Опубликовано 08 января 2014, 19:28
14 мин.

Вышел из тени

Кто выиграл для России чемпионат Европы по ралли-кроссу
Автоспортивный сезон 2013 года сложился для России не слишком удачно. У страны не было своего пилота в Формуле-1, выступления россиян в чемпионате мира по ралли и WTCC оставляли желать лучшего, а в легендарном марафоне "24 часа Ле-Мана" Романа Русинова и вовсе лишили подиума. Однако все эти неудачи перевешивает достижение, о котором широкая публика почти не знает. У России в 2013 году был свой чемпион в больших гонках. Зовут его Тимур Тимерзянов, и он во второй раз подряд стал обладателем титула в чемпионате Европы по ралли-кроссу.
Фото RedBull Content Pool
Фото RedBull Content Pool

Автоспортивный сезон 2013 года сложился для России не слишком удачно. У страны не было своего пилота в Формуле-1, выступления россиян в чемпионате мира по ралли и WTCC оставляли желать лучшего, а в легендарном марафоне "24 часа Ле-Мана" Романа Русинова и вовсе лишили подиума. Однако все эти неудачи перевешивает достижение, о котором широкая публика почти не знает. У России в 2013 году был свой чемпион в больших гонках. Зовут его Тимур Тимерзянов, и он во второй раз подряд стал обладателем титула в чемпионате Европы по ралли-кроссу.

О себе

Постоянное место жительства Тимура – Казань. Город, который вполне можно назвать одним из центров автомобильного спорта России. Здесь проходят этапы кольцевого чемпионата RRC, проводится собственный чемпионат по картингу, столица Татарстана принимает у себя гонку водной Формулы-1, а глава республики, Рустам Минниханов, сам регулярно садится за руль "боевой" техники. Карьеру Тимерзянов начинал в располагающей к гонкам атмосфере.

«Заниматься картингом я начал в 1999 году, когда мне было 12 лет, а в чемпионате Татарстана поехал в 2003 году. Но у команды не было возможности выезжать куда-то еще, так что в чемпионате России я не выступал»

«Заниматься картингом я начал в 1999 году, когда мне было 12 лет, а в чемпионате Татарстана поехал в 2003 году. Но у команды не было возможности выезжать куда-то еще, так что в чемпионате России я не выступал»

«Родители к моему увлечению относились спокойно: занимается и занимается – главное, чтобы не бездельничал, – говорит Тимур. – Отец на протяжении 13 лет был заместителем министра внутренних дел Татарстана, мама работала в телерадиокомпаниях. Она гонки до сих пор не смотрит – переживает. Результат узнает уже по факту. Отец приезжал на соревнования, бывал на гонках в 2009 году, но после смены работы ему стало сложно выбираться – приходится писать рапорты, чтобы отпустили».

Вышел из тени
Досье
%Тимур Тимерзянов родился 31 января 1987 года. Картингом начал заниматься в 1999 году. В чемпионате Татарстана по картингу выступал с 2003 года. В 2005 году перешел в гонки кузовных автомобилей, с 2006 года выступал на зимних трековых гонках (четырехкратный чемпион Татарстана).
%Ралли-кроссом занимается с 2007 года. С 2008 года выступает в чемпионате Европы. Бронзовый призер в зачет класса Division 1A 2009 года, чемпион класса Division 1A 2010 года, бронзовый призер в зачете класса SuperCars 2011 года, чемпион Европы в классе SuperCars 2012 и 2013 годов.

Досье %Тимур Тимерзянов родился 31 января 1987 года. Картингом начал заниматься в 1999 году. В чемпионате Татарстана по картингу выступал с 2003 года. В 2005 году перешел в гонки кузовных автомобилей, с 2006 года выступал на зимних трековых гонках (четырехкратный чемпион Татарстана). %Ралли-кроссом занимается с 2007 года. С 2008 года выступает в чемпионате Европы. Бронзовый призер в зачет класса Division 1A 2009 года, чемпион класса Division 1A 2010 года, бронзовый призер в зачете класса SuperCars 2011 года, чемпион Европы в классе SuperCars 2012 и 2013 годов.

