Дорогу покажешь?
Легендарные такси крупнейших городов мираТакси были и остаются неотъемлемой частью дорог всего мира. Где-то они выступают в качестве комфортабельного транспорта для состоятельных горожан, а где-то – в роли привычного и не очень дорогого транспорта для всех желающих. «Мотор» вспомнил самые знаменитые такси крупнейших городов мира.
История легендарных лондонских кэбов гласит, что еще в конце 1890-х фирма London Electrical Cab Co попыталась заменить шумные повозки электрическими (!) машинами. Однако несколько десятков машин Berseys, став за пару лет работы причиной множество аварий, надежд не оправдали и в начале XX века покинули службу.
Первым лондонским такси с бензиновым двигателем стал французский автомобиль Prunel. Позднее в парках таксомоторов появились опять же французские Unic и Citroen, Vauxhall и шотландские автомобили William Beardmore, местные Morris-Commercial и целый парад моделей Austin.
Именно последняя придумала машину, которая затем стала едва ли не самым узнаваемым такси в мире – лондонский кэб Austin FX3, который выпускался десять лет с 1948 по 1958 год. На смену ей пришла модель FX4 – с дизелем Austin и "автоматом" (механическая трансмиссия была доступна как опция). Эта модель, пережив несколько модернизаций, выпускалась разными компаниями до 1997 года. Всего было собрано около 75000 машин.
В новом веке власти Лондона решили сделать такси экологичнее и объявили конкурс на преемника легендарного кэба. Сначала неплохие шансы были у Nissan с концептом на базе фургона NV200, однако китайская Geely справилась с заданием лучше – совместно с London Taxi Company (которая и выпускает лондонское такси с 1984 года) она разработала плагин-гибрид TX5 с бензиновой «четверкой» и возможностью передвижения исключительно на электротяге. В рамках многомиллионного проекта китайцы планируют создать целую серию моделей на базе TX5, а первые экземпляры нового кэба выедут на улицы Великобритании через два года.
В самом конце 19-го века улицы Нью-Йорка штурмовали электрокары производства пенсильванской Morris and Salom Electric Wagon and Carriage Company (на фото). В начале 1900-х подоспели французы, но уже после 1920 года, почуяв потенциал, в дело включились Ford и General Motors. Немало моделей такси выпускали и на GM (в частности, под маркой Chevrolet), однако у «Форда» дела шли лучше, Считается, что сегодня не менее 80 процентов разъезжающих по Нью-Йорку такси выпущены компанией Ford.
В свое время немалый успех снискали седаны Checker Cabs производства компании Морриса Маркина – американского бизнесмена российского происхождения (1893-1970 года). Но все же самое знаменитое такси Нью-Йорка – это легендарный седан Ford Crown Victoria, успевший отметиться и на службе в полиции.
Сегодня на улицах Нью-Йорка можно встретить либо желтые, либо зеленые такси — они отличаются обслуживаемыми территориями и правилами работы. Интересно, что в желтый цвет некоторые такси красили еще в начале 20 века, пытаясь сделать их максимально заметными в потоке. Но вплоть до 60-х таксопарки использовали и черные, и вообще какие угодно цвета машин – закон о желтом цвете для официальных извозчиков (чтобы отличать их от неофициальных) был принят только в 1967 году.
В ярком Токио сегодня можно встретить говорящий тостер и унитаз с вайфаем, но кое-что в этом городе продолжает жить прошлым. А именно – такси. Разумеется, при желании вам подадут хоть гибридный "Приус" или огромный вэн Toyota Alphard, но настоящими символами токийского такси остаются седаны Toyota Crown Comfort и Nissan Cedric. Обе модели увидели свет больше 20 лет назад, но до сих пор выпускаются – исключительно для нужд таксопарков.
Модель «Ниссана» выпускается с 1987 года и по сей день. Полностью она называется Cedric Crew Taxi и оснащается передним приводом, 85-сильным 4-цилиндровым моторчиком и простеньким автоматом. Зато ее водитель может открыть заднюю дверь с помощью специальной ручки спереди. Ее соперник от «Тойоты» — Crown Comfort — вовсе был разработан специально для работы в такси и вышел в 1995 году. Тоже оснащается незамысловатой "четверкой" – дизельной или работающей на газе – и автоматической или механической коробкой передач. Помимо извоза, «Краун Комфорт» подрабатывает также в японских автошколах.
