Опубликовано 26 марта 2008, 13:04

Дикая кошка, прощай!

Ford продал Jaguar и Land Rover
В среду 26 марта должна состоялась одна из важнейших сделок в современной истории автомобильной индустрии. Ford согласился продать индийской компании Tata два люксовых британских бренда - Jaguar и Land Rover. Официальное заявление по этому поводу было сделано около 16 часов по московскому времени. Сумма сделки - 2,3 миллиарда долларов.
Логотип Jaguar. Иллюстрация с сайта Marcadecoche.com
Логотип Jaguar. Иллюстрация с сайта Marcadecoche.com

В среду 26 марта состоялась одна из важнейших сделок в истории автопрома. Ford продала индийской компании Tata два люксовых британских бренда - Jaguar и Land Rover. Официальное заявление по этому поводу было сделано около 8 утра по Нью-Йорку, то есть в 16 часов по московскому времени.

Сумма сделки, по информации агентства AFP, составила 2,3 миллиарда долларов. Новый владелец Jaguar и Land Rover пообещал сохранить все 15.300 рабочих мест на заводах этих марок в Великобритании. Ford, в свою очередь, перечислит 600 миллионов долларов в общий пенсионный фонд двух компаний.

Совершить сделку по продаже английских марок Ford собирался еще в начале марта, но переговоры с Tata затянулись - как пишет агентство, обсуждались условия дальнейшего сотрудничества. Будущих владельцев Jaguar/Land Rover интересовало, будут ли они иметь доступ к технологиям Ford, и продолжит ли американский концерн поставлять в Великобританию двигатели, детали подвески и прочие комплектующие.

Сумма сделки, как ожидается, составит два миллиарда долларов - почти в три раза меньше, чем в свое время заплатил за английские бренды Ford.

Хроника

Американский концерн в начале прошлого года опубликовал финансовые результаты за 2006 год, которые оправдали самые пессимистичные прогнозы. Убытки Ford Motor [составили 12,7 миллиарда долларов](/articles/2007/01/25/ford). Эта сумма настолько велика, что аналитики всерьез начали рассуждать о том, выживет Ford или нет.

При этом многие активы Ford (к примеру Mazda и Ford of Europe) успешны и приносят стабильную прибыль. А огромные деньги концерн теряет за счет своего североамериканского подразделения. За последние годы в США заметно подорожал бензин, и это в корне поменяло структуру автомобильного рынка. Раньше внедорожники вроде Ford Explorer были золотой жилой и в конце 90-х сделали Ford самым прибыльным автопроизводителем на планете. Теперь спрос на эти машины упал, а к новым реалиям рынка Ford приспособиться не успел. Кроме этого концерн в Америке тратит огромные деньги на пенсии, выходные пособия и медицинскую страховку своих сотрудников.

Второй убыточный актив - Premiere Automotive Group (PAG) - подразделение, состоящее из люксовых брендов. До недавнего времени в PAG входили Jaguar, Land Rover, Aston Martin и Volvo, а до 2002 года к ним был приписан еще и Lincoln, который затем перешел под контроль американского "Форда".

В теории рынок люксовых автомобилей гораздо прибыльнее, чем сегмент бюджетных машин. Но несмотря на это группа PAG стабильно работала в убыток: в злополучном 2006 году она потеряла 327 миллионов долларов. Ford не публикует финансовые результаты по каждому бренду, выпуская лишь консолидированный отчет PAG, но по мнению экспертов главный источник убытков - Jaguar. Остальные марки PAG, считают они, либо прибыльны, либо близки к этому.

Амбициозная задача, которую ставит перед собой руководство Ford - достичь прибыльности на североамериканском рынке до 2009 года. Для этого компания решила снижать себестоимость производства, закрывать заводы, сокращать штат и распродавать активы - ведь для реструктуризации требуются немалые деньги.

В марте 2007 года был продан производитель спорткаров [Aston Martin](/news/2007/03/12/astonsale). Дальше было затишье - в течение нескольких месяцев руководители Ford регулярно заявляли, что больше ни с какими брендами расставаться не собираются: даже от "Ягуара" [они ожидали роста продаж](/news/2007/01/09/jaguar) и возврата к прибыльности. Однако в июне 2007 года Ford объявил, что [приступил к оценке целесообразности продажи Jaguar и Land Rover](/news/2007/06/13/ford). В июле концерн окончательно решил [расстаться с английскими марками](/news/2007/06/13/ford) и до октября [ принимал заявки от потенциальных покупателей](/news/2007/09/20/fordbid). В ноябре список претендентов сократился [до трех компаний](/news/2007/11/13/jagland), а индийская Tata стала одной из них. Тогда же рабочие Jaguar/Land Rover, которых насчитывается около 16 тысяч человек, [захотели, чтобы их новыми владельцами стали именно индусы](/news/2007/11/22/tata). В декабре началось [обсуждение финансовых деталей сделки](/news/2007/12/21/tata), а в конце января стало известно, что Ford [продаст английские компании полностью](/news/2008/01/30/fordnostock), не оставив себе ни одной акции.

Англичане

В новейшей истории британского автопрома глав, внушающих оптимизма, почти нет. Гораздо чаще встречаются рассказы с грустным финалом, вроде банкротства Rover.

Rover и Land Rover в 90-е годы входили в Rover Group и были относительно успешными марками. В 1994-м Rover Group была продана немецкой компании BMW. С помощью английских брендов баварцы собирались завоевать новые рыночные ниши (доступных переднеприводных автомобилей и внедорожников) и при этом оставить нетронутым свой имидж производителя люксовых заднеприводных машин.

Первой англо-немецкой машиной стал Rover 75. Этому автомобилю, вышедшему на рынок в 1998 году, журналисты хором пели дифирамбы, однако его продажи достигли лишь 20 процентов от показателей, на которые рассчитывали в BMW. Как утверждают источники близкие к Rover, у немцев были серьезные проблемы с менеджментом - жесткие методы управления, эффективные в Германии, в Англии давали обратный эффект.

Помимо Rover 75 компания BMW планировала выпускать в Великобритании новый Mini, Range Rover и некий переднеприводный автомобиль гольф-класса, однако эти планы так и не воплотились в жизнь. К 2000 году Range Rover и Mini были фактически готовы к производству, однако акционеры BMW начали бить тревогу: сценарий "пришел-увидел-победил" не сработал.

В течение шести лет немцы вложили в Rover Group немалые деньги - несколько миллиардов долларов, а отдачи не было никакой - британские подразделения продолжали быть убыточными. Тогда BMW приняла решение "распилить" Rover Group на несколько частей. Бренд Mini вместе с проектом новой модели немцы забрали себе, в меру убыточный Land Rover продали "Форду" почти за три миллиарда долларов, а Rover с его долгами отдали компании Phoenix Consortium. Формально этот "подарок" являлся сделкой купли-продажи, однако ее сумма составила символические 10 фунтов.

Спасти Rover его владельцам не удалось - несколько лет назад эта английская марка прекратила существование. Впрочем, не совсем так... права на бренд недавно выкупил Ford, но лишь ради того, чтобы он не достался китайцам, которые тем самым могли нанести ущерб "Лэнд-Роверу".

Ford как инвестор - полная противоположность BMW. За свою историю американцы не загубили ни одного бренда и не боялись вкладывать огромные деньги в свои убыточные подразделения. Благодаря этому они спасли от банкротства "Мазду", реанимировали Aston Martin и, судя по заявлениям аналитиков, вернули к прибыльности Land Rover (хотя опубликованных финансовых результатов, как мы говорили, нет). Так зачем же "Форду" понадобилось избавляться от довольно успешного Land Rover?

Причина здесь - Jaguar. В шестидесятые годы он был процветающей компанией, которая выпускала революционные с точки зрения дизайна и технической начинки спорткары. В семидесятых Jaguar национализировали, а в восьмидесятых вновь отпустили в свободное плавание, на биржу. Тогда у англичан в активах были лишь две устаревшие модели - XJ и XJS, да легендарное прошлое. В таком компания досталась "Форду", который за 100 процентов ее акций в 1989 году отдал 2,5 миллиарда долларов.

Американский концерн хотел сделать из "Ягуара" мощного конкурента BMW и Mercedes с широким модельным рядом - от компактных люксовых машин до суперкаров. За прошедшие 19 лет у англичан действительно появилось немало новых моделей, причем многие из них были восторженно встречены автожурналистами. Но ни прибыльным, ни популярным Jaguar так и не стал. По некоторым сведениям британская марка теряет сейчас более 500 миллионов долларов в год.

Отношения Ford и Jaguar во многом напоминают историю BMW и "Ровера". Только "Форд" владел "Ягуаром" намного дольше и вложил в него намного больше - по некоторым оценкам 10 миллиардов долларов. Инвестировать и впредь американцам уже нечего.

Понятно, что желающих купить хронически убыточный Jaguar найти очень сложно. А вот Jaguar в паре с Land Rover - это гораздо более привлекательный лот. Ford благодаря такой сделке, с одной стороны, получит деньги, которые нужны ему для собственной реструктуризации. А с другой стороны - концерну не придется вкладываться в "распил" Jaguar и Land Rover, которые сейчас делят производственные площадки и вместе продают автомобили.

Tata

О компании Tata в Европе до последнего времени никто ничего не знал. Ее имя стало появляться в новостях год назад. Поводов для этого было два - возможная покупка Jaguar и Land Rover, а также разработка самого дешевого в мире автомобиля. Эта машина - Tata Nano - была [представлена в Индии три месяца назад](/articles/2008/01/10/tatanano). А в марте Nano привезли в Европу и продемонстрировали на Женевском автосалоне.

То, что этот автомобиль выглядит по меньшей мере смешно, никак не умаляет значимости Tata. Это крупнейший индийский автопроизводитель, который по итогам последних двух лет получил прибыль в размере нескольких миллиардов долларов.

Многие сравнивают индийские машины с китайскими, но это не совсем корректно. Tata выпускает автомобили давно - с 1960 года - и имеет легальный доступ ко многим современным технологиям. К примеру, на совместном с Fiat предприятии индийцы выпускают дизельные моторы последнего поколения. Среди активов Tata - грузовое подразделение Daewoo в Южной Корее и доля в Hispano Carrocera SA - испанской компании, которая производит автобусы. А в будущем не исключено, что индийцы приобретут пакет акций Ferrari.

Покупая Jaguar и Land Rover менеджмент Tata прекрасно понимает, на что идет. Но самое главное - у индийской компании есть деньги для инвестиций в английские бренды и желание вернуть их к прибыльности.

Что касается будущего этих марок, то в Tata намерены придерживаться стратегии, разработанной "Фордом". Рабочие места в Великобритании обещают не сокращать, а заводы - не закрывать.