Опубликовано 19 декабря 2014, 17:14

Универсальный пилот

Известные гонщики, которые ездят на всем, что движется
В следующем году пилот Формулы-1 Нико Хюлькенберг собирается в свободное от основной работы время посвятить себя другим гонкам. Немец из Force India заключил контракт с Porsche и должен проехать пару марафонов в чемпионате мира по гонкам на выносливость. В том числе "24 часа Ле-Мана", куда действующие пилоты Формулы-1 не выбирались уже давненько.
Фото James Moy Photography и команд
Фото James Moy Photography и команд

В следующем году пилот Формулы-1 Нико Хюлькенберг собирается в свободное от основной работы время посвятить себя другим гонкам. Немец из Force India заключил контракт с Porsche и должен проехать пару марафонов в чемпионате мира по гонкам на выносливость. В том числе "24 часа Ле-Мана", куда действующие пилоты Формулы-1 не выбирались уже давненько.

Еще лет 30-40 назад подобное "многоборье" было совершенно нормальным явлением, а теперь объявление о грядущем дебюте Нико в суточной гонке стало настоящей сенсацией. В современном автоспорте не так много гонщиков, выступающих в разных дисциплинах. "Мотор" собрал в один рейтинг самых известных пилотов современности, которым все равно, где и на чем гоняться. Главное – гоняться.


Универсальный пилот

Иван Мюллер

Французский гонщик с русским именем и немецкой фамилией Иван Мюллер известен прежде всего по выступлениям в мировом туринге. В WTCC он самый титулованный пилот всех времен. Четыре раза Иван выигрывал первенство планеты, еще три раза становился в нем вторым, по одному разу – третьим и четвертым. Всего у него сорок с лишним побед на этапах.

Универсальный пилот

Но рекорды Мюллер ставил не только в WTCC. Еще Иван является рекордсменом по числу титулов в Andros Trophy – ледовых соревнованиях, популярных во Франции. "Трофей" Мюллер завоевывал аж десять раз.

Помимо этого, есть у Ивана и еще одно увлечение – ралли. Мюллер трижды принимал участие в Ралли Франции, а кроме того пару раз стартовал на "Дакаре". Один раз – еще на старом, африканском, второй – уже в Южной Америке. А еще когда-то давным-давно, в 1990-х, Иван два раза участвовал и в "24 часах Ле-Мана". Правда, до финиша он так и не добрался.


Универсальный пилот

Стефан Сарразан

Стефан Сарразан, наверное, один из главных универсалов в современном автомобильном спорте. Так сходу и не определить, в чем же его главная специальность. Только в этом году француз попробовал себя в трех совершенно разных дисциплинах. Основным местом работы Стефана является команда Toyota в гонках на выносливость, но в свободные от кольцевых марафонов выходные он обязательно находит себе другие занятия по душе. К примеру, в этом году он выиграл Ралли Корсики, а это совсем не шутки.

Универсальный пилот

Для пилота, который начинал карьеру в формулах, у Стефана получилась весьма и весьма неплохая карьера в ралли. Сарразан даже был пилотом заводской команды Subaru, где выступал бок о бок с Петтером Сольбергом, финишировал третьим на Ралли Монте-Карло за рулем заводской Peugeot. В WRC на подиум Стефану подняться ни разу не удалось, но и два четвертых места на этапах чемпионата мира тоже на дороге не валяются.

Венцом формульной карьеры Стефана стало участие в Гран-при Бразилии Формулы-1 1999 года, когда француз заменил травмированного Луку Бадоера. Сейчас Сарразану уже под 40, но с формулами он все-таки еще не завязал. Новый чемпионат Формула E без Стефана обойтись просто не мог.


Универсальный пилот

Себастьен Ожье

Себастьена Ожье мы включили в список авансом. Формальный повод для этого есть. Француз стартовал в паре гонок Суперкубка Porsche. Кроме того, его большой потенциал в качестве пилота-универсала подтверждает то, что в его послужном списке есть победа в Гонке чемпионов, а чемпионский характер Ожье закалялся не только на раллийных трассах, но и в боях мастеров петанка.

Универсальный пилот

Тем не менее, главный признак того, что Ожье не успокоится на паре гонок за рулем кольцевого Porsche – это его неуемное желание быть во всем лучше Себастьена Леба. В кольцо Ожье потянуло только после того, как туда же занесло его бывшего напарника по Citroen. Надо ли говорить, что заявился он в те же самые гонки, в которых стартовал "Себ-старший"?

