Дареному лобстеру
Самые безумные гоночные трофеи АмерикиВ насквозь зарегламентированной Европе награждения победителей автогонок давно происходят по одному и тому же сценарию: пьедестал почета, гимны, вручение кубков и обливание шампанским. Скучно! А вот американцы – те еще выдумщики! Мало того, что в NASCAR чествуют только победителя, так еще и награды, которые вручают триумфатору, похоже, придумывают сумасшедшие в пьяном угаре. "Мотор" изучил самые безумные гоночные трофеи США.
[center]**• Гитара • **[/center]
[center]Где: Ричмонд и Нэшвилл[/center]
У овала Nashville Superspeedway не слишком счастливая судьба. Открытый в 2001 году, он активно использовался всего 10 лет – в 2011 трассу закрыли, и сейчас она используется только для частных тестов. Все дело в том, что покрытие Нэшвиллского овала – это скользкий бетон, который делает гонки по трассе медленными и печальными. Зацепа вне траектории (а с ним и возможности обогнать) почти не было. Тем не менее, гонки Indyсar и NASCAR в Нэшвилле все же вошли в историю. И не в последнюю очередь благодаря уникальному на тот момент трофею.
Нэшвилл расположен в штате Теннесси. Еще один город этого славного штата – Мемфис – подарил нам блюз, рок-н-ролл, кантри и по праву считается одной из мировых музыкальный столиц. Поэтому организаторы этапа Indyсar в Нэшвилле и решили вручать победителю гитару Gibson Les Paul ручной работы. Позже, с приходом в Теннесси младших дивизионов NASCAR Nationwide и Camping Truck Series, аналогичный трофей стали вручать победителям и этих соревнований. Пилоты кривлялись с гитарой в руках, изображали соло и делали вид, что они рок-звезды. Но однажды это зашло слишком далеко.
/http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=8-r-KAnJ3xc#t=17
В 2009 году Кайл Буш одержал победу в 200-мильной гонке Nationwide, получил от организаторов гитару, улыбнулся в камеры и... разбил ее вдребезги об землю! «Я просто вел себя, как рок-звезда!» – оправдывался потом пилот. Но все – и организаторы гонки, и представители компании Gibson, и простые жители Теннесси, – были жутко возмущены. Месяц спустя Кайл даже подарил несколько гитар музыкальным учебным заведениям штата – не помогло. В общем, ту историю Бушу-младшему припоминали еще долго.
В 2005 году гитарная традиция появилась и у Ричмонда. Производитель гитар PRS совместно со скульптором Карлом Сааром создали настоящее произведение искусства – гитару, пожираемую алюминиевыми языками пламени. Цена трофея превышает 20 тысяч долларов, но куда важнее оценка награды пилотами.
Первым победителем, получившим гитару в Ричмонде, стал Курт Буш. Буш-старший не скрывал своего восхищения: «Я выпрыгнул из машины и первым делом спросил у организаторов, смогу ли я забрать кубок домой. Это было невероятно. Действительно уникальный трофей, ни на что не похожий!». Кажется, Кайлу стоит поучиться у старшего брата хорошим манерам.
[center]**• Шляпа, сапоги и пистолеты • **[/center]
[center]Где: Техас[/center]
Техас – уникальный штат. Крупнее, чем он, только Аляска, богаче – лишь Калифорния. Техас – единственный штат США, кому довелось быть независимым государством. Неудивительно, что техасцы так гордятся своей землей, ее историей и традициями. Поэтому победитель гонок NASCAR, Indycar, а теперь еще и Формулы-1 получает в качестве трофея ковбойскую шляпу. Но если в Формуле-1 этим вся фантазия и ограничивается, то в заокеанских сериях быстрейшего пилота одаривают еще и парой револьверов, из которых тот стреляет в воздух в ознаменовании своего триумфа.
А вот кубок за победу был хоть и красивый, но банальный и никаких ассоциаций с Техасом не вызывал. Однажды ветераны NASCAR Марк Мартин и Джефф Бертон даже прислали президенту Texas Motor Speedway Эдди Госсаджу фото своих трофеев с разных трасс, собранных вместе, чтобы тот наглядно убедился, насколько его кубок терялся на фоне остальных. Госсадж намек понял и с тех пор победитель гонщик NASCAR получает... ковбойские сапоги ручной работы с клеймом трассы!
