Опубликовано 09 октября 2013, 23:08

Первый после Леба

Десять фактов о новом чемпионе мира по ралли
В чемпионате мира по ралли появился первый за десять лет новый чемпион. В минувший уикенд Себастьен Ожье из Volkswagen стал первым обладателем титула после девяти побед подряд Себастьена Леба. «Мотор» решил рассказать о десяти самых интересных фактах в биографии нового чемпиона мира.
Фото Volkswagen, Citroen, IRC и пользователей gasdub и Marceau R с сайта flickr.com
Фото Volkswagen, Citroen, IRC и пользователей gasdub и Marceau R с сайта flickr.com

В чемпионате мира по ралли появился первый за десять лет новый чемпион. В минувший уикенд Себастьен Ожье из Volkswagen стал первым обладателем титула после девяти побед подряд Себастьена Леба. «Мотор» решил рассказать о десяти самых интересных фактах в биографии нового чемпиона мира.

Первый после Леба

[center]~ Работал горнолыжным инструктором ~ [/center]

Себастьен родился в местечке Гап на юго-востоке Франции – это неподалеку от горных массивов Альп Дофине. Сам городок расположен на высоте 745 метров над уровнем моря, так что в увлечении Себастьена лыжными гонками, а не автомобильными, не было ничего удивительного. Как и у Себастьена Леба (будучи подростком, Себ-старший занимался спортивной гимнастикой), у Ожье нет картингового опыта. В детстве он вообще не думал о том, чтобы стать гонщиком.

Первый после Леба

Подростком Ожье заработал свои первые деньги будучи инструктором в курортном городке Орсьер Мерлет, что неподалеку от Гапа. Кроме того, он сам принимал участие в соревнованиях и даже имел разряд по горным лыжам. Но тогда спортивная карьера не сложилась. "У меня получалось неплохо, – говорит Ожье, – но я никогда не был лучшим, никогда не боролся на высшем уровне. И именно это было сложнее всего принять. Поэтому я решил попробовать себя в другом спорте".

Первый после Леба

[center]~ Профессионально играл в лионский шар ~ [/center]

Думаете, что разочаровавшись в своих способностях, Ожье-лыжник сразу стал Ожье-раллистом? Как бы не так. Всего десять лет назад нынешний чемпион мира по ралли профессионально играл в… лионский шар. Эта разновидность петанка довольно популярна во Франции, но не в остальном мире. В отличие от петанка, металлические шары в лионском варианте можно кидать с разбега и даже катать по земле.

Петанк – популярная игра у людей из мира ралли. После окончания карьеры в WRC профессионально заняться им планирует штурман Себастьена Леба Даниэль Элена

Петанк – популярная игра у людей из мира ралли. После окончания карьеры в WRC профессионально заняться им планирует штурман Себастьена Леба Даниэль Элена

"Я думаю, это помогло мне научиться лучше контролировать эмоции. Лионский шар – непростой вид спорта. Он требует концентрации, в том числе умственной. Мне кажется, именно благодаря нему мне удалось обуздать свой соревновательный темперамент. Раньше у меня была тенденция проигрывать вдрызг".

В общем, Ожье ни много ни мало чемпион Франции по лионскому шару.

Первый после Леба

[center]~ Карьеру в автоспорте начал механиком ~ [/center]

Отец Себа был болельщиком Айртона Сенны, а дядя – пилотом-любителем, выступавшим в автокроссе. Так что гонками Ожье интересовался с самого детства, а закончив обучение, пошел на курсы подготовки механиков.

Как быстро поменять колесо на раллийном автомобиле Ожье узнал еще до того, как сесть за руль

Как быстро поменять колесо на раллийном автомобиле Ожье узнал еще до того, как сесть за руль

Карьера Себа в автоспорте началась, когда ему уже было 20 лет – с должности механика Peugeot Sport. Он обслуживал машины участников Rallye Jeunes, совместной программы марки и Федерации автоспорта Франции FFSA по поддержке молодых талантов. И именно в это время, глядя на молодых раллистов, Ожье понял, что вполне может управиться с гоночным автомобилем самостоятельно.

Первый после Леба

[center]~ На всю карьеру потратил 20 евро ~ [/center]

Вас интересует, почему французы так успешны в ралли? Вот вам один из ответов: из личного кармана Себастьен Ожье потратил на собственную карьеру всего 20 евро. Они ушли на то, чтобы принять участие в конкурсе Федерации автомотоспорта Франции (FFSA) по поддержке молодых талантливых пилотов. Подобная программа есть и в Финляндии (это если вас интересует, почему в чемпионате мира по ралли много еще и финнов).


Что еще можно купить на 20 евро во Франции?

Первый после Леба

Себ – выходец из небогатой семьи. Отец Ожье работал заправщиком, мать – секретарем. Купить машину или оплатить выступление в составе одной из команд у Себастьена просто не было возможности. Но 20 евро на заявку в FFSA он заработал сам.

В программе Rallye Jeunes свою карьеру, к слову, начинал и Себастьен Леб. Ее же участником стал Ожье. Испытание на роль пилота Ожье-механику удалось пройти со второй попытки: гоночную карьеру Себ начал в 22 года. Затем, при поддержке федерации, которая полностью оплачивала его выступления, он выиграл французский Кубок Peugeot 206 в 2007 году и чемпионат в юниорском зачете WRC в 2008-м – за рулем Citroen C2 класса Super 1600. Затем FFSA помогла Ожье закрыть часть бюджета и во время выступлений в составе Citroen Junior в зачете WRC.

