Опубликовано 22 февраля 2012, 18:49
16 мин.

Потрогать гонки

Примеряем на себя комбинезон пилота Audi R8 LMS
В течение полутора месяцев "Мотор" дважды побывал за рулем кольцевого болида Audi R8 LMS, подготовленного для гонок категории GT3, и на себе испытал "гоночные" взлеты и падения. Причем как в прямом, так и в переносном смысле.
Фото компании Audi и Олега Растегаева
Фото компании Audi и Олега Растегаева

Сначала на дальнем бэнкинге автодрома EuroSpeedway Lausitz появляется яркая красная точка и только потом до питлейна доносится гулкий рев гоночного купе Audi R8 LMS, вылетающего на стартовую прямую. Через пару секунд болид, раскрашенный в цвета Audi Driving Experience, проносится вдоль трибун на скорости 220 километров в час, и после мощного торможения ныряет влево, вновь пропадая из поля зрения.

За рулем автомобиля – мой коллега, пробившийся в финал программы Audi Racing. В несгораемом комбинезоне, в шлеме и перчатках он сейчас наматывает свои быстрые круги по треку, а я, в джинсах и футболке, стою с другой стороны сетки, отделяющей трассу от боксов, и за руль R8 LMS уже не попаду. Впрочем, сам виноват...

На прямой старт-финиш "Евроспидвея"  
купе R8 LMS разгоняются  
до 235-240 километров в час

На прямой старт-финиш "Евроспидвея"
купе R8 LMS разгоняются
до 235-240 километров в час

Программа Audi Racing, стартовавшая еще весной в подмосковной Яхроме, и включавшая в себя четыре этапа, уникальна. В каталоге «глобальных» мероприятий Audi Driving Experience – международной школы, занимающейся «ездовыми» тренингами для клиентов Audi – мероприятий подобных российскому еще не было. И дело не только в том, что «наша» гоночная программа растянулась на несколько месяцев, а в том, что в ее рамках была предусмотрена насыщенная соревновательная часть!

Наличие соревнований – это одновременно и причина, и следствие формата мероприятия, выбранного российским офисом «Ауди». Если европейские клиенты покупают обучение в Audi Driving Experience за собственные деньги, то почти все участники российской программы были отобраны дилерами из «вип-клиентов», а платила за все сама компания Audi. На первый этап Racing Program в Яхрому приехали около двухсот владельцев «Ауди» со всей России, из которых только 48 человек смогли выйти в следующий тур – в четвертьфинал, местом проведения которого стал немецкий трек Gross Doelln.

Мы же, журналисты из двух десятков автомобильных СМИ, вплоть до полуфинала участвовали в «междусобойчике»: в Германию поехали 10 быстрейших, прошедших отбор на подмосковном этапе. Среди них был и я, вышедший со «средненького» пятого места…

Трек Gross Doelln расположен в полутора часах езды от Берлина и создан на базе советского аэродрома. Сейчас полигон включает в себя 11 трасс, а длина самой протяженной из них составляет 4234 метра.

Трек Gross Doelln расположен в полутора часах езды от Берлина и создан на базе советского аэродрома. Сейчас полигон включает в себя 11 трасс, а длина самой протяженной из них составляет 4234 метра.

На полигоне в Гросс Дёльне, бывшем военном аэродроме, на котором построен огромный тестовый трек, на первом выездном этапе нас ждали два дня в компании инструкторов немецкого офиса Audi Driving Experience и российской школы Audi quattro с Евгением Васиным во главе. Но если в России мы ездили на седанах Audi A4, то в Германии для нас приготовили топовые купе Audi R8 V10 и… кольцевой болид Audi R8 LMS!

Обычные Audi R8 V10 были оснащены роботизированными трансмиссиями и керамическими тормозами. Тормоза, к слову, превосходные: перегрева даже после 10-15 минутных заездов по большой трассе не ощущалось.  
R8 LMS -- автомобиль для "длинных" гонок, подготовленный по требованиям класса GT3. То есть, с минимальным набором переделок. Поэтому здесь обычный кузов, пусть усиленный и дополненный развитой аэродинамикой, и почти стандартный мотор. А вот трансмиссия, подвеска и бортовая электроника своя. Плюс, R8 LMS почти на 400 килограммов легче базовой модели с "кожей" и навигацией.

