Опубликовано 01 сентября 2009, 22:10

Может, но не обязан

Вступил в силу новый свод правил для сотрудников ГИБДД
1 сентября в России вступил в силу новый административный регламент МВД по контролю и надзору за соблюдением безопасности дорожного движения. Проще говоря - новый свод правил для сотрудников ГИБДД, который разрешает им сидеть в засаде, обязывает быть тактичными, отделяет осмотр от досмотра и декларирует равенство водителей перед законом.
Фото Виталия Анькова/РИА Новости
Фото Виталия Анькова/РИА Новости

Итак, свершилось. 1 сентября в России вступил в силу новый административный регламент МВД по контролю и надзору за соблюдением безопасности дорожного движения. Проще говоря - новый свод правил для сотрудников ГИБДД, который пришел на замену старому, действовавшему с 1999 года.

Этот захватывающий документ состоит из двух частей - из наставления сотрудникам ДПС, которое предназначено для внутреннего пользования и, по сути, регулирует бумажную работу автоинспекторов (как оформлять, что куда записывать и кому направлять), и непосредственно регламента. При этом, в отличие от предыдущих редакций, он находится в свободном доступе - ознакомиться с документом на 82 листах (со всеми приложениями) можно в бумажных СМИ, в интернете, а также непосредственно на посту ДПС или в любом подразделении ГИБДД.

Ключевых моментов в регламенте несколько. Итак, это...

Засада

Теперь инспекторам ДПС официально разрешено сидеть в засаде (ранее эта ситуация никак не оговаривалась) - то есть прятаться, используя естественные и искусственные укрытия. Более того, им разрешено скрытно следить за соблюдением правил дорожного движения из машин, не имеющих специальной окраски и проблесковых маячков - они также могут относиться к патрульным автомобилям Госавтоинспекции. Однако останавливать за нарушения ПДД по-прежнему могут исключительно инспекторы в униформе и на машинах ДПС.

С другой стороны, гаишникам вовсе не обязательно сидеть в засаде - на многих трассах сейчас активно используются мобильные фоторадары, такие как "Крис" П. Этот малозаметный ящик на невысокой треноге может стоять в полутора километрах от инспектора, у которого будет около 40 секунд, чтобы среагировать на машину, двигающуюся со скоростью 150 километров в час. Вполне достаточно. Впрочем, если инспектор не успеет остановить автомобиль, штраф вместе с фотографией может ожидать нарушителя в почтовом ящике.

Интересно также, что для предупреждения нарушений инспекторы теперь смогут официально использовать макеты патрульных автомобилей и манекены, имитирующие сотрудников ДПС.

Стоп, машина!

Остановив автомобиль, инспектор должен представиться, объяснить водителю причину остановки, и вообще быть вежливым, объективным и тактичным. Так, если участник дорожного движения "реагирует возбужденно", нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность объясниться. Это, несомненно, плюс. Минус же заключается в том, что основания к остановке, хоть и перечислены, но настолько расплывчато, что проще сказать: инспектор имеет право остановить автомобиль при любых обстоятельствах. И, фактически, в любом месте. Например, документы можно проверять не только на посту, а на любом участке трассы. Разумеется, в том случае, если проводится какая-либо спецоперация или если есть "конкретные ориентировки".

Отдавать воинское приветствие (или, как говорят некоторые, честь) гаишник не обязан. Если водитель передаст инспектору документы, в которые будут вложены деньги, то сотрудник ГИБДД должен вернуть права и попросить убрать оттуда материальные ценности. Показать по просьбе водителя свои документы гаишник может, только не выпуская их из рук. По сути именно "может", поскольку если считает, что водитель "под мухой", то может этого и не делать.

Осмотр-досмотр

В новом документе четко оговорены отличия осмотра и досмотра. Осмотром считается визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза без составления протокола и без понятых, то есть в то случае, когда водитель по требованию инспектора сам открывает свою машину и показывает все, что в ней есть. Основанием для проведения осмотра могут быть ориентировки и указания в рамках спецмероприятий, подозрения, что груз не соответствует документам, или что в машине есть неисправности, при которых ее эксплуатация запрещена. Сверка номеров с документами тоже считается осмотром.

Если же водитель отказывается от осмотра, то инспектор обязан провести досмотр. Другими основаниями для этого мероприятия служат, опять же, какие-либо спецоперации или проверка обоснованного(!) предположения о наличии в машине запрещенных вещей (оружия, наркотиков и т.п.). В этом случае составляется протокол и привлекаются понятые. Любопытно, что присутствие владельца машины не обязательно.

Инспекторам разрешен и личный досмотр водителя и пассажиров, который производится лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Которые, в свою очередь, опять-таки необязательны.

Тихо! Идет съемка!

В документе впервые оговорено, что водитель имеет право фиксировать как место нарушения или аварии, так и действия сотрудника ДПС с помощью видео- и звукозаписывающей аппаратуры. Пожалуй, это самое приятное новшество - теперь требования инспектора убрать камеру или диктофон без веских причин являются незаконными.

Однако и тут есть исключение - снимать и записывать можно, если это не запрещено законодательством, о чем сотрудник обязан водителя предупреждать. То есть, например, когда в объектив камеры может попасть объект, который снимать запрещено. (Размышления о том, что это за объекты, можно прочитать, например, здесь.) Еще, как уточняет замначальника управления ГИБДД Свердловской области Сергей Зонов, нельзя снимать лицо инспектора крупным планом. Он же утверждает, что запись может производиться только на фоне стационарного поста или машины ГИБДД.

С другой стороны, вести съемку всего происходящего может и автоинспектор.

...для всех один

Еще одно приятное нововведение состоит в том, что теперь инспекторы получили право останавливать, проверять документы, отстранять от управления автомобилем и направлять на медицинское освидетельствование всех обладателей "крутых корочек" и иных лиц, обладавших ранее иммунитетом перед гаишниками. А это - прокуроры и следователи СКП РФ, судьи, сенаторы и депутаты, члены избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты в президенты РФ, иностранные послы и даже уполномоченный по правам человека в РФ.

Если же нарушитель отказывается подчиняться, руководитель подразделения ГИБДД должен связаться с его руководством, которое, в свою очередь, должно выслать на место представителя для дальнейших процедурных действий.

Очевидно, что поводом для включения этой нормы в регламент стали участившиеся случаи аварий со смертельным исходом, зачастую спровоцированных нетрезвыми прокурорами, чиновниками и дипломатами.

Вступление в силу нового свода правил для сотрудников ДПС неожиданностью не стало - он был утвержден главой МВД Рашидом Нургалиевым еще в начале марта. К этому событию готовились загодя. Как пишет "РГ", в начале лета в орловском институте МВД, специализирующемся на безопасности дорожного движения, все руководители ГИБДД специально обучались, как правильно вести себя с водителями в рамках новых требований. Затем эти руководители принимали зачеты у своих сотрудников. Причем, как утверждают в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, не сдавшие экзамен к службе на дороге не допущены.

Но даже если сотрудники ГАИ и помнят, о чем говорится в 272 статьях новых правил, то для водителей они все равно темный лес. И, как справедливо заметил в интервью "Коммерсанту" президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, в первые месяцы после вступления документа в силу неизбежны конфликты, которые приведут к традиционному вымогательству. В этой связи добавим от себя, что известный постулат об обязательности исполнения законов в России никто пока не отменял.