Опубликовано 27 марта 2017, 09:13
12 мин.

Они из будущего

Объясняем, почему «Мерседесы» выглядят так, как выглядят, и какими они станут
В дизайн-центре Mercedes-Benz устроили день приоткрытых дверей. Мы отправили туда специалиста по автомобильному дизайну в надежде узнать чуть больше, чем мерседесовцы расскажут сами.
Они из будущего

В дизайн-центре Mercedes-Benz устроили день приоткрытых дверей. Мы отправили туда специалиста по автомобильному дизайну в надежде узнать чуть больше, чем мерседесовцы расскажут сами.

Новое купе Е-Класса показали публике в январе на автосалоне в Детройте. И только представьте, что дизайнеры Mercedes-Benz делают сейчас, если работу над этой моделью они завершили три года назад…

Где находится портал в будущее, в котором пребывают мерседесовские дизайнеры сегодня, отлично известно. Поездка из аэропорта Штутгарта в Зиндельфинген, где расположен один из заводов Daimler и основной дизайн-центр Mercedes-Benz, занимает не больше 20 минут. И всякий раз во время нее что-нибудь новенькое да увидишь. Вот на светофоре рядом останавливается рестайлинговый S-Class в камуфляже. Его представят уже в апреле.

Это Штутгарт, родной город Mercedes-Benz. Здесь Готлиб Даймлер Штрассе пересекается с Бенцштрассе. Сегодня здесь делают то, о чем мы не узнаем и завтра. Никаких иллюзий: из светлого будущего нам покажут максимум тизер. И все-таки нас пригласили поговорить о дизайне.

Это не вся дизайн-студия Mercedes-Benz в Зиндельфингене, а примерно шестая её часть

Это не вся дизайн-студия Mercedes-Benz в Зиндельфингене, а примерно шестая её часть

Если дизайн нужно объяснять, то, возможно, с ним уже что-то не так? Ведь любой человек способен оценить любой продукт, пусть и на уровне «нравится — не нравится». Нет, с эстетикой у трехлучевой звезды все в порядке. Сегодня именно дизайн объясняет, что представляет собой Mercedes-Benz, и не только как главный продукт концерна — автомобиль, — но и как бренд и жизненная философия.

Они из будущего

То, что мы в принципе считаем автомобильным дизайном, со временем меняется. Потрясающая форма CLS — это точно автомобильный дизайн. А матовое дерево в салоне C-Класса? А миллион анимированных закладок в бортовом меню Е-Класса? А самое низкое аэродинамическое сопротивление любой выходящей модели Mercedes-Benz в своем сегменте? А интерфейс приложения Mercedes.me в вашем смартфоне? Все это — автомобильный дизайн, как и многое, о чем мы даже не задумываемся.

Современная роскошь

Именно в этом слове скрывается сегодняшняя философия Mercedes-Benz — Modern Luxury, «современная роскошь». Оно включает в себя все аспекты восприятия как марки в целом, так и каждого автомобиля в отдельности. И слову «современная» уделяется никак не меньше внимания, чем, собственно, роскоши.

Техническая начинка «Мерседесов» может быть самой совершенной в мире, но прогрессивными мы воспринимаем автомобили именно благодаря дизайну. Внешность — это знакомство, первый контакт. О технологиях или богатой отделке интерьера человек узнает позже — если его зацепит внешность.

Они из будущего

Для новой дизайнерской концепции тоже придумали название: Sensual Purity, «чувственная чистота». Рациональное с эмоциональным в ней сочетается через остроумный тезис hotʼnʼcool. Дословно — как горячее с прохладным. Но смысл не в дословном противопоставлении — оно довольно примитивно. На сленге слово hot означает нечто привлекательное, часто — в значении сексуальной привлекательности, а cool — одобрительная оценка вроде нашего «клёво».

Они из будущего

В представлении Гордона Вагенера, дизайн-директора концерна Daimler, «горячее» hot отвечает за красоту в широком смысле, а «прохладное» cool — за нечто инновационное, прогрессивное, удивительное. И эти hot и cool обязаны присутствовать в каждом новом «Мерседесе».

