Опубликовано 16 декабря 2006, 20:41

Дестрашилизация

Бывший глава ГИБДД развеял "страшные" слухи среди автолюбителей
Бывший глава ГИБДД и сенатор от Карелии Владимир Федоров уже несколько дней разъясняет автолюбителем, что хорошего и плохого им сулит грядущее изменение дорожного законодательства. Заодно чиновнику приходится опровергать многочисленные "страшилки" о скором запрете "правого руля" и старых машин.
Владимир Федоров, фото Lenta.Ru
Владимир Федоров, фото Lenta.Ru

Вот уже несколько дней бывший глава ГИБДД и нынешний сенатор от Карелии Владимир Федоров "прорывает информационную блокаду" - опровергает или подтверждает слухи о грядущих изменениях в дорожном законодательстве. А говорят действительно многое. Например, что Федоров, который как раз отвечает за эти изменения, хочет в новом законе запретить праворульные автомобили, ограничить использование старых машин, и так далее...

Развеиванием слухов сенатор занимался в два этапа. Сначала в Госдуме, где в четверг состоялся круглый стол "О совершенствовании нормативно-правового регулирования", а затем... в чате. Точнее, в рамках интернет-пресс-конференции, где Федоров отвечал на вопросы интернет-пользователей и журналистов, присутствовавших вместе с ним в импровизированной студии.

Зачем все это?

Пятничную интернет-пресс-конференцию Федоров начал со всеми ожидаемых вступительных слов "Как дважды отмечал в своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин..." Далее последовала довольно традиционная для таких мероприятий речь о том, что на дорогах страны в данный момент все плохо. Сенатор привел некоторые цифры из статистики по ДТП и правонарушениям, заключив, что "надо было принимать меры". В связи с этим партия Единая Россия поручила ему создать рабочую группу и создать новый законопроект о дорожном движении.

Дальше было живее, понятнее, и интереснее.

Такой закон, регламентирующий дорожное движение, по словам Федорова, есть "во всех цивилизованных странах". А в России - нет. Отсутствие подобного документа - это плохо, и совсем не потому, что "у всех" он имеется, а нам "тоже надо".

Причина здесь другая: согласно действующей конституции всем гражданам России гарантирована свобода передвижения, и ограничивать ее можно только федеральным законом. А правила дорожного движения, которые безусловно, такую свободу ограничивают - не разрешают ездить поперек дороги, выезжать на встречную полосу, превышать скорость - устанавливаются не федеральным законом, а постановлением правительства - нормативным документом значительно более низкого ранга.

Помимо "конституционных противоречий" сейчас, утверждает Федоров, в российском дорожном законодательстве нет даже понятия "дорога". А оно, согласно элементарному здравому смыслу, должно быть.

Таким образом, в новом "большом" законе будут объединены правила, которые сейчас "разбросаны" по нормативным документам разного калибра. Появятся данные о том, как можно, а как нельзя устанавливать дорожные знаки, с какой скоростью могут двигаться тяжелые автопоезда, каковы нормативы труда и отдыха для профессиональных водителей, и так далее. Такой объемный документ, безусловно, невозможно подготовить за несколько месяцев, поэтому в планах Федорова - это одна из основных задач на весь следующий год.

Нормативы придется не только объединять, но и изменять. К примеру, уже решено, что число категорий водительских удостоверений увеличится с 5 до 12, изменятся правила сдачи экзаменов в ГАИ, появятся довольно строгие медицинские требования к кандидатам в водители и, возможно, будут введены "экономические" ограничения на эксплуатацию праворульных и старых автомобилей. Подробности о проекте нового закона станут известны уже в следующем году. Федоров подчеркнул, что при работе над этим документом они с коллегами открыты для сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами. В том числе - с общественными организациями автомобилистов.

Наконец, в законе о дорожном движении будут частично прописаны сами ПДД. Частично - это значит лишь те положения правил, которые по конституции должны находиться в тексте федерального закона, а не подзаконного акта. Все остальные пункты ПДД по-прежнему будут определяться постановлением правительства.

Про наказания

Помимо закона о дорожном движении, которым занимается бывший начальник ГАИ, сейчас в Госдуме лежат не менее 10 документов, которые так или иначе затрагивают интересы автомобилистов. Самый обсуждаемый из них - поправки в административный кодекс, внесенные группой депутатов во главе с единороссом Плигиным. Именно этому закону, который в несколько раз поднимает штрафы, были посвящены многие вопросы журналистов и посетителй Starchat.ru.

Сам Федоров этот документ не разрабатывал, но в целом законопроект Плигина поддерживает. По словам сенатора, за последние годы ни в одной стране мира дорожное законодательство не либерализуется - везде ужесточаются наказания за нарушения ПДД. А российский КоАП значительно устарел, и штрафы за такие серьезные нарушения как проезд на красный свет сейчас выглядят смешными.

