Опубликовано 21 декабря 2011, 00:02
7 мин.

Не вырулил

Краткая история достижений и неудач "Сааба"
20 декабря окружной суд шведского города Ванерсборг удовлетворил иск компании Saab о признании ее банкротом. "Мотор" собрал ключевые моменты истории шведского автопроизводителя -- от появления на свет до клинической смерти.
Фотографии компании Saab
Фотографии компании Saab

Во вторник, 20 декабря, окружной суд шведского города Ванерсборг удовлетворил иск компании Saab, которая днем ранее попросила признать себя банкротом. Заявление в суд подал лично председатель совета директоров фирмы Swedish Automobile N.V., владеющей правами на бренд "Сааб", Виктор Мюллер.

Финансовые трудности у шведского автопроизводителя начались в самый разгар международного финансового кризиса, причем справиться с ними не помогли ни смена владельца, ни заинтересованность в возрождении бренда, которую проявили российские и китайские бизнесмены. "Сааб" теперь официально признан банкротом.

В материале, подготовленном с оглядкой на зарубежные издания и фан-сайты "Сааба", мы собрали ключевые моменты истории этой марки – от ее появления на свет до зафиксированной официально "финансовой" гибели.

1937 год

Не вырулил

Основана компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget (сокращенно SAAB), которая занялась производством военных самолетов. С момента своего появления и до закрытия штаб-квартира и сборочное предприятие будет находиться в шведском городе Трольхеттан.

1945 год

Saab перепрофилирует производство под выпуск автомобилей. В последующие два года первые прототипы марки — 92.001 (так же известный как Ursaab) и 92.002, разработанные авиационными инженерами, — проходят испытания.

1949 год

Saab начинает производство первой серийной машины — модели 92. Автомобиль оснащался двухтактным двигателем объемом 764 кубических сантиметров и имел передний привод. К середине 50-х годов прошлого века Saab 92 разошелся тиражом в 20 тысяч экземпляров.

1955 год

На смену модели 92 приходит автомобиль Saab 93. Такая машина имела уже трехцилиндровый 748-кубовый мотор мощностью 33 лошадиные силы и оснащалась бескамерными шинами.

1959 год

Появляется первый в истории "Сааба" универсал — модель 95. Автомобиль оснащался 841-кубовым двигателем и складывающимися сиденьями третьего ряда, расположенными против хода движения. Таким образом, машина могла быть семиместной. Позднее Saab 95 получил четырехцилиндровый мотор Ford.

1960 год

Представлен седан Saab 96, пришедший на смену модели 93. В начале своего жизненного цикла машина оснащалась трехцилиндровым 38-сильным двухтактным двигателем объемом 750 кубических сантиметров, который позднее сменил четырехцилиндровый, производства Ford.

1966 год

Представлен первый четырехтактный четырехцилиндровый двигатель, построенный "Фордом". Такой мотор получили модели 96 и 95. Старые двухтактники после появления этих агрегатов были сняты с производства.

1967 год

В Стокгольме представлен седан Saab 99, который стал первой полностью новой моделью компании со времен 92. Автомобиль комплектовался 1,7-литровой "четверкой", разработанной для "Сааба" фирмой Ricardo и производившейся компанией Triumph в Великобритании.

1968 год

Saab объединяется с производителем грузовиков Scania.

1974 год

Не вырулил

Двух и четырехдверные модификации Saab 99 дополняются трехдверным хэтчбеком под названием Combi Coupe. Такой тип кузова в модельном ряду Saab просуществует в различных вариациях до 2002 года – почти тридцать лет!

1976 год

С конвейера завода в Трольхеттане сходит миллионный Saab. В этом же году была представлена пятидверка 99 и инновационный двигатель с турбонагнетателем, который появится на этой модели годом позже.

1978 год

На рынок выходит Saab 900 – развитие модели 99. Прекращается выпуск Saab 95. Шведская компания заключает соглашение о сотрудничестве с концерном Fiat, вместе с которым разрабатывает платформу Type Four, использующуюся на Saab 9000, Alfa Romeo 164, Fiat Croma и Lancia Thema.

1980 год

Завершается производство модели 96 — последней машины из семейства "Саабов" в двухчисловым индексом. За 30 лет автомобили с названиями 92, 93, 95 и 96 были собраны в общей сложности в количестве 730 тысяч 607 штук.

1984 год

Представлен пятидверный Saab 9000 – третья полностью новая модели в линейке шведской марки. Впервые ежегодный объем выпуска "Саабов" превышает 100 тысяч машин.

1985 год

Не вырулил

Saab показал свой первый концепт-кар — EV-1. Правда, к электромобилям этот прототип не имел никакого отношения: его название расшифровывалось как "Experimental Vehicle One" - "Экспериментальный автомобиль номер один". Машина была построена на базе модели 900, имела посадочную формулу 2+2 и оснащена 285-сильным турбированным двигателем. На крыше находилась солнечная батарея, состоящая из 66 ячеек, которая питала климатическую установку даже во время стоянки.

1986 год

Не вырулил

В продажу поступает кабриолет Saab 900. Еще через год компания отпразднует выпуск двухмиллионного автомобиля.