Что это означает на практике? Концепцию «чувственной чистоты» словенец Роберт Лесник, директор по дизайну экстерьера Mercedes-Benz, легко объясняет на примерах. На купе Mercedes-AMG GT нет ни одного молдинга или внешней антенны, ни одного лишнего сопряжения элементов. Но и в чувственности форм суперкару не откажешь.

Они из будущего

«Ты нарисовал и тебе всё нравится? Тогда убери линию. Если по-прежнему всё нравится, убери еще одну». Так форма и становится чистой, избавляясь от всего лишнего.

Революция по плану

С Лесником я познакомился пару лет назад, незадолго до премьеры С-Класса. Концепция Sensual Purity уже вовсю шагала по модельному ряду: A-Class, S-Class Coupe, AMG GT… Роберт с удовольствием рассказывал о том, как важны резкие изменения в дизайне и все время называл переход к новому стилю революцией. Эволюционные изменения, которые выбирают другие марки, по его мнению, обращают на себя недостаточно внимания. Чтобы люди понимали, что автомобиль полностью новый, он должен выглядеть по-новому.

Роберт Лесник и C-Class поколения W205

Роберт Лесник и C-Class поколения W205

Я тогда отметил, что дизайн любой модели Mercedes-Benz радикально меняется от поколения к поколению — гораздо сильнее, чем у конкурентов. Так что и нынешняя революция в моем представлении стала ожидаемой — и вполне могла быть частью какого-то более фундаментального плана. Лесник возразил, что никакого фундаментального плана нет и быть не может.

Стилистически нынешний C-Class не является эволюцией предыдущего. И так можно сказать о любом другом поколении

Стилистически нынешний C-Class не является эволюцией предыдущего. И так можно сказать о любом другом поколении

«На создание каждой модели уходит около четырех лет — только одной, а у нас их тридцать! За шесть-семь лет меняется весь модельный ряд. Только взглянув на него целиком, можно увидеть общую картину и тогда уже говорить о каком-то плане. Но не на два поколения»!

«Мир меняется очень быстро. Даже четыре года — слишком большой срок, чтобы реагировать на эти изменения. Нельзя сделать дизайн машины следующего поколения, положить его в холодильник, а потом достать через пять лет и запустить в производство. Забудь! Это будет мусор — я гарантирую».

Полноразмерный пластилиновый макет купе Е-Класса

Полноразмерный пластилиновый макет купе Е-Класса

Я посчитал, что Лесник не понял вопроса. Всякий раз дизайнерский стиль «Мерседеса» не эволюционирует: он развивается, достигает своей вершины — и резко сменяется чем-то совершенно новым. Поэтому сегодняшний приход концепции «чувственной чистоты» можно было назвать революцией, если бы подобные радикальные смены курса не происходили на протяжении десятилетий. Пожалуй, эволюции и революции — не самое верное определение. Скорее, это смена парадигм.

Восхищение С-Классом сменилось недоумением после премьеры Е-Класса — сходство моделей многие посчитали чрезмерным. Мы даже попросили Роберта Лесника пройти сложный [тест](https://motor.ru/articles/2016/01/12/merctest/) на знание моделей Mercedes-Benz, а потом получили подробные [объяснения](http://motor.ru/articles/2016/03/15/mercedes/) причин этого масштабирования

Восхищение С-Классом сменилось недоумением после премьеры Е-Класса — сходство моделей многие посчитали чрезмерным. Мы даже попросили Роберта Лесника пройти сложный тест на знание моделей Mercedes-Benz, а потом получили подробные объяснения причин этого масштабирования

Версия с парадигмами Леснику понравилась больше. А спустя несколько месяцев на премьере кроссовера GLC Гордон Вагенер уже публично объявил: «мы сменили парадигму дизайна». С тех пор слово «парадигма» в контексте дизайна регулярно звучит от менеджеров Mercedes-Benz. Но только не применительно к концепции «чувственной чистоты». Ведь это означало бы её конечность, и при том не в самом отдаленном будущем.

Прощайте, ребра!

Ведь пока это направление — основное в дизайне Mercedes-Benz. И, вновь прочитав лекцию о том, что такое Sensual Purity, Гордон Вагенер добавил к нему лишь один тезис: «дни рёбер прошли».