Вышел из тени

«В чемпионате Европы по ралли-кроссу я впервые оказался в 2008 году (во втором по значимости классе Division 1A – примечание «Мотора»). Проехал два этапа: в Чехии и Польше. Выступал в команде Ярослава Кальны на Peugeot 206, но потом из нее ушел – в коллективе были разногласия: никто из механиков не разговаривал на английском, кроме одного человека. Через него и приходилось общаться», – рассказывает Тимур.

Ралли-кросс – кольцевые гонки, которые проходят на трассах со смешанным покрытием: часть автодрома покрыта асфальтом, оставшиеся отрезки – грунтовые. Автомобили, участвующие в чемпионате, схожи с раллийной техникой. В топовом классе SuperCars пилоты соревнуются на бензиновых и дизельных машинах с двигателями мощностью около 550 лошадиных сил.

Ралли-кросс – кольцевые гонки, которые проходят на трассах со смешанным покрытием: часть автодрома покрыта асфальтом, оставшиеся отрезки – грунтовые. Автомобили, участвующие в чемпионате, схожи с раллийной техникой. В топовом классе SuperCars пилоты соревнуются на бензиновых и дизельных машинах с двигателями мощностью около 550 лошадиных сил.

В 2009 году Тимерзянов провел в европейском первенстве свой первый сезон, сменив 206 на Renault Clio финской команды Set Promotion. Год Тимур закончил на третьем месте, а в следующем сезоне с четырьмя победами в десяти гонках стал чемпионом Division 1A, одолев, в частности, Ильдара Рахматулина – человека, который, по словам Тимура, его фактически и привел в картинг.

Сезон 2011 Тимур начал уже на высшем уровне европейского ралли-кросса – в мощнейшем дивизионе SuperCars. Тимерзянов вспоминает:

«Я до последнего момента вообще не знал, что поеду в SuperCars. Но Минниханов сказал, что одного пилота надо в высший дивизион».


О переходе в SuperCars

В SuperCars традиционно выступают лучшие представители этого вида спорта, причем – несмотря на европейский статус первенства – даже из-за океана. В числе соперников Тимура есть, например, американский шоумен и дрифтер Таннер Фауст, а также бывший чемпион мира по классическому ралли Петтер Сольберг.

Команду Hansen Motorsport, за которую в SuperCars выступает Тимур, возглавляет самый титулованный пилот в истории европейского ралли-кросса Кеннет Хансен. Победителем континентального первенства ныне 52-летний швед становился 14 раз

Команду Hansen Motorsport, за которую в SuperCars выступает Тимур, возглавляет самый титулованный пилот в истории европейского ралли-кросса Кеннет Хансен. Победителем континентального первенства ныне 52-летний швед становился 14 раз

На протяжении трех лет Тимерзянов выступает за один из лучших коллективов чемпионата. «Hansen Motorsport – это мой выбор, – говорит Тимур. – Я долго смотрел, как работает команда, наблюдал. Сам Хансен неоднократно бывал в Татарстане (Кеннет несколько раз приезжал выступать на «Кубке президента» и также неоднократно одерживал победы в этих соревнования – примечание «Мотора»), так что я знал, куда шел».

Титул в SuperCars Тимерзянов мог выиграть уже в дебютном сезоне, но помешали собственная ошибка и недостаточное взаимопонимание с партнером по команде

Титул в SuperCars Тимерзянов мог выиграть уже в дебютном сезоне, но помешали собственная ошибка и недостаточное взаимопонимание с партнером по команде

«В дебютном сезоне приходилось ко многому привыкать, вкатываться. Но Кеннет мне многое объяснял. Поначалу сложно понять некоторые моменты: где-то перегазовал, где-то перетормозил. Кажется, вроде уже едешь нормально, но со стороны заметны ошибки. Тем не менее, до шестого этапа я лидировал, а в седьмой гонке ошибся и разбил машину. Заезд в итоге выиграл главный соперник (Сверр Исаксен - примечание «Мотора»). Потом на этапе в Польше меня вытолкал с трассы партнер по команде Лайам Доран, а Исаксен опять победил. Мне оставалось только бороться с Фаустом за второе место».

По итогам чемпионата Тимур стал лишь третьим, отстав в общем зачете от Фауста всего на два очка. Но неудачи пошли только на пользу.


