Опубликовано 26 апреля 2020, 08:30
7 мин.

Что незаконного в машинах outlaw?

И почему это движение началось со старых Porsche, но ими не ограничилось
Их считают беспредельщиками, варварами, эгоистами, социопатами — каких только ярлыков не вешает добропорядочное автомобильное общество на обладателей машин, модифицированных в стиле outlaw. А тем всё равно. На дорогах они едва ли греховнее владельца вылизанного спорткара — просто, в отличие от последних, аутло не лицемерят. Да, они называют себя и свои машины термином «вне закона» (именно так переводится outlaw), но за этим кроется не презрение к общественным нормам, а дань традициям субкультуры.
Что незаконного в машинах outlaw?

Outlaw — это особый тюнинг (и в первую очередь стайлинг) отдельных моделей машин. Типичный пример — небрежно и грубо сделанный под «гонку» винтажный Porsche. Но тема дорожных «беспредельщиков» куда глубже: это не только доработки, но и стиль жизни владельца такого автомобиля. Чаще всего бунтаря-одиночки, предпочитающего тусовкам скоростные прогулки в одно лицо по пустынным улицам и шоссе. Outlaw-проекты строят не для того, чтобы возить по выставкам и светить ими на сборищах. А для того, чтобы от души «раздавать» подальше от всех.

Откуда пошло аутло

Всё началось с уличных (а значит и нелегальных — outlaw) гонок в США в семидесятых. Лучше всего те события иллюстрирует кинокартина «Царь горы» 1981 года, погружающая зрителя в события гоночного нелегала на культовой дороге Малхолланд драйв. Там и в наши-то урбанизированные дни можно здорово прохватить на спорткаре, а тогда это были 23 мили сплошных поворотов, подъёмов и спусков на вершине хребта, высящегося над Лос-Анжелесом. По атмосфере это кино — микс из манги Initial D и аркады NFS Most Wanted, приготовленный в ранних восьмидесятых.

© Финальная сцена фильма King of the mountain наглядно показывает, что гонки outlaw — это американский аналог японского тоугэ. В США меккой аутло был Лос-Анджелес, и неслучайно большинство компаний, создающих сегодня технику в этом стиле, базируется вокруг L.A.

За сюжетом картины стоят события статьи в одном из журналов. В ней описывается тусовка лосанджелесских стритрейсеров, романтика их дуэлей и отношения бунтарей с полицией и жителями прилегающих к зоне гонок районов. В те годы в богатой Калифорнии был популярен первый спорткар Porsche, который значительно подешевел на фоне уже вовсю продававшегося более совершенного 911 в 912-м кузове. Поэтому быстрые парни вовсю гоняли по каньонам (так в Америке называют серпантинные дороги) на доработанных 356-х — и как раз такая машина была у главного героя «Царя горы».

© Чаще всего у владельцев outlaw-проектов отсутствует пиетет перед классикой и трепет насчёт состояния ЛКП. Перевезти ель на крыше раритетного Porsche? Нет проблем!

О движении outlaw в последующие 1980-е – 1990-е известно немного, ведь тогда эта идеология ещё не была модной, да и в отсутствие соцсетей гонщики-мизантропы не спешили показываться широкой публике. Конечно, сегодня в этом всём есть изрядная доля самолюбования и эпатажа. В последние годы такая стилистика стала особенно популярна среди кастомайзеров США и в меньшей степени — из других частей света. Именно благодаря соцсетям мы говорим об outlaw — сразу несколько идеологов этого движения стали медийными и запустили продвижение своего стиля жизни и взгляда на тюнинг в «ютубах и инстаграмах».

Сам термин outlaw, вероятно, позаимствован у американской серии соревнований на спринт-карах (это заезды на причудливых болидах по грязевым овалам) World of Outlaws. Она была учреждена в 1978 году в пику официальным гонкам, а позже термин outlaw стали применять и к нелегальному дрэгу на дорогах общего пользования. На фото — Volkswagen Karmann Ghia, который, в отличие от американских машин, был хорош на извилистых дорогах каньонов

Сам термин outlaw, вероятно, позаимствован у американской серии соревнований на спринт-карах (это заезды на причудливых болидах по грязевым овалам) World of Outlaws. Она была учреждена в 1978 году в пику официальным гонкам, а позже термин outlaw стали применять и к нелегальному дрэгу на дорогах общего пользования. На фото — Volkswagen Karmann Ghia, который, в отличие от американских машин, был хорош на извилистых дорогах каньонов

Современные евангелисты

Наверное, самый известный представитель сообщества — американский коллекционер и энтузиаст стайлинга классических Porsche по имени Магнус Уокер (Magnus Walker). Он называет себя Urban Outlaw, ездит на старомодных «воздушных» 911 «собственного посола», носит бороду почти по пояс и клетчатые рубашки. Магнус любит романтику езды по безлюдным улицам и мостам промзон Лос-Анджелеса, а также хорошенько «навалить» по пустынным шоссе калифорнийских каньонов под сухой треск архаичного оппозитника.

