Опубликовано 04 мая 2009, 21:55

Банкротство с реструктуризацией

"Большая тройка" автопроизводителей США распалась из-за банкротства Chrysler
В последний день апреля "Большая тройка" американских автопроизводителей превратилась в "Большую двойку" - в минувший четверг президент США Барак Обама заявил о том, что группа Chrysler LLC в кратчайшие сроки будет признана банкротом. Однако с "карты мирового автопрома" марка Chrysler не исчезнет - через несколько месяцев этот автопроизводитель может начать жизнь практически "с чистого листа".
Фото (c) <a href="http://lenta.ru/info/afp.htm">AFP</a>
Фото (c) <a href="http://lenta.ru/info/afp.htm">AFP</a>

В последний день апреля "Большая тройка" американских автопроизводителей превратилась в "Большую двойку" - в минувший четверг президент США Барак Обама заявил о том, что группа Chrysler LLC в кратчайшие сроки будет признана банкротом. Но это банкротство будет лишь формальным: на самом деле правительство собирается инициировать процедуру защиты "Крайслера" от кредиторов по 11-й статье Кодекса о банкротстве в США.

На практике это означает, что марка Chrysler никуда не исчезнет, однако саму группу ждет глобальная реструктуризация. Ряд жизнеспособных и прибыльных активов будут проданы - эти деньги пойдут на погашение части шестимиллиардного долга автопроизводителя, а остальные подразделения, способные приносить доход, будут реорганизованы и продолжат свое существование. Именно они позволят "Крайслеру" рассчитаться как с оставшимися долгами, так и с новыми, которые концерну пообещали американские и канадские чиновники. Общая сумма грядущих займов, по разным данным, - от шести до восьми миллиардов долларов США.

Кроме того, в рамках предстоящей реструктуризации кардинальным образом изменится и структура собственности Chrysler LLC. Наибольший пакет акций - 55 процентов - получит Объединенный профсоюз работников автопромышленности США (UAW) в обмен на сокращение зарплат и бонусов и в качестве гарантий социальных выплат в будущем. Еще 25 процентов акций получит правительство США, а оставшиеся 20 процентов достанутся итальянскому концерну Fiat, соглашение о создании автомобильного альянса с которым руководство Chrysler подписало за несколько часов до выступления Обамы.

Причем Fiat не заплатит за свою долю в "Крайслере" ни цента - в обмен на 20-процентный пакет акций итальянцы предоставят своим новым партнерам современные платформы практически во всех автомобильных сегментах (включая микролитражки), а также технологии производства экологически чистых и экономичных двигателей, и помогут инженерам Chrysler в разработке новых моделей. Кроме того, Fiat предоставит свою дилерскую сеть для продвижения американских машин в Европе.

Помимо доли в "Крайслере", итальянский концерн получит возможность выкупить пакет акций у правительства США, а также приобрести права на марки Jeep и Dodge. Но произойдет это лишь после того, как "новый" Chrysler расплатится по всем долгам.

Наконец, представители Fiat войдут в правление "Крайслера" и, скорее всего, возьмут на себя управление этой компанией. Как пишут зарубежные издания, возглавить Chrysler может нынешний руководитель "Фиата" Серджио Маркионне, который в течение месяца планирует отправиться на инспекцию своих новых американских активов.

Ближайшее будущее

<!– ВРЕЗ СПРАВА –>

Варианты?
Группа Chrysler могла бы избежать процедуры банкротства - для этого ей было необходимо выполнить всего три условия, поставленных перед ней антикризисной комиссией при администрации президента США. Во-первых, договориться с Fiat об альянсе, во-вторых, убедить профсоюз сократить зарплаты рабочим и временно приостановить выплату бонусов, а в-третьих - уговорить своих кредиторов реструктурировать долги.

И если первые два условия "Крайслер" сумел выполнить до обозначенного месяц назад "дедлайна", то договориться с кредиторами руководство компании не успело. Chrysler предложил погасить треть своего долга наличными в обмен на отсрочку с выплатами, однако несколько хэдж-фондов, которым принадлежит около 30 процентов общего долга компании, отказались принять это предложение. В результате, правительство было вынуждено прибегнуть к процедуре защиты Chrysler от банкротства.

