Четверо разгневанных мужчин
Кто круче – немцы или британцы? Мы спросили об этом автомобильных шеф-дизайнеров/imgs/2017/09/28/08/1386576/3a0d34465fd546dec523b99ce989f01f6549c312.jpg)
Азиатский автомобильный дизайн продолжает искать собственную самоидентичность, французы, итальянцы и американцы наживаются на собственном прошлом, но, кажется, играют в собственной лиге, и только немцы с британцами обладают по-настоящему крепкой дизайнерской школой, которая претендует на глобальную любовь и экспансию. Кто же круче? На Франкфуртском автосалоне мы спрашивали об этом самих шеф-дизайнеров марок. В ролях: Ян Каллум (Jaguar) Горден Вагенер (Mercedes-Benz), Марк Лихте (Audi), Джерри Макговерн (Range Rover).
Британцы в этой схватке выглядят более свободными в поступках и суждениях. Сперва они берут кусок пластилина и лепят, что им нравится, а уже потом пытаются подогнать под получившееся чудо миллиметры запаса в ногах задних пассажиров и литры объема багажника – настоящее сумасшествие по меркам немцев.
Jaguar I-Pace
Если поддаться философским размышлениям, то традиции, монархия и сложная общественная иерархия должны были сделать из Великобритании не менее дисциплинированную нацию, чем Германия. Страну, где есть мощный истеблишмент, но есть и оппозиция – ведь сила действия равна силе противодействия.
К тому же, британские традиции бунтарства имеют богатую историю, от рок-музыки до архитектуры. Помните лондонский «Огурец» и «God Save The Queen» на лодке перед Вестминстером? Даже цвет франкфуртского гоночного электромобиля Jaguar I‑PACE eTROPHY поджигает взгляд не хуже яркой подкладки пиджаков британского дизайнера одежды Пола Смита.
/imgs/2017/09/28/10/1386650/7bb1dc5e98d45a36adbebf524d95bc17cefeea79.jpg)
Подпись
Вот почему, несмотря на внешний консерватизм, внутри британцы более раскованы, ироничны и готовы на эксперименты. «Мы никогда не остаемся до конца серьезными… ну, за исключением брексита», – смеется Ян Каллум. Вот и на кромке стекла нового Jaguar E-Pace рядом с силуэтом взрослой кошки нарисован маленький котенок - намек на истинное место в модельной линейке. Представьте себе такое на Audi?
Когда в Range Rover начинают работать над моделью, то интересуются только пропорциями. Остальные детали – интерпретация ДНК марки языком сегодняшнего дня. И никакой моды. «Сейчас мода в автомобильном дизайне – это технологии. Ну и цвета отделки», – говорит Макговерн, похожий на итальянского мафиози.
/imgs/2017/09/28/10/1386651/818af93fcc9fe95ec0c30a75c9d63fb979190942.jpg)
Другими словами, все эти экраны, лазерные фары и карбоновые вставки в интерьере – приходящее. Благо, былое отставание Великобритании в технической части от остального мира тает на глазах. Хотите радары, которые использует Mercedes-Benz или электронную приборную панель от Audi? Просто обратитесь к их поставщикам.
Немцы действуют от обратного и все меньше отталкиваются от кипы разноцветных поисковых скетчей, выстраивая автомобили не вокруг удачных дизайнерских находок, а вокруг эффективно спроектированных модулей, а также на основе современных требований и с использованием передовых технологий.
/imgs/2017/09/28/10/1386652/ad1f6e8d3967f343253c6a31af32cebdd3c8c227.jpg)
Говоря о новой Audi A8, Марк Лихте пользуется термином не «дизайн», а «стратегия». Задачи, поставленные перед ним и его отделом со стороны маркетологов, были довольно конкретными: сделать имидж новой машины более спортивным, преподнести новый интерфейс машина-человек, дифференцировать модель в линейке от кроссоверов и младших линеек.
В общем, думать о создании шедевра и предмета зависти коллег, по мнению Лихте, было бы слишком легкомысленно. На кону стояли куда более важные цели – битва за место в сегменте, где уже господствует Mercedes-Benz.
/imgs/2017/09/28/10/1386653/b68eb1a7944664022a658ccaac4805d2766a9a6b.jpg)
А как обратить на себя больше внимание в современном автомобильном мире? У немецких дизайнеров на это есть свой ответ – растянуть решетку радиатора и сделать ее узнаваемой даже с геостационарной орбиты. «У машин AMG мы теперь используем перевернутую форму гриля – он выглядит еще агрессивнее и дразнит, пожирая дорогу», – рассказывает Горден Вагенер из Mercedes-Benz.
Агрессия в дизайне – самый яркий современный тренд и объяснение, почему пасти машин неизбежно становятся все больше. По аналогии с игрой Angry Birds Каллум называет такие автомобили Angry Cars. В стороне не смогла остаться даже BMW: сделать ноздри такого же размера, как гриль у новой A8, не получится, но у франкфуртского концепта BMW X7 каждая из двух «почек» достигла размера небольшого туристического чемодана.