Свой первый 911 Магнус купил на лично заработанные деньги в 1992 году в возрасте 25 лет. Спустя 20 лет в его коллекции было уже более сорока «найн-илевенов».

Свой первый 911 Магнус купил на лично заработанные деньги в 1992 году в возрасте 25 лет. Спустя 20 лет в его коллекции было уже более сорока «найн-илевенов».

Вместе с тем, угрюмый лосанжелесский «аутло» (однажды мне довелось перекинуться с ним парой слов — и я не мог не отметить его грустный уставший взгляд) делает на своём «лайфстайле» успешный бизнес — строит клиентские машины, ведёт инстаграм с более чем полумиллионом подписчиков, создаёт одежду, снимается в атмосферных короткометражках. И несмотря на медийность, он по-прежнему верен выбранному стилю в своём творчестве и поведении — даже на автомобильных выставках и фестивалях его чаще всего можно встретить одного, без компании.

Ещё одна заметная фигура аутло-движения — создатель безумно стильных, а иногда и просто безумных Porsche 356, Род Эмори. Его контора Emory Motorsports / Emory Design занимается доработкой на высочайшем инженерном уровне настоящей иконы аутло-движения — самой первой модели Porsche. Каждый экземпляр, будь то купе, родстер или спидстер, сначала тщательно реставрируется, а потом начинается «незаконное» творчество.

Род Эмори — реставратор и тюнер старых Porsche в третьем поколении. Поэтому он точно знает, как обращаться с классикой, чтобы в результате вмешательств она стала стоить только дороже.

Род Эмори — реставратор и тюнер старых Porsche в третьем поколении. Поэтому он точно знает, как обращаться с классикой, чтобы в результате вмешательств она стала стоить только дороже.

Многие сочтут это кощунством, но Род называет это аутло. Что, впрочем, синонимично. В самом лёгком варианте стайлинга добавляются раллийные штрихи из дополнительного света, решёток на оптике, демонтированных бамперов и держащих капот кожаных ремней. При этом подвеска устанавливается от более совершенного 911 (но тоже «воздушного», разумеется), а родной двигатель меняется на более мощный. Причём собственной (в сотрудничестве с конторой Rothsport) разработки — но строго по мотивам конструкции оригинального «оппозита» Porsche 911.

Получается нечто очень самобытное — уже не классика, но ещё не рестомод в традиционном понимании этого слова. Следующий уровень стилизации предполагает глубокую, но тонкую работу с пропорциями кузова — каждая такая машина уникальна, но непосвящённый едва ли поймёт, что именно было изменено. Из очевидного встречается заниженная крыша или передняя часть в стиле 550 Spyder. Апогей «аутло» от Emory Motorsports — невероятный гибрид 356 и 964 с полностью кастомным кузовом и мощным турбомотором, но всё в той же мрачновато-гоночной стилистике.

© Этот атмосферный ролик с Магнусом Уокером и Lancia Delta HF Integrale Evo демонстрирует, что outlaw — это не только и не столько про Porsche, сколько про уличный дух в спортивных автомобилях и про образ жизни их владельцев, которые наслаждаются ими во время поездок по обычным дорогам

Не Porsche едиными

Конечно, этим двум персонажам не принадлежит монополия на аутло-тюнинг, хоть они и известнее всех — есть ещё Benton Performance, Paul Stephens и другие близкие по духу конторы. Более того, не обязательно обладать старым Porsche (цены на которые давно уже устремились в стратосферу по всему миру), чтобы сделать каноничный проект в этом стиле. Совершенно точно подойдёт любой «воздушный» родственник Porsche — хоть массовый Volkswagen Beetle, хоть гурманский, но не очень дорогой Karmann-Ghia. Есть немало примеров и с классическими Lancia, Volvo, MG и другими европейскими машинами преимущественно из 60-х – 70-х.

