Не вырулил
Краткая история достижений и неудач "Сааба"20 декабря окружной суд шведского города Ванерсборг удовлетворил иск компании Saab о признании ее банкротом. "Мотор" собрал ключевые моменты истории шведского автопроизводителя -- от появления на свет до клинической смерти.
Во вторник, 20 декабря, окружной суд шведского города Ванерсборг удовлетворил иск компании Saab, которая днем ранее попросила признать себя банкротом. Заявление в суд подал лично председатель совета директоров фирмы Swedish Automobile N.V., владеющей правами на бренд "Сааб", Виктор Мюллер.
Финансовые трудности у шведского автопроизводителя начались в самый разгар международного финансового кризиса, причем справиться с ними не помогли ни смена владельца, ни заинтересованность в возрождении бренда, которую проявили российские и китайские бизнесмены. "Сааб" теперь официально признан банкротом.
В материале, подготовленном с оглядкой на зарубежные издания и фан-сайты "Сааба", мы собрали ключевые моменты истории этой марки – от ее появления на свет до зафиксированной официально "финансовой" гибели.
1937 год
Основана компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget (сокращенно SAAB), которая занялась производством военных самолетов. С момента своего появления и до закрытия штаб-квартира и сборочное предприятие будет находиться в шведском городе Трольхеттан.
1945 год
/imgs/2015/03/09/00/60859/32ed099d179a7252da9f99143cffb535a262cd4d.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60856/ae8a66e44f5445cf1a04747f03f2ee81bdea7d8f.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60857/e7a54c24d07bab01aa6127b8a2281634ce2ebe51.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60858/df756e1d799009575b6059709a05782d6c1d8b4d.jpeg)
Saab перепрофилирует производство под выпуск автомобилей. В последующие два года первые прототипы марки — 92.001 (так же известный как Ursaab) и 92.002, разработанные авиационными инженерами, — проходят испытания.
1949 год
/imgs/2015/03/09/00/60860/95a6023326109680e4cbed8fa3ad522ba1e4b75a.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60861/760b7db4ce06dcb7acb36a382084f86d69399421.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60862/c6a0595a8335bd747ca73fe07a459a8cc8a11ac1.jpeg)
Saab начинает производство первой серийной машины — модели 92. Автомобиль оснащался двухтактным двигателем объемом 764 кубических сантиметров и имел передний привод. К середине 50-х годов прошлого века Saab 92 разошелся тиражом в 20 тысяч экземпляров.
1955 год
/imgs/2015/03/09/00/60865/36b20f41533d662adf2ae641521552b558a2ae84.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60866/ca9a7e224fbf80f5aca512942ed6bc85c705698d.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60864/a72f0891c531e007a052733a33b1de83ae9e44ff.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60863/888a58621d1ddcd217ae2af36ce532818058068c.jpeg)
На смену модели 92 приходит автомобиль Saab 93. Такая машина имела уже трехцилиндровый 748-кубовый мотор мощностью 33 лошадиные силы и оснащалась бескамерными шинами.
1959 год
/imgs/2015/03/09/00/60868/14ccdbebb5469bc98fcf01358c44d13a684e9608.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60867/fee7533b4135e7a943bcc0761c064cbeb947cf2d.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60869/0e706677666715a185b34cab32f59bfc59d966e5.jpeg)
Появляется первый в истории "Сааба" универсал — модель 95. Автомобиль оснащался 841-кубовым двигателем и складывающимися сиденьями третьего ряда, расположенными против хода движения. Таким образом, машина могла быть семиместной. Позднее Saab 95 получил четырехцилиндровый мотор Ford.
1960 год
/imgs/2015/03/09/00/60871/d2c2a7fc5861005177d18f42e223f841265844a9.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60870/7ebe6e1cb0c8bfbf9ffaa15b085b65653e69a5d2.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60872/35840b3a5079590cd1f38e09fa518997a52d838c.jpeg)
Представлен седан Saab 96, пришедший на смену модели 93. В начале своего жизненного цикла машина оснащалась трехцилиндровым 38-сильным двухтактным двигателем объемом 750 кубических сантиметров, который позднее сменил четырехцилиндровый, производства Ford.
1966 год
Представлен первый четырехтактный четырехцилиндровый двигатель, построенный "Фордом". Такой мотор получили модели 96 и 95. Старые двухтактники после появления этих агрегатов были сняты с производства.
1967 год
/imgs/2015/03/09/00/60874/a33b8421af5e6fa43d62c6a75698d3c1471ed7d4.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60873/2eb4a50f8b7467454dd180eba434afe66a5fa6ff.jpeg)
В Стокгольме представлен седан Saab 99, который стал первой полностью новой моделью компании со времен 92. Автомобиль комплектовался 1,7-литровой "четверкой", разработанной для "Сааба" фирмой Ricardo и производившейся компанией Triumph в Великобритании.
