Опубликовано 02 декабря 2011, 17:13

Демо-версия

Один день в роли финского раллиста
Корреспондент "Мотора" на пару дней съездил в Финляндию, чтобы попробовать себя в роли раллийного пилота. Роль не слишком подошла, но попробовать стоило.
Фото Екатерины Королевой
Фото Екатерины Королевой

Осень в Финляндии сурова. Здесь есть такой вид осадков – еще не дождь, но уже не морось. Дворники на служебной Volvo моего финского приятеля молотят не переставая. Мерзко, промозгло – явно не лучший день для ралли. Но в конце концов, чем еще заняться на выходных в Суоми?

Если продолжать мчать по E75 на север от Хельсинки, через пару часов можно оказаться в Ювяскюля. Тамошние дороги – мечта любого раллийного пилота. Но в Финляндии, если съехать с шоссе, для ралли подойдет любая гравийка. Последние километры до тестового полигона в Кяркёля мы добираемся по дорожкам, которые хоть сейчас можно задействовать под спецучастки регионального ралли. Местные дорожки – сами по себе лучший ответ на вопрос, почему в Финляндии так много успешных гонщиков. Непонятным остается лишь то, как все эти финны до сих не смогли совладать с одним французом.

Учитель

Это не слишком обычный день для школы Rally Drive Finland. Сегодня у "лектора" Яркко Миеттинена мало клиентов: только я и участники чемпионата Финляндии – голландец Кис Бургер и россиянин Евгений Черкасов. Это ребята из тех, кто приехав в RDF первый раз, так и не смогли расстаться с ралли. Сейчас они готовятся к одному из последних этапов чемпионата.

Обычно занятия для новичков проходят на других полигонах, но Миеттинен, один из основателей RDF и главный инструктор, не нашел ничего лучше, как предложить нам составить компанию действующим пилотам.

Яркко Миеттинен
%Раллийный пилот, инструктор, 33 года.  
Помимо финского, говорит на английском, немецком и шведском языках.
%**Главные достижения в карьере:**    
Победитель этапа WRC в Финляндии 2002 года в группе N.  
Пилот года Mitsubishi.  
Многократный победитель этапов национального чемпионата Финляндии.  
Чемпион Румынии по ралли 2008 года: пять побед, одно второе место.  
Победитель этапа IRC в абсолютном зачете в Китае 2008 года.  
Пилот Skoda Fabia RS Rally Team в чемпионате Финляндии -- четвертое место в личном зачете по итогам года.  
В качестве инструктора работает с 2001 года.  
Давал уроки в Латвии, Кении, Мексике, Румынии.  
В 2008 году стал одним из основателей Rally Drive Finland.  
Автор всех теоретических материалов школы, главный инструктор.

Яркко Миеттинен %Раллийный пилот, инструктор, 33 года.
Помимо финского, говорит на английском, немецком и шведском языках. %Главные достижения в карьере:
Победитель этапа WRC в Финляндии 2002 года в группе N.
Пилот года Mitsubishi.
Многократный победитель этапов национального чемпионата Финляндии.
Чемпион Румынии по ралли 2008 года: пять побед, одно второе место.
Победитель этапа IRC в абсолютном зачете в Китае 2008 года.
Пилот Skoda Fabia RS Rally Team в чемпионате Финляндии -- четвертое место в личном зачете по итогам года.
В качестве инструктора работает с 2001 года.
Давал уроки в Латвии, Кении, Мексике, Румынии.
В 2008 году стал одним из основателей Rally Drive Finland.
Автор всех теоретических материалов школы, главный инструктор.

Мы приехали чуть раньше, застав предыдущую группу. На том месте, где потом встанут трейлеры нашей школы, "паковалась" команда Радика Шаймиева – мы даже успели увидеть Peugeot 207 гонщика из Татарстана с оторванным задним бампером и помятым крылом. Серьезно…

Демо-версия

-- Это специальный тестовый трек? – спрашиваю Яркко, когда он со своей командой приезжает на место.
– Нет, – говорит Яркко. – Просто местный фермер поддерживает дорогу в хорошем состоянии и сдает ее раллистам.

Нормальный финский бизнес.

Дорога

На дорожном MINI Countryman мы выезжаем на трассу, чтобы ознакомиться с маршрутом. Все как у больших.

Узко. На этой гравийке вряд ли разъедутся два финских фермера со своими телегами. Сама по себе трасса – это две "петли" в лесу, соединенных прямой. Маршрут прост – сначала круг по ближней петле, потом прямая и круг по дальней петле. При желании, каждый из участков можно преодолеть в разных направлениях. Общая длина навскидку не больше полутора километров, но какие это полтора километра!

Демо-версия

"Обычно мы здесь не занимаемся", – Яркко, как и все финны, слегка монотонен. Справа от скоростного левого поворота идет каменная гряда. "Тут не рискуем", – говорит Миеттинен, не меняя интонации. Первая петля: ни одного поворота без перепада высот или уклона. В одном месте – настоящее месиво из грязи, в колее стоит вода. Тут местный фермер явно дал маху и Яркко слегка морщится.