1990 год

Концерн General Motors покупает 50 процентов акций Saab-Scania, что привело к образованию новой компании под названием Saab Automobile AB. Оставшиеся акции Saab-Scania переходят к шведской инвестиционной группе Investor AB.

1993 год

Представлен Saab 900 второго поколения, построенный на базе Opel Vectra и получивший техническую новинку в виде "автоматического" сцепления – вместо водителя размыканием и замыканием сцепления заведовала электроника, при этом передачи нужно было переключать вручную. Правда, эта система не пользовалась особой популярностью. Также впервые в гамме марки появился двигатель V6.

1997 год

Saab празднует 50-летие с момента становления автопроизводителем. Компания запускает в продажу преемника модели 9000 — Saab 9-5.

1998 год

Представлен Saab 9-3. По сути, это существенно модернизированная версия модели 900. В том же году появляется универсал 9-5 SportCombi, модификация Aero и "заряженный" вариант 9-3 Viggen.

2000 год

Группа Investor AB продает свои акции "Сааба" концерну General Motors, который теперь обладает полным контролем над компанией.

2002 год

Не вырулил

В июле в Стокгольме прессе показан полностью новый Saab 9-3 Sport Saloon — первый компактный премиальный седан марки.

2003 год

На моторшоу в Женеве дебютирует кабриолет Saab 9-3, а также концептуальный универсал на базе Saab 9-3, почему-то получивший название Sport-Hatch.

2005 год

Спустя два года концепт-кар становится серийным универсалом Saab 9-3 SportWagon с необычным оформлением задней части кузова. С конвейера завода в Трольхеттане сходит четырехмиллионный "Сааб".

2006 год

На автосалоне в Женеве рассекречен концепт-кар Saab Aero X. Автомобиль оснащен 400-сильным шестицилиндровым двигателем объемом 2,8 литра, который может работать как на бензине, так и на биоэтаноле.

2007 год

Не вырулил

Saab заявляет о рекордных продажах не только в Европе, но и во всем мире. На рынок выходит обновленный Saab 9-3 с дизайном, частично позаимствованным у Aero X.

2009 год

Виктор Мюллер и глава Saab Ян Оке Йонссон

Виктор Мюллер и глава Saab Ян Оке Йонссон

На протяжении последних лет Saab оказывается сильно убыточным предприятием. За один только 2008 года Saab потерял около 340 миллионов долларов. В феврале 2009 года для защиты от кредиторов в компании пришлось провести техническое банкротство, а концерн GM выставил шведский бренд на продажу. Впервые компанией начинают интересоваться китайцы — в частности, Beijing Automotive Industry Holdings.

Одним из претендентов на "Сааб" является и голландский производитель спорткаров Spyker. Причем главным инициатором переговоров о покупке бренда стал один из совладельцев "Спайкера", российский бизнесмен Владимир Антонов. Однако позже он был вынужден покинуть состав акционеров Spyker из-за требований американской стороны, которая подозревала Антонова в связи с организованной преступностью. Предоставленные Антоновым доказательства обратного не помогают переубедить GM и для совершения сделки бизнесмену приходится продать свои акции в Spyker фирме Tenaci, которая принадлежит исполнительному директору Spyker Виктору Мюллеру.

В августе 2009 года Saab представил седан 9-5 нового поколения, однако из-за финансовых трудностей у концерна GM и процессов по продаже шведского бренда, производство нового, весьма перспективного автомобиля было запущено только в январе 2010-го. Осенью того же года дебютировал кроссовер 9-4X, который имел ту же платформу, что и Cadillac SRX. Оба автомобиля встали на конвейер, однако выйти на запланированные объемы производства эти модели не успели.

2010 год

Виктор Мюллер

Виктор Мюллер

Компания Spyker становится владельцем Saab, а ее основатель, Виктор Мюллер, назначается председателем совета директоров. Прежний глава "Сааба" — Ян Оке Йонссон — сохраняет свой пост и по-прежнему занимается руководством компанией.

2011 год

Не вырулил

Финансовая ситуация внутри "Сааба" достигает пика своей напряженности. В апреле из-за долгов перед поставщиками останавливается конвейер завода в Трольхеттане и компании приходится искать средства на продолжение работы. Так появляются китайские партнеры в виде фирм Zhejiang Youngman Lotus Automobile Co. и Pang Da Automobile, согласившиеся предоставить деньги в обмен на акции "Сааба". Однако трудности в получении разрешения на сделку от властей КНР заставляют компанию искать другие пути решения проблемы.

В результате, китайцы предлагают полностью выкупить Saab всего за 100 миллионов долларов, пообещав не только сохранить бренд, но и потратить немало средств на развитие компании. Однако концерн GM, который все еще владеет частью акций шведского производителя, блокирует сделку из-за опасений, что технологические лицензии и ноу-хау ("Сааб" активно использовал технологии марки Opel) могут перейти к китайцам. Saab начинает реорганизацию, однако из-за недостатка средств вынужден признать себя банкротом.

Продолжение следует?

Теги: