Самоцветы с автозаводов: драгоценности или мусор?
Какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией/imgs/2020/06/22/22/3968834/edf2fe574d6196d0bcf7392b89fc1815b36895b2.jpg)
Эти камешки прозвали «Детройтский агат» — за сходство их слоистой структуры с настоящим природным агатом. Но это не минерал, а просто сотни спёкшихся слоёв автомобильной краски!
/imgs/2020/06/22/22/3968856/858f7d6be1241d954281c09b4e5f684b28ad7d42.jpg)
Без обработки фордит крайне невзрачен на вид: мусор и есть мусор
Теперь догадываетесь, причём здесь Детройт — автомобильная столица Америки, и откуда взялось второе название «Фордит»? Это отходы из малярных цехов автозаводов: наросты из краски накапливались на стенках окрасочных камер, а особенно — на тележках, которые перевозили кузова машин от поста к посту.
/imgs/2020/06/22/23/3968858/c5163031764ba73011d553c4832b8b37b9e8cf5a.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968859/a6d0e05ae005c4e394454ed99ecd4a2fc6857dae.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968857/7c87e512b271a2c7b7f8dab63e3b3430ecc68088.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968860/86a4d058184dbf82cd82e268355bca7562b11f10.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968858/c5163031764ba73011d553c4832b8b37b9e8cf5a.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968859/a6d0e05ae005c4e394454ed99ecd4a2fc6857dae.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968857/7c87e512b271a2c7b7f8dab63e3b3430ecc68088.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968860/86a4d058184dbf82cd82e268355bca7562b11f10.jpg)
На этих фото хорошо видно слоистую структуру материала
В сушильной камере натёки полимеризовывались, слой за слоем, постепенно набирая толщину — до нескольких сантиметров. Разумеется, шубу из засохшей краски регулярно счищали, а все отходы отправлялись куда им и положено — в мусорку.
Сейчас уже и не выяснить, кто первым обратил внимание на интересную структуру материала из разноцветных слоёв: может, кто-то из рабочих с чувством прекрасного притащил осколок «Фордита» домой, а может геолог-любитель заметил необычный «сталактит» среди мусора?
/imgs/2020/06/22/23/3968861/6ff68bf1705ce2454a72faecae56fccfbfda390d.jpg)
В любом случае, требовалась фантазия, чтобы начать работать с этим материалом: уж очень невзрачно он выглядит, пока не начнёшь зачищать наждаком верхний слой и не обнажишь его слоистую структуру. Но уже в семидесятые годы в США мастера-ювелиры развлекались с необычным материалом.
/imgs/2020/06/22/23/3968917/bd5f4cbd4c660dd6e023e97a8a203d3e6e5f016f.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968918/d0a45487d52140bbed17879d8b3042c4b6f8995d.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968916/cd0e63975b4262a0ff37eb64c6bf892f90a865b8.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968917/bd5f4cbd4c660dd6e023e97a8a203d3e6e5f016f.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968918/d0a45487d52140bbed17879d8b3042c4b6f8995d.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968916/cd0e63975b4262a0ff37eb64c6bf892f90a865b8.jpg)
Распиленный послойно кусок фордита
«Фордит» разных лет заметно отличается по цветам — можно даже попытаться угадать эпоху. Простые цвета с преобладанием чёрного, белого, серого и бордового — пятидесятые, в шестидесятые появляются яркие эмали, при обработке дающие интересные психоделические узоры, а ближе к восьмидесятым появляются блёстки — массовой стала окраска «металликом» (впрочем, в промышленных масштабах металлики начали применять ещё в шестидесятые, а в единичных экземплярах использовали даже в сороковые).
/imgs/2020/06/22/23/3968862/28b85cffdeeaa77bc566a4ec2735ffd09b60020c.jpg)
Продавец этого фордита утверждает, что материал — тридцатых годов, с завода Ford Rouge в Дирборне
Мастера, работающие с этим материалом, выделяют несколько разновидностей «Фордита»: например, самый распространённый — с серыми прожилками грунтовки между слоями колера. Ещё бывает чисто цветной с небольшим числом расцветок (часто получался при окраске пластиковых элементов кузова), а если одни слои по каким-то причинам просочились через соседние, то получается необычный «космический» узор.
