Первый после Леба
Десять фактов о новом чемпионе мира по раллиВ чемпионате мира по ралли появился первый за десять лет новый чемпион. В минувший уикенд Себастьен Ожье из Volkswagen стал первым обладателем титула после девяти побед подряд Себастьена Леба. «Мотор» решил рассказать о десяти самых интересных фактах в биографии нового чемпиона мира.
[center]~ Работал горнолыжным инструктором ~ [/center]
Себастьен родился в местечке Гап на юго-востоке Франции – это неподалеку от горных массивов Альп Дофине. Сам городок расположен на высоте 745 метров над уровнем моря, так что в увлечении Себастьена лыжными гонками, а не автомобильными, не было ничего удивительного. Как и у Себастьена Леба (будучи подростком, Себ-старший занимался спортивной гимнастикой), у Ожье нет картингового опыта. В детстве он вообще не думал о том, чтобы стать гонщиком.
Подростком Ожье заработал свои первые деньги будучи инструктором в курортном городке Орсьер Мерлет, что неподалеку от Гапа. Кроме того, он сам принимал участие в соревнованиях и даже имел разряд по горным лыжам. Но тогда спортивная карьера не сложилась. "У меня получалось неплохо, – говорит Ожье, – но я никогда не был лучшим, никогда не боролся на высшем уровне. И именно это было сложнее всего принять. Поэтому я решил попробовать себя в другом спорте".
[center]~ Профессионально играл в лионский шар ~ [/center]
Думаете, что разочаровавшись в своих способностях, Ожье-лыжник сразу стал Ожье-раллистом? Как бы не так. Всего десять лет назад нынешний чемпион мира по ралли профессионально играл в… лионский шар. Эта разновидность петанка довольно популярна во Франции, но не в остальном мире. В отличие от петанка, металлические шары в лионском варианте можно кидать с разбега и даже катать по земле.
"Я думаю, это помогло мне научиться лучше контролировать эмоции. Лионский шар – непростой вид спорта. Он требует концентрации, в том числе умственной. Мне кажется, именно благодаря нему мне удалось обуздать свой соревновательный темперамент. Раньше у меня была тенденция проигрывать вдрызг".
В общем, Ожье ни много ни мало чемпион Франции по лионскому шару.
[center]~ Карьеру в автоспорте начал механиком ~ [/center]
Отец Себа был болельщиком Айртона Сенны, а дядя – пилотом-любителем, выступавшим в автокроссе. Так что гонками Ожье интересовался с самого детства, а закончив обучение, пошел на курсы подготовки механиков.
Карьера Себа в автоспорте началась, когда ему уже было 20 лет – с должности механика Peugeot Sport. Он обслуживал машины участников Rallye Jeunes, совместной программы марки и Федерации автоспорта Франции FFSA по поддержке молодых талантов. И именно в это время, глядя на молодых раллистов, Ожье понял, что вполне может управиться с гоночным автомобилем самостоятельно.
[center]~ На всю карьеру потратил 20 евро ~ [/center]
Вас интересует, почему французы так успешны в ралли? Вот вам один из ответов: из личного кармана Себастьен Ожье потратил на собственную карьеру всего 20 евро. Они ушли на то, чтобы принять участие в конкурсе Федерации автомотоспорта Франции (FFSA) по поддержке молодых талантливых пилотов. Подобная программа есть и в Финляндии (это если вас интересует, почему в чемпионате мира по ралли много еще и финнов).
Что еще можно купить на 20 евро во Франции?
Себ – выходец из небогатой семьи. Отец Ожье работал заправщиком, мать – секретарем. Купить машину или оплатить выступление в составе одной из команд у Себастьена просто не было возможности. Но 20 евро на заявку в FFSA он заработал сам.
В программе Rallye Jeunes свою карьеру, к слову, начинал и Себастьен Леб. Ее же участником стал Ожье. Испытание на роль пилота Ожье-механику удалось пройти со второй попытки: гоночную карьеру Себ начал в 22 года. Затем, при поддержке федерации, которая полностью оплачивала его выступления, он выиграл французский Кубок Peugeot 206 в 2007 году и чемпионат в юниорском зачете WRC в 2008-м – за рулем Citroen C2 класса Super 1600. Затем FFSA помогла Ожье закрыть часть бюджета и во время выступлений в составе Citroen Junior в зачете WRC.
Сейчас, после того как Ожье стал зарабатывать гонками, он решил переехать в Швейцарию. И не стесняясь говорит, что главная причина этого – высокие французские налоги. Но несмотря на это, Себастьен не забыл, кто дал ему шанс проявить себя. Сейчас Ожье – один из инвесторов FFSA и Rallye Jeunes.