О титулах в SuperCars

В 2012 году Тимерзянов стал опытнее и сильнее. Плюс ко всему, в Hansen Motorsport сделали быструю и надежную машину. В результате, Тимерзянов с шестью победами в десяти гонках стал чемпионом Европы в высшем дивизионе SuperCars, оформив титул за две гонки до конца чемпионата.

«В 2012 году нам заново пришлось строить машину, – поясняет Тимур. – Конечно, в итоге у нас был лучший автомобиль, но мы пропустили первую гонку в Великобритании, а на втором этапе во Франции постоянно лил дождь, и мы не смогли понять машину. Полностью готовы были только к третьему этапу. Но в том сезоне конкуренция в чемпионате была намного ниже, чем в 2011 году: Исаксен покинул чемпионат, а Фауст выступал не на всех этапах».

Вышел из тени

В 2013 году в ралли-кроссе изменился регламент. Три квалификационных заезда заменили на четыре, а четыре финала уступили место двум полуфиналам и финалу, победитель которого считается победителем всего этапа. Изменения в правилах привели к тому, что больше половины очков пилот мог набрать в квалификации и за счет этого опережать конкурентов, сохраняя при этом машину. К подобному стратегическому маневру и прибегнул Тимур, став чемпионом, не выиграв по ходу сезона-2013 ни одной гонки.

«Сегодня, с четырьмя отборочными заездами, которые идут в зачет, стало сложнее, – говорит Тимур. – Максимально количество очков набираются в средней квалификации. Именно в этот момент можно оторваться от оппонентов. Как сложится дальше – неизвестно. Полуфиналы выигрывали и ребята, стартовавшие с последних рядов. Теперь победа в финальном заезде уже не была основной задачей».

"Я понимал, что поеду весь чемпионат, и борьба за титул не закончится после одной гонки, – добавляет спортсмен. – Когда понимаешь, что едешь «на чемпионат», борешься за очки и просто боишься их потерять. Разница между первым и последним в финале – это всего шесть очков, поэтому основная задача – быть в полуфинале. Попав в финал, уже можно рассматривать варианты».


О соперниках

В 2012 году – это признает сам Тимур – конкуренция в SuperCars была не очень высока. Но в сезоне 2013 года ситуация изменилась. Помимо Дорана и Фауста, в чемпионат перешли обладатели титулов в младших классах: норвежец Андреас Баккеруд и швед Антон Марклунд. Плюс ко всему, в первенстве и в одной команде с Тимерзяновым теперь гонялся сын руководителя Hansen Motorsport Тимми Хансен, прежде выступавший в кольцевых формульных гонках. Наконец, в соперниках у чемпиона Европы по ралли-кроссу появился чемпион мира по классическому ралли Петтер Сольберг.

Тимуру и одному из его напарников -- норвежцу Александру Хваалу (в красно-белом комбинезоне) -- приходится сражаться не только между собой, но и с выступающим в том же коллективе Тимми Хансеном, который мало того, что быстр, но еще и приходится сыном руководителю Hansen Motorsport

Тимуру и одному из его напарников -- норвежцу Александру Хваалу (в красно-белом комбинезоне) -- приходится сражаться не только между собой, но и с выступающим в том же коллективе Тимми Хансеном, который мало того, что быстр, но еще и приходится сыном руководителю Hansen Motorsport

«Честно говоря, нас удивило отношение Петтера к гонкам, – говорит Тимур. – Он проявил себя, так сказать, не с лучшей стороны – был очень нестабилен. Если судить по его рассказам, у него все шло хорошо: на тренировках он вроде ставил рекорды на всех трассах, а в Англии (первый этап сезона 2013 года, прошедший на трассе Lydden Hill – примечание «Мотора») оказалось, что он вообще не готов и просто не понял, куда приехал. Его техника была не готова к эксплуатации. Он всегда ездил в классическом ралли, но в ралли-кроссе гонки гораздо короче. Здесь меньше нагрузка на пилота, но на технику – очень серьезная, особенно на трансмиссию. Если в ралли пилоты едут с запасом, то у нас все на грани».