/imgs/2020/06/22/23/3968863/4d11dd4fa55df3926b2a9500a71307fd67e57df3.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968864/6b21695c24b5e18cd75be6e79da8a0b8139a15fc.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968865/a8a164bb13b694dcb67364bbee18da0f680ca530.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968866/79e1337e78715800fc37d2be3bdd6e2db74f3d25.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968867/e2191bdb7e56568fa5019a87ed7f12a248ce2dab.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2020/06/22/23/3968869/e96ecda1b663e560e8c4a44db6d32f69cafd7271.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968870/4f16a61994a5513c68b0e6f96a29844739622f40.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968868/81b8bc3cc9d872ae221ba4eebda5b5855cfadc4d.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968871/ce834aa783c447400d0e49b570a8b9fa23d90e6b.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968872/054e9d0e6a6d3c1fde2fa683683321927a5e6e3c.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2020/06/22/23/3968874/158de15fdb58dd9596cd32adc2067d81dc5f8c3c.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968875/b91e135a1652e987216eec3b795b2f8083b8ed0f.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968873/6ed80a1042e89b81d5c03fc3c8ffbced11ff7b2b.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968863/4d11dd4fa55df3926b2a9500a71307fd67e57df3.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968864/6b21695c24b5e18cd75be6e79da8a0b8139a15fc.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968865/a8a164bb13b694dcb67364bbee18da0f680ca530.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968866/79e1337e78715800fc37d2be3bdd6e2db74f3d25.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968867/e2191bdb7e56568fa5019a87ed7f12a248ce2dab.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968869/e96ecda1b663e560e8c4a44db6d32f69cafd7271.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968870/4f16a61994a5513c68b0e6f96a29844739622f40.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968868/81b8bc3cc9d872ae221ba4eebda5b5855cfadc4d.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968871/ce834aa783c447400d0e49b570a8b9fa23d90e6b.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968872/054e9d0e6a6d3c1fde2fa683683321927a5e6e3c.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968874/158de15fdb58dd9596cd32adc2067d81dc5f8c3c.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968875/b91e135a1652e987216eec3b795b2f8083b8ed0f.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968873/6ed80a1042e89b81d5c03fc3c8ffbced11ff7b2b.jpg)
Но эффектный фрагмент найти не так-то просто — если кусок фордита снят с обычной плоской детали, то и вид на срезе будет скорее всего скучный, с обычными параллельными линиями слоёв. Да и цвета обычно попадаются заурядные: интересные сочетания встречаются не так-то часто.
/imgs/2020/06/22/23/3968879/30caf5c85ec6bf749e3c1c437bd62da444b134a2.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968878/146672337e67c797f2977fd0aa8ec55ac9017f8d.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968877/03756e720adc9e0b23620102b5272b6a38f0b0f2.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968883/e06212dc1df16da2135ab4c0ba9cf505f880b206.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968881/342327a94bbe76bf14db70e6ecf3a03b6e8af4e2.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2020/06/22/23/3968882/474dc49f5342633335a8e1ca859d36e49d83e122.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968885/beb10e6704fb5e0085fa03494c7ddcd6899c06ba.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968884/e7f03f8a0349e133a3981652106e9597e7268c7d.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968880/3595a073cb2dfab495ad17f56171b8b57c7b0143.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968879/30caf5c85ec6bf749e3c1c437bd62da444b134a2.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968878/146672337e67c797f2977fd0aa8ec55ac9017f8d.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968877/03756e720adc9e0b23620102b5272b6a38f0b0f2.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968883/e06212dc1df16da2135ab4c0ba9cf505f880b206.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968881/342327a94bbe76bf14db70e6ecf3a03b6e8af4e2.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968882/474dc49f5342633335a8e1ca859d36e49d83e122.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968885/beb10e6704fb5e0085fa03494c7ddcd6899c06ba.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968884/e7f03f8a0349e133a3981652106e9597e7268c7d.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968880/3595a073cb2dfab495ad17f56171b8b57c7b0143.jpg)
Из-за невысокой плотности фордит напоминает в руке янтарь — такой же лёгкий. Мастера говорят, что обрабатывать его непросто: режется он легко, но норовит треснуть или расслоиться, почти как жемчуг. Вдобавок, невелика его стойкость к царапинам, особенно у старых кусочков из нитроэмали, которая применялась вплоть до середины пятидесятых. Так что владелицам такой бижутерии можно посоветовать поменьше подставлять свои украшения солнцу. И, наверное, обрабатывать их неабразивными полиролями...