Таксопарк города Мехико насчитывает более 100 000 машин и считается одним из крупнейших в мире. Согласно истории, в 1970-х власти города решили перейти от больших и прожорливых машин к компактным и дешевым моделям, которые сделали бы такси доступнее. В результате на службу поступили относительно современные Nissan Tsuru (он же Sentra – на фото вверху).
Однако визитной карточкой местных таксистов были и остаются Volkswagen Sedan – те самые классические "Жуки" Beetle Type 1, закупленные еще в 70-х. После 1990 года мексиканские власти приняли решение перекрасить почти весь публичный транспорт в зеленый цвет, преследуя идеи экологичности. Легендарных «Жуков» зеленого цвета можно встретить в Мехико и сегодня.
Самым экзотичным набором такси может похвастать Куба – страна, которую называют автомобильным музеем под открытым небом. Местные автолюбители больше 50 лет не могли проводить практически никаких коммерческих операций с машинами без разрешения властей, а уж о покупке нового автомобиля и речи не шло. С 1959 года, то есть после революции, на острове действовал запрет на импорт машин и чуть ли не единственным поставщиком транспорта был СССР.
Перечислять фантастические машины, сохранившиеся на Кубе, просто не имеет смысла – это всевозможные американские автомобили, завезенные еще в первой половине XX века. Каждая вторая служит в такси или используется для извоза туристов. За долгие годы ремонта многие экземпляры давным-давно лишились большинства оригинальных узлов, и под капотом какого-нибудь Chevy 1953 года можно обнаружить «вазовский» мотор.
В России, к сожалению, уже не встретишь в качестве такси газовскую «Волгу». Теперь в столичном таксопарке уйма всяких разных автомобилей, но две машины пользуются особой славой — это пара Tesla Model S, которые колесят по московским дорогам с лета. Обе трудятся в сервисе «Яндекс.Такси».
Прокатиться на них может любой — работают «Теслы» в общем потоке таксомашин. Правда шансов попасть на один из двух электрокаров у москвичей не много.
Зато в голландском таксопарке есть не только "Теслы", но и другие электрокары. Ведь Амстердам уже давно реализует программу по замене традиционных такси на электромобили в рамках программы охраны окружающей среды.
Изначально «шашечки» в столице Нидерландов носили только Nissan Leaf, но в прошлом году к ним присоединились сразу сотня Tesla Model S. Главное место сбора «эсок», количество которых на сегодняшний день приближается уже к двумстам, — аэропорт Схипхол.
Тук-туки (или моторикши) по праву можно считать аттракционами для взрослых — как правило, их пилоты превращают каждую поездку в увлекательное приключение. И практически каждый любитель отдыха в странах Южной и Юго-Восточной Азии хотя бы раз использовал этот экзотичный и недорогой городской транспорт.
Моделей, используемых для постройки тук-туков, конечно, не счесть. Поэтому просто посмотрите на несколько самых интересных примеров.
Самое быстрое такси в мире называется «Ринг-такси». И ездит оно по знаменитому Нюрбургрингу. В разное время в качестве развлекательного такси на треке использовались BMW M3 и M5 предыдущего поколения.
Покатушки доступны и сейчас — теперь на трассе работает BMW M5 последнего поколения. И если вам очень повезет, то за рулем вашего такси будет «Королева Кольца» Сабина Шмиц. «Ринг-такси» функционирует с апреля по октябрь, в одном автомобиле могут находиться до трех человек. Один круг обойдется в 225 евро на всех.
Если вы когда-нибудь видели модель Hindustan Ambassador, то наверняка он был с «шашечками». Построенный на базе английского Morris Oxford III седан выпускается с 1957 года и зовется «королем дорог Индии». Многие экземпляры относительно недорогой модели (несколько лет назад ценник составлял около 10 тысяч долларов) местного производства закупались в такси, но в 2011 году новый экологический стандарт, введенный в крупных городах, практически остановил продажи Ambassador. Ведь этот автомобиль с 1950-х почти никак не менялся и не отвечал, фактически, никаким экологическим требованиям.
Hindustan Motors пыталась спасти модель, установив на нее более современный дизель, но в конце концов ее выпуск прекратился полностью. Тем не менее, в Мумбаи и Калькутте по-прежнему разъезжают армии «Амбассадоров».
В эмирате Дубай с 2007 года существует специальный сервис «женского» такси – которые возят только женщин (одних и с детьми). Такие машины выделяются розовой крышей, а водителями в них работают исключительно женщины, прошедшие специальную подготовку и имеющие длительный стаж.