Обычные Audi R8 V10 были оснащены роботизированными трансмиссиями и керамическими тормозами. Тормоза, к слову, превосходные: перегрева даже после 10-15 минутных заездов по большой трассе не ощущалось.
R8 LMS -- автомобиль для "длинных" гонок, подготовленный по требованиям класса GT3. То есть, с минимальным набором переделок. Поэтому здесь обычный кузов, пусть усиленный и дополненный развитой аэродинамикой, и почти стандартный мотор. А вот трансмиссия, подвеска и бортовая электроника своя. Плюс, R8 LMS почти на 400 килограммов легче базовой модели с "кожей" и навигацией.

За руль R8 LMS нас пустили, конечно, не сразу. Сначала – обучение и несколько разминочных упражнений на гражданских R8. Это две залитых водой дуги, скоростная переставка и мокрый слалом сложной конфигурации. Дуги помогали нам привыкнуть к балансу среднемоторного автомобиля и характеру его управляемости: в первом задании требовалось набрать скорость и, не отпуская газа, повернуть колеса в сторону поворота – то есть, совершить сразу все возможные ошибки перед началом маневра.

Купе Audi R8 на такие провокации реагировало вполне логично: недостаточной поворачиваемостью и полным нежеланием менять направление.

Если машина не хочет поворачивать, надо выполнить два простых действия: распрямить траекторию и подождать, когда шины восстановят сцепление в продольном направлении. Но это все работает, конечно, в том случае, если со скоростью входа вы ошиблись несильно.

Если машина не хочет поворачивать, надо выполнить два простых действия: распрямить траекторию и подождать, когда шины восстановят сцепление в продольном направлении. Но это все работает, конечно, в том случае, если со скоростью входа вы ошиблись несильно.

Второе упражнение имитировало еще одну грубую ошибку водителя: резкий сброс газа или нажатие на тормоз в повороте, что обычно вызывает занос задней оси. Причем инструкторы требовали от нас не просто вовремя компенсировать скольжение задней оси, а «подхватить» его газом и протащить машину в заносе до выхода на прямую. Конечно же, с полностью отключенной системой стабилизации.

Непростая оказалась задача – среднемоторный автомобиль с непривычки кажется необычайно вертлявым, а атмосферный V10 с острейшей педалью газа лишь усугубляет ситуацию. Так что пару-тройку раз на этом упражнении развернуло почти всех.

Даже на подизношенных шинах  
R8 очень цепко едет по мокрой трассе

Даже на подизношенных шинах
R8 очень цепко едет по мокрой трассе

Перед следующим этапом занятий нас разбили на четыре группы: по две машины, в каждой из которых находились по два ученика, плюс машина инструкторов. И эти группы постоянно переезжали с площадки на площадку – кто-то ездил по дугам, а другие в это время наматывали круги на слаломе. Нам же предстояло выполнить переставку без торможения: разогнаться до начала коридора из конусов, отпустить газ, загрузив переднюю ось, и, не касаясь педали тормоза, попытаться попасть в правый или левый «рукав».

Казалось бы, все просто, но динамика R8 V10 такова, что даже при старте с места на влажном асфальте к первой линии конусов купе успевает разогнаться до 130 километров в час!


Потрогать гонки

Первая попытка, разгон… Чуть опаздываю с возвратным движением руля после смены курса: из коридора моя R8 вылетает уже боком и, совершив четыре или пять оборотов вокруг своей оси, замирает в сотне метров от конусов.

Эффектный дрифт?  
Нет, ошибка...

Эффектный дрифт?
Нет, ошибка...

Возвращаюсь к старту, останавливаюсь рядом с инструктором. Улыбается.

