Опубликовано 05 июля 2012, 18:11
5 мин.

Почетный президент автодизайна

Ушел из жизни Серджио Пининфарина
В Турине в возрасте 85 лет скончался Серджио Пининфарина, 40 лет руководивший ателье Pininfarina. За годы его работы «Пининфарина» создала множество легендарных автомобилей, пройдя путь от небольшого ателье, работавшего по заказам, до производителя машин в промышленных масштабах.
Фотографии компаний Pininfarina, Ferrari и автопроизводителей
Фотографии компаний Pininfarina, Ferrari и автопроизводителей

В Турине в возрасте 85 лет скончался Серджио Пининфарина, руководивший ателье Pininfarina на протяжении 40 лет. За годы его работы «Пининфарина» создала множество легендарных автомобилей, пройдя путь от небольшого ателье, работавшего по заказам, до производителя машин в промышленных масштабах.

Молодой Серджио Пининфарина устроился на работу в кузовное ателье своего отца, Батисты Фарины, который в то время носил прозвище «Пинин» ("Малыш"), сразу после окончания Туринского политехнического училища в 1950 году. Однако уже в середине 1960-х, когда умер отец, Серджио возглавил компанию и управлял ей в течение 40 лет, перейдя затем на формальную должность почетного президента.

Кстати, изначально слово «Пининфарина» обозначало только название фирмы, но в 1961 году семья Фарина указом президента Италии получила право носить такую же фамилию.

В молодости Серджио хотел заниматься исключительно дизайном спортивных автомобилей, но Фарина-старший старался расширить кругозор сына и постепенно посвящал его в другие аспекты работы ателье: в проектирование машин, в организацию их производства и менеджмент. Батиста Фарина даже убедил сына выучить несколько иностранных языков и советовал ему укреплять отношения с коллегами и партнерами по бизнесу. Фарина-старший был уверен, что Серджио станет продолжателем его дела, еще когда тот был ребенком.

За столом слева направо: Батиста Фарина, Энцо Феррари, Серджио Фарина

За столом слева направо: Батиста Фарина, Энцо Феррари, Серджио Фарина

Сразу после начала сотрудничества с компанией Ferrari в начале 1950-х Батиста Фарина назначил Серджио ответственным за работу с этим очень важным для компании клиентом. Первое время отношения между Пининфариной и Энцо Феррари оставались напряженными, но со временем молодой человек смог покорить главу Ferrari. С тех пор история этих фирм оказалась крепко связана: начиная с 1960-х годов большую часть дизайн-проектов автомобилей Ferrari разрабатывало именно ателье Pininfarina.

Сам Серджио признавался, что больше всего ему нравился Ferrari 456 -- автомобиль, "обладавший неподвластной времени красотой".

Сам Серджио признавался, что больше всего ему нравился Ferrari 456 -- автомобиль, "обладавший неподвластной времени красотой".

В 1972 году у Pininfarina появилась первая в Италии аэродинамическая труба. Именно в ней изучались аэродинамические характеристики разрабатываемых в ателье автомобилей Ferrari еще на стадии проектирования, что, по воспоминаниям Серджио, было очень важно для такого перфекциониста, как Энцо Феррари.

Помимо управления компанией Pininfarina, Серджио был политиком – в 1980-х годах он состоял в Европарламенте, а позже был президентом итальянского объединения промышленников Confindustria. Не забывал Пининфарина и свой родной город – там он преподавал в политехническом училище, которое заканчивал сам.

Ferrari Testarossa

Ferrari Testarossa

В 2001 году дизайнер стал постепенно отходить от управления ателье и через пять лет полностью передал президентский пост своему сыну Андреа. Однако еще спустя два года тот погиб в автокатастрофе. С тех пор компания испытывала финансовые трудности, вынудившие ее сократить штат и объемы производства. Тем не менее, в мае 2012 года стало известно, что «Пининфарина» впервые за несколько лет должна получить прибыль.

Серджио в последний раз появился на публике в 2008 году для того, чтобы быть включенным в Европейский автомобильный зал славы. Несколькими годами ранее такой же чести был посмертно удостоен его отец Батиста Фарина.


Пининфарина всегда лично утверждал дизайн автомобилей, разработанных в его ателье. За время его работы фирма спроектировала многие известные машины – Аlfa Romeo Spider (1966) и GTV (1994), Cadillac Allante (1986), Bentley Azure (1996), Peugeot 406 Coupe (1996), Maserati Quattroporte (2004), а также модели Ferrari 410 SA (1958), 250 GT (1961), 308 GTB (1975), Testarossa (1984), F40 (1987) и Enzo (2002).


Но были в истории компании и автомобили, в создании которых активно участвовал сам Серджио Пининфарина. «Мотор» представляет пять из них.

Почетный президент автодизайна

-\Ferrari 365 P Pininfarina Speciale

Модель 365 P Pininfarina Speciale 1967 года стала одной из первых самостоятельных работ Серджио Пининфарины. Среднемоторная трехместная машина с рулевой колонкой в центре была построена на шасси болида для гонки «24 часа Ле-Мана» в двух экземплярах. Купе оснащалось 4,4-литровым мотором V12 мощностью 380 лошадиных сил. Именно Серджио Пининфарина способствовал появлению гражданских среднемоторных спорткаров Ferrari. Ему удалось переубедить самого Энцо Феррари, который считал машины такой компоновки слишком опасными для своих клиентов.


Почетный президент автодизайна

-\Fiat 124 Spider

Кабриолет Fiat 124 Sport Spider 1966 года был построен на уменьшенной платформе Fiat 124 – прообраза вазовской «копейки». Однако автомобиль не снискал особой популярности. Может быть, из-за не обладавшего выраженным спортивным характером 1,5-литрового двигателя мощностью 96 лошадиных сил. А может, из-за неподходящего имиджа практичного седана Fiat 124, на базе которого был создан этот кабриолет. Впрочем, в 1984 году Fiat передал «Пининфарине» выпуск более поздней версий этой модели, получившей название Azzurra.


Почетный президент автодизайна

-\Alfa Romeo 164

Кузов седана Alfa Romeo 164 1987 года впервые в истории марки был разработан при помощи компьютерных расчетов. Серджио Пининфарина в процессе работы над этим автомобилем вдохновлялся дизайном спортивных моделей «Феррари», в результате чего Alfa Romeo 164 смог похвастаться лучшими аэродинамическими характеристиками среди автомобилей-одноплатформенников – Lancia Thema, Fiat Croma и Saab 9000.


Почетный президент автодизайна

-\Rolls Royce Camargue

Флагманское купе Rolls-Royce Camargue 1975 года было построено на платформе семейства Silver Shadow и обладало рядом неожиданных для марки нововведений. К примеру, автомобиль стал первой моделью Rolls-Royce, построенной с использованием метрической системы измерений, а не английской. Машина оснащалась "двухзонным" кондиционером, который позволял поддерживать разный температурный режим в нижней и верхней частях салона. Ни один другой производитель в те годы не предлагал ничего подобного.


Почетный президент автодизайна

-\Maserati Quattroporte

Седан Maserati Quattroporte стал одним из основателей класса спортивных люксовых седанов. Модель выпускается с 1963 года по сей день. Серджио Пининфарина принял участие в работе над самым свежим поколением Quattroporte. Сам он отмечал, что этот проект был особенно интересен для него, поскольку первая модель Maserati для дорог общего пользования была также разработана при участии ателье Pininfarina в 1948 году. До этого итальянская марка выпускала только гоночные машины.