Что касается плигинского законопроекта, то Федоров считает, что наказания для водителей ужесточатся недостаточно. По его мнению, нужно этот документ дополнить и ввести "прогрессивную шкалу ответственности" для тех, кто многократно совершает серьезные нарушения ПДД. Кроме того, неплохо было бы по-разному наказывать нетрезвых водителей в зависимости от того, насколько концентрация алкоголя в их крови превышает допустимую норму - 0,3 промилле (эта норма появится вместе с поправками в КоАП).

Как отметил Федоров, все эти изменения в закон он попытается внести после первого чтения. А оно, по предварительным данным, состоится уже на следующей неделе.

Личное мнение

Естественно, Федорова спрашивали про коррупцию в структуре ГИБДД, которая при повышении штрафов может лишь возрасти, про автомобили с правым рулем и возможный запрет на эксплуатацию старых машин, о котором автолюбители говорят в последние дни.

Бывший глава ГИБДД, в отличие от многих милицейских начальников, на вопрос о коррупции вопрос ответил по существу и довольно подробно. По его мнению, для устранения взяточничества в структуре ГИБДД требуется помощь законодателей, правительства, руководства МВД и самих водителей.

Во-первых, считает он, нужно сделать дорожно-патрульную службу исключительно офицерской и значительно увеличить оплату труда всем сотрудникам милиции. Ибо "жить на одну зарплату" милиционеру сейчас физически невозможно. Кроме того, нужно реформировать структуру ГИБДД и значительно сократить количество стационарных постов. Ведь каждый пост "изымает" как минимум 12 человек личного состава, и с этих людей требуют выполнения "плана" по пойманным нарушителям. Понятно, что вблизи постов нарушать никто не будет, и приходится этих нарушителей "выискивать". Путин, когда еще занимал должность премьер-министра, издал постановление об уменьшении числа постов ДПС, однако в связи со всероссийскими антитеррористическими кампаниями эта инициатива так и осталась на бумаге.

Второе, что Федоров считает необходимым сделать, - это избавить водителей и инспекторов ДПС от "личного общения". В идеале это означает, что фиксировать факт нарушения должна видеоаппаратура, а владельцу машины по почте должна приходить квитанция с фотосвидетельством, или, если нарушение серьезное, приглашение в суд. По мнению многих правозащитников, это лишит водителей презумпции невиновности. Однако по-Федорову такой презумпции невиновности быть и не должно. Автовладелец - это человек, который владеет техническим средством повышенной опасости, и должен отвечать за то, кому доверяет свой автомобиль.

Естественно, наладить такую систему в ближайшее время не получится. Поэтому, как думает сенатор, чтобы снизить число взяток, достаточно упростить или автоматизировать выписывание протоколов об административных нарушениях. Сейчас за мелкие проступки инспекторы получают "на руку" лишь из-за того, что водителям жалко терять 20-30 минут, которые уходят на оформление нарушения. Если же это время сократить до 1-2 минут, все водители предпочтут заплатить официальный штраф, а инспектору будет невыгодно придираться к мелочам и останавливать всех подряд.

Еще одна социально-чувствительная тема - возможный запрет автомобилей с правым рулем. Безусловно, считает бывший глава ГИБДД, нельзя просто взять и запретить автомобили, легально завезенные на территорию РФ и зарегистрированные в ГАИ. Тем не менее, Федоров считает такие машины опасными: существует две проблемы - фары, освещающие не столько свою, сколько встречную полосу, и ограниченная обзорность при обгонах.

Владельцы таких машин, безусловно, всячески отрицают проблему безопасности - говорят, что и со светом фар все нормально, и с обгонами. И лишь немногие автолюбители действительно осознают эти сложности и хотя бы меняют фары на "правильные".

Вводить какие-то барьеры на пути иномарок с правым рулем, считает Федоров, надо было еще 15 лет назад, например избирательным повышением пошлин. Сейчас в Россию завезены миллионы таких машин, а уже много лет их продажа - основной источник дохода для многих семей на Дальнем Востоке. Поэтому снижать число праворульных автомобилей на дорогах надо постепенно и аккуратно.

Под "экономическими рычагами" Федоров не подразумевает резкое увеличение транспортного налога на такие машины. Скорее, это комплекс мер, которые сделают для жителей восточной части страны выгодной покупку автомобилей с левым рулем. И чуть ли не главная из них - открытие автосборочных производств в Сибири и на Дальнем Востоке - корейских и японских марок.

Последнее, о чем шла речь на интернет-пресс-конференции - "обещанный" вывод из эксплуатации старых машин. Здесь, как обещает Федоров, тоже не будет "резких движений". Главная цель - снизить на дорогах число ржавых и неисправных автомобилей, а не создать дополнительные проблемы автолюбителям. В краткосрочной перспективе каких-либо изменений ждать не стоит, а затем возможно введение "экономических рычагов". Запретов, как обещал Федоров, никто делать не будет.