"В первой половине чемпионата Сольберг пытался бороться за первое место, но когда понял, что не получается, что не хватает технического ресурса, особенно в плане надежности, решил выиграть хотя бы один из этапов. Менял по два двигателя за гонку, уходил в минус по очкам (за однократную смену двигатели по ходу этапа пилот получает штраф в 15 очков, за замену турбины – 10 очков – примечание «Мотора»), но все равно ничего не вышло», – добавляет Тимерзянов.

Напарник и главный соперник Тимерзянова в прошедшем сезоне Тимми Хансен (справа)

Напарник и главный соперник Тимерзянова в прошедшем сезоне Тимми Хансен (справа)

«Мой главный конкурент в прошедшем сезоне – Тимми Хансен, – добавляет Тимур. – Помимо того, что мы с ним боролись на трассе, я сражался с ним еще и в паддоке. Мысленно. Когда ты борешься за чемпионат, главное, чтобы к тебе относились как к первому номеру, но этот статус был потерян из-за ряда внутрикомандных моментов. Мы постоянно разговариваем на эту тему с Александром Хваалом (третьим пилотом Hansen Motorsport – примечание «Мотора»). Есть некие мелочи, которые особенно не заметны со стороны, но когда живешь в этой команде – замечаешь все».

"В то же время, Тимми – еще очень молодой пилот для ралли-кросса, – говорит Тимерзянов. – Он очень быстр, но только тогда, когда может расслабиться, когда у него нет лишних мыслей в голове. Как только он попадает в сложную ситуацию, когда что-то идет не так, как он хочет, Тимми начинает волноваться, допускает ошибки. Но это был только первый его сезон, и он уже среди топ-пилотов, стал открытием года. Он старается, но иногда переходит черту. Пилот, которого я видел в начале сезона, к концу года, когда появилась возможность побороться за титул, изменился. Он очень плохо проехал последние три этапа, ни разу не попал в финал, поэтому и отдал в чемпионате второе место».


О перспективе стать чемпионом мира

Со следующего года проводимое FIA первенство по ралли-кроссу перестанет быть континентальным и приобретет статус чемпионата мира. Естественно, мотивация у действующих пилотов станет выше. Даже Тимерзянову все придется начинать сначала – чемпионом мира он еще не был.

Тимерзянов выступает на Citroen DS3, оснащенном двухлитровым бензиновым мотором производства французской компании Oreca. Двигатель выдает 550 лошадиных сил и 800 Нм крутящего момента. Полноприводный хэтчбек с шестиступенчатой секвентальной коробкой передач Sadev разгоняется с места до ста километров в час за 2,45 секунды

Тимерзянов выступает на Citroen DS3, оснащенном двухлитровым бензиновым мотором производства французской компании Oreca. Двигатель выдает 550 лошадиных сил и 800 Нм крутящего момента. Полноприводный хэтчбек с шестиступенчатой секвентальной коробкой передач Sadev разгоняется с места до ста километров в час за 2,45 секунды

«Само стремление стать чемпионом мира стимулирует. Один раз стал чемпионом Европы, второй. Чемпионат мира – новая цель. Даже звучит по-другому. Каждый спортсмен стремится к этому».

«Интерес к чемпионату станет выше, – поясняет Тимур. – Некоторые раллисты рассматривают возможность перехода в ралли-кросс. Микко Хирвонен может прийти. Тот же самый Тайдеман (Понтус Тайдеман – чемпион Junior WRC – примечание «Мотора»). Он уже участвовал в ралли-кроссе. Многие рассматривают ралли-кросс в качестве возможного варианта продолжения карьеры. Это менее накладно и менее опасно. В ралли вероятность того, что можешь куда-то вылететь – больше. Тем более сейчас интерес в мире к ралли ослабевает».

Вышел из тени

По словам Тимерзянова, есть идея провести этап и в России – в его родной Казани. "Но чтобы это сделать, помимо финансовых затрат, мы должны модернизировать трассу («Высокую гору» в Казани – примечание «Мотора»), привлечь аудиторию, а аудитория в России пока не готова, – говорит Тимур. – В принципе, мало кто знает, что такое ралли-кросс. Календарь на следующий сезон уже есть, но этапа России в нем пока нет. Мы рассчитываем на 2015 год».

«Трассу надо как-то сделать более зрелищной. Мы должны убрать эти металлические заборы вокруг. Когда едешь по этой трассе, ты будто находишься в тоннеле. Но по требованиям Российской автомобильной федерации (РАФ) ограждения должны быть – мы не можем их убрать. В то же время FIA говорит, что они не нужны», – поясняет Тимерзянов сложность организации этапа в России.

И добавляет: «Не думаю, что европейцы очень хотят ехать в Россию. Им накладно: по визам, надо пересекать границу, некоторые «технички» просто не доедут, так как они сделаны с очень низкой посадкой под Европу. Плюс на наших дорогах им будет сложновато. Но если промоутер скажет, что будет этап, то деваться будет некуда. Это как с Португалией. Нам из России ехать шесть-семь тысяч километров, из Швеции – три тысячи. Но всё равно все едут».


О Red Bull

Тимерзянова в 2014 году вновь будет поддерживать компания, имеющая колоссальный авторитет в мире автомобильного спорта – производитель энергетических напитков Red Bull. У австрийцев есть две команды в Формуле-1, собственная программа поддержки молодых пилотов, а также целая россыпь звезд, выступающих при поддержке Red Bull: Себатьен Леб, Себастьен Ожье, Матиас Экстрем… В начале 2013 года в эту компанию попал и Тимерзянов. Причем в его случае поддержка именно со стороны Red Bull особенно ценна: главным промоутером чемпионата Европы по ралли-кроссу является один из основных рыночных конкурентов австрийцев – компания Monster Energy.

Вышел из тени

«Я три года шел к контракту с Red Bull, с конца 2010-го. Думаю, что ключевым стало выступление Себастьена Леба на X-Games. Они взяли машину у Хансена, представили ее как Citroen Sport, а Леб с легкостью выиграл – я думаю, что с этого момента у Red Bull и появился интерес. Это компания, которая смотрит далеко вперед. Они видят потенциал определенных видов спорта».

«Red Bull дала мне статус, интерес от средств массой информации, но у меня уже были спонсоры, когда я подписывал с ними контракт, уже был бюджет, – говорит Тимур. – В 2013 году Red Bull поддерживал не столько с финансовой, сколько с медийной стороны. Иметь такого хорошего и именитого спонсора – это отлично, просто для авторитета. Я к этому долго шел, и рано или поздно точки соприкосновения точно бы нашлись. В начале этого года в Red Bull сами проявили интерес».

Периодически Тимерзянов выступает в соревнованиях по ралли-кроссу в США, где ему приходится бороться с местными звездами. Например, с Брайсом Мензисом (в центре) и Трэвисом Пастраной (справа)

Периодически Тимерзянов выступает в соревнованиях по ралли-кроссу в США, где ему приходится бороться с местными звездами. Например, с Брайсом Мензисом (в центре) и Трэвисом Пастраной (справа)

По словам Тимура, сотрудничество с Red Bull на ближайшее время продлено: "Остались детали. Региональные спонсоры, которые у меня есть, ни во что особо не вникают. Они доверяют мне, так как понимают, что я поеду на результат. С Red Bull все по-другому: они понимают, что если я выберу недорогую команду, то результата может и не быть. Поэтому всегда всем интересуются. Это может быть незаметно, но они всегда все знают и все контролируют. Они сами могут разговаривать с командами напрямую. Сейчас мы разговариваем на тему того, что в ралли-кроссе будет какая-то команда Red Bull. У них есть такая возможность».

Вышел из тени

«Они давно занимаются с атлетами, – добавляет Тимерзянов. – Если я понимаю, что у меня проблемы с экипировкой, то я могу позвонить, и мне все предоставят. Они за то, чтобы я никогда не переживал. Моя задача просто садиться за руль и показывают хороший результат. Для Red Bull самое главное – титул, так как я участвую в соревнованиях, где главный промоутер – их конкурент».


О РАФ

С Российской автомобильной федерацией отношения у Тимерзянова особые: несмотря на все его победы и титулы, в РАФ Тимура практически не замечают.