1968 год
Saab объединяется с производителем грузовиков Scania.
1974 год
Двух и четырехдверные модификации Saab 99 дополняются трехдверным хэтчбеком под названием Combi Coupe. Такой тип кузова в модельном ряду Saab просуществует в различных вариациях до 2002 года – почти тридцать лет!
1976 год
С конвейера завода в Трольхеттане сходит миллионный Saab. В этом же году была представлена пятидверка 99 и инновационный двигатель с турбонагнетателем, который появится на этой модели годом позже.
1978 год
/imgs/2015/03/09/00/60876/31a5055b0787f2626f36cc6f15b8b59695403d4f.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60877/e30501390166903081d6d6e9525c1a82e9a38aba.jpeg)
На рынок выходит Saab 900 – развитие модели 99. Прекращается выпуск Saab 95. Шведская компания заключает соглашение о сотрудничестве с концерном Fiat, вместе с которым разрабатывает платформу Type Four, использующуюся на Saab 9000, Alfa Romeo 164, Fiat Croma и Lancia Thema.
1980 год
Завершается производство модели 96 — последней машины из семейства "Саабов" в двухчисловым индексом. За 30 лет автомобили с названиями 92, 93, 95 и 96 были собраны в общей сложности в количестве 730 тысяч 607 штук.
1984 год
/imgs/2015/03/09/00/60878/1b534f7bb30cbe1531f8ce0fe7218719e07b11ce.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60879/7498e4687ca18b0d13d99dff1252b35e7d23cbf6.jpeg)
Представлен пятидверный Saab 9000 – третья полностью новая модели в линейке шведской марки. Впервые ежегодный объем выпуска "Саабов" превышает 100 тысяч машин.
1985 год
Saab показал свой первый концепт-кар — EV-1. Правда, к электромобилям этот прототип не имел никакого отношения: его название расшифровывалось как "Experimental Vehicle One" - "Экспериментальный автомобиль номер один". Машина была построена на базе модели 900, имела посадочную формулу 2+2 и оснащена 285-сильным турбированным двигателем. На крыше находилась солнечная батарея, состоящая из 66 ячеек, которая питала климатическую установку даже во время стоянки.
1986 год
В продажу поступает кабриолет Saab 900. Еще через год компания отпразднует выпуск двухмиллионного автомобиля.
1990 год
Концерн General Motors покупает 50 процентов акций Saab-Scania, что привело к образованию новой компании под названием Saab Automobile AB. Оставшиеся акции Saab-Scania переходят к шведской инвестиционной группе Investor AB.
1993 год
/imgs/2015/03/09/00/60884/04ee2cb7a29c8e23843b3c1af2bd6a3e1b1277b4.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60883/aa86f1d739fbf20fde62dcfdf3ea081675779515.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60882/15af6ba57516edd09926f41227cc7fd25863afb7.jpeg)
Представлен Saab 900 второго поколения, построенный на базе Opel Vectra и получивший техническую новинку в виде "автоматического" сцепления – вместо водителя размыканием и замыканием сцепления заведовала электроника, при этом передачи нужно было переключать вручную. Правда, эта система не пользовалась особой популярностью. Также впервые в гамме марки появился двигатель V6.
1997 год
/imgs/2015/03/09/00/60885/7fde430ae9cf2f5284fcfe4204f7d601c79e2de3.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60887/e724f9996ed72a342106529ddb648311dc759c61.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60886/1aae5b4150df1d4400660686ed4d22374c21d4ad.jpeg)
Saab празднует 50-летие с момента становления автопроизводителем. Компания запускает в продажу преемника модели 9000 — Saab 9-5.
1998 год
/imgs/2015/03/09/00/60888/166816da367ad83b9f22f4de21110b06ad9c160c.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60889/abf100a8072556255b43d3ff67c990fe3a2974a5.jpeg)
Представлен Saab 9-3. По сути, это существенно модернизированная версия модели 900. В том же году появляется универсал 9-5 SportCombi, модификация Aero и "заряженный" вариант 9-3 Viggen.
2000 год
Группа Investor AB продает свои акции "Сааба" концерну General Motors, который теперь обладает полным контролем над компанией.
2002 год
В июле в Стокгольме прессе показан полностью новый Saab 9-3 Sport Saloon — первый компактный премиальный седан марки.
2003 год
/imgs/2015/03/09/00/60894/5219d6504045d2b8015395aefe065d426c200e63.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60892/237b47638054397c5a3abe2c9827fa3a1121b0d2.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60893/2ed7580ddbd90e9c83f79574054f2d66d1cb2606.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60891/0c5c44ca049a8dfeae6ef9271d3c79ee81e0c5e0.jpeg)
Saab 9-3 Sport-Hatch Concept
На моторшоу в Женеве дебютирует кабриолет Saab 9-3, а также концептуальный универсал на базе Saab 9-3, почему-то получивший название Sport-Hatch.
