Авария без ГАИ: теперь официально
Госдума в третьем чтении приняла поправки в закон об ОСАГОВ пятницу Государственная дума приняла в третьем окончательном чтении множество поправок в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), которые, по задумке депутатов, должны облегчить жизнь автомобилистам. Правда наступит это "облегчение" не сразу - даже если законопроект оперативно одобрят Совет Федерации и президент, он вступит в силу лишь с 1 марта 2008 года.
Главная новость в том, что скоро вызывать сотрудников ГИБДД на место мелкой аварии, станет необязательно - автовладельцы смогут сами оформить все необходимые документы для получения компенсации. Кроме этого, будет увеличена сумма страхового возмещения, введена ответственность для страховых компаний за несвоевременную выплату денег пострадавшему в ДТП, а страховщики смогут вступить в международную систему автострахования "Зеленая карта".
Теперь без ГАИ
Возможность обходиться без ГАИ при оформлении мелкой аварии нам обещали давно. Но в силу она не вступит далеко не сразу - автолюбителям придется ждать до 1 декабря 2008 года. А до этого момента придется "по старинке" обращаться за помощью к инспекторам ДПС.
После 1 декабря 2008 года автовладельцам позволят самостоятельно оформлять ДТП только при условии, что в нем приняли участие не более двух автомобилей и нет пострадавших.
Еще одно новшество, предусмотренное законом - возможность получить компенсацию по ОСАГО в "своей" страховой компании, а не в компании виновников аварии, как это происходит сейчас. Такая схема выплат будет работать лишь после 1 июля 2008 года, при условии, что в ДТП нет пострадавших, и участвовали в нем не более двух машин.
И в случае самостоятельного оформления аварий, и при получении компенсации в своей "страховой" компании есть одно серьезное ограничение - сумма ущерба не должна превышать 25 тысяч рублей. Если потом, во время ремонта, выяснится, что восстановление машины стоит больших денег, потерпевшему придется смириться с этим и компенсировать превышение самостоятельно или взыскивать ее с виновника аварии в судебном порядке.
В случаях, когда участникам ДТП сразу понятно, что 25 тысяч компенсации им не хватит, придется, как это происходит сейчас, вызывать инспекторов ДПС и требовать возмещения ущерба у страховой компании виновника.
Без ограничений
Сейчас, если в аварии пострадали люди, то страховая компания обязана выплатить им компенсацию в размере 240 тысяч рублей "на всех". То есть, в случае, когда пострадавших, скажем, десять и более человек, то достанутся им совсем небольшие деньги. Максимальная компенсация за ущерб имуществу сейчас составляет (автомобилям и не только) - 160 тысяч рублей. И, опять же, если в аварии пострадало несколько автомобилей, то на ремонт каждого из них выплачиваются копейки.
С 1 марта, когда закон вступит в силу, каждый пострадавший, независимо от их числа, сможет получить от страховщика до 160 тысяч рублей за вред, причиненный его здоровью. Эта же сумма - 160 тысяч рублей - будет выплачиваться родственникам каждого погибшего в ДТП.
А владельцы всех автомобилей, поврежденных в аварии, смогут получить до 120 тысяч рублей за ремонт. Также вне зависимости от их числа.
За границей
Сейчас, выезжая на своем автомобиле за границу, российские автовладельцы вынуждены покупать полисы обязательного страхования ("Зеленые карты" или "Грин-карты") у иностранных страховщиков.
Согласно новому закону с начала 2009 года эти полисы смогут продавать и российские компании, которых допустят в международную систему страхования автогражданской ответственности.
Также закон сделал страхование машины при выезде за границу обязательным. Минимальный срок действия полиса в этом случае - 15 дней.
Остальное
В итоге
По мнению некоторых экспертов, вступление в силу "поправленной" "автогражданки" может привести к увеличению стоимости полисов. Также ожидается, что новое ОСАГО приведет в росту количества и сумм страховых выплат, что прежде всего скажется на страховых компаниях в регионах. Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на агентство "Эксперт РА", в настоящее время некоторые страховщики уже работают в убыток, и новые нормы к 2009 году могут привести к кризису рынка страхования. И увеличение стоимости полисов аналитики считают единственной возможностью этот кризис предотвратить.