26 мая, 8:30

Продаются три «Роллс-Ройса», принадлежавших сестре английской королевы

На аукционы выставлены три «Роллс-Ройса» принцессы Маргарет
На аукционе RM Sotheby's в Лихтенштейне, который пройдёт 19 июня, будут предложены два «Роллс-Ройса», в разные годы принадлежавшие сестре английской королевы — покойной принцессе Маргарет: это редчайший лимузин Phantom IV 1954 года и седан Silver Shadow 1975 года. Ещё один Silver Wraith II 1980 года — её последний автомобиль — выставлен на аукционе H&H. Мы решили рассказать читателям «Мотора» все подробности об этих уникальных машинах.

Королевский транспорт

Rolls-Royce Phantom IV — сам по себе автомобиль исключительной редкости. Вся его история тесно связана с королевской семьёй. Изначально он не должен был даже появиться на свет: ещё в конце 1930-х руководство фирмы решило не продолжать развитие флагманской линейки Phantom.

Говорят, что виновником появления четвёртого «Фантома» стал принц Филипп, герцог Эдинбургский — супруг будущей королевы Елизаветы II. В 1948 году ему довелось проехать за рулём экспериментального Bentley Mark V, оснащённого самым большим из моторов нового унифицированного семейства «B» фирмы Rolls-Royce — рядной «восьмёркой», предназначавшейся в основном для военной техники. Агрегат поразил его высокой мощностью и отменной тягой. И когда в ноябре того же года Елизавета с Филиппом разместили заказ на изготовление церемониального лимузина марки Rolls-Royce, то пожелали оснастить его именно этим двигателем.

1 / 2

Лимузин королевы Елизаветы II — cамый первый из Rolls-Royce Phantom IV. Фото сделано в наши дни на Трафальгарской площади Лондона

Лимузин высокородной четы мог бы остаться в единственном экземпляре, но осенью того же года от испанского правительства поступил заказ на три автомобиля. В подробности испанцы не вдавались: генералиссимусу Франко просто были нужны два бронированных лимузина и парадный кабриолет. Инженеры Rolls-Royce провели прикидочные расчёты и поняли, что для тяжёлых броневиков лучше всего подойдёт усиленное шасси «Фантома».

1 / 2

Парадный кабриолет под номером 4AF18, изготовленный для испанского диктатора генерала Франко

Это уже оправдывало запуск «Фантома» в мелкосерийное производство! Правда, собирать больше трёх машин в год предприятию было не под силу. Поэтому руководство компании приняло решение: строить такие машины только для глав государств и представителей британской королевской семьи!

Phantom IV — единственная модель в истории фирмы, оснащавшаяся рядным восьмицилиндровым двигателем. Это был самый крупный мотор унифицированного семейства «B». Его рабочий объём составлял 5675 кубических сантиметров; на всех моторах семейства использовался довольно экзотический газораспределительный механизм: впускные клапаны находились в головке, сверху, а вот выпускные — снизу, в блоке.

Автомобили королевы Елизаветы II в королевских конюшнях: на переднем плане — Phantom IV c кузовом ландоле 1954 года (шасси 4BP5), слева — самый первый Phantom IV 1950 года (шасси 4AF2)

Архив Rolls-Royce Motor Cars Ltd

C 1950 по 1956 год было собрано всего 18 автомобилей: пять для представителей британской королевской семьи, три для испанского диктатора генерала Франко, два для иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, два для короля Ирака Фейсала II и по одному для саудовского принца Талала и исмаилитского имама Ага-хана III.

Нетрудно догадаться, что каждый из них был уникален. Над ними работали лучшие кузовные ателье Британии и континентальной Европы: H. J. Mulliner, Hooper, Franay. Большинство «Фантомов» были выполнены в виде лимузинов, но некоторые клиенты заказывали другие кузова: всего построили три кабриолета и один ландоле (последний — для королевы Елизаветы II).