[center]~ Был болельщиком Томми Мякинена и Себастьена Леба ~ [/center]
В Гапе увлекаться можно не только лыжами, но еще и гонками. Ралли Монте-Карло проходит именно в этом регионе Франции, и Ожье в детстве посетил несколько ралли. Пока Себ был подростком, в WRC доминировал Томми Мякинен – именно финн был кумиром будущего чемпиона мира.
Чуть позже Ожье начал болеть за Леба. Себ-старший был для Себа-младшего примером для подражания. Леб, как и Ожье, выходец из семьи с небольшим достатком, и в своей карьере он всего добился сам.
[center]~ Пересел на Citroen благодаря встрече с Лебом ~ [/center]
Первая личная встреча двух Себастьенов произошла в 2007 году. «Он приехал посмотреть на одну из гонок Peugeot Cup, в которой также выступал муж его сестры, – вспоминал Ожье перед началом Ралли Франции, последнего для Леба в WRC. – После гонки он подошел поздравить меня с выступлением. Это был особенный для меня момент. И эта встреча, конечно, помогла мне в будущем наладить контакты с командой Citoren, потому что он рассказал про меня нужным людям».
#####Статистика Ожье и Леба на момент завоевания первого титула в WRC
Спустя полтора года после встречи с бывшим кумиром Себ-младший стал пилотом полузаводской Citroen Junior, а еще через полтора – его напарником по заводской команде.
[center]~ Всю профессиональную карьеру провел с одним штурманом ~ [/center]
С Жульеном Инграссия Себ познакомился еще во времена выступлений в Peugeot Cup. Штурман Ожье, как ни странно, тоже участник Rallye Jeunes. Перед переходом в главный класс WRC ни у Себа, ни у Жульена практически не было опыта. Но, несмотря на советы сменить штурмана, Ожье делать этого не стал.
Расстаться они могли и в середине 2009 года. Жульен совершил несколько ошибок, из-за которых произошло несколько обидных вылетов, но этот трудный момент Ожье и Инграссия преодолели вместе.
[center]~ Дебютировал в WRC одновременно с Евгением Новиковым ~ [/center]
Полноценный дебют в высшем классе WRC состоялся в 2009 году. Ожье стал одним из пилотов молодежной команды Citroen вместе с Конрадом Раутенбахом (кто-то еще помнит такого?) и Евгением Новиковым. Причем, из всех троих наиболее перспективным считался именно россиянин! Новикову еще не было 20-ти, а гоночного опыта у него было больше. При этом 25-летний Ожье совершал много ошибок, а Евгений был даже быстрее.
В Греции Новиков стал самым молодым в истории WRC победителем спецучастка – раньше, чем Ожье. Россиянин впервые показал лучшее время на третьем допе Ралли Акрополис, а Себ выиграл четвертый. Но если Евгений затем добрался до финиша только пятнадцатым, то француз стал вторым, впервые в карьере поднявшись на подиум.
[center]~ Покинул Citroen из-за конфликта с Лебом ~ [/center]
Отношения с Лебом испортились в 2011 году, когда бывший механик и чемпион Франции по лионскому шару выиграл пять гонок WRC в составе Citroen. Столько же побед было и на счету семикратного к тому времени чемпиона мира по ралли – у Леба.
Между двумя напарниками случился конфликт, а команда встала на сторону более опытного пилота, отодвинув новичка на второй план. Леб выиграл титул, а Ожье после окончания сезона вынужден был покинуть Citroen.
[center]~ За год проехал на тестах Polo WRC больше километров, чем другие пилоты в гонках ~ [/center]
Вариантов продолжения карьеры было не слишком много. Ожье звал к себе в Ford Малькольм Уилсон, но Себ принял решение заключить контракт с Volkswagen, который только готовился дебютировать в чемпионате в 2013 году. Это означало, что бороться за победы в гонках WRC в 2012 году Ожье не сможет.
Поэтому весь прошлый сезон Себ выступал на этапах за рулем Skoda Super 2000, а параллельно выкатывал Polo WRC на тестах. Всего за год Ожье накатал за рулем нового Volkswagen более 6000 километров, при том, что основные пилоты в гонках проехали около 4500. Так что к началу сезона 2013 года Себ был не просто "хорошо знаком с автомобилем" – автомобиль для победы в чемпионате он, в каком-то смысле, создал себе сам.