Три грустные истории самых некрасивых автомобилей
Мы ни при чём: эти модели есть в каждом рейтинге самых уродливых машинFiat Multipla, 2000–2005
Multipla стала своего рода перерождением не менее экстравагантного заднемоторного микровэна Fiat 600 Multipla пятидесятых годов, который навсегда запомнился расположением запасного колеса в ногах переднего пассажира — до такого не додумались даже конструкторы Нивы!
В девяностых годах Fiat как раз переживал небывалый подъем: годовые продажи подскочили почти в два раза по сравнению с уровнем восьмидесятых, новые модели концерна (Punto, Brava/Bravo, новинки Alfa Romeo) раз за разом становились автомобилями года.
В общем, идеальные условия, чтобы поверить в себя и подумать, что рынок простит тебе что угодно, ведь всё с надписью Fiat превращается в золото. Renault Megane Scenic тогда как раз открыл класс компактных минивэнов и быстро стал бестселлером, так что новый Fiat должен был побороться за эту лакомую нишу и всего лишь быть еще лучше.
Кузов было решено сделать компактнее: всего четыре метра! Салон вместительнее: не на пять, а шесть человек. Цена, конечно, ниже. Говорят, чтобы выполнить задание, дизайнеры тогда просто поставили шесть стульев и нарисовали вокруг автомобиль.
Передний ряд кресел стал трехместным — из-за этого, скажем, ручник в Fiat Multipla находится слева у двери, а огромная подушка безопасности переднего пассажира рассчитана на двух человек.
Пол сделали ровным, крышу очень высокой, а ширину под стать большим представительским седанам — так инженеры пытались компенсировать очень короткую длину салона.
В общем, получился очень необычный двухуровневый кузов, где снизу Multipla выглядела как обычный семейный хэтчбек, а сверху как однообъемный минивэн с огромной площадью остекления и еще одной парой фар.
Образ новой модели получился настолько необычным и авангардным, что новинка Fiat даже была выставлена как шедевр индустриального дизайна в Нью-Йоркском Museum of Modern Art.
Автожурналисты тоже приняли Multipla тепло: минивенчик зарекомендовал себя как отличная семейная машина, был приятен в управлении, но первый тревожный звоночек уже прозвучал.
Продажи новинки не задались: за пределами Италии Fiat Multipla покупали неохотно — в целом в Европе удавалось продавать только несколько десятков тысяч минивэнов в год.
Рестайлингом Fiat попытались обратить на Multipla внимание более консервативной публики, но из необычного автомобиль теперь превратился в пресный. Дизайн же первой версии по прошествии времени порастерял эпатажный дух и теперь казался просто некрасивым экспериментом.
Так года за годом Fiat прописался в рейтингах самых уродливых автомобилей в истории, а потом и стал их частенько возглавлять. «Мультиплу» накрыла новая вторая волна очень сомнительной популярности, тогда как ее более скучная рестайлинговая версия продолжала выпускаться в том или ином виде аж до 2013 года — последней версией минивэна был китайский лицензионный электромобиль Zotye M300.
Pontiac Aztek, 2000–2005
Из-за долгого цикла производства Fiat Multipla хотя бы отбила вложенные в нее затраты, но уже в 2000 году появилась модель, которой было суждено существенно превзойти «достижения» европейского минивэна. Начиналось всё как всегда за здравие.
В 1999 году General Motors представил симпатичный концепт-кар Pontiac Aztek для поколения X, рожденных с 1963 по 1980 годы двадцати-тридцатилетних американцев. И он был весьма неплох.
Шоу-кар Aztek демонстрировал концепцию идеального автомобиля для активного отдыха, и его серийная версия действительно унаследовала множество уникальных и удобных фишек машины для выездов на природу.
К защищенному пластиковым поясом кузову серийного Aztek сзади могла прикрепляться палатка, превращавшая кроссовер в недорогой и очень мобильный дом на колесах. Одна из половин двери багажника опускалась вниз, образуя лавочку с встроенными в неё подстаканниками.
Сюда же выходили отдельные колонки, чтобы сидеть на природе, пить вкусный напиток и слушать любимую музыку. А между передними креслами не просто встроили холодильник — его можно было вынуть и взять с собой на пикник!
Прекрасные задумки, вот только сами концепт-кары по пути к конвейеру нередко теряют долю своей привлекательности — слишком многие детали приходится менять, чтобы они удовлетворяли ожиданиям фокус-группы, требованиям сертификации, стандартам безопасности, были надежны и дешевы в производстве.
