Станут ли автомобили айти-мусором?
Заметки пользователя ископаемого ноутбукаТак вышло, что на майские праздники я был вынужден снять с антресолей свой старый ноутбук. На удивление, в электронном кирпиче, который скоро отпразднует совершеннолетие, оказалось почти всё исправно. Кроме батареи, плоховато работавшей ещё тогда, живыми были и жёсткий диск, и материнка, и даже хрупкие вещи вроде мониторного шлейфа.
В общем, никаких проблем: втыкай провод питания и работай — всё заводится. Но не тут-то было! Локальный софт работал нормально и даже не слишком напрягал меня тормозами. А вот интернет-браузер «порадовал» сообщением об ошибке, которое не исчезало, чего бы я ни предпринимал. А без интернета никуда — сейчас вам не девяносто пятый год.
Думаю: «Ничего, сейчас обновлю браузер, и всё заработает». Боже, как наивен я был!.. Все мои усилия оказались что мёртвому припарки — пришлось гуглить решение с телефона. Но самое ужасное, что этого решения... нет. То, что всякая поддержка операционной системы Windows XP закончилась ещё несколько лет назад, я знал и без того. А теперь выяснил, что из-за этого в системе истёк срок действия SSL-сертификатов — и в любом браузере не будет работать https-протокол. А значит, придётся отказываться от шифрования в интернете — либо менять операционную систему на более современную (и далеко не факт, что она заведётся на старом железе).
В итоге мои айти-страдания привели меня к мысли: интересно, а не произойдёт ли что-то подобное через 10–15 лет c бортовой электроникой современных автомобилей? Насчёт физического выживания начинки я спокоен: стандарты вибро-, влаго- и термостойкости в автопроме высочайшие. Никаким ноутбукам не снилось! А вот относительно софтверной составляющей я очень даже сомневаюсь.
Уже сейчас каждый уважающий себя бренд предлагает мультимедийки с доступом к интернету хотя бы в виде опции. Сказать, что мне это не нравится — значит покривить душой. Очень нравится: человеческая навигация с данными о пробках, качественное распознавание речи (наконец-то не нужно вбивать адрес побуквенно!), интернет-радио, доступ к Spotify и Deezer (теперь уже не актуально, но я по старой памяти).
Понятно, что сперва всё будет работать как часы: онлайн ставятся самые свежие обновления, исправляются ошибки, подключаются новые сервисы — красота! Интереснее, что будет дальше. Впрочем, это я вполне могу себе представить.
Хотя автомобильное айти и считается оплотом консерватизма, спустя несколько лет модельную линейку всё равно начнут переводить на новую мультимедийную платформу. У лидеров это даже сейчас происходит довольно быстро: например, Mercedes-Benz начал переход на систему MBUX второго поколения всего через два года после появления первой генерации.
Ничего страшного при этом произойти не должно: системы проектировались с учётом обратной совместимости — а многие элементы наверняка выполнены платформо-независимыми.
Но несколько версий спустя разработчикам обязательно понадобится добавить какую-нибудь технологию, внедрение которой нарушит совместимость нового софта со старым «железом». А может быть, внедрит новый протокол, реализация которого на старом софте проблематична. Хоть я и не айтишник, но такие вещи почти столь же неизбежны, как наступление осени в сентябре.
Давайте пофантазируем и дальше: добросовестная айти-команда у богатого автопроизводителя разделит софт на два семейства и продолжит поддержку обоих. Те, у кого труба пониже, начнут срезать углы сразу — но у таких и смена поколений реже. Впрочем, и у «хороших ребят» поддержка старой техники будет сжирать ресурсы — и несколько версий спустя груз в виде старого «железа» решат сбросить.
Тем более, что автомобили с устаревшей бортовой электроникой к тому моменту, скорее всего, окажутся уже в руках вторых, а то и третьих хозяев. Это вовсе не значит, что экранчики обязательно погаснут, а радио перестанет играть. Но... счастливый владелец ещё не очень старого «премиума» может внезапно обнаружить, что на его машине отшибло дистанционный запуск двигателя. Или перестало работать распознавание речи. А если софт для бортовой «мультимедии» писали спустя рукава, то и что-нибудь совсем неожиданное.
Возможно, нам ещё доведётся увидеть работу хакеров-энтузиастов, занимающихся реверс-инжинирингом бортовой электроники и создающих кастомные прошивки для восстановления утраченного функционала. Или предприимчивых гиков — из тех, что раньше для развлечения ставили Linux на стиральную машину и запускали Doom на микроволновке, а потом решили взяться за автомобили. Главное, чтобы в своём софте бэкдоров не оставляли...
Будем надеяться, что моя фантазия просто завела меня слишком далеко: причины так считать тоже есть. Ведь работа автомобильных айтишников в каком-то смысле проще, чем у тех, кто занимается софтом для десктопов или мобильников. «Железо» находится под полным контролем, его разнообразие — минимальное: нет нужды обеспечивать совместимость со всем зоопарком устройств, доступных на рынке.
P.S. Обращение к тем, кто будет читать эту колонку в две тыщи тридцатом или позже: напишите в комментариях, оказался ли я прав или нет и как всё вышло на самом деле!