/imgs/2020/06/22/23/3968898/faf1ec4ce562b09902267766940fbfd9e508268e.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968897/4dfd748f74492618ff16dd04a36302b1142f9e21.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968899/840706df44ef15c5af6fc113148b01e4ba7b4d06.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968898/faf1ec4ce562b09902267766940fbfd9e508268e.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968897/4dfd748f74492618ff16dd04a36302b1142f9e21.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968899/840706df44ef15c5af6fc113148b01e4ba7b4d06.jpg)
Эта ручка изготовлена по заказу одного из топ-менеджеров General Motors. Материал — с завода в Боулинг-Грин, где выпускают Chevrolet Corvette
Нетрудно догадаться, что «Детройтский агат» можно «добывать» не только в Детройте. Поискав на eBay, я быстро нашёл материал с фабрики Ford в английском Дагенеме и с «грузового» завода Kenworth в Сиэттле. А одна из разновидностей даже удостоилась отдельного названия «корветит» — конечно та, которая получалась при производстве Chevrolet Corvette (его любят за яркие цвета).
/imgs/2020/06/22/23/3968887/d53aa9b7da98ade91b674053b34b243a7ff7cacd.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968886/6aa2d15341cfa0411f89fc24917a6f290cc9c0d8.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968888/0dfee19209dfe49232e4df5a938c11695bb9748a.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968889/839c3472b7bb632366d11c9656305860d3233d47.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968890/587e38789e246a15645616dcb3fced9bf22643ec.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2020/06/22/23/3968891/3f6508bc91e5f91de195fa08226f8e1f366abda7.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968892/c26fbb1cff26cc9e20622cef112691f37b1dc9f8.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968893/a8e63fe732e0ce3e47783fc479bc2fc5874a325c.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968887/d53aa9b7da98ade91b674053b34b243a7ff7cacd.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968886/6aa2d15341cfa0411f89fc24917a6f290cc9c0d8.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968888/0dfee19209dfe49232e4df5a938c11695bb9748a.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968889/839c3472b7bb632366d11c9656305860d3233d47.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968890/587e38789e246a15645616dcb3fced9bf22643ec.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968891/3f6508bc91e5f91de195fa08226f8e1f366abda7.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968892/c26fbb1cff26cc9e20622cef112691f37b1dc9f8.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968893/a8e63fe732e0ce3e47783fc479bc2fc5874a325c.jpg)
Обработанный кусок «корветита», на котором хорошо видно яркую палитру спорткара
Распространённая легенда гласит, что «природные запасы» фордита уже давно не возобновляются: примерно с середины семидесятых, когда автозаводы стали внедрять технологии автоматической окраски в электростатическом поле высокого напряжения. Ведь с электростатикой потери краски минимальны (80-90% уходит по назначению).
А современные роботизированные линии с подвижными манипуляторами-«руками», появившиеся в середине восьмидесятых, позволяют поднять этот показатель ещё выше.