Нам показали три макета купе Е-Класса. На двух из них в районе «плечевой линии» имелись выштамповки, но для серийного производства выбрали третью версию — совершенно гладкую.

Макеты в масштабе 1:5 показывают три поздних варианта экстерьера купе Е-Класса.

И это даже странно: дизайнеры уже лет 15 дробят большие поверхности ребрами, чтобы сделать их визуально легче… Но оказывается, это не единственный метод.

Есть два способа получить выразительные линии на кузове. Первый — грани, выштамповки в металле. Второй — работа с отражениями. Посмотрите на фото концепта купе S-Класса ниже по тексту: одна мощная линия — ниспадающая выштамповка на боковине. Вторая, не менее выразительная, видна над задней аркой. Только никаких ребер в этом месте нет. Линия образована отражениями. На перегибе поверхности, даже если это «мягкий» радиус, всегда лежит отражение, условно — линия горизонта. Эти самые линии отражений дизайнеры активно используют наряду с изгибами формы еще с 1990-х годов.

Итак, на купе Е-Класса не оставили выштамповок даже в районе плечевой линии. Но как такая форма будет смотреться в металле, и как на нее лягут отражения?

Полноразмерный макет выполняется вручную из скульптурного пластилина. При комнатной температуре он достаточно твердый для точной работы инструментом, но при нагреве до 60 градусов становится мягким и легко мнется в руках. В Зиндельфингене расходуют до 80 тонн такого пластилина в год!

Полноразмерный макет выполняется вручную из скульптурного пластилина. При комнатной температуре он достаточно твердый для точной работы инструментом, но при нагреве до 60 градусов становится мягким и легко мнется в руках. В Зиндельфингене расходуют до 80 тонн такого пластилина в год!

Конечно, есть 3D-визуализация, но нам показали настоящий олдскул. На пластилиновый макет купе дизайнеры наклеивают эластичную полимерную пленку.

А вот и готовый автомобиль. Гладкое купе Е-Класса выглядит весомо и даже немного тяжеловесно, но с младшей «цэшкой» его уже не спутать — разницу не замечаешь, а скорее чувствуешь.

Единственная грань осталась в нижней части боковины. Плечевая зона чиста — в ней отражается только небо. А вот горизонт рисует интересные линии на борту и под спойлером на крышке багажника.

Они из будущего

Послезавтра

Но можно ли в такой «пухлой» стилистике без ребер сделать брутальный внедорожник вроде Гелендевагена? Вообще-то, они уже это сделали. Они — это ребята из Карлсбада, городка, расположенного не в Германии, а в Южной Калифорнии. Пока в Зиндельфингене доводят формы серийных моделей до производственного идеала, студия Advanced Exterior Design заглядывает далеко в будущее. Вот макет концепта Ener-G-Force, разработанного еще в 2012 году. Ну чем не G-Wagen XXI века?

Они из будущего

Именно калифорнийская студия Mercedes-Benz участвует в ежегодном дизайнерском конкурсе Los Angeles Design Challenge, который обычно проходит в ноябре в рамках автосалона в Лос-Анджелесе. Так что задача дизайнеров американского подразделения — заглядывать в будущее и строить самые эффектные шоукары.

Внутренний мир на связи с внешним

Если во внешность мы влюбляемся, то с интерьером живем. Интерьер — это все. И эргономика, и интерфейсы, и тактильные ощущения, и запахи, и звуки. И не только сейчас, но и после десяти лет эксплуатации.

Они из будущего

Около трех лет назад дизайн интерьера разделили на два направления, обособив подразделение User Experience. Сокращенно его называют UX, а занимается оно пользовательскими интерфейсами. Зачем это понадобилось?

Они из будущего

Взгляните на ваш смартфон. Это не самый простой объект промышленного дизайна и предмет работы большой группы разработчиков. Вещь весьма сложная. Но, конечно, не более сложная, чем медиацентр современного автомобиля. О, если бы интерьер и бортовые системы ограничивались одним только медиацентром…

Кстати, как часто вы меняете телефон? Раз в пару лет или даже каждый год? Электроника быстро стареет морально. А вот на автомобилях ездят дольше, и они тоже должны оставаться актуальной частью быстро меняющегося мира.

