартовал "Себ-старший"?

>
Reload
1 / 4

И выиграл Гонку чемпионов

]

Теперь, когда Леб и вовсе пустился во все тяжкие, мысль погнаться за ним наверняка мешает "Себу-младшему" засыпать по вечерам.


Роман Грожан

Надо признать, большинство современных пилотов-универсалов – французы. Пересаживаться из одной машины в другую – национальная черта. Вот и Роман Грожан, вынужденно завершив карьеру в Формуле-1 после дебюта в 2009 году, тоже доказывал свое право на возвращение по-французски.

В 2010 году Роман стартовал в двух чемпионатах: формульном AutoGP (где, кстати, выиграл титул) и FIA GT1, принял участие в двух суточных марафонах, в Спа и Ле-Мане, покатался по ледовым трассам в Andros Trophy, а также провел несколько гонок в GP2. После этого карьера вновь встала на рельсы, Роман вернулся в Формулу-1 и пока сосредоточился на ней.

>
Reload
1 / 3

Что будет с Грожаном, когда этот этап карьеры будет окончательно пройден, даже представить страшно…


Хуан-Пабло Монтойя

В былые времена гонщики пересекали Атлантику куда чаще, чем сейчас. Выступать одинаково хорошо на самом высоком уровне и в США, и в Европе давненько никому не удавалось. Единственное исключение – Хуан-Пабло Монтойя. Главные победы колумбийца остались в прошлом веке, но нельзя не признать, что в Формуле-1 экс-чемпион CART и победитель 500 миль Индианаполиса все-таки наделал шороху. Чего стоил один только его обгон Михаэля Шумахера в Бразилии в 2001 году.

Тем не менее, чопорная атмосфера в McLaren все-таки надоела южноамериканцу, и вскоре он вновь оказался в Америке. Причем сменил Монтойя не только континент, но и дисциплину, перебравшись из Формулы-1 в NASCAR. Сказать, что карьера получилась успешной, все-таки нельзя. Колумбиец всего раз пробился в топ-10 по итогам чемпионата, но пара побед для экс-пилота Формулы-1 – это не так и плохо.

>
Reload
1 / 5

И в "Индикаре"

В нынешнем сезоне уже почти 40-летний Монтойя вновь вернулся в формулы и вновь побеждает! Чтобы влезть в кокпит IndyCar, колумбийцу пришлось изрядно похудеть, но усилия не прошли даром. Хуан-Пабло выиграл одну гонку и закончил прошедший чемпионат на четвертой строчке, параллельно выступив в паре гонок NASCAR.


Кими Райкконен

То, как славно Кими Райкконен отдохнул от Формулы-1, помнят все. Когда финну не нашлось места в Ferrari, а золотой парашют был слишком красивым, чтобы от него отказаться ради возможности подписать контракт с другой командой, Кими, недолго думая, отправился в ралли. В отдельных гонках за рулем маленького Abarth Grande Punto Райкконен стартовал еще в 2009 году, а в следующем был уже пилотом заводской команды Citroen.

За два года участия Кими в чемпионате его трофейная комната не пополнилась кубками, зато на планете стало чуть меньше деревьев. Райкконен косил их по всему свету.

>
Reload
1 / 4

История с ралли закончилась не типично для Кими. В итоге ему просто наскучило прыгать по канавам, и когда пришло время лететь в Австралию, он взял и не полетел. Последние (пока) три гонки в раллийной карьере Кими закончились сходами.

Во время перерыва в формульной карьере пробовал свои силы Кими и в NASCAR. Финн проехал пару гонок в низших дивизионах. Ему, говорят, понравилось, но ни во что более серьезное это не вылилось.


Андре Лоттерер

Основное место работы Андре Лоттерера – заводская команда Audi в гонках на выносливость. По оценкам многих, Андре является лучшим пилотом в этой дисциплине. Три победы в "24 часах Ле-Мана" отличное тому подтверждение. Но у Лоттерера есть и занятие для души: Андре на постоянной основе гоняется в японском формульном чемпионате Super Formula уже больше десяти лет и завоевал в нем один титул, а раньше был постоянным участником еще одного японского чемпионата – Super GT. В нем он регулярно выступал с 2003 по 2011 годы и дважды становился чемпионом.

В качестве развлечения в этом году Андре принял участие и в одном из этапов Формулы-1. Caterham пригласила Лоттерера на Гран-при Бельгии, и Андре играючи выставил на посмешище Маркуса Эрикссона. За рулем незнакомой машины нового для себя чемпионата Андре квалифицировался выше шведского рента-драйвера, который отъездил за Caterham к тому моменту более половины сезона.