/imgs/2020/06/22/23/3968895/b6b09c45f104691f819c7d17f738af2fe52d6b6c.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968894/f16ffa49dc41d2e2c600a282db9517dda97e3368.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968896/27947eae7f72e3659b17b54e301c34b95f8d6a30.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968895/b6b09c45f104691f819c7d17f738af2fe52d6b6c.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968894/f16ffa49dc41d2e2c600a282db9517dda97e3368.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968896/27947eae7f72e3659b17b54e301c34b95f8d6a30.jpg)
Вопреки распространённому заблуждению, ручная окраска всё ещё в ходу — обычно так красят салон и моторный отсек. На фото — Nissan Juke в окрасочной камере завода в Сандерленде
Но в реальности на многих заводах даже сейчас часть окрасочных работ делают вручную, если установку полностью роботизированной линии посчитали чересчур затратной — обычно вручную красят салонную часть кузова и подкапотное пространство.
/imgs/2020/06/22/23/3968906/45af2dbf565d632edd8a33febade0397ea51ef5f.jpg)
Мастера, давно работающие с фордитом, уверяют, что бóльшая часть доступного сейчас сырья — всё-таки современная: перепыл краски хоть и уменьшился, но по-прежнему достаточен, чтобы в окрасочных камерах возникали «наросты». Говорят, что проблема в... суровых заводских правилах, не позволяющих выносить с территории даже мусор. Да и оборудование теперь чистят иначе — при пескоструйной обработке наросты часто разрушаются.
/imgs/2020/06/22/23/3968903/424eb2c386f0c890b5a3802d779e9c20271c7589.jpg)
В результате по ценам «Детройтский агат» уже приближается к недорогим разновидностям агата настоящего! Разумеется, маркетингового исследования я не проводил, но бегло посмотрел на уровень цен, которые запрашивают продавцы фордита на eBay: за необработанные куски, рисунок которых ещё не проявлен, могут просить по 80–100 долларов за килограмм, а обработанные фрагменты — многократно дороже (вплоть до 3–4 долларов за грамм).
Конечно, изготовить такой материал можно и самостоятельно — для этого нужна лишь эмаль нескольких расцветок, простейший краскопульт и печка для сушки. Но работа крайне муторная, ведь просушивать заготовку нужно после каждого слоя (при том, что слоёв могут быть сотни), а потом ещё и полировать.
/imgs/2020/06/22/23/3968902/c6e7354cdac783a2f15dbeb30b613f65eb8373c5.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968901/09e2b5d7db1cdcbc01be2a43d3e78d249372afa0.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968905/d95514836cacb95ecd429e6db2d08669451ef31d.jpeg)
/imgs/2020/06/22/23/3968902/c6e7354cdac783a2f15dbeb30b613f65eb8373c5.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968901/09e2b5d7db1cdcbc01be2a43d3e78d249372afa0.jpg)
/imgs/2020/06/22/23/3968905/d95514836cacb95ecd429e6db2d08669451ef31d.jpeg)
Эксклюзивные часы TAG Heuer от канадского дизайнера Джеймса Томпсона с циферблатом из фордита
Сегодня изделия из детройтского агата хоть и остаются экзотикой, но уже понемногу входят в модный мейнстрим. Например, канадский дизайнер Джеймс Томпсон предлагает эксклюзивные кольца (по $900 за штучку!), а в прошлом году в коллаборации с ним английская фирма Bamford London выпустила серию из 10 кастомизированных часов TAG Heuer Carrera Calibre 5, в которых из фордита выполнен циферблат (стоили они 5500 фунтов стерлингов, почти вдвое дороже обычных часов этой модели). Что это, если не начало признания со стороны модной индустрии?
/imgs/2020/06/22/23/3968900/abb2e45a253722e73e04b63507ebe8f278ddf2e6.jpg)
Предложение дизайнеров CNT Factory — использовать узоры фордита в оформлении автомобильных интерьеров
В свою очередь, дизайнеры студии CNT Factory, подбирающие новые интересные материалы для домов и техники, предложили стилизовать под «Детройтский агат» пластиковые вставки в салоне автомобилей.
А ведь российские автозаводы могли бы стать новым источником фордита! Как думаете, модники и модницы могли бы полюбить украшения из тольяттинского агата, москвичита, а может быть даже ижанита?
/imgs/2020/06/22/23/3968904/a4fd97f25db6e9e96ed57ea14061c643ebb5b206.jpg)