«В 2012 году РАФ вывел «Топ-40» пилотов России. Я в него не попал. Туда не вошла, кстати, и команда «КАМАЗ-Мастер». Было немного обидно, что была какая-то церемония награждения, а я из блогов узнал о том, что меня там даже в списках нет. Но я спокойно сидел и знал, что у меня будет внутреннее награждение в Татарстане, где я получу больше тепла, больше благодарности, чем приеду сюда (на церемонию РАФ – примечание "Мотора") и мне дадут какой-то кубок».

В минувшем году Тимур Тимерзянов попал в топ-10 главных персон российского автоспорта, [составленный "Мотором"](http://motor.ru/articles/2013/12/23/russianmotorsport/)

В минувшем году Тимур Тимерзянов попал в топ-10 главных персон российского автоспорта, составленный "Мотором"

«Самое главное, что лицензию дали. Моя задача не у их ног лежать. Я всегда с ними ругаюсь. Я с ними много раз не находил точки соприкосновения. Звонил им, например, для того, чтобы юниор выехал на соревнования: он участвовал в региональных соревнованиях по картингу, занимался мотокроссом. Я позвонил в РАФ, попросил лицензию – нужна была иностранная. Но они мне отказали, сказав, что нет таких лицензий в России, нет таких возможностей, что "он не аттестован". Это было за неделю до соревнования!».

«Я гражданин России и выступать за другую страну не имею права. Это ведь надо предать родину. Я знаю, что некоторые страны готовы купить хороших спортсменов. Тот же самый Катар готов закрыть весь бюджет, готов дать паспорт. У них много денег, но нет гонщиков. Но смысл? Я здесь родился. Мой флаг – российский, герб у меня один. Если они упрутся, то на это всегда есть определенные рычаги давления. РАФ находится под эгидой FIA, а FIA меня прекрасно поймет. И сможет настоять».


О дружбе, супе и болельщиках

В чемпионате Европы по ралли-кроссу, не считая Тимура, гоняются еще пятеро россиян: Тимур Шигабутдинов, Сергей Загуменнов, Вадим Макаров, Расул Минниханов и главный оппонент Тимерзянова в сезоне 2010 года Ильдар Рахматуллин. Все они выступают в младшем классе Super1600. Но, тем не менее, именно к ним по вечерам на этапах приходит единственный представитель России в высшем дивизионе европейского ралли-кросса.

В Татарстане автоспорт любят не только местные жители, но и глава республики Рустам Минниханов (в белом комбинезоне), который периодически сам садится за руль и борется, в том числе с Тимерзяновым, в рамках "Кубка президента"

В Татарстане автоспорт любят не только местные жители, но и глава республики Рустам Минниханов (в белом комбинезоне), который периодически сам садится за руль и борется, в том числе с Тимерзяновым, в рамках "Кубка президента"

«У нас свой круг пилотов, все держимся вместе, – говорит Тимур. – У нас четыре пилота только из Казани, плюс есть один гонщик из Москвы и один из Екатеринбурга. У нас свой коллектив, такой "русский уголок" в паддоке. Там всегда весело. Приходишь вечером, начинаешь делиться эмоциями. В основном обсуждаем гоночные моменты или поведение кого-то из пилотов. Можно и по бутылочке пива выпить. Это не запрещено, можно расслабиться, чтобы легче спалось».

«Иногда заходят и другие русскоговорящие, – добавляет Тимерзянов. – Механик мой – прибалт. Отец Рениса Ниттиса заходит (чемпиона Super1600 сезона 2013 года – примечание «Мотора»). У нас всегда весело. Это юморной уголок. Мы держимся вместе. Когда русская команда приезжала обслуживать нашего пилота, я постоянно ходил к ним поесть суп. В Европе никто не готовит супов, а у этих ребят всегда он был».

Вышел из тени

Сказывается ли на Тимерзянове то, что ралли-кросс – не самая популярная в мире автоспортивная дисциплина? Похоже, что нет. Как говорит сам Тимур, его не узнают даже в Казани, но однажды узнали в Москве в аэропорту: "Это было после этапа во Франции. Мы летели домой, и уже после посадки, в автобусе, подошла женщина и говорит: «Здравствуйте, а вы вот такой-то-такой-то?». «Да», – говорю. Она рассказала, что за день до этого была на Кубе в каком-то баре, и там показывали гонки. Русская фамилия была на первой строчке. Она меня по глазам узнала в шлеме».