Теперь, когда Леб и вовсе пустился во все тяжкие, мысль погнаться за ним наверняка мешает "Себу-младшему" засыпать по вечерам.


Универсальный пилот

Роман Грожан

Надо признать, большинство современных пилотов-универсалов – французы. Пересаживаться из одной машины в другую – национальная черта. Вот и Роман Грожан, вынужденно завершив карьеру в Формуле-1 после дебюта в 2009 году, тоже доказывал свое право на возвращение по-французски.

Универсальный пилот

В 2010 году Роман стартовал в двух чемпионатах: формульном AutoGP (где, кстати, выиграл титул) и FIA GT1, принял участие в двух суточных марафонах, в Спа и Ле-Мане, покатался по ледовым трассам в Andros Trophy, а также провел несколько гонок в GP2. После этого карьера вновь встала на рельсы, Роман вернулся в Формулу-1 и пока сосредоточился на ней.

Что будет с Грожаном, когда этот этап карьеры будет окончательно пройден, даже представить страшно…


Универсальный пилот

Хуан-Пабло Монтойя

В былые времена гонщики пересекали Атлантику куда чаще, чем сейчас. Выступать одинаково хорошо на самом высоком уровне и в США, и в Европе давненько никому не удавалось. Единственное исключение – Хуан-Пабло Монтойя. Главные победы колумбийца остались в прошлом веке, но нельзя не признать, что в Формуле-1 экс-чемпион CART и победитель 500 миль Индианаполиса все-таки наделал шороху. Чего стоил один только его обгон Михаэля Шумахера в Бразилии в 2001 году.

Универсальный пилот

Тем не менее, чопорная атмосфера в McLaren все-таки надоела южноамериканцу, и вскоре он вновь оказался в Америке. Причем сменил Монтойя не только континент, но и дисциплину, перебравшись из Формулы-1 в NASCAR. Сказать, что карьера получилась успешной, все-таки нельзя. Колумбиец всего раз пробился в топ-10 по итогам чемпионата, но пара побед для экс-пилота Формулы-1 – это не так и плохо.

В нынешнем сезоне уже почти 40-летний Монтойя вновь вернулся в формулы и вновь побеждает! Чтобы влезть в кокпит IndyCar, колумбийцу пришлось изрядно похудеть, но усилия не прошли даром. Хуан-Пабло выиграл одну гонку и закончил прошедший чемпионат на четвертой строчке, параллельно выступив в паре гонок NASCAR.


Универсальный пилот

Кими Райкконен

То, как славно Кими Райкконен отдохнул от Формулы-1, помнят все. Когда финну не нашлось места в Ferrari, а золотой парашют был слишком красивым, чтобы от него отказаться ради возможности подписать контракт с другой командой, Кими, недолго думая, отправился в ралли. В отдельных гонках за рулем маленького Abarth Grande Punto Райкконен стартовал еще в 2009 году, а в следующем был уже пилотом заводской команды Citroen.

Универсальный пилот

За два года участия Кими в чемпионате его трофейная комната не пополнилась кубками, зато на планете стало чуть меньше деревьев. Райкконен косил их по всему свету.

История с ралли закончилась не типично для Кими. В итоге ему просто наскучило прыгать по канавам, и когда пришло время лететь в Австралию, он взял и не полетел. Последние (пока) три гонки в раллийной карьере Кими закончились сходами.

Во время перерыва в формульной карьере пробовал свои силы Кими и в NASCAR. Финн проехал пару гонок в низших дивизионах. Ему, говорят, понравилось, но ни во что более серьезное это не вылилось.


Универсальный пилот

Андре Лоттерер

Основное место работы Андре Лоттерера – заводская команда Audi в гонках на выносливость. По оценкам многих, Андре является лучшим пилотом в этой дисциплине. Три победы в "24 часах Ле-Мана" отличное тому подтверждение. Но у Лоттерера есть и занятие для души: Андре на постоянной основе гоняется в японском формульном чемпионате Super Formula уже больше десяти лет и завоевал в нем один титул, а раньше был постоянным участником еще одного японского чемпионата – Super GT. В нем он регулярно выступал с 2003 по 2011 годы и дважды становился чемпионом.

Универсальный пилот

В качестве развлечения в этом году Андре принял участие и в одном из этапов Формулы-1. Caterham пригласила Лоттерера на Гран-при Бельгии, и Андре играючи выставил на посмешище Маркуса Эрикссона. За рулем незнакомой машины нового для себя чемпионата Андре квалифицировался выше шведского рента-драйвера, который отъездил за Caterham к тому моменту более половины сезона.

