Опасный спорт
Десять гоночных происшествий с участием автомобилей безопасностиНештатные ситуации в автомобильных гонках – дело привычное. Если у пилотов, которые борются между собой за победу на трассе, что-то пойдет не так, на помощь быстро будет выслан либо автомобиль безопасности, либо медицинская машина. Но иногда от этого становится только хуже.
Порой, чтобы разобраться со всем, что натворили пилоты в гонке, судьям приходится выпускать на трассу не только сейфти-кары, но и медицинские автомобили, кареты скорой помощи, а в самых тяжелых случаях и специальную технику, чтобы разгрести завалы. «Мотор» вспомнил десять самых неожиданных ситуаций, в которые попадали автомобили, обслуживающие гонки.
На автодроме в Сан-Паулу часто происходит что-нибудь необычное: здесь падают рекламные щиты, у команд воруют оборудование, а пилотов на пути с трассы в гостиницу порой преследуют бандиты. То, что произошло в ходе пятничных тренировок Гран-при Бразилии 2002 года, могло случиться где угодно, но случилось почему-то именно на «Интерлагосе».
Авария Энрике Бернольди во втором повороте была не очень серьезной. Не прошло и полминуты после того, как бразилец приложил свой Arrows о защитный барьер из покрышек, а к месту происшествия уже подоспела медицинская машина. Маршалы замахали красными флагами. Казалось, инцидент исчерпан. Но на самом деле все только началось.
Когда к месту аварии на полном ходу за рулем своего Sauber подлетел Ник Хайдфельд, Бернольди уже самостоятельно начал выбираться из разбитого Arrows, а медицинская машина припарковалась непосредственно перед ним. «Быстрый Ник» ударил было по тормозам, но оказалось, что слишком поздно. Единственная лазейка для немца осталась между медицинским автомобилем и барьером из отработанных покрышек. Но доктор к тому моменту уже успел открыть дверь...
Голландские любители быстрой езды из Supercar Challenge устроили настоящий фейерверк в Спа в 2008 году. Началось все, как вы уже поняли, с ошибки пилота машины безопасности.
Не успев остановить лидера в начале круга, SEAT Leon замедлился и повстречался с ним уже на подходе к заключительной связке поворотов. Последний сектор трассы в Спа – скоростной. В аварии вряд ли стоит винить только водителя пейс-кара, но разница в скорости между ним и всеми остальными была слишком большой. Пилот на Lamborghini ударил по тормозам, а еще один летучий голландец на BMW не успел. И понеслось.
Александр Вурц не так давно выступил с критикой в адрес молодых пилотов: мол, недостаточно жесткая система подготовки гонщиков приводит к тому, что в Формуле-1 появляются всякие там грожаны и мальдонадо, а потом от их буйного нрава страдают алонсо и хэмилтоны. Однако сам Алекс в юношестве примерным поведением тоже не отличался.
В 1995 году, когда Вурц еще гонялся в немецкой Ф-3, а сама немецкая Ф-3 еще периодически гостила на аскетичной берлинской трассе АФУС, австриец умудрился столкнуться с автомобилем безопасности. Причем по своей собственной вине. Обогнав сейфти-кар раньше положенного, Вурц не придумал ничего лучше, чем пристроиться впереди него и затормозить.
Надо ли говорить, что тормоза на автомобиле Ф-3 сработали лучше.
Стартовые круги гонок WTCC редко обходятся без аварий. На закованной в металлические отбойники городской трассе в По их хватало всегда. По ходу второго заезда уикенда WTCC 2009 года во Франции аварий случилось сразу несколько, и оттого не слишком понятно, почему стюарды гонки так долго думали перед тем, как выпустить на трассу машину безопасности. Когда серебристый Chevrolet Cruze сорвался с пит-лейн, лидер гонки Франц Энгштлер уже мчался по стартовой прямой.
Первый поворот в По слепой, и у немецкого ветерана не было шансов разглядеть приближающуюся опасность. Все бы ничего, но водитель сейфти-кара, едва покинув пит-лейн, приметил лидера и задачу «задержать» пелотон воспринял слишком буквально...
Недаром в Формуле-1 за рулем пейс-кара уже долгое время работает один и тот же человек – гонщик-профессионал Берндт Майландер. А вот за рулем того самого Cruze в По сидел... шеф местной полиции. Бросившись наперерез BMW Энгштлера, блюститель порядка (вероятно, по привычке) просто не оставил пилоту места. В результате аварии правая передняя подвеска на 320 si лидера гонки была вырвана с корнем. Похоже, с нарушителями скоростного режима в По особенно не церемонятся.
Городские трассы в США все как на подбор. Бетонные стены со всех сторон – тяжело ни во что не врезаться, даже если ты водитель машины безопасности. Под конец гонки в Лонг-Бич в 1991 году именно это и произошло с пейс-каром. Пилот не вписался в один из поворотов и уткнулся передним бампером в барьер из покрышек. Не повезло при этом и лидировавшему Рику Мирсу, которому, чтобы избежать контакта с пейс-каром, пришлось свернуть в зону вылета. Обошлось без серьезных последствий. Сдав назад, оба помчались догонять уехавший вперед пелотон.