2005 год
/imgs/2015/03/09/00/60896/07edbba2b03f8dff0815ff7f49dde139dfb63927.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60895/da91e81294c39fbb0958ff7d55b1bb4df8f68565.jpeg)
Спустя два года концепт-кар становится серийным универсалом Saab 9-3 SportWagon с необычным оформлением задней части кузова. С конвейера завода в Трольхеттане сходит четырехмиллионный "Сааб".
2006 год
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2015/03/09/00/60901/4cee4cd85642fdcb36d7dea977fdde775c2ce338.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60900/d9e222af78b1a477a90629f1e75d47fae567617b.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60899/c0dbb7cb7684b239a7755637c8c4dcc234c66744.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60897/94baff3d58edd9b918b13424f0ccb03a74b484e4.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60898/f417a3aa46f977066529e10a693fb14c3278475d.jpeg)
На автосалоне в Женеве рассекречен концепт-кар Saab Aero X. Автомобиль оснащен 400-сильным шестицилиндровым двигателем объемом 2,8 литра, который может работать как на бензине, так и на биоэтаноле.
2007 год
Saab заявляет о рекордных продажах не только в Европе, но и во всем мире. На рынок выходит обновленный Saab 9-3 с дизайном, частично позаимствованным у Aero X.
2009 год
Виктор Мюллер и глава Saab Ян Оке Йонссон
На протяжении последних лет Saab оказывается сильно убыточным предприятием. За один только 2008 года Saab потерял около 340 миллионов долларов. В феврале 2009 года для защиты от кредиторов в компании пришлось провести техническое банкротство, а концерн GM выставил шведский бренд на продажу. Впервые компанией начинают интересоваться китайцы — в частности, Beijing Automotive Industry Holdings.
Одним из претендентов на "Сааб" является и голландский производитель спорткаров Spyker. Причем главным инициатором переговоров о покупке бренда стал один из совладельцев "Спайкера", российский бизнесмен Владимир Антонов. Однако позже он был вынужден покинуть состав акционеров Spyker из-за требований американской стороны, которая подозревала Антонова в связи с организованной преступностью. Предоставленные Антоновым доказательства обратного не помогают переубедить GM и для совершения сделки бизнесмену приходится продать свои акции в Spyker фирме Tenaci, которая принадлежит исполнительному директору Spyker Виктору Мюллеру.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2015/03/09/00/60909/8a8abf2626a4ac3fc1b9d71c10efc516a813eee0.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60908/a6882b6e4d9932eb7f530b14bed39eaffc68ad3c.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60907/a43a8347635c39e1e342db680c2427628ce93bea.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60905/7a494d74975e97e4d25aa24a2c7b7189d99797bd.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60904/c1af91f18804ba5979a0f8b5922874fb1a50df14.jpeg)
/imgs/2015/03/09/00/60906/6cae9ef96235f7e2c9a937020c2236de4b8c88b8.jpeg)
В августе 2009 года Saab представил седан 9-5 нового поколения, однако из-за финансовых трудностей у концерна GM и процессов по продаже шведского бренда, производство нового, весьма перспективного автомобиля было запущено только в январе 2010-го. Осенью того же года дебютировал кроссовер 9-4X, который имел ту же платформу, что и Cadillac SRX. Оба автомобиля встали на конвейер, однако выйти на запланированные объемы производства эти модели не успели.
2010 год
Виктор Мюллер
Компания Spyker становится владельцем Saab, а ее основатель, Виктор Мюллер, назначается председателем совета директоров. Прежний глава "Сааба" — Ян Оке Йонссон — сохраняет свой пост и по-прежнему занимается руководством компанией.
2011 год
Финансовая ситуация внутри "Сааба" достигает пика своей напряженности. В апреле из-за долгов перед поставщиками останавливается конвейер завода в Трольхеттане и компании приходится искать средства на продолжение работы. Так появляются китайские партнеры в виде фирм Zhejiang Youngman Lotus Automobile Co. и Pang Da Automobile, согласившиеся предоставить деньги в обмен на акции "Сааба". Однако трудности в получении разрешения на сделку от властей КНР заставляют компанию искать другие пути решения проблемы.
В результате, китайцы предлагают полностью выкупить Saab всего за 100 миллионов долларов, пообещав не только сохранить бренд, но и потратить немало средств на развитие компании. Однако концерн GM, который все еще владеет частью акций шведского производителя, блокирует сделку из-за опасений, что технологические лицензии и ноу-хау ("Сааб" активно использовал технологии марки Opel) могут перейти к китайцам. Saab начинает реорганизацию, однако из-за недостатка средств вынужден признать себя банкротом.
Продолжение следует?