«Фантом» для сестры королевы

Личный секретарь принцессы Маргарет разместил заказ осенью 1953 года: в это время производство «Фантомов» как раз перенесли с военного завода в Белпере (графство Дербишир) на площадку в Крю (графство Чешир). На заводе этот автомобиль с номером шасси 4BP7 получил кодовое обозначение «Барон Монтень». Почему именно такое — непонятно: ясно лишь, что на заводе старались соблюдать секретность (хотя в бумагах имя заказчика указано прямым текстом).

1 / 2

4 января 1954 года ателье H. J. Mulliner, которое строило кузов для этого автомобиля, получило подробную спецификацию от заказчика, а 16 июля того же года готовую машину доставили в резиденцию Кларенс-Хаус, где в то время жила принцесса Маргарет вместе с королевой-матерью.

По заказу принцессы изготовили шестиоконный лимузин чёрного цвета на семь посадочных мест — пять полноценных плюс два складных стульчика-страпонтена по центру салона. Машину снабдили автоматической коробкой передач, что было редкостью для Роллс-Ройсов тех лет.

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 6

Фото: Dirk de Jager / RM Sotheby's

Внешне машина принцессы Маргарет немного отличалась от самого первого «Фантома», изготовленного для её старшей сестры: линию крыльев слегка подняли и сделали более вытянутой. Во время выездов машину принцессы украшал королевский герб над лобовым стеклом, рядом располагался проблесковый маячок полицейского образца.

1 / 3

Рядная «восьмёрка» Rolls-Royce B80 объёмом 5675 кубических сантиметров под капотом «Фантома» развивала, по официальным данным, 166 лошадиных сил. Это едва ли не первый случай в истории марки, когда мощность официально объявили: прежде её просто называли «достаточной»

Фото: Dirk de Jager / RM Sotheby's

Как и на королевском Роллс-Ройсе, решётку радиатора венчала не традиционная фигурка «Дух экстаза», а статуэтка британского скульптора Эдварда Сигоу. В данном случае — фигура крылатого коня Пегаса. (В свою очередь, лимузин Елизаветы II украшала статуэтка Святого Георгия, повергающего дракона, которую во время визитов в Шотландию заменяли фигуркой льва).

1 / 2

На радиаторной решётке — фигурка крылатого коня Пегаса

Фото: Dirk de Jager / RM Sotheby's

В покоях

Cалон отделали по-королевски — прекрасной молочно-белой шерстью из западной Англии и полированным орехом; на полу — качественные шерстяные маты с пушистым персидским ковром поверх. В крыше над задним рядом сидений установили большой стеклянный люк: по тем временам экзотическая опция даже для очень дорогих автомобилей.

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 8

Задний диван снабжён регулировкой по высоте с сервоприводом

Необычно другое: передний отсек салона был отделан неожиданно богато — сиденья и двери обтянуты той же шерстяной тканью, что и пассажирские места. А ведь обычно рабочее место водителя отделывали без изысков, практичной кожей. Вдобавок, сиденье водителя было снабжено механизмом регулировки по высоте.

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 6

Переднее сиденье имело регулировку по высоте....

Фото: Dirk de Jager / RM Sotheby's

Секрет прост: принцесса Маргарет хотела иметь возможность сама сесть за руль своего автомобиля. Кстати, по тем же причинам рулевая колонка была установлена круче обычного, а в комплекте с машиной шли съёмные накладки на педали — ведь рост главной заказчицы был очень невелик (около 155 сантиметров).

Тринадцать лет на службе

Поступив в королевский гараж, машина получила номерной знак PM 6450. Молва говорит, что неспроста. Якобы это намёк на роман между принцессой Маргарет и военным лётчиком полковником Питером Таунсендом: мол, литеры — это первые буквы их имён, а в цифрах закодирована дата их первой встречи (6 апреля 1950 года).