  • Это было эффектно!
  • Да уж, – пытаюсь улыбнуться в ответ.
  • Мне кажется, для первого раза ты поехал слишком быстро. Попробуй еще раз, но немного медленнее, – похлопав ладонью по крыше R8 инструктор махнул рукой в сторону старта. Давай, мол, начинай.
Потрогать гонки

Снижаю скорость входа в коридор до 110 километров в час и выполняю упражнение без ошибок. Еще одна попытка – чуть быстрее, и снова все получается. Пытаюсь дальше увеличивать скорость – опять разворот. Лишь на финальном заезде удается проехать без ошибок со скоростью входа 130 километров в час. И это на R8, считающимся едва ли не самым дружелюбным автомобилем среди суперкаров!

---

"Педаль газа невероятно острая, мотор V10 набирает обороты телепатически быстро, а подвеска работает предельно точно. Тем не менее, все органы управления работают так легко, что вы можете использовать эту машину каждый день, и любой, кто справится с A3 не растеряется и в R8. Он даже не заметит чуть более резкий привод тормозов."

EVO, август 2009 г.

После небольшого перерыва одна группа отправляется знакомиться с R8 LMS – с дальней части полигона теперь то и дело доносятся сочные перегазовки кольцевого купе со свободным выпуском. А нас ждет слалом – он же станет и первым «зачетным» упражнением. Нужно проехать туда и обратно по щедро залитой водой «бетонке», максимально быстро и без ошибок: за сбитый конус начисляются несколько штрафных секунд.

Сначала тестовый заезд. Как же скользко! Любое неловкое движение правой ногой и задние колеса тут же пытаются обогнать передние. Работать газом приходится очень плавно, а рулем, наоборот, точно и быстро.

Зачетную попытку проезжаю без ошибок, но с невысоким темпом – позднее выяснится, что у меня шестой результат. Не самое удачное начало, ведь в следующий тур выходят всего четыре человека из десяти...

Потрогать гонки

Между тем, подходит наша очередь знакомиться с R8 LMS. Матово-черное купе ждет под навесом – механики проверяют покрышки и тормоза, а мы поднимаемся в передвижной моторхоум переодеваться в гоночные комбинезоны. Волнуемся. Ведь R8 LMS – настоящий спортивный автомобиль, пусть и построенный на базе серийного купе R8. Полноценный гоночный болид, опутанный изнутри каркасом безопасности, с развитой аэродинамикой и огромным антикрылом сзади, которое для нас установили в самое нижнее положение для максимальной прижимной силы.

R8 LMS лишен полного привода, стандартного для обычной «эр-восемь»: крутящий момент передается только на заднюю ось, где установлен самоблокирующийся дифференциал. Мотор у гоночного купе – это серийный V10, дефорсированный с 570 до 500 лошадиных сил, но со свободным впуском и выпуском.  
Трансмиссия – шестиступенчатая секвентальная, с пневмоприводом механизма смены передач. Из электронных помощников -- лишь АБС да «трэкшн-контроль». Причем чувствительность электроники настраивается прямо из салона при помощи пары вращающихся ручек. Шины - «псевдослики» Pirelli с нарезкой. Впрочем, в боксах на всякий случай были припасены и дождевые колеса.

R8 LMS лишен полного привода, стандартного для обычной «эр-восемь»: крутящий момент передается только на заднюю ось, где установлен самоблокирующийся дифференциал. Мотор у гоночного купе – это серийный V10, дефорсированный с 570 до 500 лошадиных сил, но со свободным впуском и выпуском.
Трансмиссия – шестиступенчатая секвентальная, с пневмоприводом механизма смены передач. Из электронных помощников -- лишь АБС да «трэкшн-контроль». Причем чувствительность электроники настраивается прямо из салона при помощи пары вращающихся ручек. Шины - «псевдослики» Pirelli с нарезкой. Впрочем, в боксах на всякий случай были припасены и дождевые колеса.

Пробираюсь внутрь через узкий проем каркаса безопасности и плюхаюсь в плотный гоночный «ковш». Сиденье здесь установлено на салазках и регулируется в продольном направлении – клиенты у Audi Driving Experience бывают разные, и переставлять сиденье под каждого было бы слишком долго. Руль тоже регулируется, но только по высоте.