Выезжаем на прямую, хотя прямой ее можно назвать лишь в том случае, если смотреть на нее с вертолета. Посреди – огромный ров, заканчивающийся трамплином.

Вторая петля чуть короче, но деревья тут растут непосредственно рядом с дорогой. Три поворота и мы вновь на прямой. Маршрут ясен.

Теория

В RDF все серьезно. Мы переодеваемся в комбинезоны в настоящем моторхоуме. Внутри фуры, раскрашенной в цвета компании Киса Бурнега, офис-переговорная, кухня и даже нормальный туалет. Дело в том, что голландский ученик Миеттинена – не один в семье, кто играет в ралли. Его супруга тоже гонщица. Так что нормальный моторхоум – это в некотором смысле их дом.

Пока Кис утюжит трассу, для нас проводят урок теории. Никакой политкорректности. Яркко суров как финская погода.

– Если слушать, то все пройдет как по маслу. Но обычно на теории мало кто вникает в то, о чем я говорю. И только потом, после занятия, люди говорят: "Так вот о чем ты".

Демо-версия

Теория занимает примерно 15 минут. Яркко знает о чем говорит – слушать его действительно сложно. И не потому что он монотонен: напротив, Миеттинен порой повышает – по-фински – голос и даже немного шутит. Шутит, как принято нынче в раллийной среде, про Кими Райкконена. По паре шуток про него есть в запасе и у Бургера с Черкасовым. Но сконцентрироваться на теории непросто – мысленно любой слушатель школы RDF в этот момент уже предвкушает поездку за рулем.

В конце теоретического занятия – информация, которая должна взбодрить ученика. Стоимость аварии может доходить до 5000 евро. Это сверх того, что уже пришлось заплатить за урок...

У RDF весьма разнообразные тарифы. Базовый – день в школе – стоит 1000 евро. А дальше все зависит от средств и фантазии. Автоспорт недешевое удовольствие.

Практика

Урок продолжается на самой трассе, но теперь уже практический. Яркко садится за руль Subaru Impreza WRX STi – той самой, на которой потом бороздить финские просторы мне, и показывает, на что способна машина и как с ней правильно работать.

Демо-версия

Первое, что производит сильное впечатление – звук. И я не о моторе. Я о радио. И о камнях.

Голос Яркко, доходящий в наушники через "переговорку", звучит резче и как будто даже понятнее. И все это под аккомпанемент барабанящего по днищу гравия. Это надо слышать. Это, я вам скажу, почти главное. Один этот звук – уже ралли.

Дождь продолжает спорить с моросью, и есть ощущение, что уже побеждает. Тот поворот, что с водой в колее, теперь, надо полагать, не без помощи Киса Бургера, выглядит еще страшнее. Такой грязи позавидовали бы даже организаторы Ралли Великобритании в Уэльсе.

Impreza вываливается из поворота широко, на ту часть тестового полигона, которую и дорогой уже не назвать. Двумя колесами мы в кукурузном поле. "Нет, здесь удержать машину невозможно", – говорит Яркко все тем же спокойным голосом. Хорошо, что деревья растут с другой стороны…

Демо-версия

Мы проезжаем по первой петле несколько раз. Яркко показывает, насколько медленно нужно ехать там, в болоте, и заодно прогревает тормоза. Перед занятием на машину были установлены новые колодки, их нужно заставить работать как следует.

Затем – та самая прямая, что на самом деле не совсем прямая. Яркко успевает переключиться на пятую, перед тем как мы падаем вниз. На протяжении нескольких мгновений через лобовое стекло открывается вид исключительно на добротно утрамбованный финский гравий, а спустя секунду мы уже летим.

Impreza поднимается в воздух по ощущением метра на полтора. Полет. Приземление.

– Чувствуешь? – спрашивает Яркко.
– Нет, – отвечаю я.

Подвеска волшебна. Сжав руки в кулак и зубы в то, во что их можно сжать, в полете готовишься к небольшой катастрофе. Но машина плюхается словно не на финский гравий, что едва ли не прочнее асфальта, а будто в кастрюлю с кашей. Не происходит ничего. Удара нет. Совсем нет. Вообще…

Демо-версия

Упав, Impreza "отжалась" через пару десятков метров после приземления, и тут же снова клюнула носом. "Здесь тормозим, – наставляет Яркко, хотя следующий пригорок выглядит по сравнению с предыдущим совсем не страшно. Но у Миеттинена весомый аргумент. – Если не оттормозиться – дальше не попадем".

Только на самом верху смысл слов финна становится понятен по-настоящему. На месте потенциального приземления – пара вековых сосен, а дорога уходит правее. Видели аварию Микко Хирвонена в прошлом году на "1000 озер"? Похожее местечко…

Вторая петля – чуть проще первой. После нее возвращение на прямую и обратно к моторхоуму. Теперь моя очередь.

Главное

Рычаг коробки передач, наверное, единственное, что осталось от этой Subaru серийного образца. Все лишнее из салона убрано. Вварен каркас безопасности. Под педалями – рифленая металлическая подставка. Замшевый руль с выносом, ковши, в которые нужно вжать себя шеститочечными ремнями безопасности максимально плотно, без "люфта".

