Опубликовано 27 июля 2012, 17:00

Особенности национального тюнинга

Как жители СССР и России улучшали свои автомобили
Автомобильный тюнинг появился благодаря привередливым автовладельцам, которым их машины казались несовершенными. Правда, далеко не все из этих энтузиастов обладали инженерным образованием и чувством меры. Многие из их улучшений на деле лишь портили автомобиль - как внешне, так и внутренне.
Иллюстрации Марии Копотиловой
Иллюстрации Марии Копотиловой

Автомобильный тюнинг появился благодаря привередливым автовладельцам, которым их машины казались несовершенными. Правда, далеко не все из этих энтузиастов обладали инженерным образованием и чувством меры. Многие из их «улучшений» на деле лишь портили автомобиль – как внешне, так и внутренне. Так из огромного количества способов "прокачивания" машин выделилось целое направление – «колхоз-тюнинг».

Доподлинно неизвестно, кто и когда впервые неудачно затюнинговал свой автомобиль. Скорее всего, никакого "первооткрывателя" нового стиля не было вовсе. Процесс превращения скучных вазовских «копеек» и «семерок» в тонированные чудовища с пластмассовыми спойлерами и водопроводными трубами вместо системы выпуска был долгим и извилистым, а участвовали в нем многие советские автолюбители. "Мотор" решил вспомнить самые яркие варианты тюнинга в российской автомобильной истории.

###СССР


Особенности национального тюнинга

Начиналось все довольно прозаично. Сразу после поступления в продажу первых массовых образцов машин отечественного производства стали выявляться их недостатки. Например, запотевающие фары, которые оказались плохо загерметизированными. Влага, накапливающаяся в корпусах фар, во-первых, способствовала ухудшению освещения и коррозии отражающего покрытия, а во-вторых, при попадании на раскаленные лампочки сокращала срок их службы.

Цвет

Самая распространенная тормозная жидкость в СССР имела красный цвет. Сейчас чаще всего можно встретить жидкость янтарно-желтого цвета.

Но есть проблема – есть и решение. Не самое очевидное и даже странное, но эффективное – налить в фару тормозную жидкость. Благодаря своим абсорбирующим свойствам она собирала в себя влагу, тем самым избавляя автовладельцев от части вышеописанных проблем.


Особенности национального тюнинга

Советские автолюбители с давних пор искали способы скрыть от посторонних глаз себя и салоны своих машин. К тому же, на автомобилях с темными стеклами ездили в основном партработники, что являлось демонстрацией статуса владельца. Доступной тонировочной пленки тогда почти не было, поэтому простые автомобилисты выходили из положения, как умели. Так в Советском Союзе появились машины с занавесками на окнах. Не то чтобы совсем «колхоз» (некоторым удавалось органично подобрать занавески к цвету автомобиля), но выглядело это все равно странно.

Сейчас, с запретом тонировки, у машин с занавесками есть шанс вернуться на наши дороги.


Особенности национального тюнинга

Отдельным предметом гордости советского автомобилиста служили самодельные набалдашники на ручке коробки переключения передач. Это были предметы если не искусства, то по крайней мере самовыражения, поскольку многие из таких ручек были штучным товаром.

И не важно, что «розочки в хрустале» на самом деле были простыми кусками оргстекла с вырезанными на них узорами, а «насекомых в капле янтаря» ловили сами владельцы машин и заливали их эпоксидной смолой. Главное – чувство прекрасного. Правда, случались и промахи – неправильно подобранная форма ручки могла доставлять серьезные неудобства при управлении автомобилем.


Особенности национального тюнинга

Самым популярным видом доработки серийного автомобиля в СССР было усиление задней подвески. Большинство машин в то время должны были выполнять исключительно практические задачи: обычно они сводились к перевозке максимального количества груза из пункта А в пункт Б. Но при этом надо было сохранить приемлемый уровень дорожного просвета для того, чтобы не вызвать подозрений у сотрудников ГАИ и не оставить каких-нибудь деталей на советских дорогах.

Промышленные масштабы

Изготовление "проставок" для автомобилей со временем стало прибыльным бизнесом: "готовые решения" до недавнего времени существовали для большинства отечественных моделей. Купить такие узлы можно было на любом рынке и в любом автомагазине, а установить - на ближайшем автосервисе.

Для достижения этой цели существовало три основных способа. Можно было сделать резиновую вставку между опорной "тарелкой" и пружиной (практикуется и поныне), вставить две пружины в одну стойку (грузоподъемность увеличивалась значительно, но подвеска становилась очень жесткой) или же установить пружины от других автомобилей – с большим количеством витков и большей жесткостью.

При использовании третьего способа достигалась максимальная грузоподъемность при сохранении приемлемого дорожного просвета, однако в разгруженном состоянии машина превращалась в ракету с задранной «кормой». Задняя ось такой машины даже на городских скоростях вела себя непредсказуемо. Кроме того, такое радикальное увеличение просвета сказывалось на аэродинамике авто, а смещение центра тяжести вперед доставляло проблемы при торможении.


###Наше время

Мода на задранный «зад» плавно перекочевала из Советского Союза в Российскую Федерацию. Кроме того, с распадом СССР на молодой российский рынок хлынули многочисленные товары, обладание которыми могло вызвать черную зависть советского любителя тюнинга.

Особенности национального тюнинга
Закон

70 процентов -- минимальная необходимая светопропускаемость лобового и боковых стекол передних дверей

Управление автомобилем, на котором установлены стекла с нарушением уровня светопропускаемости, карается штрафом в размере 500 рублей и запрещением эксплуатации автомобиля со снятием номерных знаков.

