Загрузка ...
28 октября, 8:52
4 мин.

Maserati Quattroporte 1971 года: модель, которой не было

Продаётся уникальный Maserati Quattroporte, принадлежавший королю Испании
Спроектированный на рубеже шестидесятых и семидесятых, Maserati Quattroporte второго поколения успел блеснуть на автосалонах, но в серию так и не пошёл по политическим причинам. А ведь он мог стать самым быстроходным седаном своего времени! Но теперь уникальный автомобиль можно купить: с аукциона продаётся один из двух прототипов. Принадлежавший не кому-нибудь, а королю Испании...
Maserati Quattroporte 1971 года: модель, которой не было

Впервые появившийся в 1963 году, Maserati Quattroporte был для своего времени практически уникальным автомобилем — мощным «Гран-Туризмо» в шкуре роскошного четырёхдверного седана. Элегантную внешность нарисовал Пьетро Фруа.

Мотор V8 имел почти гоночную конструкцию с двумя распредвалами в каждой головке и четырьмя карбюраторами Weber с падающим потоком. Полностью алюминиевый двигатель объёмом 4,1 литра развивал 264 лошадиных силы и мог разогнать машину до 230 километров в час. Замысловатым было и шасси — с подвеской «Де-Дион» сзади и дисковыми тормозами на всех колёсах. На более поздних машинах объём довели до 4,7 литров, мощность — до 290 сил, а заднюю подвеску упростили — заменив обычным мостом на рессорах.

Прототип Maserati Quattroporte 1971 года с кузовом Frua на выставке

Прототип Maserati Quattroporte 1971 года с кузовом Frua на выставке

На рубеже шестидесятых и семидесятых на смену ему спроектировали преемника. Вместо мягких линий, модных в начале шестидесятых, пришли угловатые обводы. Фруа смог совместить воедино агрессивность облика с элегантной сдержанностью: низкая линия капота и полуприкрытые фары сочетались со строгими боковинами и высоким колпаком крыши с большой площадью остекления.

Новый седан заложили на удлинённом шасси спорткара Maserati Indy, нарастив колёсную базу с 2600 до 2748 миллиметров. Для того времени это была уже не самая прогрессивная конструкция — так, сзади сохранилась подвеска с обычным мостом на рессорах. Под капотом вновь оказался тот же алюминиевый V8, но в самом крупном варианте объёмом 4,9 литра. Правда, в угоду эластичности мощность снизили с 320 сил на Maserati Indy до 290 лошадиных сил.

Элегантный седан цвета морской волны дебютировал на Парижском автосалоне 1971 года: на стенде карроццерии Frua его представлял легендарный гонщик Хуан Мануэль Фанхио собственной персоной — именно эта машина сейчас предлагается с аукциона.

Но... даже мелкосерийное производство тогда так и не началось. В этом была повинна политическая ситуация в компании. Ещё в 1968 году фирму Maserati купил Citroёn, а их корпоративным подходом было максимальное использование своих технологий и компонентов. Поэтому французское руководство поставило крест на проекте, взамен поручив разработать новый Quattroporte на удлинённом шасси переднеприводного купе Citroen SM.

А прототип 1971 года как бы исчез из официальной историографии — даже на официальном сайте Maserati в разделе «история» его просто нет: сразу за моделью первого поколения идёт переднеприводник Quattroporte II.

Во многих источниках можно прочесть, что единственный Quattroporte «не-второго» поколения был изготовлен по заказу исмаилитского имама Ага-Хана Четвёртого. Но в реальности всё сложнее.

Слово одному из предыдущих владельцев этого Quattroporte, американскому коллекционеру Дугу Маньону: «До недавнего времени считалось, что существует единственный Quattroporte с номером шасси «004», сделанный для Ага-Хана. В действительности их два — на Парижском автосалоне в 1971 году выставлялась вот эта, более ранняя машина с номером шасси «002», которую приобрёл король Испании Хуан Карлос. Поскольку автомобиль покупался напрямую у кузовостроительной фирмы Frua, данных об этом в отделе продаж Maserati не осталось. А Quattroporte для Ага-Хана изготовили существенно позже, и доставили только в 1974 году».

Причём машина с номером «002» хоть и изготовлена раньше, но своего постоянного владельца она нашла позже — лишь 17 мая 1975 года её доставили королю Хуану Карлосу в Барселону, где зарегистрировали под номером «B 6997 AZ».

«Запутывали ситуацию и очень похожие цвета, в которые были выкрашены оба автомобиля. Заметных снаружи отличий между машинами всего два — это колёса и форма зеркал заднего вида. На машине Хуана Карлоса стоят 15-дюймовые диски Borrani с округлыми отверстиями, у Ага-Хана — колёса Starburst от Maserati Ghibli. Ещё есть различия в компоновке панели приборов» — пояснял коллекционер. Ну а мы заметили ещё и иное расположение поворотников на переднем бампере.

Вдобавок, машина никогда не привлекала особого внимания общественности: это был не официальный автомобиль из правительственного гаража, а личный транспорт монарха, на котором частенько ездил сам король или его жена, принцесса София. Наклейка «CD» на заднем стекле обозначает дипломатический статус («Corps Diplomatique»).

После череды испанских владельцев уникальный автомобиль попал в США. В одной из коллекций, у Брюса Миллнера, он даже воссоединился со своим близнецом под номером «004». Сейчас уникальный Maserati находится на юге Франции, в коллекции Жана Гика — и 19 ноября уйдёт с молотка на аукционе RM Sotheby's в Ле-Кастелле.

P.S. А судьба того Maserati Quattroporte II, что разрабатывался по настоянию и под руководством французов, тоже сложилась неудачно. Проект переднеприводного седана с гидропневматической подвеской и оригинальным двигателем V8 4.0 высосал из компании четыре миллиарда лир. А в 1974 году Citroёn обанкротился, и фирму Maserati продали аргентинскому промышленнику Алехандро де Томасо. Новый владелец не стал вкладываться в производство нового мотора и сертификацию дорогущего седана в Европе. Ателье Bertone изготовило 19 опытных кузовов: из них собрали двенадцать седанов с трёхлитровым двигателем V6 Citroen-Maserati от купе Citroen SM, которые продали на Ближнем Востоке.

Источник: RM Sotheby's

Новости партнёров

Новости партнёров