Опубликовано 21 октября 2008, 23:52

Делать нечего, делать некому

Европейский автопром избавляется от лишних кадров
Мировой финансовый кризис коснулся европейских автопроизводителей - они начали зачищать списки сотрудников и отменять рабочие смены на заводах. Трудности возникли даже у такого лидера рынка, как Volkswagen. Но серьезные проблемы автопрому Евросоюза вряд ли грозят - правительства ряда стран готовы помочь кредитами.
Фото с сайта cache.daylife.com
Фото с сайта cache.daylife.com

Мировой финансовый кризис коснулся европейских автопроизводителей - они начали зачищать списки сотрудников и отменять рабочие смены на заводах. Первыми о масштабных увольнениях заявили компании Volvo и Renault. Шведы успели уволить две тысячи человек со своих предприятий по всему миру еще в июне. Восьмого октября в Гетеборге объявили о сокращении еще 3,3 тысячи работников. Французы 10 сентября заявили об увольнении шести тысяч офисных служащих и рабочих. Резкое падение продаж в августе на 7,1 процента и неутешительный прогноз на 2009 год заставили руководство концерна действовать быстро и обнародовать эти планы прямо перед началом Парижского автосалона.

Среди премиальных производителей сначала залихорадило слабейших - англичан из Jaguar Land Rover. Этот автоконцерн уже в конце сентября заявил, что завод в Хейлвуде (Halewood), на котором производятся Jaguar X-Type и Land Rover Freelander, будет остановлен на неделю с 27 по 31 октября. Затем убыточному подразделению индийской Tata Motors (только за первые шесть месяцев 2008 года потери JLR составили 383 миллиона долларов) пришлось выгнать часть своих сотрудников на улицу. В середине прошлой недели представители Jaguar Land Rover объявили о сокращении 198 рабочих мест на заводах в Касл Бромвиче (Castle Bromwich), Солихале (Solihull) и Хейлвуде.

Спасение утопающих руками увольняющих

Но перед глобальным кризисом оказались равны все - и слабые, и сильные компании. Вслед за британцами об увольнениях заявил Volkswagen - концерн, занимающий первое место по продажам среди европейских автопроизводителей. Так, 20 октября стало известно, что на заводе VW в Словакии сокращаются объемы производства внедорожников Audi Q7, Porsche Cayenne и VW Touareg. Правда, пока в Братиславе обходятся без увольнений - чтобы снизить выход продукции на 10 процентов на предприятии просто уменьшили продолжительность третьей смены.

Однако, еще на одном принадлежащем группе Volkswagen заводе сокращение штата все же началось. 21 октября руководство венгерского Audi Hungaria Motor Kft заявило, что не будет продлевать в ноябре договора с 40 из двух сотен работающих на заводе контрактников. "Естественно мы действуем так, как нам диктует ситуация, сложившаяся из-за финансового кризиса. Это означает, что мы гибко реагируем на ожидаемое снижение заказов", - прокомментировал увольнение в беседе с Reuters пресс-секретарь завода Петер Лоре (Peter Lore).

Кадры решают все

В тот же день, 21 октября, исполнительный директор Mercedes-Benz Райнер Шмюкле (Rainer Schmueckle) заявил, что если продажи компании будут продолжать падать также быстро, как в последние месяцы, руководство будет вынуждено начать увольнения кадровых работников. Несмотря на спокойный сентябрь (падение составило всего три процента) в Mercedes не могут забыть август, когда объем реализованной продукции сократился почти на 16 процентов, и в улучшение ситуации на рынке не верят. Кстати, контрактников в Штутгарте уже и так сокращают без лишней шумихи.

Таким образом, тенденция прослеживается хорошо - при дальнейшем нарастании кризиса европейские автопроизводители будут сворачивать производство и начнут массовые сокращения рабочей силы (как это уже давно делают за океаном их североамериканские коллеги, столкнувшиеся с финансовыми трудностями гораздо раньше). Правда, возможно, у европейцев все-таки есть выход. Правительства Германии и Франции такой сценарии развития событий не устраивает, и они предложили своим автопроизводителям льготные кредиты на пополнение оборотных средств - немцы на 400 миллиардов евро, а французы - на 320. Такое щедрое предложение доказывет, что в Берлине и Париже серьезно настроены спасать отрасль. Для сравнения большая детройтская тройка - GM, Ford и Chrysler, добиваясь денежной поддержки у правительства США, смогли получить только 25 миллиардов долларов.

Естественный отбор

Российские автопроизводители сейчас сталкиваются с теми же проблемами, что и их зарубежные коллеги. Низкий спрос лишает заводы оборотных средств, и ситуацию ухудшают возросшие процентные ставки по автокредитам и лизинговым программам. В результате "АвтоВАЗ" работает с перебоями, а на складах его дилеров скопилось около 100 тысяч непроданных автомобилей. В Нижнем Новгороде на заводе "Группы ГАЗ" с 6 по 13 октября был остановлен конвейер, а на "КамАЗе" с 10 октября введена сокращенная рабочая неделя - с "шестидневки" завод перешел на "четырехдневку". Но российское правительство не спешит помогать отечественному автопроизводителю. Неделю назад представители российских автоконцернов "коллективно" попросили помощи у вице-премьера Игоря Сечина. В ответ чиновник ограничился обещаниями помочь, не назвав конкретных цифр.

Теперь заводы просят помощи по отдельности. Пока известно, что "АвтоВАЗ" ведет переговоры о госкредите на 26 миллиардов рублей, чтобы пополнить оборотный капитал, пострадавший из-за неплатежей дилеров. С похожей просьбой к государству обратился и "КамАЗ", причем, в Набережных Челнах хотят всего 15 миллиардов рублей. Остальные автопроизводители, похоже на поддержку не надеются, и поэтому молчат. Что делать, в крайнем случае, и так известно. 17 октября было объявленно о первом масштабном сокращении рабочих мест в отрасли - представители Камского автозавода объявили об увольнении 10 процентов сотрудников.