Кабриолет, который был не нужен Volvo
Случайно появился, никому не пригодился: печальная история шведско-голландского кабриолетаНедавно на одной из онлайн-площадок по продаже подержанных автомобилей мы увидели Volvo 480 со складной крышей. И не просто какую-то гаражную переделку! Но одну из опытных машин, созданных на голландском заводе Volvo в конце 1980-х. Точно такой же кабриолет в 1990 году показывали на Женевском автосалоне, но... он так и не дошёл до конвейера. За уникальную машину просили 48 тысяч евро — и судя по тому, что объявление вскоре исчезло, её таки продали!
Объявление о продаже открытого Volvo 480 появилось на голландской площадке AutoScout24. За двухдверку нежно-сиреневого цвета просили 48 тысяч евро (4,1 миллиона рублей по текущему курсу). На рубеже восьмидесятых и девяностых была построена небольшая партия таких машин на основе серийных хэтчбеков модели 480, но производство кабриолетов так и не наладили. Мы в редакции «Мотора» решили рассказать вам историю этого неудавшегося проекта.
Предыстория такова: компания Volvo ещё с конца семидесятых мучительно разрабатывала новое семейство под кодовым названием «Project Galaxy». Это был первый опыт шведов с передним приводом. Были запланированы модели двух типоразмеров — более компактная G1 и среднеразмерная G2. Первая потом превратилась в 400-ю серию, вторую мы узнали как Volvo 850. Причём в 1982-м все наработки по компактной модели... продали голландскому подразделению Volvo Cars BV.
Это предприятие было образовано в первой половине 1970-х в результате поглощения концерном Volvo легкового производства фирмы DAF. Но даже после этого голландцы продолжали пользоваться довольно существенной автономией — управленческой, финансовой и инженерной. У них был не только завод в голландском Борне, но и технический центр в Хелмонде со своей дизайн-студией.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/10/15/5901027/066bb4f3cfe1b7f9675a2c9b530b366d002434bc.jpeg)
/imgs/2023/05/10/15/5901037/edce7aecf269affe6b93b6998a2bc5cb0a3c2ebd.jpg)
/imgs/2023/05/10/15/5901038/807f1aa8cbcd693e8cd093722fc68ce6bf3a88cf.jpeg)
/imgs/2023/05/10/15/5901044/0764bb80e079d7afdd9eddbc0a48f62d6ad75d23.jpg)
/imgs/2023/05/10/15/5901045/9958d0b70dc15480d4d83b78f9df3f9f25ce318b.jpg)
Седан Volvo 66 голландского производства: задний привод, мотор Renault и клиноременный вариатор конструкции ван Дорна
Volvo Cars
После перехода под шведское крыло завод в Голландии продолжил выпуск седанчиков и универсалов DAF 66 под маркой Volvo. Одновременно разрабатывая новое семейство небольших заднеприводных автомобилей — хэтчбеков Volvo 340 и седанов 360 (их начали выпускать в 1976 году).
Новую переднеприводную линейку менеджмент Volvo намеревался открыть самой непрактичной моделью — компактным трёхдверным хэтчбеком модели 480. Понятно, почему: она должна была послужить хедлайнером семейства, символом обновления марки. И заодно помочь лечению «детских болезней» нового семейства перед запуском более массовых версий — лифтбека 440 и седана 460. Шеф-дизайнер всего концерна Ян Вилсгаард объявил внутренний конкурс проектов Volvo 480. При этом помимо студий Volvo в Гётборге и Хелмонде на него пригласили грандов итальянского дизайна — ателье Bertone и Coggiola.
Построенная в 1980 году опытная машина под кодовым обозначением G4 — прародитель 400-й серии
Volvo Museum
Для шеф-дизайнера голландского подразделения Роба Коха это был уникальный шанс показать свою команду в настоящем деле — а возможно, вообще удержать хронически проблемную компанию от сокращений. И его сотрудники сработали на славу! Джон де Врис создал запоминающийся эксцентричный образ: клиновидный силуэт с низкой линией капота, убирающиеся фары, отвесный задок, почти полностью забранный стеклом... На голосовании в головной штаб-квартире в июне 1982 года победил именно этот проект.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/10/15/5901066/bad875f326305d46cd01c03865c348dcb7ab2bc0.jpg)
/imgs/2023/05/10/15/5901067/b6e36dd03d65aa971cc81214a01cc4b6b9988615.jpg)
/imgs/2023/05/10/15/5901068/2a10ca027e42c01d0180d7858dff7633f6767d25.jpg)
/imgs/2023/05/10/15/5901076/cf38f1d0cef13239c87f3930624265eed16b6072.jpeg)
/imgs/2023/05/10/15/5901075/1374a8e71c9c14b0162e253be4707094c73af8fc.jpeg)
Volvo 480 ES. Все машины этой модели оснащались двигателям Renault F3 объёмом 1,7 или 2 литра.
Volvo Cars
Говорят, что когда в 1985 году модель 480 уже готовили к серийному производству, в техническом центре в Хелмонде нужно было уничтожить отслужившие своё на испытаниях опытные машин. Но модельщик Мартин ван ден Хёвель предложил: а почему бы не использовать их по второму разу, построив на их основе что-нибудь интересное — например, кабриолет?
Не можем ручаться за достоверность этой истории, но шеф-дизайнер Роб Кох действительно поручил своим сотрудникам нарисовать Volvo 480 с открытым верхом. Задание было таким: с минимальными изменениями стандартного кузова сделать машину с посадочной формулой 2+2 и дугой безопасности.
