Ровесники космической эры: какими были машины времен первого спутника
Как мечты о космосе превратили автомобили в космические кораблиМожно сказать, что 65 лет назад началась космическая эра в истории человечества. В автомобилестроении тоже была своя «аэрокосмическая эра». Она быстро закончилась, зато была очень яркой.
Oldsmobile Golden Rocket
От этой «ракеты на колесах» открывали рты посетители Парижского автосалона 1957 года. Отмечалось, что концепт кар Oldsmobile Golden Rocket вызвал в Европе настоящий фурор. Кстати, характерные конусы, напоминающие ракеты, тут выполняют роль бампера — если очень хорошо присмотреться, то заметны скромно спрятавшиеся за ними фары.
Сзади сходство Golden Rocket с летательным аппаратом только усиливалось. При этом под капот легкого стеклопластикового купе был установлена известная восьмерка Oldsmobile Rocket V8 с отдачей 275 сил — по европейским меркам тех лет действительно ракета, способная отправить водителя в стратосферу!
Дополнительный шок вызывал интерьер с рулем, в центр которого вписали спидометр. При этом рулевое колесо регулировалось по высоте, а в его спицы были вмонтирована невиданная вещь: кнопки. Известно, что позже «Золотую ракету»... перекрасили в синий цвет, но, к сожалению, до наших дней автомобиль не дожил.
Galileo
А этот шоу кар примечателен не только сумасшедшим аэрокосмическим дизайном, но и тем, что создал его не детройтский концерн, а один человек. Джозеф Галилео не был автомагнатом, но очень хотел им стать и в 1957 году построил свой собственный проект Galileo.
Для этого на ходовую часть рамного Форда 1949 года пришлось водрузить стеклопластиковый кузов собственного производства, а под капот поставить все тот же грозный Rocket V8 от Oldsmobile.
Увы, концепт даже не был закончен: у Galileo нет полноценного интерьера, а со временем из футуристичной машины пропал мотор. И все-таки с точки зрения дизайна это настоящий бриллиант романтического аэрокосмического барокко, который бы еще и идеально вписался во вселенную игры Fallout. Чего только стоят проходящие сквозь весь автомобиль крылья-турбины и фары, стилизованные под воздухозаборники.
Ford Nucleon
Среди этого буйства форм особенно выделялся концепт Ford Nucleon, который подразумевал установку в автомобиль… ядерного реактора.
По факту в макете не было даже ДВС, но предполагалось что загрузившись единожды ураном, Nucleon сможет ездить на одной «заправке» тысяч так восемь километров. Идеальное средство передвижения из Москвы во Владивосток.
Автомобиль должен был работать по принципу атомной подводной лодки, где выделяемое в реакторе тепло вращает паровые турбины. При этом одна турбина отвечала бы за колеса, а другая питала электрику. Силовая установка правда должна была занять всю заднюю часть автомобиля, а простая авария могла привести к небольшой катастрофе. Но кто говорит о таких мелочах, когда речь идет о такой красоте.
Simca One Roadster Concept
А вот и пример европейского аэрокосмического дизайна: концепт Simca был вполне себе ходовым автомобилем на агрегатах Fiat 1100 с кузовом из всё того же стекловолокна.
На фоне американской школы особенно необычно выглядит выхлопная труба с ребристым глушителем синего цвета только с одной стороны автомобиля — под капотом была установлена дохлая малолитражная четверка.
На протяжении следующего полувека концепт растерял прозрачный колпак кабины и превратился в родстер. Изменились даже фары и двигатель: теперь под капотом стоит 1,2-литровый Datsun. Но все это не помешало Симке продаться на аукционе за полмиллиона долларов, что лишний раз говорит о возрастающей ценности автомобилей той уникальной эпохи.
Brutsch Mopetta
Что говорить, даже крохотные мотоциклетки тех лет пытались стилизовать под низколетящий летательный аппарат. Новинка Франкфуртского автосалона 1957 года «циклоп» Brutsch Mopetta собиралась прямо по соседству с Porsche в Штутгарте.