1 / 4

Принцесса Маргарет и её «Фантом» во время визита в университет Эдж Хилл в Ланкашире в начале 60-х

Автомобиль прослужил верой и правдой тринадцать лет — впрочем, наездив за это время лишь 27 тысяч миль (43,5 тысячи километров). В 1967 году его продали: машину приобрёл поклонник марки, владелец транспортной компании Альфред Уильям Дэвис Адамс. Новый владелец писал, что «он не смог выяснить, кому принадлежал автомобиль. А дилер упомянул, что обязался не упоминать предыдущих владельцев». Впрочем, мы не сомневаемся, что Адамс знал или хотя бы догадывался о личности первого владельца — уж слишком редкая эта машина. «Фантомом» пользовались лишь изредка: например, чтобы забрать из аэропорта особо уважаемых клиентов или одолжить бизнес-партнёру для свадьбы. Адамс также давал машину фирме Farmcroft для съёмок в фильмах: так уникальный лимузин засветился в детективном сериале Man In A Suitcase 1967 года и в одном из эпизодов «бондианы» — фильме «На секретной службе её величества».

Эпизодическое появление машины в фильме «На секретной службе её величества» (1969). Rolls-Royce стоит у дома «М» — вымышленного главы британской секретной службы MИ-6

Много лет спустя, в 2003 году наследники Адамса продали лимузин коллекционеру из США Роберту Шаффнеру, у которого уже было ещё два других «Фантома». А в 2008-м уникальный автомобиль перекупил юрист из Лихтенштейна (и обладатель собственного автомузея) Норберт Зегер. Ещё семь лет назад на вопрос о продаже Зегер отвечал «об этом не может быть и речи!» Но теперь машина вновь выставлена на продажу на аукционе RM Sotheby's. Причём вместе с ним на том же аукционе продаётся и ещё один Rolls-Royce, принадлежавший принцессе Маргарет — седан Silver Shadow 1975 года.

1 / 2

Коллекционер Норберт Зегер выставлял свой Rolls-Royce Phantom IV на конкурс элегантности Villa D'Este

Вместо «Фантома»

В разное время принцесса Маргарет владела по меньшей мере шестью «Роллс-Ройсами», а в 1962 году даже совершила официальный визит на фабрику в Крю — разумеется, на том самом «Фантоме».

Когда в 1960 состоялась её свадьба с известным светским фотографом Энтони Армстронг-Джонсом, подарком от Общества автопроизводителей и торговцев стал чёрный Rolls-Royce Silver Cloud II с алым интерьером — его эксплуатировали параллельно с «Фантомом».

1 / 2

Первый из Rolls-Royce Silver Shadow принцессы Маргарет (шасси LRH2542) в конце 60-х

Затем принцесса приобрела в 1967-м новейший Rolls-Royce Silver Shadow тёмно-зелёного цвета (шасси LRH2542). Для марки это была прорывная модель — с несущим кузовом, независимой гидропневматической подвеской всех колёс и дисковыми тормозами. Кстати, принадлежавший принцессе автомобиль был интересен сам по себе: ведь это был «растянутый» на 10 сантиметров вариант из самой первой опытной партии, имевшей массу отличий от серийных машин с удлинённой базой. Полноценное производство таких автомобилей началось лишь два года спустя, в 1969-м.

В 1975-м последовал ещё один длиннобазный Silver Shadow — на этот раз бордового цвета (номерной знак EHJ 118P). Именно он теперь предлагается с аукциона RM Sotheby's.

Сам по себе Silver Shadow как таковой — не такой уж эксклюзив. По сравнению с штучным Rolls-Royce Phantom IV, это и вовсе автомобиль массовый. Даже редкие длиннобазные седаны, которые удлиняли в ателье Mulliner Park Ward и постройка которых занимала на 4-5 недель больше обычного — даже их было сделано 2780 штук (плюс ещё 2135 машин после переименования в Silver Wraith II). А обычных короткобазников выпустили гораздо больше — 25142 машин.