Панель приборов купе Е-Класса. Одна из множества вариаций

Панель приборов купе Е-Класса. Одна из множества вариаций

В ближайшие 15 лет автомобили изменятся сильнее, чем в предыдущие 50. Об этом мерседесовцы начали говорить во время работы над нынешним Е-Классом. Предпосылки видны уже сегодня: 3D-принтеры, каршеринг, электротяга, автопилотирование, интеграция автомобилей в энергетическую и информационную среду, нейросети…

Что это значит для нас уже сегодня? Новейшие системы безопасности пишутся примерно как приложения для смартфонов: одно и то же «железо» можно обучить различным функциям. Приборный щиток Е-Класса сегодня может выглядеть практически как угодно. С двумя круглыми шкалами приборов (любыми — вместо тахометра можно отобразить карту навигации) или одной большой посередине. На каждой спице руля по клавише-тачпаду, бортовые меню невозможно долистать до конца, есть рукописный и голосовой ввод, проекция данных на лобовое стекло… Да что там — управлять автомобилем можно со смартфона, а заодно использовать последний в качестве ключа.

Они из будущего

Но для разработчиков все это — уже вчерашний день. Что же они расскажут нам про завтра? Подсказки видны в интерьере концепта Generation EQ.

Они из будущего

Если присмотреться, он весь состоит из дисплеев. Главный — на передней панели, продолжение подлокотника — сенсор для ввода данных, и даже синяя светящаяся окантовка салона — это тоже дисплей. При желании, на эти квадратные метры пикселей можно одновременно вывести половину знаний Ленинской библиотеки.

Одна беда: с развитием вычислительной техники и интерфейсов у человека не увеличивается ни число глаз и ушей, ни объем «оперативной памяти». Мы можем воспринимать ровно столько, сколько можем, а разглядывать виртуальные кнопки на сенсорном экране в районе подлокотника не станем даже под присмотром самых продвинутых систем активной безопасности.

Они из будущего

Но что если для регулировки климата в салоне нам не придется попадать в виртуальные кнопки? Новые интерфейсы понимают жесты, и нам достаточно примерно попасть рукой в весьма обширную область экрана, например, смахивающим движением. И смотреть, какую температуру мы там накрутили, тоже необязательно — мы все поймем по изменившим цвет дефлекторам вентиляции. Даже задаешься вопросом: а нужно ли нам при этом знать точное число градусов?

Но это повестка на завтра. Послезавтра уже ставит вопрос необходимости руля и педалей. Тогда же и сама «персональность» автомобиля окажется под вопросом. Мы будем «входить» в машину под своей учетной записью, как в компьютер из коворкинга. При этом автомобиль будет чувствовать или даже предугадывать наше настроение!

Они из будущего

Все это называют Digital Luxury, «цифровой роскошью». Сюда можно отнести все навороты, которые не считаются необходимыми, но являются желанными.

Студия, разрабатывающая пользовательские интерфейсы, тоже находится в Калифорнии. Городок Саннивейл расположен в той самой Кремниевой долине, где сосредоточены мозги IT-индустрии планеты. Самое подходящее место.

Интерьер автономного концепт-кара F 015 Luxury in Motion, 2015 год.

Но все-таки Mercedes-Benz — не просто «современная», но и «роскошь». А с роскошью у нас по-прежнему ассоциируется индивидуальность, а также (простите, зелёные и веганы) натуральные материалы: кожа, дерево, металл. И с ними тоже можно работать так, как никогда раньше.

Интерьер купе Е-Класса

Интерьер купе Е-Класса

Например, можно ли целиком обшить подушку кресла кожей, а потом изменять её длину? Можно! А совместить модную прострочку в ромбик с перфорированной кожей (перфорация необходима, если кресла оснащены вентиляцией)? Тоже можно! А использовать в интерьере матовое дерево, но так, чтобы оно через десять лет не потемнело, как ручка лопаты? Да!

