Запаска с секретом
Забытые технологии: как одно дополнительное колесо облегчало парковку в СШАНынешний уровень автомобильных технологий вплотную приблизился к космическим: пара нажатий на смарт-ключ «семерки» BMW – и машина сама сможет припарковать себя в стесненном пространстве, не вынуждая водителя лишний сдавать норматив мастера спорта по художественной гимнастике. А как с трудностями парковки справлялись в пятидесятые годы? Была одна хитрость...
Нынешний уровень автомобильных технологий вплотную приблизился к космическим: пара нажатий на смарт-ключ «семерки» BMW – и машина сама сможет припарковать себя в стесненном пространстве, не вынуждая водителя лишний сдавать норматив мастера спорта по художественной гимнастике. А как с трудностями парковки справлялись в пятидесятые годы? Была одна хитрость...
После промышленной революции, совершенной Генри Фордом, количество автомобилей в городах Америки начало расти в геометрической прогрессии. Но это еще полбеды – не только машин стало больше, но и сами машины стали ощутимо больше: политики, промышленники и преступники предпочитали крупные, мощные лимузины. Ну и автомобили «для простых смертных» тоже росли как на дрожжах – чтобы не отставать от старших братьев.
Инженер Брукс Уокер из Сан-Франциско, основатель компании Walker Research, одним из первых увидел в этой тенденции очевидную проблему: раз автомобилей становится больше, да и сами автомобили становятся больше, то при их парковке пространство (допустим, у обочины) нужно использовать максимально рационально, чтобы больше автомобилей смогли уместиться друг за другом. Впритирочку, так сказать.
Поскольку с усилителями рулей в те годы было не густо (да и сейчас параллельная парковка далеко не всем дается сразу), Уокер придумал альтернативное решение.
Свой замысел, названный Park Car, он изложил на бумаге и запатентовал 21 марта 1932 года. Суть изобретения сводилась к использованию пятого колеса (зачастую играющего роль запаски) в качестве инструмента «досылания» автомобиля в парковочную нишу. Иными словами, пятое колесо, расположенное сзади перпендикулярно боковым, поднимало заднюю часть автомобиля над землей и докидывало корму вправо-влево, облегчая параллельную парковку при узких проемах.
К сожалению, довоенный уровень технологий не позволял реализовать идею Уолкера до конца – прототипы разваливались после пары-тройки подъемов – однако полноценная возможность внедрить пятое колесо представилась чуть позже, уже в 1950-е годы. Взяв в корпоративном автопарке Cadillac, Брукс интегрировал свою систему в тяжелый лимузин и… успешно ее испытал – парковаться стало гораздо проще, а машина получила потрясающую маневренность, будучи способной выписывать круги в радиус собственной длины.
/imgs/2018/07/25/10/2335449/2a2e623d9f5bc0fc444f077016cb5af1dc0d05b8.jpg)
/imgs/2018/07/25/10/2335450/daed824186a75c6bf8ee99048aebeea93f878a4c.jpg)
/imgs/2018/07/25/10/2335451/50275ef3d25ba57d557398ca898239301a00c7b6.jpg)
Работа системы «автоматической парковки» обеспечивалась за счет связи пятого (выдвигаемого) колеса c приводным валом одного из ведущих задних колес через цепь (позже – ремень). Опускание и подъем системы Car Park, в свою очередь, осуществлялись за счет гидравлики.
Система работала следующим образом: водитель «утыкался» в подходящую парковочную нишу передком автомобиля, с помощью дополнительных кнопок и рычага на торпедо поднимал корму над землей и переводил рычаг автоматической коробки передач в положение Drive. Нажатие на педаль акселератора «подвозило» корму к бордюру (двигало ее в правую сторону). Чтобы зад машины, в свою очередь, отъехал в сторону дороги, достаточно было включить передачу заднего хода и слегка нажать на газ. Торможение выдвигаемого колеса в системе, к слову, тоже работало, так что параллельная парковка становилась элементарной процедурой даже для совсем малоопытного водителя.
После «Кадиллака» Уокер опробовал систему и на Packard Cavalier, чье дополнительное колесо располагалось не в багажнике, скрадывая драгоценное место для поклажи, а перед задним бампером. Цепи на сей раз были заменены ремнями и опять же все работало без каких-либо нареканий.
Тем не менее, «Большая американская тройка» системой Уокера не заинтересовалась, сомневаясь в ее надежности. Плюс, подобный способ парковки довольно быстро убивал передние шины, что тоже говорило не в пользу «ассистента».
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2018/07/25/10/2335469/7c8905e05352f26004c863eedcadd4bc37172dbf.jpg)
/imgs/2018/07/25/10/2335471/048636cd7360999daf1cd167b04a0c854d195e8e.jpg)
/imgs/2018/07/25/10/2335470/aabd3460fe45ddd60bbc985e9e456a9e6fac860f.jpg)
/imgs/2018/07/25/10/2335468/ca765e6aef1f4c1dfa5ea0a12a671c46353df4a4.jpg)
/imgs/2018/07/25/10/2335473/7b7d0d928d942228dbc3a0c184bf883c40d72509.jpg)
/imgs/2018/07/25/10/2335474/a71103773e41bd3e29c3037600ec6c400b8598b0.jpg)
/imgs/2018/07/25/10/2335472/7bba527584048203ad187ff0a2e54591c8d38b3b.jpg)
/imgs/2018/07/25/10/2335475/6410f9e26986677626014f9b6bcb05a2f2b67569.jpg)
Брукс Уокер надеялся, что его детище станет массовым явлением (несмотря на довольно нескромную по тем временам цену для опции – 175 долларов), но в итоге продал лишь несколько десятков своих систем. Удивительно, но при регулярном обслуживании пятое парковочное колесо оказалось предельно надежным – тот самый Packard Cavalier, доработанный Уокером, жив по сей день, хотя в 2012 году чуть не сгорел в гараже рядом с воспламенившимся домом. Разумеется, по ряду причин к парковочной системе Уокера человечество уже никогда не вернется. Но, согласитесь, она была не так плоха, и свой шанс заслужила.