Опубликовано 04 июня 2013, 17:51
9 мин.

Быстрее пули

История рекордов скорости на суше: часть вторая
Неделю назад мы писали об истории установления рекордов скорости на суше. Теперь продолжение: почему гонщики отказались от поршневых двигателей, кто и как находил двигатели от реактивных истребителей на свалках, а также о машине, которую нельзя застрелить.
Фотографии производителей и с сайтов bagemiya.ru и landracing.com
Фотографии производителей и с сайтов bagemiya.ru и landracing.com

Неделю назад мы писали об истории установления рекордов скорости на суше. Теперь - продолжение: почему гонщики отказались от поршневых двигателей, кто и как находил двигатели от реактивных истребителей на свалках, а также о машине, которую нельзя застрелить.

Долой поршни!

Отметка в 650 километров в час – практически предел для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Ведь на таких скоростях самым главным «сдерживающим» фактором становится сопротивление воздуха, а мощность, требуемая для его преодоления, пропорциональна кубу скорости. Поэтому для того, чтобы стать быстрее, машине нужно иметь не только идеальную аэродинамическую форму, но и еще более мощный двигатель. Автомобиль становится тяжелее и крупнее, сопротивление воздуха растет – и в итоге получается замкнутый круг.

Часть первая

Первые рекорды и авиационные двигатели

Но если авиаторы поняли эту простую истину очень давно, то автомобильные рекордсмены шли к ее осознанию несколько дольше. Первым стал американец Крэг Бридлав – он умудрился поставить на машину найденный на свалке двигатель General Electric J47 от реактивного самолета F-86 Sabre. Сам автомобиль был трехколесным и имел обтекаемую форму, напоминающую самолет: не проще было ли Бридлаву взять списанный Sabre и отрезать ему крылья?

Быстрее пули

Бридлав вышел на старт в Бонневиле в 1962 году. Автомобиль, получивший название "Дух Америки", управлялся ужасно и установить рекорд не смог. Страшно было! Но в 1963 все получилось – автомобиль показал скорость 657 километров в час и рекорд ... не был засчитан! Дело в том, что международная автомобильная федерация FIA не признала болид Бридлава автомобилем – во-первых, у него было всего три колеса, а во-вторых, его двигатель был реактивным – привода на колеса не было. Зато федерация мотоспорта FIM без раздумий согласилась признать Spirit of America мотоциклом и засчитала рекорд. А через год под давлением общественности сама FIA поменяла правила – теперь автомобилем признавалось все, что передвигается на колесах – и рекорд тоже был засчитан.

Быстрее пули
Восьмикилометровое скольжение болида Бридлава вошло в книгу рекордов Гиннесса

Восьмикилометровое скольжение болида Бридлава вошло в книгу рекордов Гиннесса

В 1964 году в Бонневиле «Дух Америки» установил новый рекорд, развив скорость уже 846,9 километра в час! Но это показалось Бридлаву недостаточным, и через две недели он снова совершил заезд, который чуть не стоил ему жизни. На огромной скорости у машины отказали тормозные парашюты, шасси развалилось, и «Дух Америки» на протяжении восьми километров тормозил «брюхом», пока не «дополз» до пруда, в котором и утонул. Доподлинно неизвестно, что сделал Крэг Бридлав после аварии, но мы бы с такой удачей на его месте отправились бы в казино – благо, в близлежащем городке Уэндовер их полно.

После Бридлава началась реактивная эра. И в том же году рекорд "Духа Америки" был побит Артом Арфонсом на машине под названием «Зеленый монстр».

Первым автомобилем, получившим такое название, стал трехколесный дрэгстер 1952 года с шестицилиндровым мотором Oldsmobile. При его постройке у Арфонса не нашлось приличной краски – и он использовал оставшуюся в гараже зеленую краску для трактора. Получилось некрасиво, и на первых же соревнованиях диктор окрестил машину «Зеленым монстром». Кличка прилипла: впоследствии, вне зависимости от цвета, в который Арфонс красил свои гоночные машины, все они назывались точно так же.

Быстрее пули

Создавая автомобиль для рекорда скорости, Арт купил за 600 долларов двигатель General Electric J79 от истребителя-бомбардировщика F-104 Starfighter. Тот был сильно поврежден, и разбираться с ним пришлось самому – ведь все «мануалы» от мотора тогда были строжайшей военной тайной. А правительство и компания General Electric даже пригрозили Арфонсу судебными разбирательствами. Но Арт был совершенно отчаянным человеком: первые испытания отремонтированного мотора он проводил во дворе своего дома, за что наверняка наслушался много ласковых слов от соседей.

