Опубликовано 04 февраля 2014, 18:49

Время собирать пазлы

Как Даниил Квят готовится к первому сезону в Формуле-1
Второй российский пилот в истории Формулы-1 Даниил Квят на прошлой неделе начал подготовку к новому сезону. По плану он должен был отработать два дня на тестах в испанском Хересе, однако Toro Rosso, как и многие другие команды, столкнулись с техническими неполадками. «Мотор» вернулся из Хереса и вынужден констатировать: 19-летний дебютант готов к старту чемпионата лучше, чем собственная команда и ее поставщик моторов.
Фото Toro Rosso и James Moy Photography
Фото Toro Rosso и James Moy Photography

Второй российский пилот в истории Формулы-1 Даниил Квят на прошлой неделе начал подготовку к новому сезону. По плану он должен был отработать два дня на тестах в испанском Хересе, однако Toro Rosso, как и многие другие команды, столкнулись с техническими неполадками. "Мотор" вернулся из Хереса и вынужден констатировать: 19-летний дебютант готов к старту чемпионата лучше, чем собственная команда и ее поставщик моторов.

Босс Toro Rosso Франц Тост мог бы опустить некоторые подробности. Презентация дочерней команды Red Bull получилась самой долгой из всех проведенных в Хересе на прошлой неделе – не в последнюю очередь из-за продолжительной речи руководителя. Австриец говорил так, будто перед ним собрались не журналисты, освещающие Формулу 1, а студенты. О масштабных изменениях в регламенте, об увеличенных боковых понтонах и новом носовом обтекателе, о контракте с новым поставщиком моторов и о новом спонсоре.

Время собирать пазлы

"Ко всему прочему, у нас в этом году новый пилот", – заключает Тост, произнося фамилию Даниила на свой лад: "Кият". Точно так же четыре последних года ее воспроизводит еще один австриец из гоночной системы Red Bull – доктор Хельмут Марко, благодаря которому Квят и оказался в команде. У Ниры Хуанко, ведущей телеканала Antena 3, которая во время презентации переводила речь Тоста на испанский, фамилия Даниила звучит более правдоподобно. Но и она на секунду отрывается от работы, чтобы оглянуться на пилота: "Прости, если неправильно произнесла твою фамилию, я знаю, у многих с этим проблемы".

Для большинства собравшихся, несмотря на их гигантский суммарный стаж работы в Ф-1, новый пилот Toro Rosso – это просто "19-летний русский со странной фамилией".

На проблемы журналистки с произношением сам Даниил реагирует едва заметной улыбкой. Он привык.

Время собирать пазлы

"Когда дойдете до середины, остановитесь и посмотрите сюда", – фотограф Toro Rosso возвышается над рядами телеоператоров с камерами на стремянке и командует презентацией. Даниил и его напарник Жан-Эрик Вернь стягивают красное покрывало и, как было велено, останавливаются. Все движения строго по команде. Когда официальная часть закончена, Жан-Эрик берет у кого-то телефон, чтобы сделать пару снимков. Квят с деланной грацией присаживается на колесо и позирует. Потом берет у кого-то свой телефон и в шутку жалуется пресс-атташе команды Марилуизе, что в комбинезоне нет карманов "для мелочи".

Для Верня сезон 2014 года станет третьим в Формуле-1 и команде Toro Rosso

Для Верня сезон 2014 года станет третьим в Формуле-1 и команде Toro Rosso

Первые интервью пилотов на фоне нового болида проходят по-разному. Вокруг француза толпа журналистов, но заканчивают они довольно быстро. У Квята журналистов меньше, но его не отпускают дольше. На эти вопросы он отвечал тысячу раз: «Вы считаете, что дебютировать в этом году легче из-за смены регламента?», «Вы готовы к Формуле-1?».

Очередной изъезженный вопрос – корреспондента британского Sky Sports о выборе стартового номера – Даниил отбивает с улыбкой. "А вам я еще не говорил? – и после паузы вновь повторяет все то же самое. – Думал недолго... Родился 26-го... Нравится, как смотрится на машине".

Время собирать пазлы

Марилуиза около пяти раз произносит словосочетание "последний вопрос", но в итоге взять интервью под самым распространенным у журналистов предлогом "пожалуйста-нам-всего-две-минуты" удается еще двум телевизионным бригадам.

В плотном кольце прессы оказывается и технический директор Toro Rosso Джеймс Ки. Естественно, ему задают этот вопрос: "У вас в команде дебютант чемпионата. При всех изменениях в регламенте, насколько сложнее вам придется?" В официальном языке Формулы-1 у Ки есть всего два варианта ответа. Если упростить, то любой член команды в интервью может сказать, что его гонщик либо "хорош", либо "очень хорош".

Джеймс Ки присоединился к команде в конце 2012 года

Джеймс Ки присоединился к команде в конце 2012 года

Джеймс начинает кивать, когда вопрос еще формулируется, но, дослушав, делает паузу, пожимает плечами и слегка закатывает глаза, всем видом давая понять: "Парни, вы даже не представляете насколько это не проблема". Ответ на вопрос "Сможете ли вы опираться на его мнение о машине?" у Ки получается коротким: "Да".

"Мы были очень впечатлены в прошлом году, когда он проехал пару тренировок. Вспомните: в Бразилии, под дождем, он выехал и сразу был быстр. Очень хорошо, что он хочет учиться – это здорово».

Допрос Квята продолжается в гостевой зоне Toro Rosso. Российское подразделение Red Bull привезло в Херес группу журналистов из России. Время беспрерывного общения с прессой близится к полутора часам, и спрашивать Даниила начинают уже о самом общении с прессой: "Мне даже интересно. Я иногда даже новое о себе что-то узнаю. Вот узнал, например, что у меня папа магнат".

Время собирать пазлы

Это что-то новое. Разговор о спонсорах с представителями "непрофильных" российских СМИ, наверное еще никогда не был таким коротким. Вопросы о деньгах Квяту достались в наследство от бурной деятельности Оксаны Косаченко – в России до сих пор практически все уверены, что в Формулу-1 без собственных спонсоров пробиться невозможно. Квята подобные вопросы из равновесия не выводят. Он продолжает отвечать на них терпеливо, но теперь позволяет себе еще и отшутиться, например: "Мой папа может подарить команде свитер".

Время собирать пазлы

Перед началами заездов в Хересе предполагалось, что в первый день тестов за руль Toro Rosso сядет Вернь, а Квят начнет обкатывать болид во второй день. "Я с самого начала предпочитал сесть за руль во второй день. Вероятность, что возникнут какие-то проблемы меньше", – эти слова Даниил произнес за день до начала тестов. И совершил одну из немногих ошибок – как потом выяснилось, лучше было бы сесть за руль первому.

Жан-Эрик Вернь проехал во вторник 15 кругов. Для первого дня, если сравнить с остальными командами, – просто отличный результат. Тогда было еще сложно представить, что команды с моторами Renault, включая Toro Rosso, за все четыре тестовых дня проедут наименьшую дистанцию. И из всех пилотов с двигателем Renault за спиной Квяту повезет меньше всего.

Гоночный инженер Даниила Марко Матасса раньше работал с Дэниэлом Риккардо

Гоночный инженер Даниила Марко Матасса раньше работал с Дэниэлом Риккардо

Среда. К полудню, через три часа после старта сессии Даниил не проехал ни одного круга. "Официальная позиция команды: у нас возникли проблемы с электроникой, – с улыбкой говорит Марилуиза. – И не пытайтесь что-нибудь выведать у него на русском". Она может не беспокоиться – о проблемах с машиной Даниил распространяться не намерен. С самого утра в свой первый тестовый день он ходит по паддоку в джинсах – плохой знак. Но на вопросы прямо не отвечает: "Просто решили в джинсах поездить сегодня".

Время собирать пазлы

Боксы Toro Rosso закрыты весь день. В комбинезоне и накинутой сверху жилетке Квят выходит из гостевой зоны примерно за полтора часа до конца сессии. Но на вопросительный взгляд, брошенный на комбинезон, у Квята есть еще одна шутка: "Это треники". Менее чем через час "треники" вновь придется сменить на джинсы. В свой первый официальный тестовый день сезона Квят так и не выехал из боксов. Именно в этот день стало понятно, что у команд Renault, а значит и у Toro Rosso, действительно серьезные проблемы.

Вечер. 18:45 – время официального брифинга с прессой после первого "тестового" дня. Отменять групповое интервью в Toro Rosso не стали – не очень понятно, почему. Перед началом встречи Марилуиза вновь озвучивает официальную позицию команды, и говорит: "О сегодняшнем дне Даниил говорить не будет, если у кого-то есть вопросы на общие темы, можете задавать".

Время собирать пазлы

Пауза. Журналисты все равно интересуются, не разочаровывает ли то, что не удалось проехать ни круга. Интервью получается странным. Пресса словно проверяет, знаком ли Квят со словарем фразеологизмов пилота Формулы-1. Не на того напали. Даниил хоть завтра сдаст экзамен по предмету на отлично, сообщая, что "не собирается опускать руки", что "тесты для того и существуют, чтобы выявлять проблемы" и что "остается только работать еще напряженнее".

Он из тех, кто в ответ на банальный вопрос всегда готов напомнить о том, что "очки начисляются в воскресенье", что для того, чтобы их заработать, "надо выкладываться на сто десять процентов", и при этом никогда не забудет, что "команда проделала отличную работу".

Этим вечером он останется на трассе до 23:00, чтобы что-то обсудить с инженерами. После того, как проехал ровно ноль кругов.

Единственный тестовый день в Хересе Квят провел на мокрой трассе

Единственный тестовый день в Хересе Квят провел на мокрой трассе

Свои девять кругов он проедет только в пятницу. Выходит, что с Вернем и правда было бы выгоднее поменяться. Жан-Эрик в Хересе в общей сложности накатал за рулем STR9 45 кругов. Больше из пилотов на машинах с моторами Renault смог проехать только Камуи Кобаяси. Но в то же время девять кругов Квята – это всего на один-два меньше, чем у пилотов старшей команды Red Bull Дэниэла Риккардо и Себастьяна Феттеля.

Формулу-1 в самый неподходящий момент угораздило поменять регламент. Toro Rosso угораздило сменить двигатель с Ferrari на Renault. Все, что на первых тестах Даниила Квята могло пойти не так, пошло не так. 19-летний новичок Toro Rosso в пятницу до обеда проехал восемь кругов, а затем, едва выехав на трассу вновь, на ней остановился. Что еще сказать?

Время собирать пазлы

Квят знает: "Мы не из тех, кто опускает руки. Мы собрали маленькие кусочки для нашего большого пазла. Надеюсь, они помогут нам в будущем. Я верю в команду, верю в Renault".

Он-то к Формуле-1 явно готов. А вот она пока как-то не очень.