Универсальный пилот

Но Формула-1 Лоттереру не очень понравилась. Андре посетовал, что спортпрототипы быстрее в поворотах, сказал, что в Ле-Мане у него "хорошая резина", а также отметил, что о карьере в Гран-при думать давно перестал. После этого Лоттерера приглашали в Формулу-1 еще дважды, но он оба раза отказывался.

Универсальный пилот

Помимо прочего, Андре частенько принимает участие в ралли классических автомобилей, а также редко отказывается от приглашений на любительские картинговые турниры.


Универсальный пилот

Роберт Кубица

Было бы, конечно, лучше, если бы Роберту все-таки запретили заниматься ралли. Но задним числом умны все. Кубица всегда любил ралли, но во времена выступлений за BMW в Формуле-1 не мог участвовать в "лесных гонках" из-за контрактных обязательств. Перейдя в Renault, он договорился о том, что препятствовать его раллийным покатушкам никто в команде не будет. В итоге одна из таких покатушек зимой 2011 года закончилась страшной аварией.

Универсальный пилот

На месте Роберта немногие решились бы вновь сесть за руль раллийной машины, но у поляка собственное восприятие мира. Из-за полученных травм он пока не может вернуться в Формулу-1 и даже отказался от тестов, которые по слухам была готова организовать для него Mercedes AMG.

Тем не менее, он все же мог выбрать DTM, где был быстр на первых же тестах, или WTCC. Но "вторую карьеру" Кубица решил начать с той же дисциплины, из-за которой случайно закончилась первая – с ралли.


Универсальный пилот

Жак Вильнев

Жак Вильнев – последний из тех, кому удалось выиграть титулы и в IndyCar, и в Формуле-1. В чемпионате мира канадец провел десять лет, потом был не слишком красиво "убран" из BMW, а теперь никак не может остановиться. Жака понесло – он садится за руль каждого гоночного автомобиля, который видит.

Универсальный пилот

После Формулы-1 Жак пытался найти себя в Ле-Мане, где выступал за Peugeot, и в NASCAR. Затем серии мельчали. Заручиться поддержкой спонсоров ему было сложно, и серьезной карьеры в главном кузовном чемпионате Америки Жаку не удалось. Он проехал несколько гонок в австралийском V8, принял участие в четырех этапах Speedcar, бывший напарник по команде BAR Оливье Панис затащил его во французские Альпы, где Вильнев гонялся за рулем Skoda в Andros Trophy. В нынешнем сезоне Жак и вовсе решил попробовать себя в ралли-кроссе, а кроме того, спустя почти 20 лет, вновь стартовал в Инди-500.

Вильневу никак не удается нигде осесть, и причина тому одна. Это даже не желание гоняться, а слишком длинный язык. Жак умудрился испортить отношения с организаторами альпийских гонок, теперь со скандалом покинул чемпионат мира по ралли-кроссу, а когда не мог найти спонсоров на NASCAR – костерил весь автоспортивный мир за его неправильное устройство. Стоит ли удивляться, что даже спустя почти десять лет после своей последней гонки в Формуле-1, Вильнев остается одним из главных ее критиков?


Универсальный пилот

Себастьен Леб

Девятикратный чемпион мира по ралли – главный пилот-универсал планеты. Еще в бытность гонщиком WRC Себ пару раз отлучался в Ле-Ман, чтобы стартовать в суточном марафоне. Жесткое расписание не позволяло ему участвовать в кольцевых гонках регулярно, но время для тестов за рулем прототипов он находил. Тестировал Леб и Формулу-1. Долгое время ходили слухи, что Себастьен может стартовать в одной из гонок, но FIA не выдала ему суперлицензию. Что странно, если учесть, что суперлицензию предоставили, например, уже упомянутому в тексте Маркусу Эрикссону.

Универсальный пилот

По-настоящему дать себе волю Леб смог только после завершения активной фазы карьеры в WRC. На закате своих выступлений в чемпионате мира по ралли Себ активно взялся за кольцо. Создал себе команду и принимал участие в соревнованиях GT. Из других достижений Леба – золотая медаль ралли-кроссовых X Games и абсолютный рекорд в соревнованиях по подъему на холм Pikes Peak.

Ныне Леб – основной пилот Citroen в WTCC, а также раллист-любитель. Совсем недавно Себ выиграл гонку, выступая в составе одного экипажа с супругой, а в январе вернется в WRC на один этап. Тряхнуть стариной на легендарном Ралли Монте-Карло.