/imgs/2017/09/27/15/1386308/4106669deaa500492a3cab5407227b06bbbfe364.jpg)
Большие решетки радиатора позволяют сделать машину визуально шире, а значит, приземистее и спортивнее. Кажется, это лишь продолжение человеческих желаний – все сегодня хотят выглядеть подтянуто, как после спортзала. Чем машины хуже?
«Немецкий дизайн в оригинале чист и дисциплинирован, но, глядя на немецкие автомобили сегодня, я просто не могу понять, что их объединяет», – говорит Макговерн. Мода, технологии, стили, ДНК брендов – все смешалось. У BMW Поля Брака и «Мерседесов» Бруно Сакко был более понятный дизайнерский язык. Общий немецкий стиль.
Корни немецкого дизайна, по словам Вагенера и Лихте, следует искать в эстетике Баухаус. Очень рациональный, понятный, прямой и чистый архитектурный стиль. Эта простота идеалов и образов близка к немецкому пониманию прекрасного даже в изготовлении пива, которое постепенно свелось к выбору между светлым, темным и вайсбиром, зато его рецепт доводился до совершенства сотни лет. Теперь понятно, почему модели «Мерседеса» и Audi становятся так похожими друг на друга.
/imgs/2017/09/27/15/1386335/2065431d3eb5da463f8195095a9f78a580cdf61e.jpg)
Немецкий модернистский стиль архитектуры Баухаус зародился еще до Второй мировой войны – его влияние можно проследить и в ранней советской архитектуре. Линии предельно близки к базовым геометрическим фигурам, цвета нейтральны и просты – белый, серый...
Проблема в том, что всю эту культуру скупого совершенства нужно еще наделить эмоциями и сексапильностью, чтобы возбудить покупательский интерес. И если AMG модели пока еще могут рассчитывать на экспрессивные линии и огромные пасти радиаторных решеток (а их у «Мерседеса» для разных моделей аж пять видов), то концепты эко-линейки EQ, кажется, совсем растеряли узнаваемые детали – остались лишь блестящие гладкие бока и черные радиаторные решетки, похожие на погасшие мониторы.
Оказывается, свою сверхзадачу шеф-дизайнер Mercedes-Benz видит в том, чтобы придать машинам скульптурность и атлетичность человеческого тела, и наделить бездушный кусок металла природной красотой. «Убирать линию гораздо сложнее, чем добавить еще одну», – говорит Вагенер. И правда – делать хорошие простые вещи во все времена было труднее, чем сложные.
/imgs/2017/09/27/15/1386336/6ccb5cac4a093acd06e26be597f849c9cb625af7.jpg)
Но если британцы все еще мыслят категориями стиля, элегантности и вечной красоты, то немцы головой уже в будущем. Пока Каллум, философствующий сангвиник, рисовал красивые «Ягуары», в Audi сменилась целая череда шеф-дизайнеров, и Лихте, напряженный холерик, спешит все успеть даже во время разговороа, переходя практически на речитатив. Ведь колесо истории может провернуться еще раз в любой момент.
Нельзя терять время. Нужно успеть оставить след во вселенной и параллельно заложить эстетику Audi двадцатых годов... двадцать первого века. Это мы еще не видели и новой Audi Q7, а на его рабочем столе уже лежат рисунки серийных машин будущего.
Audi Aicon
Если Каллум готов рассуждать о влиянии архитектуры на автомобили и значении для британского дизайна нового лондонского автобуса («Разве его могли сделать в Нью-Йорке? Во-первых, они бы покрасили его в неправильный желтый цвет!»), то Лихте озабочен тем, как сохранить узнаваемость и идентичность бренда в том будущем, когда внутри машины окончательно поселятся автопилот и электромотор.
Когда капот станет маленьким и низким, салон – большим, а свесы исчезнут окончательно. Как сделать «Мерседес» безошибочно узнаваемым, когда, по сути, вместо лошади вас теперь просят рисовать бегемотов? В чем еще, кроме трехлучевой звезды, кроется ДНК бренда, которому уже больше ста лет? В длинном капоте? Но его больше нет.
/imgs/2017/09/27/16/1386379/74b263403dd472093b7e9e3bca2f32b70d87d265.jpg)
Новый лондонский New Routemaster – хороший пример британской иронии и смелости в дизайне с оглядкой на традиции. По столице Германии в это время ездит предельно рациональный Mercedes-Benz CapaCity (на рисунке внизу).
А еще электромобили получаются более высокими и для дизайнеров это настоящая проблема, потому что уравновесить коробчатый силуэт и сохранить идеальные пропорции можно только том случае, когда увеличиваешь размер колес и ширину машины.
«Каждый современный дизайнер уже хочет сделать свою машину шире, шире, шире! Но на них уже сейчас неудобно ездить в том же Лондоне», – восклицает Каллум. Ими просто неудобно управлять. Но Лондон Лондоном, а важнее сегодня – Шанхай…
Пора подстраиваться под азиатскую эстетику, чтобы учесть вкусы крупнейшего рынка в мире? Однако никто в Китае не хочет Mercedes-Benz, построенный по китайским вкусам. Все в мире хотят тот самый немецкий «Мерседес» и тот самый британский Range Rover. И, кажется, это единственное, что объединяет эти две великие школы шика и красоты.