07:45, 29 июня 2022
4 мин.

Станут ли автомобили айти-мусором?

Заметки пользователя ископаемого ноутбука

Что будет, когда самые современные автомобили сегодняшнего дня станут днём позавчерашним? Как жить с машиной «весьма бэу», большинство из нас неплохо представляет. Постепенно узнаёшь её болячки, наизусть помнишь, что и когда менял, заводишь файлик с номерами хороших неоригинальных запчастей... Понятно, что делать, если помер бензонасос. А вот если в тыкву превратится хайтек-начинка — глянцевое великолепие тач-скринов и виртуальной приборки? На один день я попробовал что-то в этом духе, и мне не понравилось.

Станут ли автомобили айти-мусором?
Василий Костин, редактор Мотора

Василий Костин, редактор Мотора

Так вышло, что на майские праздники я был вынужден снять с антресолей свой старый ноутбук. На удивление, в электронном кирпиче, который скоро отпразднует совершеннолетие, оказалось почти всё исправно. Кроме батареи, плоховато работавшей ещё тогда, живыми были и жёсткий диск, и материнка, и даже хрупкие вещи вроде мониторного шлейфа.

В общем, никаких проблем: втыкай провод питания и работай — всё заводится. Но не тут-то было! Локальный софт работал нормально и даже не слишком напрягал меня тормозами. А вот интернет-браузер «порадовал» сообщением об ошибке, которое не исчезало, чего бы я ни предпринимал. А без интернета никуда — сейчас вам не девяносто пятый год.

Думаю: «Ничего, сейчас обновлю браузер, и всё заработает». Боже, как наивен я был!.. Все мои усилия оказались что мёртвому припарки — пришлось гуглить решение с телефона. Но самое ужасное, что этого решения... нет. То, что всякая поддержка операционной системы Windows XP закончилась ещё несколько лет назад, я знал и без того. А теперь выяснил, что из-за этого в системе истёк срок действия SSL-сертификатов — и в любом браузере не будет работать https-протокол. А значит, придётся отказываться от шифрования в интернете — либо менять операционную систему на более современную (и далеко не факт, что она заведётся на старом железе).

Станут ли автомобили айти-мусором?

В итоге мои айти-страдания привели меня к мысли: интересно, а не произойдёт ли что-то подобное через 10–15 лет c бортовой электроникой современных автомобилей? Насчёт физического выживания начинки я спокоен: стандарты вибро-, влаго- и термостойкости в автопроме высочайшие. Никаким ноутбукам не снилось! А вот относительно софтверной составляющей я очень даже сомневаюсь.

Уже сейчас каждый уважающий себя бренд предлагает мультимедийки с доступом к интернету хотя бы в виде опции. Сказать, что мне это не нравится — значит покривить душой. Очень нравится: человеческая навигация с данными о пробках, качественное распознавание речи (наконец-то не нужно вбивать адрес побуквенно!), интернет-радио, доступ к Spotify и Deezer (теперь уже не актуально, но я по старой памяти).

Hyundai Heritage Series Grandeur

Hyundai Heritage Series Grandeur

Понятно, что сперва всё будет работать как часы: онлайн ставятся самые свежие обновления, исправляются ошибки, подключаются новые сервисы — красота! Интереснее, что будет дальше. Впрочем, это я вполне могу себе представить.

Хотя автомобильное айти и считается оплотом консерватизма, спустя несколько лет модельную линейку всё равно начнут переводить на новую мультимедийную платформу. У лидеров это даже сейчас происходит довольно быстро: например, Mercedes-Benz начал переход на систему MBUX второго поколения всего через два года после появления первой генерации.

Mercedes-Benz S-Class W223

Mercedes-Benz S-Class W223

Ничего страшного при этом произойти не должно: системы проектировались с учётом обратной совместимости — а многие элементы наверняка выполнены платформо-независимыми.

Но несколько версий спустя разработчикам обязательно понадобится добавить какую-нибудь технологию, внедрение которой нарушит совместимость нового софта со старым «железом». А может быть, внедрит новый протокол, реализация которого на старом софте проблематична. Хоть я и не айтишник, но такие вещи почти столь же неизбежны, как наступление осени в сентябре.

Давайте пофантазируем и дальше: добросовестная айти-команда у богатого автопроизводителя разделит софт на два семейства и продолжит поддержку обоих. Те, у кого труба пониже, начнут срезать углы сразу — но у таких и смена поколений реже. Впрочем, и у «хороших ребят» поддержка старой техники будет сжирать ресурсы — и несколько версий спустя груз в виде старого «железа» решат сбросить.

Концепт-кар Mercedes-Benz Generation EQ, 2016 год

Концепт-кар Mercedes-Benz Generation EQ, 2016 год

Тем более, что автомобили с устаревшей бортовой электроникой к тому моменту, скорее всего, окажутся уже в руках вторых, а то и третьих хозяев. Это вовсе не значит, что экранчики обязательно погаснут, а радио перестанет играть. Но... счастливый владелец ещё не очень старого «премиума» может внезапно обнаружить, что на его машине отшибло дистанционный запуск двигателя. Или перестало работать распознавание речи. А если софт для бортовой «мультимедии» писали спустя рукава, то и что-нибудь совсем неожиданное.

Возможно, нам ещё доведётся увидеть работу хакеров-энтузиастов, занимающихся реверс-инжинирингом бортовой электроники и создающих кастомные прошивки для восстановления утраченного функционала. Или предприимчивых гиков — из тех, что раньше для развлечения ставили Linux на стиральную машину и запускали Doom на микроволновке, а потом решили взяться за автомобили. Главное, чтобы в своём софте бэкдоров не оставляли...

Интерьер говорящего автомобиля Pontiac из фантастического сериала Knight Rider

Интерьер говорящего автомобиля Pontiac из фантастического сериала Knight Rider

Будем надеяться, что моя фантазия просто завела меня слишком далеко: причины так считать тоже есть. Ведь работа автомобильных айтишников в каком-то смысле проще, чем у тех, кто занимается софтом для десктопов или мобильников. «Железо» находится под полным контролем, его разнообразие — минимальное: нет нужды обеспечивать совместимость со всем зоопарком устройств, доступных на рынке.

P.S. Обращение к тем, кто будет читать эту колонку в две тыщи тридцатом или позже: напишите в комментариях, оказался ли я прав или нет и как всё вышло на самом деле!

Читайте на тему:

Новости партнёров