В начале 1990-х годов появилась тенденция к максимальной закрытости от внешнего мира. Именно поэтому тонировка стала непременным атрибутом любого уважающего себя «тюнера». И если сейчас это скорее дань моде, то в девяностые тонировка могла спасти жизнь.

В наше же время тонировочной пленкой заклеивают все, что имеет в основе стекло. Тонируются даже задние фонари со стоп-сигналами и поворотниками, что, конечно же, не добавляет безопасности на дорогах. Реже, но все равно встречается тонирование передних фар.


Особенности национального тюнинга

Первые отечественные автомобили с штатными кондиционерами появились относительно недавно, и по дорогам России до сих пор ездят миллионы машин, в которых под "климатической установкой" по-прежнему подразумевается только "печка". И если в движении салон каких-нибудь "Жигулей" еще продувается набегающим воздухом, то в пробках, быстро захвативших российские города, единственным спасением от жары являлся небольшой вентилятор, питающийся от бортовой электросети. Сейчас главными потребителями таких устройств являются водители маршруток, "газелей" и старых грузовиков.


Особенности национального тюнинга

По легенде, голова куклы спасает фаркоп от коррозии, а также служит отличным декоративным элементом. Кроме того, удачный выбор куклы – это отличный способ поднять настроение соседям по потоку.


==93136

Многие до сих пор прикручивают к кузову машины полоску резины, которая касается земли. Считается, что это снижает опасность возгорания паров бензина от статического электричества, скапливающегося на кузове. Поэтому чем больше таких резинок-антистатиков, тем меньше шансов взорваться. Но это просто еще одна автомобильная легенда, ведь резина – это диэлектрик.


Особенности национального тюнинга

Обыкновенный компакт-диск всегда считался действенным средством спасения от радаров «гаишников». Диск подвешивался на зеркало заднего вида или устанавливался в щель между лобовым стеклом и уплотнителем и якобы отражал или рассеивал волны радара. Однако научного подтверждения этого факта до сих пор не существует.


Особенности национального тюнинга

Главным атрибутом современного «колхоз-тюнинга» в России был и остается громоподобный выхлоп. Глушители, не соответствующие никаким нормам шума, в лучшем случае купленные на рынке, в худшем – сваренные самим автовладельцем из подручного материала, всегда привлекали внимание окружающих к сидящему за рулем. Конечно, существуют и профессиональные, спортивные выпускные системы, но подавляющее большинство рычащих автомобилей на наших дорогах не имеют с ними ничего общего.


###Мировой опыт

Как ни странно, за пределами России «колхоз-тюнинг» тоже существует. Правда, процветает он в основном в развитых странах, где автомобиль не является роскошью и с ним можно делать что угодно.

####DONK

В США подобный стиль доработки называется DONK, Bubble или Box. Главный атрибут стиля – колеса огромных размеров. 25-27 дюймов считается начальным уровнем, дальше размеры уходят далеко за 30 дюймов. Чтобы втиснуть в машину такие «катки», приходится модифицировать подвеску и резать кузов.

Особенности национального тюнинга

Но наиболее простой и популярный способ – обычный «лифтинг» машины. На автомобиль устанавливаются более длинные пружины и амортизаторы, а в случае с рессорной подвеской – выгнутые рессоры и проставки в «серьгах». Для обеспечения прочной связи с кузовом подвеску усиливают дополнительными тягами. 42 дюйма (106 сантиметров) – максимальный размер колеса, который удалось установить на обычную машину в рамках DONK-доработок.

Трендсеттеры

Самые популярные автомобили для доработки в рамках DONK-стиля: Buick Regal, Pontiac Grand Prix, Chevrolet Impala/Caprice

Канон DONK – вычурность. Ему подчинено все. Приверженцы этого стиля чаще всего раскрашивают свои автомобили в яркие, кислотные цвета. Непременно присутствуют контрастные винилы или аэрография. Бывает, что машины украшают благородными металлами и драгоценными камнями, причем как внутри, так и снаружи.

Стиль DONK берет свое начало из хип-хоп культуры, поэтому еще один непременный атрибут – качественная акустическая система, под которую отводится все свободное место багажника и даже часть салона.

####Bosozoku

На другом конце света, в Японии, тоже есть «тюнеры», которые не останавливаются ни перед чем. Причем в плане доработки внешнего вида автомобиля японцы ушли от американцев далеко вперед.

В японском стиле Bosozoku главное – максимальная несуразность во всем. У него есть много ответвлений, но все их объединяет наличие огромных навесных боди-китов неправильной и совершенно неаэродинамичной формы. К примеру, накладки колесных арок должны быть максимально большими и закрывать все колесо. Переднему бамперу придают форму «акульего носа» – его максимально вытягивают вперед и добавляют на капот плавники самых разных форм.

Отдельным атрибутом «босодзоку» считается вынесенный на передний бампер масляный радиатор, который обязательно должен соединяться с двигателем через отверстие для фары. Задний спойлер и выхлопные трубы вообще ничем не ограничены по своей форме – они должны максимально выражать индивидуальность владельца.

Отдельное внимание уделяется колесам. На диски с большим вылетом надевают шины меньшего размера, чем нужно – получается так называемый Hippari. А уже установленные колеса подвергаются Oni-kyan – «дьявольскому развалу», при котором колеса почти лежат на асфальте. Складывается впечатление, что на машину упало что-то тяжелое.

Окраска кузова при таких доработках не может быть тусклой – максимально яркие цвета, много разных наклеек и рисунков. Наклейки, кстати, добираются даже до фар.