Опубликовано 28 июня 2013, 23:21
4 мин.

"Траби" не ржавеет

Какую память оставил после себя самый массовый автомобиль ГДР
В июне в немецком городе Цвикау скончался конструктор Вернер Ланг, создатель одной из самых массовых европейских машин — Trabant. Этот автомобиль не выпускается уже более 20 лет, однако благодаря его огромной популярности память о нем и его конструкторе останется надолго. И не только потому, что кузов «Трабантов» не поддается коррозии.
Фотографии Trabant, Bundesarchiv, с сайтов casoesse.org, shocauto.com, пользователей Steven Straiton, Andreas Marx, Nir Nussbaum, Svet Ivantchev, Michael Caroe Andersen, Ken Mayer c сайта flickr.com, пользователя SternExp с сайта simsonforum.net, пользователя Frankenstein с сайта trabantforum.de, пользователя Astro111 с сайта wikipedia.org, пользователя Vlastula с сайта flickriver.com и скриншоты игры Half Life 2
Фотографии Trabant, Bundesarchiv, с сайтов casoesse.org, shocauto.com, пользователей Steven Straiton, Andreas Marx, Nir Nussbaum, Svet Ivantchev, Michael Caroe Andersen, Ken Mayer c сайта flickr.com, пользователя SternExp с сайта simsonforum.net, пользователя Frankenstein с сайта trabantforum.de, пользователя Astro111 с сайта wikipedia.org, пользователя Vlastula с сайта flickriver.com и скриншоты игры Half Life 2

В июне в немецком городе Цвикау скончался конструктор Вернер Ланг, создатель одной из самых массовых европейских машин — Trabant. Этот автомобиль не выпускается уже более 20 лет, однако благодаря его огромной популярности память о нем и его конструкторе останется надолго. И не только потому, что кузов «Трабантов» не поддается коррозии.

Модель, появившаяся в 1957 году и выпускавшаяся вплоть до 1991 года, стала для жителей Восточной Германии олицетворением целой эпохи. После раздела Германии в конце 1940-х годов руководство молодого государства ГДР задалось целью создать массовый автомобиль, который был бы доступен широким слоям населения.

В итоге на заводе в Цвиккау был налажен выпуск машины с пластиковым кузовом (металлы после Второй мировой были в дефиците) и 18-сильным (позже 26-сильным) двухтактным мотором. Простота и дешевизна конструкции сделали свое дело – Trabant стал своего рода восточногерманской версией Ford T, посадившей целую нацию на колеса.

Всего с конвейера сошло более трех миллионов машин. Учитывая то, что население ГДР в конце 1980-х годов составляло 16 миллионов человек, то на каждые пять жителей Восточной Германии приходилось почти по одному "Трабанту". Тем не менее, за заветным "Траби" немцы выстраивались в очереди, продолжительность которых порой достигала более десяти лет.

Кроме того, автомобили массово отправляли на экспорт. Причем они поставлялись не только в дружественные страны, но и в капиталистические государства – в Грецию, Нидерланды, Бельгию, ЮАР. Во многих странах мира до сих пор существуют клубы почитателей легендарной модели, которая стала одним из символов ГДР, оставив за собой богатое наследие. "Мотор" собрал наиболее интересные примеры увековечения памяти пластикового "Траби".

/http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=xYhbQcVoHMs


Несмотря на то, что на нынешних дорогах этот автомобиль уже большая редкость, "Трабант" порой можно повстречать в самых неожиданных местах.

Как занесло Trabant в культовый 3D-шутер Half-Life 2? На самом деле автомобили оказались в виртуальном постапокалиптическом игровом мире неспроста. При разработке локаций "стрелялки", дизайнеры взяли за основу восточноевропейскую архитектуру, в том числе и ее стилистические направления 1970-х годов. Именно тогда "Трабанты" были неотъемлемой частью картины городов соцлагеря.


«В свое время «Трабантами» пропахла вся страна», – говорит Торстен Ян, который продает консервные банки с "Ароматом Траби" по цене четыре евро. Он утверждает, что действительно наполняет их выхлопными газами машины, которые можно учуять даже через две недели после откупоривания "консервов".


Несколько "Траби" психоделической раскраски были использованы в качестве светотехники в мировом концертном туре ирландской группы U2 – Zoo TV Tour, который начался в феврале 1992 года и продлился до 1993 года. Идея такого оригинального использования автомобилей, которые олицетворяли падение коммунизма, родилась у музыкантов во время работы над альбомом Achtung Baby, который записывался в Берлине.

"Траби" не ржавеет

Некоторые из "осветительных Трабантов" нашли пристанище в берлинском и дублинском Hard Rock Cafe.

"Траби" не ржавеет

После падения "железного занавеса" Берлинская стена превратилась в многокилометровую выставку граффити, где не могло не появиться одного из символов Восточной Германии. Trabant и исторический поцелуй генсека СССР Леонида Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хоннекера являлись одними из наиболее распространенных тем творчества тогдашних уличных художников.

"Траби" не ржавеет

В родном Цвикау автомобилю даже установили памятник. "Траби" по праву считается одним из наиболее известных "горожан", наряду со знаменитым композитором и пианистом Робертом Шуманом и пионером автомобильной промышленности Аугустом Хорьхом.

"Траби" не ржавеет

Еще один монумент модели был установлен в 1989 году в центре Праги. Скульптура под названием "Quo Vadis" ("Куда идешь") посвящена политическим беженцам из ГДР, которые уезжали из родной страны на "Трабантах".

"Траби" не ржавеет

Теперь этот памятник "шагает" по территории посольства Германии в Чехии.

"Траби" не ржавеет

Еще одно каменное изваяние модели с пластиковым кузовом нашло свое место в парке скульптур при Национальной художественной галерее в болгарской Софии.

"Траби" не ржавеет

Если кто-то и украшает себя изображениями машин, то, как правило, набивает многосильные спорткары, но никак не малолитражки с двухтактным мотором. Определенно, для хозяина тату "Траби" значил гораздо больше, чем просто "средство передвижения".

"Траби" не ржавеет

Крышу "Траби", установленного на металлической стеле на территории бывшего ГДР, облюбовала парочка аистов, свивших там гнездо. Людям он теперь не нужен, но вот птицам в самый раз.

"Траби" не ржавеет