Рисунок Стива Харпера. Обратите внимание: закрывающий сложенную крышу колпак — ещё серый, в цвет интерьера
Steve Harper / Volvo Cars
Свои работы представили стилисты Кор Стеенстра и Стив Харпер. Они отличались оформлением задка: англичанин нарисовал более высокий, массивный багажник, голландец предпочёл более низкие обводы. В итоге на конкурсе победил проект Харпера. Кстати, англичанин работал сразу над двумя вариантами кабриолета: рисовал не только машину с посадочной формулой 2+2, но ещё и чисто двухместную, с укороченной базой.
/imgs/2023/05/10/15/5901092/e213970497797cc45526678357e5f0dc2f5ee8d8.jpg)
/imgs/2023/05/10/15/5901093/cca00c64bdacf20912cd7e7d88ad9b7010887741.jpg)
/imgs/2023/05/10/16/5901097/9d5ab68f4dec6f4218d458bb36434d0fe8d7f6ea.jpg)
На более поздних рисунках уже видно рельефный кожух в цвет кузова
Volvo Cars
Руководству голландского Volvo проект настолько понравился, что было решено готовить машину к дебюту на амстердамском автосалоне RAI 1987 года. Доводил дизайн уже Стеенстра. В процессе он дополнил заднюю часть парой декоративных обтекателей-«подголовников» на кожухе складного верха. В ходе работ выяснилось, что дуга безопасности слишком мешает головам задних пассажиров — и от заднего сиденья отказались, оставив сзади только полку для багажа.
Для дальнейших работ подрядили фирму ASC (American Sunroof Corporation) — она должна была изготовить первый прототип кабриолета, разработав меры по усилению кузова. К слову, с этой задачей американцы справились не очень: опытная машина страдала недостаточной жёсткостью кузова.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/10/22/5901416/716676dabe1ccd33d611bdac69e5ed3461550e31.jpg)
/imgs/2023/05/10/15/5901078/8a52c295584659169546ec455c5fff8c2b1c3e81.jpg)
/imgs/2023/05/10/15/5901082/c3314f5036a447b802b2881e6821cf81c2ab9398.jpg)
/imgs/2023/05/10/15/5901083/d4d0dd91e4f7e1917578e2db74cb5ed8852e3145.jpg)
/imgs/2023/05/10/15/5901084/9cb34f3c5beef1980efaf9056ac69145192b278a.jpg)
/imgs/2023/05/10/15/5901086/f250f617b737a5f08ed665ec4aeea4fce8fa4467.jpg)
Выставочный экземпляр кабриолета, представленный в 1990 году на Женевском автосалоне
Volvo Cars
Но главная проблема была в разногласиях между голландцами и штаб-квартирой в Гётеборге — в планы головного офиса кабриолет не входил. Тем не менее, проект всё-таки был продолжен, и в 1990-м на Женевском автосалоне состоялась премьера готовой машины.
/imgs/2023/05/10/22/5901408/837f97251db3d59fb893757b2f90f57257839f69.jpg)
/imgs/2023/05/10/22/5901410/f3b460c13765855a0ab7fedbdf6435c8eb7cba6e.jpg)
/imgs/2023/05/10/22/5901409/bd174ac03164bc382d7a562919129a06972a163b.jpg)
Американская фирма ASC, строившая первый опытный кабриолет, по собственной инициативе изготовила ещё и вариант с кузовом тарга-купе
Андрей Моторов
До серийного производства открытому Volvo не хватило совсем чуть-чуть! Голландцы даже успели заказать изготовление оригинальных деталей кузова английской фирме Motor Panels. Которая обанкротилась вскоре после получения платежа в 1991 году... И вот это, вероятно, был последний гвоздь в крышку гроба для всего проекта.
/imgs/2023/05/10/16/5901100/868a9ac58061a31250f2d6a08b35c7b62d28a3b7.jpg)
/imgs/2023/05/10/16/5901101/c675c46a95438114433150e3bfdd7f14061e1038.jpg)
Судя по данным в объявлении о продаже, этот кабриолет был оснащен мотором 1.7 мощностью 102 лошадиные силы и ручной коробкой. Пробег составлял всего 2060 километров.
AutoScout24
Из двадцати опытных машин, собранных на разных стадиях проекта, нам известно о трёх сохранившихся экземплярах. Голубой прототип входит в экспозицию музея Volvo в Гётеборге — по цвету он похож на машину с Женевского автосалона, но отличается обивкой салона. Ярко-красный автомобиль с турбомотором остался в распоряжении голландского подразделения Volvo, но позже тоже переехал в Швецию.
/imgs/2023/05/10/22/5901415/f7b6c8a1245ad8e731c1c6ec910930336ba038f7.jpg)
/imgs/2023/05/10/16/5901117/7d123a98666b42e6284483d59379434a760e6f0a.jpg)
/imgs/2023/05/10/22/5901414/0b164a6a14a75c823d29e567314ccfd5abe51223.jpg)
/imgs/2023/05/10/22/5901412/38c9a615b7a3c8f83f6020942a27799af32d0c77.jpg)
Два других кабриолета Volvo 480 находятся в музее в Гётеборге, иногда их вывозят на выставки и фестивали
Андрей Моторов
А сиреневый кабриолет на наших фотографиях единственный попал в частные руки: девять лет назад журнал Volvo Drive писал, что машину приобрёл коллекционер Барт ван дер Хейден. Ну а теперь, видимо, кабриолет оказался уже у другого владельца: за уникальную машину просили 48 тысяч евро (4,1 миллиона рублей).