Ко всему прочему в тот момент в General Motors менеджеры и финансисты имели гораздо больше власти, чем отдел дизайна. Корпорация уже с десяток лет выпускала пресные клоны одних и тех же машин под пятью разными брендами, и все яркие идеи концепта были упрощены до неузнаваемости.
Пройдя через мясорубку отделов, согласований, срезание издержек, когда-то необычный кроссовер растерял всю оригинальность, а приобрел бесформенный кузов и несуразные фары, бампера и маленькие колеса, как у тележки из супермаркета.
Таким же магическим образом, как при совпадении множество удачных фактов рождается великая песня или фильм, Aztek впитал в себя одновременно все самые худшие черты, чтобы получился самый уродливый автомобиль США.
Хуже того: Pontiac стоил дороже конкурентов — в GM ожидали, что за оригинальность и уникальные качества Aztek клиенты будут готовы заплатить больше, чем за классический кроссовер.
Оставалась надежда, что Pontiac хотя бы будет продавать больше 30 000 автомобилей в год — довольно скромные объемы по меркам рынка США, чтобы отбить затраты на разработку. Но в первый неполный год удалось реализовать… 11 000 машин, а потом не более 27 000 каждый год!
Ирония судьбы была и в том, что Aztek оказался не такой уж плохой машиной. Вкупе с множеством улучшений для активного отдыха, исследования показывали крайне высокий уровень удовлетворенности покупателей все-таки решившихся его купить.
Но журналисты уничтожали Pontiac новыми эпитетами, а корпорации GM каждый выпущенный кроссовер приносил убыток. Ситуацию попробовали выправить снижением цены и рестайлингом, который оставил в прошлом нелепый двухцветный пластиковый обвес, но Aztek уже стал нарицательным чучелом американского автопрома — символом катастрофического провала на рынке.
В 2005 году Pontiac раньше срока снял модель с производства, а герой «Во все тяжкие» Уолтер Уайт увековечил модель в кинематографе. Специалисты по реквизиту идеально подобрали автомобиль, который должен был подчеркивать серость главного героя.
Так что в единственном объявлении о продаже Aztek в России за 500 000 рублей значатся такие слова: «Легендарный автомобиль культового сериала хорошая скидка у капота». Вот такая вот легенда, а в 2009 году марка Pontiac прекратила существование.
Nissan Juke, с 2010 года
Да, так любимый когда-то в России Nissan Juke тоже уверенно поселился в рейтингах самых некрасивых автомобилей.
Больше того, там регулярно фигурируют еще две модели Nissan: асимметричный Cube и грузопассажирский S-Cargo.
При этом сам Juke вовсе не является синонимом коммерческого провала. Модель родилась в отделении Nissan в Великобритании, где долгое время искали замену Nissan Almera, которая сделала британский завод убыточным.
В какой-то момент менеджеров отделения Nissan собрали в одной комнате, чтобы как-то изменить ситуацию. Чтобы сделать Almera прибыльной, её надо было продавать в больших количествах, далеко за пределами энтузиазма покупателей.
И вот, когда половина маркетологов уже была без сознания от отсутствия кофе и интернета, кому-то в голову пришла гениальная мысль. Сделать модель прибыльной могло не только увеличение объемов продаж, но и возросшая на несколько тысяч фунтов цена.
А чтобы её покупали, автомобиль надо было всего лишь приподнять немного над землей… И это при практически не изменившейся себестоимости производства.
Имя героя неизвестно — как говорится, у успеха много отцов, но в следующие годы именно британский Nissan создал два больших бестселлера: Qashqai и Juke.
И да, дизайн Juke нарисован именно в лондонской студии Nissan. Мало кто помнит, но изначально он выглядел ещё эпатажнее в виде концепта Nissan Qazana.
И этот автомобиль, в отличие от Multipla и Aztek, отрывали с руками: в одной только Японии на Juke пришло в шесть раз больше предзаказов, чем ожидалось, а в Европе покупали по сотне тысяч таких кроссоверов в год.
Интересно, что если на наших просторах Nissan Juke пользовался особенной любовью у женского пола, то, например, в Японии его, к удивлению маркетологов, чаще покупали… пенсионеры.
Впрочем, пока одни любили Juke за оригинальность, другие не могли понять, как автомобиль с таким дизайном вообще мог попасть на конвейер. И очень скоро маленький Nissan стал завсегдатаем рейтингов самых некрасивых машин, где уже прописались Multipla и Aztek.
При этом, в отличие от моделей Fiat и Pontiac, Nissan Juke продолжает успешно продаваться в уже следующем поколении. Напишите в комментариях, что вы думаете о смене его стиля и справедливо ли попадание Juke в такие антирейтинги. Сравним свои впечатления.