1 / 4

Фото: Dirk de Jager / RM Sotheby's

Заказ на Silver Shadow с номером шасси LRH 21379 разместили осенью 1974 года: в производственной документации заказчица фигурировала под псевдонимом «Мистер Непьер» — по фамилии своего секретаря Найджела Непьера, лорда Непьер. Автомобиль получил бордовую окраску эмалью Cardinal Red, атермальные стёкла Sundym c едва различимой тонировкой и интерьер с чёрной кожей и вишнёвыми коврами.

Как и другие автомобили членов королевской семьи, этот Rolls-Royce имел кое-какие особенности. Причём мы имеем в виду не только флагшток, площадку для королевского герба и синий проблесковый маячок на крыше — привычное оборудование для машин, используемых в официальных визитах.

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 9

Панель приборов обильно отделана палисандром. А вот остальные детали интерьера, которые обычно украшают деревом, здесь обшиты кожей. Слева от руля видно грубоватую панель управления круиз-контролем

Фото: Dirk de Jager / RM Sotheby's

Были и другие характерные отличия. Например, деревянные панели в интерьере выполнили матовыми, а с дверей дерево убрали вовсе. Большинство металлических элементов, которые принято хромировать, были затянуты чёрной кожей. Всё это — чтобы блики от репортёрских вспышек как можно меньше портили фотографии. Другая особенность — компактные фонарики, освещавшие высокородных пассажиров во время официальных визитов.

Автомобиль принцессы Маргарет имел и другие необычные опции: фальш-пол в задней части салона — для удобства посадки низкорослой принцессы, и дверные панели без подлокотников (объяснения этому мы найти не смогли).

1 / 2

Катафоты на крыльях — оранжевые спереди и красные сзади — были установлены для адаптации к американским правилам, когда в 1984-м машину ввезли в США

Фото: Dirk de Jager / RM Sotheby's

В 1979 году машину продали, чтобы сменить её на более новый Rolls-Royce. В 1984-м её приобрёл голливудский актёр Бёрт Рейнольдс, который перевёз машину в США (отсюда специфические американские отражатели на крыльях). В 1988-м она вернулась в Европу: по нескольку лет находилась в руках коллекционеров из Англии и Бельгии, пока уже в наше время не попала в Лихтенштейн к нынешнему владельцу, который теперь продаёт её с аукциона.

Последняя любовь принцессы

Приобретённый взамен в 1979-м Rolls-Royce Silver Wraith II долго не продержался — его почти сразу вернули на завод с нелестным комментарием... Но вместо него заказали другую машину, почти неотличимую от предыдущей. Можем предположить, что в Крю чувствовали вину перед столь ценным покупателем — и дабы подготовить заказанную машину как можно скорее, на заводе взяли автомобиль, уже построенный для другого клиента!

Изначально эта машина с шасси под номером LRH39342 была болотно-зелёной, с интерьером из бежевой кожи. Но вскоре седан перекрасили в узнаваемую бордовую расцветку Cardinal Red и полностью переоснастили. Завод вновь постарался сохранить личность заказчицы инкогнито: в производственной документации она значилась под псевдонимом «Мистер Эдгар». Для ускорения работ часть деталей салона переставили с предыдущей машины, построенной для принцессы Маргарет.

1 / 4

Одна из особенностей этого заказа — дублирующий комплект зеркал на передних крыльях

Заказ в основном повторял её предыдущие автомобили: например, сзади был смонтирован фальш-пол, диван установлен ниже обычного, а двери — лишены подлокотников. Внешние особенности — поворотники, объединённые с хромированным молдингом, и отсутствие шильдиков в задней части машины. Как всегда, были заказаны флагшток, подсвеченная площадка для герба и синий проблесковый маяк.

Обратите внимание на повторители поворотов, элегантно вписанные в молдинг: обычно «поворотник» немного крупнее и расположен ниже. Такую доработку заказывали для принцессы на всех машинах этой модели. Сама деталь заимствована у Фиата 2300.