Но при всей своей нелепости даже в какой-то момент заинтересовала боссов компании Opel. Рассчитана Mopetta была всего на одного человека и при сумасшедшей максимальной скорости в 35 км/ч могла доехать по воображаемой дороге до Луны где-то за полтора года непрерывного движения.
При этом цена на это чудо техники по нынешним временам составила бы порядка 140 тысяч рублей. Не так уж мало за 50-кубовый моторчик, практически детское кресло и три колеса. Но каков стиль!
Messerschmitt KR201 Roadster
Еще одной новинкой 1957 года стала открытая версия Messerschmitt KR200 той самой фирмы Вилли Мессершмитта, которая из-за послевоенного запрета на производство самолетов занималась выпуском даже швейных машин.
А влияние авиации в конструкции KR было даже больше, чем у детройтских концепт-каров с их декоративными соплами. Судите сами: у Messerschmitt был откидной фонарь кабины, посадка друг за другом в узком «фюзеляже», перед водителем самый настоящий штурвал, маленькое ветровое стеклышко как на заре авиации.
В том же году BMW представила и версию Isetta со вторым рядом сидений, но жить таким мотоциклеткам оставалось недолго. Быстрый экономический рост Германии скоро смел их волной новых немецких автомобилей, без какого либо духа авиации, зато с нормальным рулем и креслами.
Tatra 603
Говоря о других заметных новинках того года, нельзя не вспомнить и Татру 603: в 1957 году началось ее полноценное серийное производство, состоялся дебют в Западной Европе на Франкфуртском автосалоне.
И на фоне других новых автомобилей она выглядела очень футуристично: такая обтекаемая форма получилась после продувок в аэродинамической трубе. Необычной, каплевидной форме кузова способствовала и компоновка: V8 воздушного охлаждения был расположен сзади и выдавал 95 сил, что позволило поставить три фары прямо на место решетки радиатора, а в задних крыльях седана появились характерные воздухозаборники.
К слову, Татра 603 даже не продавалась в частные руки и поступала либо на экспорт, либо на работу в государственные органы Чехословакии. Помните такую страну?
Alfa Romeo Giulietta Sprint Speciale
Если американское барокко подражало земным летательным аппаратам, то у итальянцев из Bertone в 1957 году сходу получилось НЛО — для этого даже не потребовалось никаких фальшивых воздухозаборников и хвостов.
Называлось НЛО Giulietta Sprint Speciale и особенно выделялось формой кузова, арок и отсутствием характерного для Alfa Romeo «клюва». Концепт получился настолько запоминающимся, что спустя два года на его базе начали производить серийный вариант Giulietta с уже нормальной решеткой радиатора. При этом под капотами итальянок стояли максимум 1,6-литровые моторчики, зато с 5-ступенчатой механикой.
Lincoln Premiere
Но главный бум все-таки творился на рынке США: здесь самые эффектные идеи концепт каров незамедлительно расхватывали серийные автомобили, как в случае этого Lincoln Premiere.
Плавные формы, которые начали формироваться еще в 30-х годах, теперь облеплялись фальшивыми хвостами, соплами, дагмарами, молдингами и воздухозаборниками. Детройтское плавниковое барокко в 1957 году отчаянно входило в свою золотую эру и каждый год выглядело все более вызывающе.
Buick Special
На волне бесконтрольно растущих хвостов детройтские автоконцерны вошли в бешеный ритм ежегодных обновлений дизайна — новым автомобиль оставался только один сезон.
я выбрал вместо рекламы.
Так что когда в шестидесятых на смену аэрокосмическому помешательству пришли спокойные формы, все эти ракеты на колесах мгновенно устарели. И только сейчас, глядя назад, мы можем себя спросить: а не было ли это золотым веком автомобилей?