Комбинезоны Ожье и штурмана Жульена Инграссии в начале карьеры были украшены нашивками FFSA

Комбинезоны Ожье и штурмана Жульена Инграссии в начале карьеры были украшены нашивками FFSA

Сейчас, после того как Ожье стал зарабатывать гонками, он решил переехать в Швейцарию. И не стесняясь говорит, что главная причина этого – высокие французские налоги. Но несмотря на это, Себастьен не забыл, кто дал ему шанс проявить себя. Сейчас Ожье – один из инвесторов FFSA и Rallye Jeunes.

Первый после Леба

[center]~ Был болельщиком Томми Мякинена и Себастьена Леба ~ [/center]

В Гапе увлекаться можно не только лыжами, но еще и гонками. Ралли Монте-Карло проходит именно в этом регионе Франции, и Ожье в детстве посетил несколько ралли. Пока Себ был подростком, в WRC доминировал Томми Мякинен – именно финн был кумиром будущего чемпиона мира.

Себастьен Леб начал побеждать в чемпионате мира еще тогда, когда Себастьен Ожье был механиком в Peugeot Sport

Себастьен Леб начал побеждать в чемпионате мира еще тогда, когда Себастьен Ожье был механиком в Peugeot Sport

Чуть позже Ожье начал болеть за Леба. Себ-старший был для Себа-младшего примером для подражания. Леб, как и Ожье, выходец из семьи с небольшим достатком, и в своей карьере он всего добился сам.

Первый после Леба

[center]~ Пересел на Citroen благодаря встрече с Лебом ~ [/center]

Первая личная встреча двух Себастьенов произошла в 2007 году. «Он приехал посмотреть на одну из гонок Peugeot Cup, в которой также выступал муж его сестры, – вспоминал Ожье перед началом Ралли Франции, последнего для Леба в WRC. – После гонки он подошел поздравить меня с выступлением. Это был особенный для меня момент. И эта встреча, конечно, помогла мне в будущем наладить контакты с командой Citoren, потому что он рассказал про меня нужным людям».

#####Статистика Ожье и Леба на момент завоевания первого титула в WRC

Первый после Леба

Спустя полтора года после встречи с бывшим кумиром Себ-младший стал пилотом полузаводской Citroen Junior, а еще через полтора – его напарником по заводской команде.

Первый после Леба

[center]~ Всю профессиональную карьеру провел с одним штурманом ~ [/center]

С Жульеном Инграссия Себ познакомился еще во времена выступлений в Peugeot Cup. Штурман Ожье, как ни странно, тоже участник Rallye Jeunes. Перед переходом в главный класс WRC ни у Себа, ни у Жульена практически не было опыта. Но, несмотря на советы сменить штурмана, Ожье делать этого не стал.

Жульен Инграссия (слева) – соавтор всех побед Ожье

Жульен Инграссия (слева) – соавтор всех побед Ожье

Расстаться они могли и в середине 2009 года. Жульен совершил несколько ошибок, из-за которых произошло несколько обидных вылетов, но этот трудный момент Ожье и Инграссия преодолели вместе.

Первый после Леба

[center]~ Дебютировал в WRC одновременно с Евгением Новиковым ~ [/center]

Полноценный дебют в высшем классе WRC состоялся в 2009 году. Ожье стал одним из пилотов молодежной команды Citroen вместе с Конрадом Раутенбахом (кто-то еще помнит такого?) и Евгением Новиковым. Причем, из всех троих наиболее перспективным считался именно россиянин! Новикову еще не было 20-ти, а гоночного опыта у него было больше. При этом 25-летний Ожье совершал много ошибок, а Евгений был даже быстрее.

Евгений Новиков и Себастьен Ожье дебютировали в WRC почти одновременно

Евгений Новиков и Себастьен Ожье дебютировали в WRC почти одновременно

В Греции Новиков стал самым молодым в истории WRC победителем спецучастка – раньше, чем Ожье. Россиянин впервые показал лучшее время на третьем допе Ралли Акрополис, а Себ выиграл четвертый. Но если Евгений затем добрался до финиша только пятнадцатым, то француз стал вторым, впервые в карьере поднявшись на подиум.

Первый после Леба

[center]~ Покинул Citroen из-за конфликта с Лебом ~ [/center]

Отношения с Лебом испортились в 2011 году, когда бывший механик и чемпион Франции по лионскому шару выиграл пять гонок WRC в составе Citroen. Столько же побед было и на счету семикратного к тому времени чемпиона мира по ралли – у Леба.

Некоторое время два Себастьена предпочитали разговаривать друг с другом только через прессу

Некоторое время два Себастьена предпочитали разговаривать друг с другом только через прессу

Между двумя напарниками случился конфликт, а команда встала на сторону более опытного пилота, отодвинув новичка на второй план. Леб выиграл титул, а Ожье после окончания сезона вынужден был покинуть Citroen.

Первый после Леба

[center]~ За год проехал на тестах Polo WRC больше километров, чем другие пилоты в гонках ~ [/center]

Вариантов продолжения карьеры было не слишком много. Ожье звал к себе в Ford Малькольм Уилсон, но Себ принял решение заключить контракт с Volkswagen, который только готовился дебютировать в чемпионате в 2013 году. Это означало, что бороться за победы в гонках WRC в 2012 году Ожье не сможет.

На плечи Ожье легла основная работа по доводке Polo WRC

На плечи Ожье легла основная работа по доводке Polo WRC

Поэтому весь прошлый сезон Себ выступал на этапах за рулем Skoda Super 2000, а параллельно выкатывал Polo WRC на тестах. Всего за год Ожье накатал за рулем нового Volkswagen более 6000 километров, при том, что основные пилоты в гонках проехали около 4500. Так что к началу сезона 2013 года Себ был не просто "хорошо знаком с автомобилем" – автомобиль для победы в чемпионате он, в каком-то смысле, создал себе сам.