Новая ориентация АвтоВАЗа
Глава АвтоВАЗа поделился новыми планами на будущееПрошел год с того момента, как на крупнейшем в России автомобильном предприятии - Волжском автозаводе - сменилось руководство. Основные перемены, которые произошли на ВАЗе в течение этого периода, касались реформ управления компанией и системы сбыта автомобилей. При этом АвтоВАЗ продолжает делать те же машины, что и год назад, причем примерно в том же объеме и того же качества.
Зато вот планов, озвученных новым руководством за этот год, хватило бы наверное на десятилетие. Например, предполагалось, что рядом с ВАЗом появятся два новых завода, на строительство которых будет потрачено 4,5 миллиарда государственных долларов, а выпускать на этих мощностях станут 12 новых моделей собственной разработки.
К концу года намерений у новых руководителей заметно поубавилось. Накануне новогодних праздников глава управляющей компании АвтоВАЗа дал газете "Коммерсант" интервью, в котором поведал, чего на самом деле стоит ждать российским автомобилистам от ОАО "АвтоВАЗ".
Кто есть кто
Сначала хотелось бы рассказать о том, кто сейчас руководит Волжским автозаводом. Как известно, команда менеджеров из ФГУП "Рособоронэкспорт", пришедшая на ВАЗ в конце 2005 года, заняла все ключевые должности. Однако вскоре новый гендиректор Игорь Есиповский ушел в отставку, и руководство заводом передали специально созданной управляющей компании. По словам Артякова, который сначала был председателем совета директоров, а затем возглавил эту управляющую компанию, теперь главным человеком на ВАЗе будет он.
Правда, принимать решения о судьбе завода сможет не только Артяков, но и нынешний председатель совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" - глава ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов. В лице Чемезова Артяков конкурента не видит и утверждает, что председатель совета директоров будет что-либо решать только в его отсутствие.
А вот бывший и.о. гендиректора завода Максим Нагайцев со своим высоким постом расстался: он теперь станет курировать разработку новой модели класса "С".
Три СП
По словам Артякова, в ближайшие годы перед руководством завода стоит задача удерживать объемы производства на максимально высоком уровне. Для этого на ВАЗе готовы выпускать и продавать буквально все - от "классики" до дешевых иномарок.
Например, руководство ВАЗа уже через год хочет начать сборку автомобилей Renault. Под этот проект планируется освободить помещение, где сейчас делают старые "Нивы". Мощность СП Артяков оценил в 150 тысяч машин в год, и теперь судьба этого проекта зависит от решения французской стороны, которое должно быть принято в феврале 2007 года
Сами "Нивы", а точнее Lada 4x4, "переедут" на "Иж-Авто" и на СП "GM-АвтоВАЗ". Последний завод и сейчас не слишком загружен, но на ВАЗе уверены, что мощность СП необходимо повысить до 120 тысяч машин в год. Это планируется сделать за счет увеличения производства Chevrolet Niva до 53 тысяч уже в следующем году, сборки старых "Нив" и… начала производства Opel Astra. Речь, видимо, идет о седане Astra последнего поколения, который недавно был представлен на автошоу в Турции.
Еще одно СП АвтоВАЗ создаст с канадской компанией Magna. Для этого планируется построить новый завод. Первую очередь этого предприятия мощностью 220-240 тысяч машин в год пустят в 2009 году. Расходы на строительство ОАО "АвтоВАЗ" и Magna поделят пополам.
Делать на новом заводе станут тот самый перспективный автомобиль сегмента "С", за который теперь отвечает Максим Нагайцев. По видимости, это будет серийная версия "Проекта "С", представленного на Московском автосалоне в этом году.
Пока не понятно, какой двигатель получит новинка. Речь может идти о собственной разработке, а точнее о еще одной модернизации "восьмого" мотора родом из восьмидесятых годов. Уже существует вариант этого силового агрегата, доработанного австрийской фирмой AVL и американской Federal Mogul. По словам Артякова, Magna, возможно, обратится к Porsche с просьбой внести в ВАЗовский мотор дополнительные изменения. Это связанно с тем, что именно Porsche двадцать с лишним лет назад помогала ВАЗу в разработке новых двигателей для переднеприводных машин.
Другой сценарий - установка импортных силовых агрегатов. Артяков говорит, что рассматриваются варианты использования корейских, французских и даже бразильских двигателей.
Ближе к жизни
Новые модели, сделанные на совместных предприятиях, появятся не раньше 2008 года. А в 2007 на ВАЗе планируют увеличить производство своих "относительно новых" машин: Lada Kalina и Priora. Первых рассчитывают сделать 120 тысяч, против 75 тысяч в текущем году. Артяков отметил, что основным рынком для "Калин" становятся российские регионы, а не столица, где "самый городской" автомобиль ВАЗа "не пошел". "Приор", которые фактически являются рестайлинговыми версиями "десяток", соберут в 2007 году 80 тысяч штук.
За следующий год ОАО "АвтоВАЗ" рассчитывает продать в России 720 тысяч машин. Чтобы их купили, Артяков пообещал не повышать цены более чем на два процента в год (в 2006 цены на "Лады" в рублях выросли на шесть процентов).
Убеждать россиян покупать ВАЗы теперь будет Алексей Криворучко, который ранее никогда не продавал машины, а работал в "Рособоронэкспорте", где курировал оборонную промышленность. Но Артяков в способностях Криворучко уверен.
Теперь ждем плана
Несмотря на то, что слова Владимира Артякова уже не кажутся слишком оптимистичными, это по-прежнему только слова. Конкретный план развития ОАО "АвтоВАЗа" до сих пор не утвержден - его примут не раньше начала 2007 года. Остается только ждать окончательных решений по проектам СП с Renault и c Magna, и надеяться, что канадцы и французы помогут ВАЗу выпустить машины, которые составят конкуренцию иномаркам российской сборки.