Быстрее пули

В 1964 и 1965 годах «Зеленому монстру» вперемежку с «Духом Америки» удалось поставить мировой рекорд скорости трижды – он развил скорость 698, 863 и 927 километров в час.

Кстати, брат Арта, Волтер, в тот момент тоже строил реактивный автомобиль и участвовал в Бонневиле -- но его детище под названием Wingfoot Express так и не смогло поставить рекорд, разогнавшись «всего» до 413 миль (664 километра) в час.

Кстати, брат Арта, Волтер, в тот момент тоже строил реактивный автомобиль и участвовал в Бонневиле -- но его детище под названием Wingfoot Express так и не смогло поставить рекорд, разогнавшись «всего» до 413 миль (664 километра) в час.

Больше рекордов Арфонс не ставил: во время очередного заезда на скорости 910 километров в час у «Монстра» отвалились колеса – машина была разбита, но Арт выжил. И даже не остановился на этом, построив еще один реактивный автомобиль. Но продолжить гоняться в Бонневиле ему запретила жена, и Арфонсу пришлось продать свой болид и переключиться на гонки на сверхмощных тракторах. Однако рекорд все равно был за ним.

Быстрее пули

Естественно, Бридлав этого просто так не оставил. Уже в 1965 году он вернулся на высохшие озера с новой машиной Spirit of America Sonic 1. Этот автомобиль был уже четырехколесным и оснащался двигателем J79 от F-4 Phantom II. Название подсказывает, что на этой машине он планировал преодолеть скорость звука.

На этот раз он сумел не только побить предыдущий рекорд, но и первым преодолеть барьер в 600 миль – его скорость составила 600,601 мили в час (966,574 километра в час). Но до скорости звука было еще далеко. А на пару заездов он даже пустил за руль жену: она, конечно, ехала аккуратно, с поворотниками и смотря по зеркалам, поэтому развила «всего» 496 километров в час – но все равно стала самой быстрой женщиной в истории.

Быстрее пули

Рекорд Бридлава держался долго, аж до 1970 года, когда соль Бонневиля попробовал треколесник Blue Flame с ракетным двигателем. В отличие от машины Бридлава и Арфонса, «Синее пламя» было спроектировано крупной научной компанией Reaction Dynamics, основанной профессором Питом Фарнсвортом (не этим) в кооперации с несколькими другими компаниями и научными институтами. Свое имя машина получила из-за титульного спонсора, компании The American Gas Association. Она же, между прочим, изначально хотела спонсировать Бридлава, но тот запросил слишком много денег.

Быстрее пули

Одиннадцатиметровый Blue Flame весил 2,2 тонны. Машина использовала ракетный мотор собственной разработки Reaction Dynamics, работавший на смеси сжиженного природного газа и высокопрочного пероксида – то есть, твердого топлива. За руль сел Гари Габелич – гонщик и астронавт-испытатель хорватского происхождения. С машиной было много проблем: сначала старт отложили на год, потом она никак не могла набрать даже 700 километров в час. Дальше – очередные неприятности: мотора не хватало, чтобы проехать дистанцию в обе стороны. И лишь с четвертой попытки, 7 октября 1970 года, Габеличу удалось разогнать «Синее пламя» до 1014,5 километра в час. Это был последний рекорд скорости, установленный в Бонневиле.

/http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=tZ6DeAfILOM

У самого Гари тоже интересная судьба. Еще учась в школе, он «одалживал» Pontiac отца, чтобы заниматься на нем дрэг-рейсингом. Успех пришел к нему быстро: еще не достигнув восемнадцати, он уже был чемпионом Америки в своем классе, а в девятнадцать вовсю пилотировал дрэгстеры с реактивными двигателями – и стал первым в мире человеком, проехавшим четверть мили быстрее, чем за семь секунд.

Затем он работал на компанию North American Aviation, которая позже слилась с Rockwell-Standard, и прошел путь от младшего офисного сотрудника до астронавта-испытателя. Однако «звездной» карьере помешала любовь к машинам. В один момент руководство поставило перспективному сотруднику ультиматум: либо ты завязываешь с гонками, либо ищи другую работу. Догадываетесь, что выбрал Гари?

После рекорда скорости он вернулся в другие виды автоспорта: участвовал в дрэг-рейсинге, офф-роуде и гонках на скоростных лодках. В 1972 году, во время заезда на экспериментальном полноприводном дрэгстере, Гари попал в аварию, где ему оторвало кисть руки. Врачам удалось пришить ее обратно, но Габелич снова попал в тяжелую аварию – на этот раз на воде. И снова вышел «сухим». Но судьба настигла его в 1984 году – он погиб на дороге общего пользования, врезавшись на мотоцикле в грузовик. Это было спустя всего три месяца, как его рекорд скорости был побит Ричардом Ноублом на болиде Thrust 2.