Но нет предела совершенству! Поэтому техасцы решили положить всех конкурентов на обе лопатки еще одним своим призом – обладателю поул-позиции. Победитель квалификации получает... двуствольное ружье 12 калибра Beretta Jubilee стоимостью 65 000 долларов! Так что удачно съездив в Техас, можно вернуться снаряженным и вооруженным.
Идея вручать победителю сапоги пришлась по вкусу и организаторам гонки Indycar в Хьюстоне, которая впервые состоялась в этом году. Правда, сапоги здесь заметно скромнее тех, что вручают в Форт-Уорте. Во-первых, сапог один. Но это и справедливо, ведь в рамках уикенда Indycar в Хьюстоне проходят две гонки: хочешь пару сапог, выигрывай обе! Во-вторых, сапоги ненастоящие – это лишь кубок в виде сапога. Так что в техасском споре, кто кого круче, с большим отрывом побеждает Texas Motor Speedway.
[center]**• Дедушкины часы • **[/center]
[center]Где: Мартинсвиль[/center]
Пусть длина овала в Виргинии составляет всего 847 метров, а угол наклона виражей – жалкие 12 градусов, зато местный трофей победителю является живой легендой NASCAR. Ведь триумфатор гонки по уникальному асфальто-бетонному треку в качестве приза получает огромные, в человеческий рост часы. Причем, в отличие от остальных, у мартинсвилльского приза долгая история.
В 1964 году, когда гонки NASCAR больше походили на сельский праздник, чем на профессиональный спорт, основатель трека в Мартинсвилле Х. Клей Эрлс решил, что его гонке нужен особый трофей. Тогда он обратился в часовую компанию Ridgeway, чтобы те изготовили для него патриотические часы, получившие имя Independence Grandfather Сlock. Боем этих часов являются песни «Боже, Храни Америку» и «America the beautiful». Стоимость каждого экземпляра составляет 10 000 долларов.
Пилоты шутят, что это самый полезный трофей всего сезона. Для жителей Виргинии часы стали настоящей реликвией. Местный герой Дэни Хэмлин в 2007 году затеял ремонт в своем доме и оставил специальное место для часов, хотя к тому моменту этого трофея в его копилке еще не было. «Я гоняю по Мартинсвиллю с детства. Неважно, насколько крут твой чемпионат, если ты выигрываешь гонку – получаешь часы. Я много раз был близок к успеху в гонках класса Late Model и в старших дивизионах, но всегда что-то мешало. Когда я наконец выиграл здесь гонку, мне хотелось одного – обнять часы!» – не скрывал своих эмоций Дэни после победы на родном треке.
[center]**• Вино• **[/center]
[center]Где: Сонома[/center]
Всегда приятно выпить бокал-другой доброго красного вина. Вот и пилоты NASCAR считают так же. По крайней мере те, кто выигрывают в Сономе.
Этап в Калифорнии – всего один из двух, где пилоты NASCAR демонстрируют свое умение поворачивать не только налево. Этап на дорожной трассе в долине Сонома всегда непредсказуем, за что и любим фанатами. Вспомните хотя бы победу новичка Хуана-Пабло Монтойи в 2007 году! Тогда на Dodge Charger колумбийца кончилось топливо, поэтому обошлось без круга почета. Зато Монтойя стал вторым гонщиком в истории, кому достался новый трофей победителя.
За год до этого, в 2006 году хозяева трассы решили, что и им следовало бы выделиться. Тем более, что гонка по трассе европейского типа – редкость в календаре NASCAR. Так как долина Сонома – винодельческий регион, то и награждать победителя решили вином. С тех пор покоритель холмистой калифорнийской трассы получает бутылку Каберне, установленную на импровизированный подиум из маленьких бочек, и хрустальный кубок. По традиции бутылку нужно тут же откупорить и выпить вина из кубка. А что? За руль ведь больше не надо!
Но почти сразу организаторы столкнулись с проблемой. Марко Андретти, победивший в гонке Indycar, был несовершеннолетним! Поэтому 19-летнему пилоту пришлось пить безалкогольный сидр, а бутылку забрали себе его отец и великий дед.