Двери закрыты. Пора. С этого момента самым популярным словом у Яркко, сидящего справа, становится "more", что в разных ситуациях значит то "больше", то "сильнее". Чтобы тронуться с места Impreza от RDF требует много газа. More.

Переключаюсь на вторую – на ней мы должны в первый раз проехать всю трассу, чтобы почувствовать сцепление с покрытием и тормоза. По ним надо "hit hard" – бить жестко. И даже "еще жестче". "More", – твердит Яркко. Только с четвертого раза мне удалось заставить его, наконец, сказать: "Да, так нормально".

Сцепление с трассой – не сказать, что шокирует. Да, не асфальт, но и не каша. Impreza плавает как на… гравии. Самое удивительное, что ждешь примерно того, что затем и происходит. Создатели компьютерных симуляторов добились неплохих результатов: в какой-нибудь Gran Turismo 5 машины едут очень похоже. В учениках у Миетинена как-то был победитель компьютерного турнира. "Чувствуется, что другой уровень – уже многое понимает", – говорит финн.

Единственное, что вызывает трудности – полный привод. Особенно для того, кто с ним раньше дела не имел. Сложнее всего заставить себя держать руль прямо на выходе из поворота и управлять "газом". Даже на второй передаче Impreza на чуть подскисшем гравии отправляется в боковое скольжение. Инстинктивно хочется "поймать" машину, но любую попытку Яркко пресекает моментальным "Руль прямо!".

Болото. Яркко просит оттормозиться заблаговременно. И тут тоже – "more". В первый раз – совсем медленно, почти до полной остановки. Никаких проблем, но это ралли, а не триал. Сделав круг по петле, мы не уходим на прямую, потому что Яркко хочет, чтобы я вернулся в болото. Там можно ехать быстрее. Мы заходим в поворот с брызгами. Очень хотелось бы посмотреть на это со стороны – на бортах Subaru уже наверняка не различить огромных логотипов RDF. Impreza выплывает из грязи боком. Я заехал в кукурузное поле намного дальше, чем Яркко, но он все настаивает: "Руль прямо". Чуть больше газа, и, выцарапавшись из болота, мы уже подлетаем к следующему повороту – это правый с подъемом. Теперь уже намного быстрее. Миеттинен командует: "Тормоз", – машина норовит встать боком и будто поворачивает сама. "Здесь слева суше, чем справа, – объясняет Яркко, – дальше будет нормально".

Демо-версия

Первый переход на третью – только на прямой. Трамплин в первый раз проезжаем без прыжка, лишь секундное чувство невесомости. Еще одна проблема – приходится постоянно отвлекаться на переключение передач, которые меняются с немалым усилием.

Тормозим перед вторым трамплином, тем, за которым поворот направо. "Вторая, третья… Тормоз. Сильнее. Вторая. Газ. Руль прямо", – штурманит Яркко. В самом дальнем повороте – огромный камень внутри поворота. – "Не срезать". Мы проносимся мимо в считанных сантиметрах. Если такой камень не "прописать", гонка может закончиться в один момент.

C каждым новым кругом всё становится понятнее. Яркко прав – познавать теорию начинаешь только через практику. Но мой урок был слишком коротким, чтобы даже просто начать работать над траекториями…

Пять петель. Ровно столько, чтобы на самом последнем круге все-таки оторваться от земли на трамплине, понять, что "страшновато", и конец. Сегодня у нас, в отличие от клиентских дней в DRF, только одна сессия. Демо-версия.

За нами в очереди Евгений Черкасов, для которого тесты с RDF уже почти рутина – через несколько дней ему стартовать на очередном этапе чемпионата Финляндии. Несколько лет назад он приехал в RDF только для того, чтобы понять как управляться с собственной полноприводной Impreza, которая едва ли не в первый же день после покупки оказалась в сугробе.

Яркко Миеттинен со своими учениками: Кисом Бургером (слева) и Евгением Черкасовым (в центре).

Яркко Миеттинен со своими учениками: Кисом Бургером (слева) и Евгением Черкасовым (в центре).

Познакомившись с ралли, он стал приезжать в RDF чаще. А потом еще чаще. "Семье пришлось смириться, – смеется Евгений. – Как минимум раз в месяц, хотя бы на один уик-энд я теперь тут. Это у меня как отпуск, разбитый на маленькие части на весь год". С сентября 2009 года Черкасов – регулярный участник национального финского первенства, машину которого обслуживает RDF.

Когда он уходит переодеваться, Яркко с улыбкой говорит: "Я не могу сказать, что он прирожденный талант, но мне очень нравится какого прогресса он добился всего за пару лет. Теперь он почти не ошибается и едет все быстрее".

"У нас тут словно отдельное соревнование среди бизнес-драйверов, – это уже Кис Бургер, с которым мы смотрим за тем, как Черкасов с Миетиненым удаляются в лес. – Вот так один раз приехал с женой сюда зимой, и уже не могу остановиться. У нас первый урок был на снегу. Будешь здесь зимой – обязательно попробуй".

Буду – попробую. Чем, в конце концов, еще заняться зимой в Суоми?