Но Формула-1 Лоттереру не очень понравилась. Андре посетовал, что спортпрототипы быстрее в поворотах, сказал, что в Ле-Мане у него "хорошая резина", а также отметил, что о карьере в Гран-при думать давно перестал. После этого Лоттерера приглашали в Формулу-1 еще дважды, но он оба раза отказывался.

Помимо прочего, Андре частенько принимает участие в ралли классических автомобилей, а также редко отказывается от приглашений на любительские картинговые турниры.


Роберт Кубица

Было бы, конечно, лучше, если бы Роберту все-таки запретили заниматься ралли. Но задним числом умны все. Кубица всегда любил ралли, но во времена выступлений за BMW в Формуле-1 не мог участвовать в "лесных гонках" из-за контрактных обязательств. Перейдя в Renault, он договорился о том, что препятствовать его раллийным покатушкам никто в команде не будет. В итоге одна из таких покатушек зимой 2011 года закончилась страшной аварией.

На месте Роберта немногие решились бы вновь сесть за руль раллийной машины, но у поляка собственное восприятие мира. Из-за полученных травм он пока не может вернуться в Формулу-1 и даже отказался от тестов, которые по слухам была готова организовать для него Mercedes AMG.

>
Reload
1 / 3

Тем не менее, он все же мог выбрать DTM, где был быстр на первых же тестах, или WTCC. Но "вторую карьеру" Кубица решил начать с той же дисциплины, из-за которой случайно закончилась первая – с ралли.


Жак Вильнев

Жак Вильнев – последний из тех, кому удалось выиграть титулы и в IndyCar, и в Формуле-1. В чемпионате мира канадец провел десять лет, потом был не слишком красиво "убран" из BMW, а теперь никак не может остановиться. Жака понесло – он садится за руль каждого гоночного автомобиля, который видит.

После Формулы-1 Жак пытался найти себя в Ле-Мане, где выступал за Peugeot, и в NASCAR. Затем серии мельчали. Заручиться поддержкой спонсоров ему было сложно, и серьезной карьеры в главном кузовном чемпионате Америки Жаку не удалось. Он проехал несколько гонок в австралийском V8, принял участие в четырех этапах Speedcar, бывший напарник по команде BAR Оливье Панис затащил его во французские Альпы, где Вильнев гонялся за рулем Skoda в Andros Trophy. В нынешнем сезоне Жак и вовсе решил попробовать себя в ралли-кроссе, а кроме того, спустя почти 20 лет, вновь стартовал в Инди-500.

>
Reload
1 / 5

Индикар

Вильневу никак не удается нигде осесть, и причина тому одна. Это даже не желание гоняться, а слишком длинный язык. Жак умудрился испортить отношения с организаторами альпийских гонок, теперь со скандалом покинул чемпионат мира по ралли-кроссу, а когда не мог найти спонсоров на NASCAR – костерил весь автоспортивный мир за его неправильное устройство. Стоит ли удивляться, что даже спустя почти десять лет после своей последней гонки в Формуле-1, Вильнев остается одним из главных ее критиков?


Себастьен Леб

Девятикратный чемпион мира по ралли – главный пилот-универсал планеты. Еще в бытность гонщиком WRC Себ пару раз отлучался в Ле-Ман, чтобы стартовать в суточном марафоне. Жесткое расписание не позволяло ему участвовать в кольцевых гонках регулярно, но время для тестов за рулем прототипов он находил. Тестировал Леб и Формулу-1. Долгое время ходили слухи, что Себастьен может стартовать в одной из гонок, но FIA не выдала ему суперлицензию. Что странно, если учесть, что суперлицензию предоставили, например, уже упомянутому в тексте Маркусу Эрикссону.

По-настоящему дать себе волю Леб смог только после завершения активной фазы карьеры в WRC. На закате своих выступлений в чемпионате мира по ралли Себ активно взялся за кольцо. Создал себе команду и принимал участие в соревнованиях GT. Из других достижений Леба – золотая медаль ралли-кроссовых X Games и абсолютный рекорд в соревнованиях по подъему на холм Pikes Peak.

>
Reload
1 / 7

Установить рекорд Pikes Peak на специальном прототипе Peugeot

Ныне Леб – основной пилот Citroen в WTCC, а также раллист-любитель. Совсем недавно Себ выиграл гонку, выступая в составе одного экипажа с супругой, а в январе вернется в WRC на один этап. Тряхнуть стариной на легендарном Ралли Монте-Карло.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...