[center]**• Заправка• **[/center]
[center]Где: Айова[/center]
В Америке спонсоров этапов любят и уважают куда больше, чем в Европе. Это в Формуле-1 Алексей Попов даже и не вспоминает, кто является спонсором той или иной гонки, а в том же Indycar комментаторы регулярно именуют гонку ее полным названием со всеми партнерами. Поэтому нет ничего удивительного и в том, что и трофей победителю приобретает форму, угодную тем, кто платит.
Главным спонсором всех крупных соревнований на открытом в 2007 году Iowa Speedway является Iowa Corn – ассоциация, объединяющая более 7000 производителей кукурузы и этанола в штате. Айова является крупнейшим в Америке производителем топлива E85, поэтому-то победитель гонки Indycar, Nationwide и гонки пикапов получает в качестве приза небольшую заправочную колонку. Действующую!
Естественно, заправляться из нее следует только этанолом. А чего вы еще ждали от штата, где на футболках фанатов написано: «Власть кукурузе!».
[center]**• Монстр Майлз• **[/center]
[center]Где: Довер[/center]
В Америке множество маленьких, но невероятно интересных городков. Довер – один из них. В нем проживает всего 36 000 жителей, однако этот город был основан в 1683 году и является одним из старейших в США. Ко всему прочему, поселение является столицей графства Кент, а свое название город получил в честь Дувра – крупнейшего британского порта. Впрочем, в России американские графства принято называть округами, а Довер и Дувр произносить по-разному. И быть бы городку в штате Дэлавер никому не известным, если бы не Миля. Монстр-миля – так фанаты американских гонок называют Dover International Speedway – пожалуй, самый интересный овал длиною в милю.
И все благодаря высокому бэнкингу. Наклон дорожного полотна даже на прямой составляет девять градусов, а в поворотах – все 24. Поэтому сток-кары в Довере развивают скорости, невиданные для шорт-треков, а в поворотах борьба постоянно идет в два и даже в три ряда. В 2004 году владельцы трека решили увековечить прозвище овала в трофее – с этого момента победитель гонок в Довере получает статуэтку чудовища, получившего имя Miles the Monster – по созвучию с прозвищем трека Monster Mile. Майлз держит в руках модельку сток-кара, как бы намекая: одно неловкое движение, и автомобиль будет разбит вдребезги.
Майлз стал настоящим символом трассы и города, поэтому в 2008 году во время реконструкции на инфилде овала установили 14-метровый монумент монстру. Майлз столь велик, что в его руке поместился настоящий сток-кар. Статуя стала настоящей достопримечательностью и получила известность по всей Америке, ведь аллея победы, куда прибывает победитель гонки находится под ногами у Майлза. Так что монстр быстро стал настоящей звездой экрана. Пожалуй, это первый случай в истории, когда памятник установили не гонщику, машине или гоночной трассе, а трофею!
[center]**• Лобстер• **[/center]
[center]Где: Нью-Гемпшир[/center]
Маленький и заштатный Нью-Гемпшир мало кому известен за пределами США. Да и в самой Америке он не пользуется особой славой. Провинция и провинция. Но в автоспортивном мире этот штат занимает почетное место: в городке Лоудон проходит старейшая мотоциклетная гонка Америки Loudon Classic. Но нас интересуют не мотоциклы, и даже не "Индикар", приезжавший в Лоудон в 90-е. Толику сумасшествия на север принес NASCAR.
Янки так старались произвести на южан впечатление, что превзошли всех. Победитель гонки в Нью-Гемпшире получает... живого лобстера! И это притом, что береговая линия штата – самая короткая из всех морских штатов США. Ее длина составляет всего 29 километров!
Откуда это безумие? Благодарить стоит ресторан Makris Lobster and Steak House из столицы штата города Конкорд. Именно это заведение вручает триумфаторам гонки в Лоудоне ракообразный приз. Традиция достаточно нова – первого лобстера получил Джимми Джонсон в 2010 году. Но так как в Лоудон NASCAR Sprint Cup приезжает два раза в год, то и лобстеров было вручено уже достаточно много.
Повара стейк-хауса утверждают, что из каждого лобстера удается извлечь примерно 2,7-3 килограмма вкусного мяса. Правда, размеры лобстеров, которыми награждают победителей, отличаются. Несправедливо? Зато каждый победитель гонки в Лоудоне может сказать, что его трофей уникальный! В любом случае, более сумасшедший трофей в современных автогонках найти будет сложно.
####Пять призов, которые можно было бы дарить в России