Перед водителем – маленькая замшевая баранка, за которой находятся «серийные» лепестки секвентальной КПП. На рулевой колонке закреплен монохромный дисплей, на него выводится информация о состоянии автомобиля, его скорость, а в его верхней части расположена полоска светодиодных огоньков, заменяющих тахометр. Четыре зеленых, три желтых и три красных, означающих, что пора переключаться.

**1.** Тумблер зажигания. **2.** Педаль сцепления. Нужна только для старта с места. **3.** Гоночный дисплей. В его верхней части находятся светодиоды, заменяющие тахометр. **4.** Кнопка связи с боксами. **5.** Кнопка "моргания" фарами для обгона круговых. **6.** Естественный обдув. Кондиционера здесь нет, поэтому чем быстрее едешь, тем лучше тебя "охлаждает" набегающим воздухом из этой трубы. **7.** Подрулевые лепестки для переключения передач. Точно такие же, как на серийной R8.

1. Тумблер зажигания. 2. Педаль сцепления. Нужна только для старта с места. 3. Гоночный дисплей. В его верхней части находятся светодиоды, заменяющие тахометр. 4. Кнопка связи с боксами. 5. Кнопка "моргания" фарами для обгона круговых. 6. Естественный обдув. Кондиционера здесь нет, поэтому чем быстрее едешь, тем лучше тебя "охлаждает" набегающим воздухом из этой трубы. 7. Подрулевые лепестки для переключения передач. Точно такие же, как на серийной R8.

Механик помогает справиться с ремнями, подключает меня к «переговорке». Инструктор уже сидит справа и без промедлений приступает к объяснениям того, что нас ждет дальше. Это будет простейший овал: разгонная прямая, торможение, пологая дуга, вновь прямая и еще одна дуга. Все просто. Инструктор уточняет, что я все понял, и захлопывает свою дверь. Поехали.

Включаю зажигание, завожу кнопкой мотор. Громко даже в шлеме. Трогаться нужно со сцеплением, а потом передачи можно будет переключать без левой педали. Еще до старта пробую чувствительность педали газа – острая! Выжимаю сцепление, повышаю обороты и, чуть подергавшись на старте, трогаюсь. Не заглох!

По дороге к овалу инструктор рассказывает, как нужно ездить на R8 LMS: «Тормозим и разгоняемся только с прямыми колесами: замедлился, повернул, и одновременно с распрямлением траектории плавно увеличиваем подачу топлива. Полный газ – только когда руль встанет прямо. Тормозим на прямой, потом начинаем маневр». Вроде понятно.

Первый круг проезжаю спокойно – после обычной R8 кажется, что болид R8 LMS тормозит и поворачивает вообще без кренов. И руль здесь острейший – для 90-градусного поворота хватает меньше четверти оборота. Смелею. Прямая – газ в пол!

R8 LMS ускоряется остервенело,  
так, как умеют только гоночные  
автомобили

R8 LMS ускоряется остервенело,
так, как умеют только гоночные
автомобили

Мотор выкручивается моментально и на светодиодном тахометре тут же вспыхивают красные лампочки. Правый лепесток на себя, третья, красные лампочки, четвертая! Секвентальная коробка меняет передачи фантастически быстро!

Торможу. Помощь усилителя почти не ощущается. Все честно: чем сильнее давишь, тем эффективнее замедляешься. Информативность привода потрясающая!

Переключения передач вниз сопровождаются сочными и очень точными перегазовками – никаких рывков и дисбаланса автомобиля. После первой дуги слышу в наушниках инструктора: «в следующий раз попробуй тормозить не так сильно и начинай поворачивать на большей скорости». Попробую! Но ведь страшно – на«сликах» я еду первый раз и совершенно не представляю, какой у них запас сцепления, зато знаю, что теряют они его моментально...

Мощный сплиттер,  "крылышки" на бампере  
и огромное заднее антикрыло - вся аэродинамика  
на R8 LMS действительно работает

Мощный сплиттер, "крылышки" на бампере
и огромное заднее антикрыло - вся аэродинамика
на R8 LMS действительно работает

Постепенно наращиваю скорость, все позднее торможу и сильнее нагружаю колеса на дугах, но понимаю, что не использую и половину возможностей шасси R8 LMS. «Окей, возвращаемся, – голос в наушниках напоминает, что мои пять кругов закончились. – Молодец, все хорошо. Правильно работал с газом и рулем». Ну хоть так.

