Везет - не везет
В правительстве РФ готов план по увеличению таможенных пошлин для новых и подержанных иномарокВ Белом доме готов план по ужесточению таможенного режима для ввозимых в Россию иномарок. Комиссия правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике уже утвердила новые, более высокие ставки пошлин на импортируемые автомобили, а также решила, что необходимо уменьшить с семи до пяти лет возраст, с которого начинают действовать запретительные ставки на подержанные иномарки.
Правда, это не значит, что машины иностранного производства подорожают с завтрашнего дня - решение комиссии носит для правительства лишь рекомендательный характер и юридической силы пока не имеет. В лучшем случае, новые пошлины вступят в силу в декабре.
Кроме этого, существует мнение, что информация о зреющих в Белом доме планах - всего лишь "страшилка", которая должна подстегнуть игроков авторынка растаможить как можно больше автомобилей и, следовательно, увеличить поступление таможенных платежей в бюджет под конец фискального года. Но с другой стороны поводов для оптимизма мало - чиновники разработали этот документ по поручению премьера Владимира Путина, поэтому правительство, скорее всего, не будет медлить с внесением соответствующих изменений в таможенное законодательство.
Налетай на новенького
В случае, если решение комиссии будет одобрено в Белом доме, то изменение таможенных ставок затронет практически всех, кто подумывает о покупке автомобиля - как нового, так и подержанного. Дело в том, что для юридических лиц (фактически для официальных дилеров) пошлина на только сошедшие с конвейера "легковушки" увеличится на одну пятую - с 25 до 30 процентов.
Здесь стоит пояснить, что согласно Таможенному тарифу РФ платеж за ввоз машины рассчитывается либо как процент от стоимости автомобиля, либо как зависящая от литража мотора ставка в евро, умноженная на объем двигателя в кубических сантиметрах. При этом таможенники берут с импортеров ту сумму, которая окажется больше. Чтобы сохранить эту "вилку", выраженный в валюте Евросоюза коэффициент тоже возрастет пропорционально процентной пошлине.
В результате, по мнению опрошенных газетой "Коммерсант" экспертов, отпускная цена новых автомобилей в дилерских салонах вырастет примерно на 7,5-8 процентов. В этой цифре учтен налог на добавленную стоимость, который начисляется на цену уже растаможенной по новым ставкам машины. Кстати, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая используется при расчете сборов за импорт, новыми в России считаются все автомобили, с момента выпуска которых прошло менее трех лет. Дилеры, кстати, уже предупреждают потенциальных покупателей о том, что в следующем году все автомобили, скорее всего, подорожают.
Изменятся ли тарифы на новые машины для физических лиц пресс-служба правительства не сообщает. Но это, в принципе, не так уж важно - действующие ставки и так достаточно высоки для того, чтобы отбить охоту у наших сограждан возить в Россию новые автомобили из-за границы. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 718 "частники", ввозящие в Россию машины для личного пользования, должны платить либо 48 процентов от стоимости автомобиля, либо от 2,5 до 20 евро за кубический сантиметр в зависимости от таможенной цены машины.
Старость - не радость
Однако инициатива чиновников затрагивает не только "свежие" машины - комиссия предложила обложить запретительными пошлинами все иномарки старше пяти лет. Напомним, что сейчас повышенный тариф применяется к легковым автомобилям зарубежного производства, которые перешагнули семилетний рубеж. Изначально это было сделано для того, чтобы сократить импорт старых иномарок, которые, по мнению чиновников, необходимо считать несоответствующими современным требованиям к безопасности автомобилей и защите окружающей среды.
Теперь же правительству предложено увеличить таможенную ставку для физических лиц почти в два раза. В зависимости от объема двигателя новые пошлины будут составлять от 2,5 до 5,7 евро за кубический сантиметр. Для сравнения, пока за растаможку "старых" иномарок с двигателем объемом менее 2,5 тысяч кубических сантиметров берут по два евро за "кубик", а за машины с более крупными моторами - по 3 евро.
Не забыли чиновники и про легковые автомобили в возрасте от трех до пяти лет. Для них таможенная пошлина вырастет по той же схеме, что и для новых иномарок - с 25 до 30 процентов, плюс, пропорционально возрастет ставка в евро за кубический сантиметр объема двигателя. Грузовики и автобусы будут облагаться запретительными таможенными платежами начиная с пятилетнего возраста. Для первых ставка будет составлять от двух до 4,4 евро за кубический сантиметр двигателя, а для вторых - по три евро за "кубик". Однако новые автобусы, а также все седельные тягачи, соответствующие экологическим нормам не ниже "Евро-4", таможенным сбором облагаться не будут. Зато для автобусов, не удовлетворяющих этому требованию, будет установлен тариф в размере 25 процентов от стоимости.
Граница на замке
Вводя новые таможенные барьеры для автомобилей из Западной Европы, США и Японии российское правительство показывает, что оно серьезно озабоченно конкурентоспособностью автомобильных заводов, работающих на территории России. И здесь речь идет не столько о предприятиях GM, Ford, Toyota или Nissan, а, в первую очередь, об отечественных автогигантах, которые в условиях финансового кризиса уже столкнулись с рядом серьезных проблем.
И это логично. Государство в любом случае будет "помогать рублем" российским автоконцернам. Причем речь идет об очень крупных суммах - например, "АвтоВАЗ" просит 25 миллиардов рублей, и 4 миллиарда из них он уже получил. Пусть это и рискованно, но давать деньги "своим" все равно придется. Но зато можно подстраховаться, "придушив" импорт: новые машины по-прежнему будут покупать, так что повышенные таможенные тарифы принесут дополнительный доход в бюджет. А серьезное уменьшение потока подержанных автомобилей, или недорогих китайских, растамаживать которые теперь будет совсем не выгодно, уменьшит конкуренцию для отечественных производителей.