Если дизайнеры подразделения UX держат руку на пульсе новейших технологий и интерфейсов, то интерьерщики следят за индустрией моды и мебели

Если дизайнеры подразделения UX держат руку на пульсе новейших технологий и интерфейсов, то интерьерщики следят за индустрией моды и мебели

У дизайнеров интерьера свои источники вдохновения. Их студия занимает виллу Салазар на озере Комо. Когда-то здесь производили галстуки и бабочки Versace — говорят, Джанни Версаче и сам вдохновлялся фресками в этом особняке середины XVIII века.

Они из будущего

Так сколько же всего дизайн-студий у Mercedes-Benz? В Германии их две, еще две – в Калифорнии, одна — в Италии на озере Комо и еще одна — в Пекине. Это «легковые» дизайн-центры, так что они же занимаются и маркой smart. Если добавить коммерческие автомобили, список дополнят студии в Кавасаки (Япония), Портленде (США), Сан-Пауло (Бразилия) и Ченнаи (Индия). Суммарно в них работает более 600 человек 20 национальностей.

Эксперименты в интерьере Е-Класса

Не только автомобили

Все, что не касается автомобилей напрямую, разрабатывает студия корпоративного дизайна, Corporate Design. Больше века сама трехлучевая звезда постоянно менялась и совсем недавно получила черный глянцевый фон. Фирменный классический шрифт Mercedes-Benz тоже все время эволюционирует, хотя мы этого не замечаем. Оформление дилеских салонов и выставочных стендов, постановка задач фотографам, ливреи формульных болидов Mercedes-AMG… Словом, всё, в чем человек соприкасается с брендом Mercedes-Benz — это Corporate Design.

Подразделение Corporate Design закрывает направление «все остальное». Ну и решетки от S-Классов в Зиндельфингене тоже наверняка они повесили.

А чтобы охватить вообще всё в самом вселенском смысле этого слова, существует подразделение Mercedes-Benz Style. Оно занимается яхтами, интерьерами апартаментов и самолетов и вообще любым неавтомобильным промышленным дизайном.

Тизер трейлера

Всех, кого поток информации пока еще не свалил с ног, Гордон Вагенер приглашает в секретную темную комнату. Теперь мы знаем о дизайне Мерседесов абсолютно всё и заслужили маленький тизер.

Концепт-скульптура под названием Aesthetics A.

Все намеки, которые дает скульптура, довольно прозрачны. Во-первых, младшая линейка моделей примерит решетку радиатора, как на рестайлинговом Mercedes SL и AMG GT R. Сегодня расширяющийся к низу «гриль» — модная черта. Но у Mercedes-Benz такая была еще в 1950-х. И вертикальные прутья решетки — также отсылка к классическим гоночным Мерседесам, в частности 300 SL, в 1952 году выигравшему знаменитую дорожную гонку Panamericana в Мексике.

Продольные ребра на капоте — тоже черта фамильная, и лишними в «чувственной чистоте» образа дизайнеры их вовсе не считают. Линия крыши, как мы видим, отнюдь не циркульная, а более спокойная и традиционная. Это позволяет сделать вывод, что скульптура намекает не на второе поколение CLA, а на будущий седан A-Класса, который появится в следующем поколении модели. Новый А-Class мы увидим, скорее всего, в 2018–2019 году, как и GLA — кроссовер уже засветился на испытаниях, и не в виде «мула», в новом кузове.

Aesthetics A — не первое упражнение дизайнеров Mercedes-Benz в жанре экспериментальной скульптуры. Некоторые из них также получили приставку Aesthetics к названию

Получается, ничего действительно перспективного не показали? Отнюдь. Просто дальше придется разбираться самим, без подсказок.

Итак, у нас есть новая линейка седанов, традиционных купе и кроссоверов, которые тоже называются Coupe. У них тщательно выверенные фирменные округлости, крупные акцентированные фары и фонари с затейливой графикой. А первый концепт «электрического» бренда EQ выглядит не как GLC из будущего, а, скорее, как упрощенный до предела сегодняшний GLC. Неужели это и есть будущее Mercedes-Benz? Срезать лишние грани, упрощать форму в стремлении к ее чистоте?