Выбираюсь из машины. Ребята, еще не прокатившиеся на «элэмэске» спрашивают: «и как?!». Как-как, круто, конечно! Но пока мало что понятно. К счастью, на следующий день нас ждет еще одно занятие на R8 LMS, причем уже с выездом на полноценную трассу!

R8 в Гросс Дёльне были  
неутомимы

R8 в Гросс Дёльне были
неутомимы

Но утро опять начинается с разминки – заезды по короткому кольцу трека Гросс Дольн, которое нам затем предстоит утюжить на R8 LMS, потом усложненный слалом с замером времени и... соревнования на стабильность! Это значит, что от каждого из нас требовалось проехать три круга по трассе за рулем обычных R8, но при этом нужно было показать не абсолютно лучшее время, а максимально близкие результаты в каждом из них. Чем меньшим окажется разброс времен трех кругов – тем лучше.

Наша группа отправилась на этап «стабильность» первой. Влажный утренний трек – это скользко. Настолько, что кто-то в пылу борьбы едва не вылетел с трассы даже с активированной системой стабилизации (отключать ее строго запретили).

Свои круги я постарался проехать аккуратно, с запасом, но тоже едва не «поскользнулся» на выходе из поворота, зацепив задним колесом скользкий поребрик.

Теперь слалом – еду сразу после «поливалки». Опять без ошибок, но опять не очень быстро. В нашей группе из четырех человек – лишь третий результат, в общем зачете – пятый. Зато за упражнение на стабильность – максимальные 12 баллов за самый маленький разброс времен! То есть, мое шестое-седьмое место в «абсолюте» вдруг превратилось в первое, и я гарантированно выхожу в следующий тур. И значит, можно расслабиться и получить удовольствие от пилотирования R8 LMS!

Потрогать гонки

Уже привычно протискиваюсь в салон, регулирую сиденье, руль, пристегиваюсь. Слышу знакомый голос в наушниках: «давай сначала проедем спокойно, еще раз посмотрим трассу, а я скажу, где какие передачи включать и где тормозить». Трогаемся.

Первый круг едем даже медленнее, чем на гражданских R8. «Здесь чуть шире, газ добавляем плавно, включай вторую… третью. Чуть тормозим и уходим правее, – инструктор ведет меня по трассе, жестами показывая момент начала маневра. – Снова тормозим, вторую. Остаемся на этой передеаче… Едем, едем… Ускоряемся!».

Вовлеченность в процесс управления за рулем R8 LMS потрясающая. За спиной бушует и грохочет мотор, зло рявкая на переключениях, где-то сбоку завывает и клацает трансмиссия, при мощных замедлениях постанывают тормоза.

Информативность шасси – невероятная, а запас сцепления по сравнению с обычным купе – выше на порядок! На любое движение рулем автомобиль реагирует молниеносно и очень точно. Недостаточная поворачиваемость? «Элэмэска» таких слов просто не знает! Передние покрышки липнут к асфальту словно приклеенные, а под тягой машина, отчетливо опираясь на внешнее заднее колесо, маниакально стремится внутрь поворота.

Потрогать гонки

Темп растет с каждым кругом: выше скорость в дугах, позднее торможу, раньше разгоняюсь. Я уже ощущаю, как нагружаются задние колеса на выходе из поворота, как они все увереннее переваривают тягу, и потому позволяю себе «открываться» все раньше и раньше. Дичайший, первобытный восторг! Перегрузки на дугах и на торможениях не сравнимы ни с одним гражданским споткаром – спасибо гоночным шинам и экстремальным настройкам подвески.