Из элитного клуба также традиционно подходящими считаются Ferrari и Ford GT. Яркий пример — эпатажный коллекционер суперкаров (в особенности Ferrari) Дэвид Ли, потративший около миллиона долларов на доработку своей Dino во многом по законам outlaw. Там и перешив салона в ретро-стиле, и замена двигателя на более мощный, но из уже классической линейки Ferrari, и всякие другие мелкие «моды», необратимо отдалившие его экземпляр от состояния музейной ценности. И он сделал это как будто назло всему чопорному аукционному сообществу, которое навязывает стандарты того, что есть хорошо, а что неправильно.

Принадлежать к этому миру можно даже с относительно современным автомобилем — это может быть общепризнаный недорогой спорткар вроде Mazda Miata (чем старше, тем лучше) или Toyota GT86. Нужно лишь подобрать нужные штрихи и детали, чтобы правильно передать дух. Хорошо вписываются в эту тематику американские автомобили — лучшей иллюстрацией будет фильм «Город грехов», где эта концепция хоть и не упоминается напрямую, но намётанный глаз отметит сочетание типичных для аутло-жанра Porsche 550, Volkswagen Beetle и Ferrari 348 c кучей харизматичных «американцев» пятидесятых-шестидесятых, на заниженных подвесках и с характерной эстететикой.

Многие из outlaw-автомобилей идеально подходят на роль транспорта киношных суперзлодеев. Как, например, этот стилизованный под «ретро-гонку» Jaguar XK120

Многие из outlaw-автомобилей идеально подходят на роль транспорта киношных суперзлодеев. Как, например, этот стилизованный под «ретро-гонку» Jaguar XK120

© Фото: Alex Penfold @alexpenfold для Lorenz Collection

Каноны и шаблоны

Один из принципов при создании проекта — упрощать силуэт. Убирать бамперы, срезать молдинги и значки, заваривать отдельные сегменты окон, занижать крышу. По этой же причине и для пущей суровости основной цвет кузова — чёрный: матовый или глянец, но неизменно акриловый — никаких пижонских металликов. Посадка — либо сильно заниженная, либо наоборот подчёркнуто заводская, да ещё и с высокопрофильными колёсами-бубликами.

И никаких модных дисков — только подходящая конкретному кузову винтажная классика. Это будет родная штамповка для 356, диски Fuchs для 911, Watanabe для Miata и так далее. Известно, что колёса — это половина вида автомобиля, поэтому канонические диски строго показаны. На шинах иногда применяется белая полоса, либо надписи. А на дверях можно встретить гоночный номер или белый круг под него.

На первый взгляд многие аутло выглядят слегка неряшливо. Это нужно, чтобы в облике ощущалась патина, пыль улиц и ссадины дорог. Но не нужно путать этот подход с так называемыми missile — тренировочными спорткарами (обычно для дрифта), кузов которых не латают только потому, что всё равно точно поколотят в ближайший же выезд.

На первый взгляд многие аутло выглядят слегка неряшливо. Это нужно, чтобы в облике ощущалась патина, пыль улиц и ссадины дорог. Но не нужно путать этот подход с так называемыми missile — тренировочными спорткарами (обычно для дрифта), кузов которых не латают только потому, что всё равно точно поколотят в ближайший же выезд.

Крайне важны ретро-детали: кожаные крепёжные ремни кузова, защитные решётки, внешний монтаж запаски, зеркала-пули. В деталях всё это идеологически близко к хотроддингу и даже мото-кастомайзингу — то есть послевоенной культуре работы с техникой. На более современных моделях часто используется агрессивное расширение кузова, поэтому компании вроде RWB и Rocket Bunny / Pandem тоже можно считать адептами движения. Из обвесов приветствуются немассовые, старые и давно не выпускающиеся детали и варианты оптики — чем мелкосерийнее и олдскульнее, тем лучше. На интернет-акуционах и барахолках среди горстки ценителей по всему миру за такими идёт настоящая охота.

Первый вопрос, который при виде таких машин приходит на ум непосвящённому, но неравнодушному к автомобилям человеку — созидание это или разрушение? И многие решают, что это дичь и изуродованная классика. Но аутло-творцы готовы к тому, что будут не поняты, осуждены. Они даже не пытаются донести до большинства посыл своего проекта — главное, чтобы самим было по кайфу и чтобы узкая прослойка единомышленников оценила старания. Наверное, в этом и суть понятия «вне закона» — эти ребята творят и живут вне общепринятых законов прекрасного и шаблонов приемлемого.