Они из будущего

Рискну предположить, что это не так. В последние два года мерседесовцы создали целый ряд концепт-каров, весьма похожих между собой, но совершенно не похожих на текущие модели. Игнорировать это просто невозможно!

И более явных намеков, чем дают эти концепт-кары, мы не получим от дизайнеров никогда.

Дизайн каждой из этих машин «чище», чем любого Мерседеса когда-либо. Посмотрите на обычный автомобиль: решетка радиатора, фары и воздухозаборники передка имеют свой объем и очерчены определенными линиями. Но на этих концептах линии передка будто никто не рисовал и не придумывал. От гладкого, как морской камень, кузова словно широким ножом отрезали кусочек, как от батона хлеба. И вот эта линия среза и образовала графику передней части — она естественная, а не придуманная.

Они из будущего

Идем дальше. Что внутри среза? Радиаторная решетка и фары, что же еще! Но не спешите — в ближайшем будущем даже эта вековая аксиома будет поставлена под сомнение. Уберем бензиновый двигатель из-под капота — исчезнет и радиатор (концепт F 015 ставит под вопрос необходимость и самого капота). Что же станет с решеткой, к которой мы так привыкли за целый век? У всех дизайнеров разные ответы.

Например, Лоренс ван ден Акер, дизайн-директор Renault, считает, что избавляться от нее рано: даже на электромобилях охлаждения требуют батареи и тормоза. И добавляет: «Я бы не хотел отказываться от решетки. Это все равно, что лицо без носа».

— Так и сказал? — улыбается Лесник на Парижском автосалон осенью прошлого года. Мы стоим около электрического концепта Generation EQ — решетки на нем уже нет, но световые линии на черной глянцевой поверхности очерчивают привычную форму. Просто потому что мы так привыкли. И в Мерседесе тоже считают переднюю часть лицом автомобиля.

Они из будущего

А теперь посмотрим на концепт развозного фургона Vision Van, представленного примерно в то же время. Фары столь минималистичны, что мы легко представим переднюю часть и без них. На месте решетки радиатора — экран. На него выводится статус зарядки аккумулятора или любая другая информация. Сегодня вы оставляете номер телефона на бумажке под стеклом, а в будущем просто выведете его на экран между фарами.

Они из будущего

Кстати, о фарах. Нужно ли им быть отдельным компонентом и, соответственно, заметной частью дизайна? Все эти реснички, отражатели, рассеиватели… Так если мы «очищаем» поверхности, почему фары должны занимать отдельное место? Вспомните, как мерседесовцы называют 84 светодиода каждой фаре Е-Класса. Верно, пиксели. Потому что теперь они буквально рисуют на дороге световой пучок любой необходимой формы. Никаких подвижных ксеноновых пушек и сервоприводов — все это в прошлом. Уже сегодня свет Е-Класса оставляет в тени до четырех движущихся объектов одновременно (можно ехать с дальним и не слепить ни встречных, ни попутных), компенсирует отражение дальнего света в дорожных знаках и отражение собственных фар в мокром асфальте — опять же, чтобы не слепить встречных водителей. Что же будет завтра?

Программа Digital Light — дело ближайшего будущего. Вы, вероятно, сочтете это опечаткой, но в этих фарах действительно два миллиона пикселей. Они теперь могут проецировать на асфальт предупреждающие знаки и даже «зебру»…

Так работает система Digital Light. Первые две минуты можно промотать

Пиксели там, где была решетка радиатора, пиксели в фарах — почему бы все это не совместить? Нужно охлаждение чего бы то ни было? Нет ничего функциональнее воздуховодов — обычных отверстий, прорезей. Только, в отличие от радиаторной решетки, их больше не придется художественно оформлять, ведь по сути незачем окаймлять пустоту.

Они из будущего

Предполагаю, что будущие модели Mercedes-Benz будут выглядеть примерно как эти концепты. Может быть и не в ближайшие пять лет, но когда-нибудь… Еще очень хочется, чтобы следующий CLS был похож на концепт-кар iaa.de.

Они из будущего

Во-первых, это красиво. Во-вторых… Зря что ли вы прочитали этот бесконечный текст до конца?