Левый поворот, на выходе ускоряюсь, ныряю вниз – в нижней точке прогиба трассы, когда шасси максимально загружено, притормаживаю чтобы уйти на правую дугу, поворачиваю руль, чуть добавляю газ и… Все происходит настолько быстро, что пересматривая вечером того же дня видео из кабины я понимаю, что моя попытка исправить ситуацию была как минимум запоздалой. Задние колеса вдруг поскользнулись из-за избытка тяги (нажал на газ слишком резко) и отправили заднюю ось в скольжение. Поняв, что происходит, я повернул руль в сторону заноса слишком поздно. Разворот.

Еще и заглох, забыв выжать педаль сцепления. Стыдно.

Хорошо, что не вылетел за пределы трассы, – машина осталась на асфальте, замерев поперек дороги. «Окей, ничего страшного, – инструктор выглядит на удивление спокойным. – Ты чуть переборщил с газом. Ничего, сейчас заведемся и поедем». Но мы не поехали.

Из-за того, что машина заглохла на второй передаче, блок управления трансмиссией «подвис» и не давал включить ни заднюю, ни нейтраль. А тронуться со второй на гоночной машине не получится. В итоге поменялись с инструктором местами, он повозился еще несколько минут и – о чудо! – сумел «починить» коробку передач. Отправляемся в боксы – мой заезд на R8 LMS закончился бесславно…

Потрогать гонки

«Трекшн-контроль был настроен достаточно либерально, поэтому ты «поскользнулся», – объяснял мне чуть позже наставник. – К тому же, там был непростой поворот, где важно следить за тем, насколько загружена каждая ось. Но это бывает. Молодец, что не вылетел с трассы».

Зато следующий ученик оказался менее удачливым – вылетел. Перестаравшись с газом на выходе из другого поворота, он тоже не успел поймать машину и повис на поребрике. Да, не зря все днище у R8 LMS забрано карбоновыми листами – никакие важные узлы в ходе этого инцидента не пострадали… Однако пороги и передний сплиттер все же получили "травмы", да и сам автомобиль потребовал проверки после прогулки по гравию, поэтому заезды на «элэмэске» пришлось прервать досрочно.

Я, конечно, попытался успокоить себя – ведь ошибся, мол, не только я, и что такое действительно «бывает». Но то, с какой скоростью задние колеса вдруг потеряли сцепление, и как быстро машина вышла из-под моего контроля, произвело очень сильное впечатление. У гражданских автомобилей, пусть даже и очень быстрых, все переходные процесс длятся чуть дольше, и потому времени на исправление ошибки они дают тоже больше! R8 LMS не такая. Она точная, как опасная бритва, и настолько же острая. И цена ошибки здесь очень высока. Это я усвоил очень хорошо.


Потрогать гонки

Финал

Прошло полтора месяца и мы снова на треке Гросс Дёльн. Нас встретили те же купе R8 и те же инструкторы, только вместо матово-черной LMS – серебристо-красная, в фирменных цветах Audi.

Второй этап, он же финальный, состоял из двух частей: сначала традиционный набор упражнений за рулем R8 и R8 LMS, опять с соревнованиями, по итогам которых четверо быстрейших пройдут в «супер-финал» и получат возможность провести целый день на автодроме EuroSpeedway Lausitz. Причем конкуренцию нам, четырем журналистам, составили восемь клиентов, показавших лучшие результаты на предыдущих этапах.

Потрогать гонки

Но теперь для меня все пошло не так. Сначала провальный – во второй пятерке – результат на привычном уже слаломе. Затем – отмена результатов заездов на стабильность: большинство участников решили сжульничать и выполнили задание… на круиз-контроле. А потом – шесть кругов за рулем R8 LMS, за которые инструктор ставил оценки.

Проблема была в том, что за прошедшие шесть недель я так и не смог справиться с последствиями эмоциональной встряски, полученной после разворота на «элэмэске» на предыдущем этапе. Не помогли ни «беседы» с самим собой, ни разговоры с коллегами и друзьями: два первых круга за рулем R8 LMS под присмотром наставника, сидящего справа, я ехал едва ли не шепотом. «Здесь можно быстрее; тут пораньше разгоняйся, – пытался подбодрить меня инструктор во время прогревочных кругов. – Больше скорость на входе, заставь шины работать! Окей, теперь едешь один, у тебя пять кругов».