Открывающий этап Серии Ле-Ман в 2011 году получился несколько скомканным. Старт в марафонских гонках дается с ходу. Машина безопасности везет пелотон за собой на прогревочном круге, затем сворачивает в боксы, а начинать обгонять можно только после пересечения черты при зеленом сигнале стартового светофора. Но это всего лишь «обычная» процедура. Весной 2011-го в Ле-Кастелле все случилось несколько иначе.
Прогревочный круг был, зеленый сигнал был, черта тоже была. Вот только красная Audi RS5, которая служила на «Поль-Рикаре» автомобилем безопасности, в боксы почему-то не уехала. Надо полагать, пилоты, возглавлявшие пелотон, немного удивились тому, что светофор загорелся зеленым, а впереди все еще маячил сейфти-кар. Но тяжелее всего пришлось не им. Из задних рядов разглядеть RS5 удалось не всем, зато стартовый светофор проинформировал пилотов о начале марафона. Пелотон быстро сжался, в результате чего образовалась давка. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Удивительной получилась прошлогодняя гонка австралийского первенства V8 в Абу-Даби. Пилот машины безопасности слишком осторожно передвигался по трассе, что привело к полнейшей неразберихе. Пит-стопы в режиме желтых флагов в V8 не запрещены, поэтому добрая половина пилотов отправилась за новыми шинами пока на трассе был сейфти-кар. Удивительно, но даже на проезд по пит-лейн и остановку в боксах у пилотов ушло меньше времени, чем у водителя пейс-кара на то, чтобы просто проехать по стартовой прямой.
Гонщики наверняка предполагали, что вернувшись на трассу, им придется пристроиться в хвост пелотона, но оказалось, что на выезде из боксов они едва не опередили автомобиль безопасности. Весь последующий круг ушел на то, чтобы выяснить в каком же порядке теперь выстраиваться.
Во время «Инди-500» 1971 года далеко не все зрители следили за борьбой автомобилей на трассе. Самое интересное творилось на пит-лейн. Пейс-кар, только что отпустивший пелотон в 500-мильное путешествие, проехал мимо зоны сервиса, но, не успев вовремя затормозить, вылетел прямиком на площадку для фотографов.
За рулем пейс-кара сидел Элдон Палмер, глава четырех дилерских центров Dodge города Индианаполис. Его компании предоставили организаторам несколько машин для обслуживания гонки, а сам он в ответ получил возможность дать старт «пятисотки». К своей задаче Палмер подошел ответственно и в ходе тренировок несколько раз отработал торможение на пит-лейн. Ориентиром служил оранжевый флаг, специально установленный им в начале зоны торможения. На беду, к тому моменту, когда Палмер за рулем своего Dodge Challenger вернулся на пит-лейн после старта, флаг куда-то пропал.
Ударив по тормозам, Элдон потерял контроль над машиной. В результате инцидента пострадали 29 человек, но, к счастью, никто не погиб.
Имя Таки Иное поклонники Формулы-1 еще долго будут вспоминать не благодаря его гоночным талантам, а из-за небольшого происшествия на Гран-при Венгрии 1995 года. Таки Иное для всех нас – это тот парень, которого сбила медицинская машина.
Таки руководствовался исключительно благими намерениями. Покинув кокпит своего Footwork с дымящим двигателем Hart, японский пилот тут же отправился на поиски огнетушителя. Когда они увенчались успехом, Иное вместе с двумя маршалами заспешил обратно к своему автомобилю, но, не успев преодолеть и половину пути в пять шагов, был сбит с ног подоспевшей (вроде бы как на помощь) медицинской машиной.
Американским болельщикам повезло. Заокеанские гонки существуют именно для них. В США можно купить билет в паддок, поглазеть на пилотов, поболтать с ними перед стартом и еще много-много всего. Но одному нетрезвому фанату в 1986 году удалось сорвать джек-пот и прохватить пару кругов по овалу в «Талладеге» за рулем настоящего пейс-кара.
И все же старт гонки Winston 500 на одной из самых известных трасс Америки был отложен вовсе не по его вине, как вы подумали. Главный виновник – тогдашний PR-директор автодрома Джим Фриман. Именно он оставил красный Pontiac Firebird с ключами в замке зажигания без присмотра. У чуть подвыпившего болельщика просто не было выбора – он был обязан сесть в автомобиль и выехать на трассу.
Угонщика поймали достаточно быстро. Перед третьим поворотом поперек трассы был выстроен заслон из нескольких служебных машин. Фанат не стал идти на таран. Непонятным во всей этой истории остается только одно. Почему беднягу вытаскивали из машины за волосы?