<!– КОНЕЦ ВРЕЗА СПРАВА –>

По планам чиновников, процедура банкротства Chrysler должна завершиться минимум за два месяца, а максимум - за четыре, к 28 августа 2009 года. Как пишет NYTimes.com, вести это дело будет судья Артур Гонсалес (Arthur Gonzalez), который достаточно осведомлен в таких вопросах: в 2001 году он занимался реорганизацией компании Enron, а спустя год - банкротил компанию WorldCom. Однако никто не может гарантировать, что все пойдет по плану, разработанному правительством США.

Во-первых, реорганизация "Крайслера" обойдется государственной казне как минимум в два миллиарда долларов, а реальных покупателей на его активы пока нет. Во-вторых, помешать быстрому банкротству компании могут кредиторы Chrysler из числа хедж-фондов, которым принадлежат около 30 процентов задолженностей группы. Напомним, что именно из-за отказа этих компаний реструктурировать долги группы правительству пришлось начать процедуру защиты от банкротства.

Но, в любом случае, процедура банкротства уже началась. После того как Chrysler направил соответствующее заявление в суд Нью-Йорка, стало известно о том, что президент и вице-председатель совета директоров группы Том Ласорда (Tom LaSorda) подал в отставку и уже покинул правление компании. Исполнительный директор Chrysler LLC Роберт Нарделли, который стал руководителем компании в 2007 году, также заявил, что уйдет со своего поста после того, как будет завершена процедура реструктуризации.

В ходе перестройки бизнеса Chrysler LLC, планируется уволить около 6500 человек, а также закрыть "некоторое количество дилерских центров" - сколько именно, пока не сообщается. Кроме того, еще в минувшую пятницу представители Chrysler заявили о закрытии 22 североамериканских заводов на время реструктуризации, причем восемь из них уже приостановили свою работу.

Все остальные подробности о реорганизации "Крайслера" станут известны позже.

Большие планы

Между тем, у нового совладельца Chrysler - концерна Fiat - большие планы на альянс с американским автопроизводителем. Для начала благодаря своему американскому партнеру "Фиат" надеется с меньшими затратами выйти на рынок Северной Америки с одной-двумя собственными моделями. Кроме того, на одном из заводов Chrysler может быть налажена сборка автомобилей Alfa Romeo для американского рынка - здесь планируется продавать хэтчбек Mi.To, а также следующее поколение семейства Alfa Romeo 159. Но это лишь начало…

В выходные руководитель Fiat Серджио Маркионне заявил о том, что его компания сейчас готовится к созданию глобального автомобильного альянса, в который помимо "Фиата" и "Крайслера" могли бы войти европейские подразделений концерна General Motors - Opel, Vauxhall и, возможно, Saab. В этом случае итальянский концерн планирует создать новую компанию, во владение которой перейдет автомобильный бизнес Fiat, а также доля в Chrysler и европейские активы GM. Но для начала Маркионне придется договориться о продаже "Опеля" с американским концерном и правительством Германии, встреча с которым прошла в понедельник.

Новой компании, по оценкам экспертов, будет вполне под силу побороться за титул крупнейшей в мире с "Тойотой", которая в 2008 году заняла первое место, обогнав General Motors. Ежегодная выручка новой компании может составить более 106 миллиардов долларов, а продажи при благоприятном развитии событий вплотную подберутся к отметке в семь миллионов машин в год.

Маркионне рассчитывает завершить "сделку десятилетия" уже к концу мая, а к началу осени акции новой компании начнут торговаться на бирже. Помешать этому может лишь канадско-австрийская компания Magna International, которая также заинтересована в покупке "Опеля". По сведениям представителей профсоюза немецкого автопроизводителя, на слова которого ссылается AFP, Magna совместно с неким российским инвестором готова вложить в Opel до пяти миллиардов евро в обмен на 50 процентов немецкого автопроизводителя. Для сравнения, Fiat готов выделить на те же цели сумму в шесть раз меньшую - всего 750 миллионов евро, а Opel в его руках станет лишь частью автомобильного гиганта, пускай и созданного практически "с нуля".

Кому в итоге отдаст предпочтение немецкое правительство, мы узнаем совсем скоро. И не исключено, что через несколько месяцев Chrysler, потерявший членство в "Большой тройке" американских автопроизводителей, станет вместо этого частью одного из крупнейших мировых автогигантов.