Потрогать гонки

Но и в одиночестве я не смог расслабиться и проехал все пять кругов совсем не в том темпе, для которого создано купе R8 LMS. И если в прошлый раз я успел получить пусть и небольшую, но очень «сочную» дозу удовольствия от пилотирования кольцевого болида, то теперь я думал только об одном: «не ошибиться, не улететь». После окончания заездов я посмотрел записи с «онборд-камер» других участников: в большинстве поворотов моя скорость была на 5-10 километров ниже самых быстрых пилотов, а в самой ходовой части трассы разница в темпе составляла больше 15 километров в час. Это много. Очень много.

Позднее мне сказали, что на этот раз «трекшн-контроль» был сильно «зажат» – организаторам не хотелось терять еще одну машину, поэтому с газом, получается, можно было не миндальничать. И этим все активно пользовались: с питлейна хорошо «прослушивалась» вся трасса, а в момент срабатывания страхующей электроники было заметно, как проседает мотор, издавая характерный хрип. И у некоторых участников узнаваемое протяжное «хррр» раздавалось на выходе из каждого поворота.

Я же все свои круги проехал «на ощупь», боясь поскользнуться, переборщить с тягой или допустить ошибку на торможении.

Результат – одна из самых низких оценок от инструктора и полный провал в абсолютном зачете. Не помогли даже высокие результаты финального соревнования, в котором оценивалось наше умение находить правильную траекторию на незнакомом треке (для этого нас отвозили в дальнюю, до этого не использовавшуюся часть полигона): в заветную четверку я не попал. И на «Евроспидвей» в итоге отправился лишь в качестве зрителя.

Потрогать гонки

Пока самые быстрые из нас наматывали круги по «треугольному овалу» Лаузитцринга, я с завистью любовался как серебристо-красные болиды, с ревом проносятся мимо трибун и, грозно огрызаясь на торможении, исчезают на внутренней части трассы. Правда, горькую пилюлю проигрыша организаторы слегка подсластили, устроив заезды «гоночного такси» с инструкторами Франком Била и Марко Вернером за рулем. Один из них чемпион DTM и пятикратный победитель «24 часов Ле-Мана», а второй выигрывал «Ле-Ман» трижды.

Что нам там рассказывали в Гросс Дёльне? Тормозить и разгоняться столько с прямыми колесами, газом работать плавно, рулем – тоже? Пф-ф!

У этих парней свои правила: жесточайшие торможения, во время которых шея с трудом удерживает голову со шлемом, а ремни впиваются в плечи, ранний «газ» на выходе и молниеносная компенсация зарождающегося заноса точнейшими движениями руля. Меня никогда не укачивало ни в одном автомобиле, даже при полетах через трамплины на раллийных «Фабиях», но в тот день я был рад, что мои два круга «справа» и изматывающие перегрузки наконец-то закончились.

Выбираясь из автомобиля и сдавленно улыбаясь в ответ на вопрос Марко Вернера понравилось ли мне, я думал лишь о том, что между ним, профессиональным гонщиком, и любым, пусть даже очень быстрым "гражданским" водителем, – гигантская пропасть. В чувстве автомобиля, в умении замечать мельчайшие нюансы его поведения, в скорости реакции, недоступной большинству из нас.

Потрогать гонки

Два круга с «боевым» пилотом Audi вдруг расставили все по своим местам. Я понял, что за эти полтора месяца прожил маленькую "гоночную" жизнь: попробовал силы в любительском зачете на гражданских R8, "перешел" в более взрослый класс GT3, поездив на R8 LMS по не самому простому треку, получил пусть и крошечную, но все же полноценную психологическую "гоночную травму"; проиграл "квалификацию" и в итоге был вынужден смотреть "основные заезды" из боксов.

И давайте совсем начистоту: погрузиться в мир гонок вот так – по-настоящему, на "боевом" автомобиле и с профессиональными пилотами в качестве наставников – подобная возможность выпадает если и не раз в жизни, то уж точно не часто. Свой первый шанс "потрогать гонки" я уже использовал и теперь надеюсь, что второй у меня тоже будет.