Главное отличие от предыдущей машины — это обивка сидений из высококачественной шерстяной ткани бежевого цвета вместо кожи, а также тёмно-зелёные ковры на полу. В описании лота фигурируют и другие интересные подробности: например, заказчица попросила, чтобы кант наверху спинки дивана сдвинули назад — так, чтобы при расслабленной посадке он не касался шеи.

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 6

Перчаточный ящик специально выполнен с обычной ручкой и магнитной защёлкой вместо замка с ключом — ведь внутри располагаются кнопки включения спецсигналов.

Машину доставили в Кенсингтонский дворец 16 мая 1980 года. И именно этот автомобиль с номерной табличкой «3 GXM» прослужил своей хозяйке дольше всего. Его часто можно было видеть в хронике — принцесса Маргарет регулярно пользовалась им во время официальных визитов. Достоверно известно, что на этом «Роллс-Ройсе» ездили многие члены королевской семьи, политики, бизнесмены и знаменитости: американский нефтяной магнат Пол Гетти, президент США Рональд Рейган с женой, леди Диана Спенсер (до замужества с принцем Чарльзом), королева Елизавета II и королева Елизавета, королева-мать.

Машина верой и правдой служила хозяйке вплоть до её кончины в 2002 году, за это время она проехала 44 тысячи миль (71 тысячу километров). Последний раз в роли официального автомобиля этот Rolls-Royce служил на похоронах принцессы Маргарет 15 февраля 2002 года, когда на нём возили членов королевской семьи.

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 6

Когда в 2002-м сын принцессы Маргарет, Дэвид Армстронг-Джонс (2-й граф Сноудон), продал автомобиль, британские таблоиды его раскритиковали — мол, уходит важный артефакт из истории королевской семьи. Впрочем, новым владельцем стал биограф королевской семьи Рональд Олрайт (Ronald Allwright), который приобрел машину в июне 2002 года. Последний не только исправил имевшиеся на машине недостатки, но и собрал всю возможную информацию об истории этого «Роллс-Ройса», вступив в переписку с сыном принцессы графом Сноудоном и её личным шофёром Дэйвом Гриффином. Так что сейчас на аукционе H&H к машине прилагается увесистый исторический файл (провенанс).

Королевские колёса

Из трёх «Роллс-Ройсов», предлагаемых на аукционах, наиболее ценным является Phantom IV. Всего было выпущено лишь 18 автомобилей, специалистам известна судьба пятнадцати из них. Три из них утрачены, ещё восемь продолжают служить монархам, выставляются в государственных музеях или заперты в частных собраниях ближневосточных королей. Так что реально можно рассчитывать на продажу оставшихся семи машин.

С другой стороны, по словам бизнесмена Глеба Рачко, занимающегося продажей и реставрацией ретро-техники, такие автомобили не очень ликвидны. Поэтому эксперты аукционного дома оценили стоимость «Фантома» принцессы Маргарет в 400–600 тысяч швейцарских франков (365–550 тысяч евро, или 33–49 миллионов рублей) — немного для столь редкого автомобиля.

Два других автомобиля гораздо менее ценны: сами по себе Rolls-Royce Silver Shadow и Silver Wraith II — довольно массовые и не слишком ликвидные автомобили, поэтому эстимейты на них значительно ниже. Несомненно, личность первого владельца обычно толкает цену вверх: Рачко привёл пример «Роллс-Ройса», принадлежавшего Фредди Меркюри, который превысил эстимейт в пять раз. Но в случае с машинами принцессы Маргарет стоимость продажи окажется где-то в середине диапазона — считает эксперт.

Автомобиль 1975 года оценивают в 65–100 тысяч швейцарских франков (59–100 тысяч евро, или 5,4–9 миллионов рублей). Последний автомобиль принцессы Маргарет, выпущенный в 1980 году, оценивают в 45–55 тысяч фунтов стерлингов (52–64 тысячи евро, или 4,7–5,8 миллиона рублей).