Госвладыка асфальта
Все федеральные трассы передадут в собственность госкорпорации, которую к 2025 году расформируютВ России, как известно, уже с нынешнего года должны появиться платные
дороги. Точнее, "появиться" - это слишком громкое слово. Законодатели решили пойти по другому пути и разрешили "переоборудовать" существующие бесплатные федеральные трассы в платные. Правда только вне черты городов и лишь после реконструкции. Естественно, большинству автолюбителей было бы интересно узнать, какие именно трассы в ближайшем будущем станут регулярно облегчать им карман, но ответа на этот вопрос у нас нет. Точнее, известно лишь, что "турникеты" поставят на новой трассе "Москва-Санкт-Петербург", Каширском шоссе (М4 "Дон"), дороге в аэропорт "Домодедово", некоторых участках ЦКАД, а также Минском и Новорижском шоссе.Сегодня же появилась информация о том, кто и каким образом будет владеть и управлять платными и бесплатными федеральными трассами. Владельцем будет государство, а точнее госкорпорация "Автодор", создание которой в конце января одобрил президент Путин. Она должна возникнуть до конца текущего года, построить новые и реконструировать существующие федеральные трассы, а затем - к 2025 году - она будет расформирована. Такие планы обозначены в концепции управления развитием федеральной дорожной сети, текст которой оказался в распоряжении газеты "Коммерсант".
Я тебя породил...
Судьбу "Автодора", как утверждает "Коммерсант", предначертали в юридической фирме "Вегас-Лекс". Она же в свое время разработала концепцию госкорпорации "Олимпстрой", которой поручено создать олимпийские объекты в Сочи. С федеральными дорогами, похоже, собираются поступить "по-олимпийски": быстро организовать "стройку века", а затем распределить новые объекты по небольшим управляющим организациям.
"Стройка века" - это около 50 тысяч километров дорог за 11 лет. Точнее, в заметке "Коммерсанта" говорится, что сейчас протяженность федеральных трасс составляет 47 тысяч километров, а к 2020 году ее планируется удвоить. Если это произойдет, то мы догоним и перегоним США, где сейчас сеть Interstate-магистралей имеет длину менее 80 тысяч километров. Впрочем, в Америке магистрали - это действительно магистрали, в то время как наши трассы государственного значения по качеству и пропускной способности порой уступают их проселочным дорогам.
Существование "Автодора", которому поручено хотя бы частично расправиться с одной из двух главных российских бед, разделено на три этапа. Первый - до конца нынешнего года - подразумевает формирование самой корпорации и выстраивание новых отношений с подрядчиками, которые будут непосредственно строить и обслуживать дороги. От системы ФГУПов (федеральных государственных унитарных предприятий), которых в структуре Росавтодора насчитывается более 190, чиновники хотят отказаться. Наиболее успешные переведут в разряд частных компаний, а убыточные - ликвидируют.
Второй этап - до 2012 года - это передача участков федеральных трасс в собственность "Автодора". То есть начнется формирование имущества этой госкорпорации. Часть этих участков будут переданы в управление негосударственным операторам и станут платными. Частные компании, перед тем как приступить к эксплуатации дороги и сбору денег за проезд по ней, будут вынуждены вложиться либо в строительство трассы, либо в ее реконструкцию.
Третий этап - с 2012 по 2020 год - передача всей сети федеральных дорог "Автодору" и затем, если все задачи будут выполнены, расформирование госкорпорации. Ее функции и собственность планируется распределить между госорганами и частными компаниями. В это же время Росавтодор будет преобразован из федерального агенства в федеральную службу надзора, главная функция которой - следить за состоянием дорог всех уровней: федеральных, региональных и муниципальных.
Про деньги
Бюджет "Автодора" оценивается в 250-300 миллиардов долларов. Сейчас себестоимость одного погонного километра федеральной трассы, по данным газеты "Коммерсант", составляет 3,5 миллиона долларов. То есть по нынешним ценам строительство должно обойтись примерно в 165 миллиардов. Однако стоимость постройки дорог постоянно растет, поэтому в концепции указана большая сумма.
Интересно, что авторы концепции обосновывают создание госкорпорации именно с финансовой точки зрения. По их мнению такая структура станет серьезным игроком на рынке стройматериалов и энергоносителей и сможет заключать фьючерсы - контракты, позволяющие покупать в будущем по нынешним ценам. Благодаря им госкорпорация уложится в бюджет (250-300 миллиардов долларов) вне зависимости от роста рыночных цен. Точнее, получит возможность минимизировать (хэджировать) финансовые риски. Сейчас же этой возможности нет ни у Росавтодора, ни у многочисленных организаций, занимающихся непосредственно дорожным строительством.
В настоящее время функции, которые постепенно передадут "Автодору", выполняет федеральное агентство Росавтодор. Оно занимается обслуживанием, реконструкцией и строительством федеральных трасс, и в 2007 году на эти цели агентство получило около 250 миллиардов рублей (чуть больше 10 миллиардов долларов). Бюджет на 2008 год - 330 миллиардов рублей (около 13,4 миллиарда долларов).
Если взять и перемножить эти 13,4 миллиарда на оставшиеся до 2020 года 12 лет, то получится 160 миллиардов долларов. Фактически - бюджет "Автодора" без учета роста цен на дорожное строительство, упомянутый двумя абзацами выше. А значит, если учесть рост цен, то вышеуказанные 250-300 миллиардов долларов - это ничто иное как нынешнее финансирование Росавтодора.
То есть расходы на дорожное строительство останутся прежними? Или, если говорить о государственном финансировании, снизятся, потому что планируется привлекать частных инвесторов?
Получить комментарии в Росавтодоре нам не удалось. Впрочем, представитель агентства обещал в ближайшее время рассказать об этом подробнее.
Про перспективы
В Германии сейчас 200 с лишним тысяч километров асфальтированных дорог. Из них протяженность автобанов (магистралей без ограничения скорости) - около 12 тысяч, и еще более 40 тысяч киломеров составляют обычные магистрали, причем все дороги в Германии бесплатные. Россия больше по площади почти в 50 раз, но федеральных трасс у нас меньше и далеко не все из них асфальтированные.
К 2020 году парк автомобилей заметно вырастет. И даже если госкорпорации "Автодор" удастся освоить 250-300 миллиардов долларов и осуществить все свои планы, то у нас все равно будет с Германией 30-кратная разница по плотности федеральных трасс, при этом многие из них станут платными.