Опубликовано 04 декабря 2008, 14:57

Хотели как лучше

ГИБДД хочет сделать дороже страховку и упрощает регистрацию автомобилей
Госавтоинспекция никак не определится с приоритетами – усложнять или упрощать жизнь водителям? С одной стороны, имидж контролирующего ведомства не позволяет реализовать чересчур мягкую политику, с другой - автомобилисты уже давно клянут ГИБДД последними словами, выполняя придуманные гаишниками запутанные процедуры.
фото с сайта steer.ru
фото с сайта steer.ru

На этой неделе Госавтоинспекция выступила сразу с двумя предложениями, способными изменить жизнь водителям. Введение дополнительных повышающих коэффициентов для ОСАГО может заметно увеличить стоимость страховки для большинства автомобилистов, упрощение процедуры регистрации автомобилей - сэкономить время граждан. Получится ли у гаишников реализовать оба этих намерения?

Страховка для нарушителя

На этой неделе Совет Федерации поддержал предложение ГИБДД по введению новых коэффициентов при оформлении полиса ОСАГО. Суть предложений сводится к тому, чтобы водитель, который часто нарушает правила дорожного движения, платил при оформлении страховки больше, чем водитель, правила соблюдающий. На сегодняшний день повышающими коэффициентами являются возрастной, территориальный и коэффициент, связанный с частотой попадания водителя в аварию (система «бонус-малус»).

Как будет рассчитываться новый коэффициент – пока непонятно, законопроект еще не внесен в Госдуму. Кроме того, у страховщиков нет доступа к базе данных ГИБДД по нарушениям, из-за чего до сих пор нормально не работает даже «бонус-малус» - каждый год водитель просто обращается в новую страховую компанию, где ему каждый раз выдают полис как безаварийному водителю. Новые коэффициенты можно будет обмануть по аналогичному принципу.

Инициатива ГИБДД напрямую связана с предложением вернуть балльную систему, когда за каждое нарушение правил водителю начисляются «очки». Если в «бонусе-малусе» за аварию увеличивается цена полиса, то здесь по мере накопления баллов вы можете остаться без прав. Неслучайно заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Кузин (куратор подобных законопроектов в Госавтоинспеции) чаще всего говорит об этих инициативах как о едином целом, ведь одно логически вытекает из другого. Балльная система – старая советская находка, которая была отменена в середине 90-х, и гаишники пытаются ее вернуть обратно еще со времен генерала Владимира Федорова.

Последняя попытка была предпринята весной 2007 года, когда в Госдуме принимали законопроект об ужесточении санкций за нарушения правил дорожного движения. Штрафы были увеличены, но ГИБДД потерпела поражение по многочисленным позициям, сделав законопроект мягче под общественным давлением. Тогда предлагалось лишать прав за проезд на красный свет, за превышение скорости более чем на 40 километров в час, за отказ остановится по требованию сотрудника милиции. Кроме того, в Думе обсуждалось и введение балльной системы.

И вот гаишники берут реванш – баллы снова предлагается вернуть вместе с поправками в закон об ОСАГО. Значит ли это, что вслед за ними в Госдуму будут снова направлены законопроекты об ужесточении наказаний? Вполне вероятно, ведь тогда, в мае 2007 года, поправки смягчили, чтобы не испортить электорату настроение накануне думских выборов. Сейчас до избирательной кампании еще далеко: не подходящий ли это момент, чтобы начать «штрафную кампанию» заново? Тем более, что и свежая статистика уже имеется – с января 2008 года, когда вступили в силу новые санкции, аварийность упала на 7,7 процента, смертность на дорогах – на 11,6 процентов. В таких условиях спорить с ГИБДД будет уже сложнее, чем год назад.

Место встречи изменить можно

Усложнять жизнь водителям – традиционная практика для ГИБДД. Поэтому любые послабления со стороны инспекции воспринимаются обществом крайне настороженно – у моря, как известно, хорошей погоды не ждут. На этот раз ГИБДД взялась за одну из самых старых и, казалось бы, неизлечимых болячек – регистрацию транспортных средств.

Все уже привыкли, что, уезжая ставить машину на учет, человек пропадает для общества минимум на один-два дня. Пресловутый приказ МВД номер 59, регламентирующий процедуру регистрации, известен не понаслышке, наверное, каждому автолюбителю. Большинству людей просто жалко времени, и они платят деньги – в Москве расценки на установку на учет без очереди начинаются от 300 долларов.

Однако в ходе реформы, затеянной правительством, на смену приказу должен прийти новый административный регламент. Казалось бы, ничто не мешает гаишникам клонировать содержимое документа – ведь созданные условия с огромными очередями и взятками устраивали большинство инспекторов. Но систему решено было сделать driver-oriented.

Содержание регламента держится в секрете, пока он не утвержден Минюстом. Известно лишь о нескольких новшествах. К примеру, регистрировать автомобиль можно будет без привязки к месту жительства собственника, правда, с одной оговоркой – в пределах одного региона. На практике это означает, что человек, прописанный в Красногорске, сможет поставить машину на учет в Балашихе или любом другом подмосковном городе, а в Санкт-Петербурге или Новосибирске – уже не сможет. Снова, как и в случае с ОСАГО, гаишникам мешает отсутствие общей базы данных по всей России. Кроме того, речь идет лишь о постановке автомобиля на учет, тогда как для снятия с регистрации все равно нужно будет ехать в ГИБДД по месту жительства прошлого собственника. Получается, что предложенное гаишниками улучшение – полумера, а не реальное решение проблемы.

Было бы странно предполагать, что к моменту вступления в силу регламента в России появится единая информационная система ГИБДД – такие базы есть не везде даже на региональных уровнях. Впрочем, там, где она работает, новые правила уже действует, несмотря на то, что регламент еще не вступил в силу. Глава ГИБДД РФ Виктор Кирьянов еще в сентябре издал указание, в котором рекомендовал подразделениям переходить на новые правила регистрации с 1 декабря 2008 года. Технически это возможно пока только в некоторых подразделениях, например, в Краснодарском крае. В таких регионах, благодаря той же базе данных, теперь разрешено проходить и техосмотр независимо от места жительства.

Что в итоге?

Если взглянуть на обе инициативы – повышающие коэффициенты для страховки и упрощение регистрации – то сегодня ни одна из них не может быть реализована в полной мере. То баз данных нет, то законодательная работа движется медленно. К сожалению, практика показывает, что водители в итоге останутся недовольными ни тем, ни другим. Новые правила регистрации могут на деле оказаться недоработанными и усложнить привычный порядок. Увеличение же цен на полисы ОСАГО никому... кроме страховых компаний, не может нравиться по определению.