Обогнать пулю

Конструктор Ричард Ноубл всю жизнь занимался самолетами, причем специализировался он на малой авиации с турбовинтовыми двигателями. И тут – рекорд скорости на автомобиле с реактивным двигателем! Свой проект он назвал Thrust.

Первый Thrust, построенный в 1975 году, не получился. Он был оснащен реактивным мотором Rolls-Royce Derwent от древнего истребителя Gloster Meteor, который совершил свой первый полет еще в 1943 году. Ничего удивительного: машина была сделана буквально на коленке, а бюджет на постройку был получен, в основном, от продажи собственного автомобиля Triumph TR6. Спонсоров у Ричарда не было; компания Black & Decker, бесплатно предоставившая Ноублу инструмент для работы, не в счет.

Быстрее пули

Сначала осторожный Ноубл разогнался на машине всего до 80 миль в час. Во время второго заезда машина показала уже 180 миль. Третий заезд стал для «Траста» последним: на скорости свыше 200 километров в час у машины отвалилось колесо, ее занесло и она перевернулась. Сам Ноубл отделался ушибами.

Впрочем, Ноубл и не рассчитывал на рекорд: он планировал построить Thrust 1 для того, чтобы вообще что-то понять о скоростных машинах. Thrust 2 создавался с целью привлечь серьезных спонсоров, и, наконец, Thrust 3 он строил уже для того, чтобы установить рекорд. Но случилось так, что новую планку скорости взял уже «второй» Thrust – во время работы над первым Ноубл получил и необходимый опыт, и «жирных» спонсоров

Быстрее пули

По компоновке Thrust 2 был похож на «Зеленого монстра» – огромный двигатель по центру и кабина пилота сбоку. Сам двигатель также был заимствован у самолета-перехватчика, но, естественно, британского. На этот раз мотор был современнее – двигатель Rolls-Royce Avon от English Electric Lightning F.3, который эксплуатировался с 1959 по 1988 год. Кстати, проблема взрывавшихся шин на Thrust 2 была решена радикальным путем – у машины их просто не было! Вместо этого у нее были цельнометаллические колеса.

Бонневиль в качестве места для установления мировых рекордов уже не использовался – развивать такую скорость на нестабильной соляной поверхности (которая, к тому же, с каждым годом становилась все тоньше и «мягче») было просто опасно. Поэтому рекорд решили устанавливать в пустыне Блэк Рок в штате Невада.

Thrust SSC -- первый и единственный автомобиль, обогнавший звук.

Thrust SSC -- первый и единственный автомобиль, обогнавший звук.

Все прошло гладко – машина развила рекордные 1047 километров в час. У Thrust не отказали парашюты, не сломалось шасси, как у Бридлава. Но на самом деле Ричард, пилотировавший болид, был на волоске от смерти. Как позже выяснил сам Ноубл во время разработки следующего автомобиля, если бы Thrust 2 разогнался хотя бы на 10 километров в час быстрее, он попросту взлетел бы, что привело бы к неизбежной аварии. А с учетом скорости, к гарантированной смерти. Больше Ноубл за руль машин своей конструкции не садился.

Быстрее пули
Thrust SSC преодолевает звуковой барьер.

Thrust SSC преодолевает звуковой барьер.

И все же скорость звука достигнута не была. Поэтому британец взялся за постройку новой машины, которая получила название Thrust SSC. Удалось! В октябре 1997 года тот развил скорость в 1227,99 километра в час.

У машины было уже два реактивных двигателя Rolls-Royce Spey (они применялись, например, на версиях истребителя F-4 Phantom II для Королевских ВВС) – суммарно их отдача равнялась 110 000 лошадиных сил, а расход топлива составлял 18 литров в секунду. Длина автомобиля была 16,5 метра, ширина – 3,7 метра. А за руль на этот раз сел пилот королевских ВВС Энди Грин.

Что дальше? Сам Ричард Ноубл сейчас работает над болидом Bloodhound SSC, который использует реактивные и ракетные двигатели и должен преодолеть барьер в 1000 миль в час (1609 километров в час). Если ему это удастся, то машина Ноубла станет «пуленедогоняемой»: если выстрелить ей вслед из револьвера калибра .357, пуля за ней просто не успеет!

Старт запланирован на следующий год – так что разговор о рекордах еще не закончен.