Часы, лобстер, два ствола
Самые невероятные трофеи за победу в гонках NASCARА еще в календаре высшего дивизиона — NASCAR Sprint Cup — целых 36 этапов за сезон. И если даже в менее насыщенных гоночных сериях организаторы/спонсоры пытаются выделиться необычными призами (вспомним хоть ушанки от Pirelli на Гран-при России или гориллу во Франции), то здесь буйство фантазии просто не могло не дойти до экстремальных, абсурдных и фантасмагорических проявлений. Вашему вниманию — реальные трофеи, которые получают победители NASCAR.
Электрогитара Gibson — Нэшвилл
Нэшвилл в Америке называют «Городом музыки», а в мире — столицей стиля кантри. Здесь большую часть жизни прожил Джонни Кэш, здесь базируются крупнейшие студии звукозаписи, а еще производятся знаменитые инструменты Gibson. Вполне убедительное обоснование тому, чтобы в качестве приза за победу на местной трассе вручать именно гитару, не правда ли?
Причем гитара эта непростая. Культовую модель Les Paul Custom для каждой гонки вручную расписывал Сэм Басс — официальный художник серии NASCAR, автор огромного количества афиш и сувениров, а также гоночных ливрей, среди которых особо выделяется машина #24 Джеффа Гордона. Даже если вы ничего не знаете о Наскаре, наверняка видели Chevrolet, раскрашенный в радужные цвета компании Du Pont.
В общем, трофей престижный — и представьте, какого шороху навел Кайл Буш в 2009 году, когда возомнил себя рок-звездой и разбил уникальный Gibson прямо на глазах десятков тысяч болельщиков и лично Сэма Басса! Буш потом долго извинялся, заказал у художника несколько копий, а также щедро вложился в музыкальную индустрию Нэшвилла. А когда он выиграл местную гонку снова, уже в 2021-м — замахнулся было над асфальтом очередной гитарой, но сразу остановился. То ли в порядке самоиронии, то ли из уважения к памяти Басса, которого уже не было в живых.
Бетонный монстр — Довер
За огромные нагрузки, которые испытывают автомобили и пилоты, овал в Довере получил прозвище «monster mile». До середины девяностых в порядке вещей было приезжать сюда с запасными гонщиками — потому что один человек 500-мильную дистанцию подчас просто не выдерживал. В 1995 году асфальтовое покрытие поменяли на бетон, в 1997-м сократили гонку до 400 миль, но она все равно остается одной из тяжелейших в календаре: на вид трасса ровная, а по факту наскаровцев плющит, как на американских горках.
В конечном итоге владельцы «монстроуозной мили» решили извлечь из фольклора выгоду и придумали себе маскота: грозное, но милое бетонное чудище по имени Майлз — смекаете? С 2008 года монстр встречает посетителей автодрома, обеспечивает великолепные продажи тематического мерча — и, конечно же, работает главным призом. Кстати, в лапу Майлза вставляют модельку именно той машины, которая первой пересекла черту. Как мило!
Картина — Финикс
Впрочем, приладить заранее приготовленную машинку в заранее растопыренную лапу — дело несложное. А как насчет настоящей картины с изображением победителя, которую чисто технически невозможно нарисовать раньше, чем закончится гонка? Пока пилоты возвращаются на пит-лейн, организаторы готовятся к награждению, а под подиумом собирается толпа фанатов, художник Билл Паттерсон занимается именно этим — на полной скорости, в квалификационном режиме, пишет новое полотно.
Суть здесь как раз в том, чтобы передать дух только что отгремевшего состязания, ухватить яркие моменты — а может, вместе с триумфатором изобразить и его главного соперника. Такое впрок не нарисуешь! Правда, есть пара нюансов: пусть Паттерсон и чертовски быстр как художник, на создание картины у него все равно уходит около получаса, так что на пьедестал почета ее не выносят. Более того, оригинал остается в музее трассы, хотя команде и гонщику, конечно, отгружают несколько репродукций. А кто вспомнил Джейсона Фонга, который делает похожие эмоциональные зарисовки прямо по ходу «24 часов Ле-Мана», получает плюсик в петролхедскую карму.
Здоровенная бутылка вина — Сонома
Вы вообще когда-нибудь задумывались, насколько это абсурдно? Гонки — чуть ли не единственный вид спорта, где победа публично отмечается распитием алкоголя. Притом, что за руль садиться пьяным нельзя, но если вы будете подшофе играть в футбол, никому и в голову не придет отобрать у вас мяч и запретить выходить на поле следующие полтора года. Парадокс!
Тем не менее, к шампанскому на подиуме все привыкли, а трасса в Сономе награждает лучшего водителя NASCAR объемной бутылкой красного вина — и кубком, который чуть ли не впервые с античных времен используется по назначению. Почему именно Сонома? Да просто она находится на севере Калифорнии, то есть в главном винодельческом регионе США. Предлагаем отметить это открытие бокалом зинфанделя — если вам, конечно, не надо за руль.
Ковбойский прикид — Техас
Представьте, что победителю гипотетического Гран-при Тулы вручают самовар, дают пряник в зубы и позволяют пострелять в воздух из «калаша». Для иностранца прикольно, а вот русскому как-то пошловато — ну, как развалы с матрешками на Арбате, правда же?
Вот и у болельщиков NASCAR есть определенные вопросы к организаторам техасской гонки, которые награждают лучшего пилота кубком в виде пары деревянных ковбойских сапог, шляпой (слава богу, не деревянной) и шестизарядными револьверами Smith&Wesson с холостыми патронами в барабанах. Правда, все громче звучали голоса, что оружие вообще не лучшая идея на фоне регулярного масс-шутинга в Америке — и с нынешнего сезона огнестрел из программы убрали.
Винтажный автомат с колой — Шарлотт
Гонка Coca-Cola 600 — самая длинная и одна из четырех самых престижных в календаре NASCAR. Если рассуждать формульными категориями, это что-то вроде Спа или Сильверстоуна, тогда как Daytona 500 — наскаровский аналог Монако. А чтобы победа была особенно сладкой и запоминающейся, организаторы вручают быстрейшему гонщику… Автомат с кока-колой. Большой, настоящий и полностью функциональный.
Как ни удивительно, идея принадлежит вовсе не титульному спонсору, а человеку по имени Терри Кимбл — который с 1989 года только тем и занимается, что реставрирует старые «наливайки» с главной газировкой планеты. Нареставрировал уже, между прочим, более 600 экземпляров, отдав каждому около двух месяцев жизни. Первым пилотом NASCAR, получившим такой экзотический трофей в 2010 году, стал Курт Буш — и с тех пор традиция ни разу не нарушалась. Таким образом, у Кевина Харвика и Мартина Труекса уже по два автомата, и если они собираются выигрывать еще — впору задуматься о расширении комнаты для наград.
Доска для серфинга — Фонтана
Если северная Калифорния одаривает победителя вином, то южная вовсю эксплуатирует имидж рая для серфингистов. На самом деле, кубок трассы Auto Club Speedway в Фонтане классный не только поэтому — здесь и пальмы в живописном закате, и классический универсал-вуди с наскаровской машиной на прицепе. Любо-дорого посмотреть!
Но главное, конечно, всё равно серфинг, с которым связана уникальная ситуация. Видите ли, помимо самого трофея, который вручается сразу после гонки, победитель получает и настоящую доску для серфинга, сделанную специально для него. Но происходит это только через год — когда NASCAR вновь возвращается в Фонтану! Таким образом, это единственное место в мире, где человека награждают за одно и то же выступление в два разных года. Правда, после 400-мильной гонки в минувшем феврале трасса закрылась на 18-месячную реконструкцию — а потому неизвестно, когда же свою доску получит Кайл Буш, финишировавший первым. Впрочем, четыре таких у него и так уже есть.
Гладиаторский меч — Бристоль
Серия NASCAR начиналась с гонок по грунтовым овалам, но отказалась от них в пользу асфальта и бетона более полувека назад. Пока в 2021 году владельцы Bristol Motor Speedway не решились засыпать трассу песком и запустить по ней современные наскаровские машины. Зрелище вышло поистине неповторимым — но при чем тут меч?
Разгадка проста: трассу в Бристоле длиной всего в половины мили называют «Последним большим Колизеем». Выходит, сражаются на ней гладиаторы — и как не вручить меч лучшему из них? Железяка, кстати, вовсе не сувенирная: большая, увесистая и неожиданно острая. Только посмотрите, как Джоуи Логано развлекается со своим призом!
Живой лобстер — Нью-Гемпшир
Признайтесь, многие из вас открыли эту статью конкретно ради этого пункта. Что? Лобстер? Да, лобстер! В 2010 году один из руководителей трассы в Лаудоне, штат Нью-Гемпшир, отобедал в местном заведении Makris — и сделалось ему настолько вкусно, что он решил поделиться радостью с победителем грядущей гонки. И традиция прижилась!
Каждый год сотрудники ресторана находят самого большого лобстера из имеющихся — вес живого приза достигает 20 кг! После подиума ракообразное отправляется обратно в ресторан, где его готовят, замораживают мясо и рассылают сотрудникам победившей команды. Но панцирь не выкидывается! Из него снова собирают целого лобстера, перекрашивают из варено-красного в родной зеленый и отправляют гонщику — трофей же. Но бывают и конфузы: в 2017 году обнаружилось, что у Дэнни Хэмлина настоящая лобстерофобия, так что трофей он еле удержал в руках, а после — распорядился выпустить на волю.
Дедушкины часы — Мартинсвилл
Впрочем, звание самого необычного и крутого наскаровского приза однозначно удерживают часы из Мартинсвилла. Реально, дедушкины напольные часы с маятником! Причем дедушкины еще и в прямом смысле, ведь Мартинсвилл — трасса семейная, и впервые такой трофей вручил еще в 1964 году дед нынешнего владельца, Мартина Кэмпбелла. Никакой особенной подоплеки здесь не было: Кэмпбелл просто хотел выделиться на общем фоне, придумать вместо блестящего пылесборника что-то прикольное и полезное. Что-то, что понравилось бы не только гонщику, но и его супруге — и встало бы на видное место в их доме. Сработало!
Только вот одни часы — классно. Двое — необычно. А что делать, если вы Джефф Гордон, который выигрывал в Мартинсвилле целых девять раз? Или вообще Ричард Петти с рекордными 15 победами, лишь три из которых пришлись на «дочасовое» время? Варианта два — либо раздаривать трофеи близким и родственникам, либо хранить всю эту безумную коллекцию дома.
Гордон, кстати, так и поступил: отдал другу лишь одни часы, а остальные поставил рядочком в «мужском убежище», как он сам его называет — и сидит любуется. Потому что Мартинсвилл — одна из сложнейших трасс чемпионата, да к тому же единственная, что остается в строю с самого первого сезона 1949 года. И победа здесь достаточно престижна, чтобы оправдать мелкие бытовые неудобства.