Фантик с зубами
Первый тест самого маленького "заряженного" Mercedes-Benz – A 45 AMGЕще Энцо Феррари говорил, что главное в машине – это мотор. Долгое время ребята из подразделения AMG, видимо, относились к его словам чересчур прямолинейно: многие машины из Аффальтербаха оснащались потрясающими двигателями, но, по сути, умели хорошо ездить лишь по прямой. Но традиция потихоньку ломается: сначала появились "трековые" машины Black Series, потом отлично сбалансированный C 63 AMG. А теперь черед самого маленького и проворного Mercedes-Benz A 45 AMG, чуть ли не самого заводного в гамме!
Впрочем, мотор в A 45 AMG тоже отнюдь не дохлый. Всего два литра и четыре цилиндра, но зато 360 лошадиных сил. Это, между прочим, рекордный показатель для серийных двигателей. Добиться столь впечатляющей отдачи помог огромный турбонагнетатель twin-scroll: откройте капот и вы увидите, как жирным удавом уползает от него толстая приемная труба. И это еще не все! Мотор оснащен непосредственным впрыском, коваными поршнями и коленвалом, а его сборка производится вручную одним мастером – все в лучших традициях подразделения AMG!
А чтобы даже глухой не перепутал A-класс от AMG с бюджетным A 160 CDI, выпускная система сделана соответствующая, с электронно-управляемыми заслонками. При громких настройках режима "спорт" A 45 слышно даже в самых удаленных частях трассы Bilster Berg, по которой журналистам разрешили прохватить полтора десятка кругов. Голос "заряженного" хэтчбека просто поражает богатством обертонов!
На холостых и низких оборотах выхлоп басовито и солидно бубнит, словно под капотом не четыре цилиндра, а все восемь.
В среднем диапазоне оборотов в звуке мотора появляется грубая злость с отчетливыми металлическими нотками, а на «верхах» двигатель ревет, как раненый зверь. Но самый смачный саундтрек – со всхлипываниями перепускного клапана и сочными отстрелами в глушителе – во время смены передач.
Cемиступенчатый "робот" AMG Speedshift бережет свою пару сцеплений только при старте с места. Вот почему ускорение на первой передаче кажется не столь стремительным, как ожидаешь от полноприводного 360-сильного хот-хэтча. Но на треке, в спортивном режиме, "робот" раскрывается во всей своей красе. Переключения точны и почти молниеносны. А в ручном режиме Speedshift становится еще быстрее и, к тому же, позволяет держать стрелку тахометра на ограничителе, без самопроизвольного переключения вверх. Ходы подрулевых лепестков короткие и очень четкие: щелк – вторая, щелк – третья.
Разгонная динамика на выходе из поворота впечатляет не меньше: Mercedes-Benz A 45 AMG берет сотню за 4,6 секунды, и это очень, очень быстро. К тому же A-класс стал первым "Мерседесом" от AMG, оснащенным полным приводом, однако трансмиссия у А-класса кардинально отличается от используемой на остальных "Мерседесах" – ведь подключаемой здесь является задняя ось, а не передняя.
Многодисковая муфта, заведующая распределением момента между осями, интегрирована в задний дифференциал. При активном торможении с участием АБС муфта полностью размыкается, и момент назад не передается вовсе, чтобы не дестабилизировать автомобиль. А максимальное количество тяги, которое она способна передать на заднюю ось, – 50 процентов. Всего лишь? Но спецы из AMG обещают, что в поворотах A 45 AMG будет очень дерзким.
Так и есть. Недостаточную поворачиваемость машины незаметно купирует электронная система Curve Dynamic Assist, которая подтормаживает в виражах внутреннее колесо. Особенно заметна ее работа в промежуточном режиме ESP – Sport Handling (есть еще режимы ESP On и ESP Off), в котором мы как раз упражнялись на гоночном треке. В нем «умная» система стабилизации значительно ослабляет хватку, на заднюю ось перебрасывается максимальное количество момента, а рулевое управление становится предельно острым.
Та четкость, с которой А 45 AMG реагирует на управляющие действия «коротким» (менее двух оборотов) рулем, удивляет. Наделить изначально переднеприводный автомобиль столь потрясающей отзывчивостью – дорогого стоит. Хэтчбек реагирует на малейшее отклонение «баранки» – четко, точно и однозначно. Водитель буквально подушечками пальцев ощущает, как передние колеса цепляются за асфальт трека. На апекс машина направляется легко и безошибочно, и никакой коррекции внутри поворота не нужно.
Тормоза – просто лютые. Огромные передние 350-миллиметровые перфорированные диски с яростью штамповочного пресса сжимают четырехпоршневые суппорта AMG.
На задней оси механизмы всего с одним поршнем, но диски тоже ого-го – 330 миллиметров. Износостойкость и охлаждение – на высоте. Во время серии из пяти кругов по гоночной трассе тормоза почти не проявляют усталости, и эффективность замедления всегда остается на очень высоком уровне.
Этот великолепный баланс шасси обеспечивают не только полный привод, острый руль и помощница-ESP, но и, конечно, классно настроенная подвеска. Она, правда, несколько жестковата для эксплуатации на обычных дорогах: даже на гладком «зеркале» автобана хэтчбек вытрясает душу. Но на треке – лучшего не пожелаешь. И особенно хорош А 45 AMG в версии Edition 1, с пакетом Performance. У него другие амортизаторы и пружины, которые вместе с уменьшением клиренса на 20 миллиметров, ужесточили подвеску на 22 процента спереди и на 20 процентов сзади.
У модификации Edition 1 своя геометрия развала колес: спереди угол увеличен с 1,0 до 1,8 градуса, сзади – с 1,8 до 2,0 градусов. Плюс 19‑дюймовые диски взамен стандартных 18‑дюймовых и дополнительные спойлеры: задний дает 40 дополнительных килограммов прижимной силы на скорости 150 километров в час, а передний нужен для того, чтобы эту прижимную силу сбалансировать.
О, как же хорош А 45 AMG Edition 1 на гоночном треке! Автомобиль понимает даже малейший намек на смену траектории. Причем неважно, чем вы этот намек делаете – рулем или газом. А 45 AMG можно "распрямить" в повороте увеличением тяги, а под сброс, при желании, можно почувствовать не только мгновенное уменьшение радиуса поворота, но и плавный, однако очень азартный занос задней оси.
А 45 AMG настолько же быстр и цепок, насколько он понятен и дружелюбен к водителю. На довольно узкой трассе, с постоянными перепадами высот, где более взрослым моделям AMG с V8 или V12 было бы уже тесновато, А 45 AMG в своей тарелке. Суперкар, завернутый в фантик хэтчбека гольф-класса.
Интересно, что за все время теста представители AMG ни разу не произнесли слов "хот-хэтч" или "гольф-класс". Несолидно? По их мнению, A 45 AMG – это "входной билет в клуб ценителей AMG". Но мы-то знаем, что на самом деле инженеры AMG построили настоящий горячий хэтчбек. Да, чуть дорогой, зато очень зубастый.
Технические характеристики Mercedes-Benz A 45 AMG (CLA 45 AMG)
Тип двигателя | Бензиновый-турбо R4 |
Рабочий объем | 1991 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 360/6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 450/2250-5000 |
Тип привода | полный |
Трансмиссия | 7‑ступенчатая роботизированная |
Передняя подвеска | независимая McPherson |
Задняя подвеска | независимая |
Тормоза | дисковые вентилируемые спереди и сзади |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4359(4691) х 1780(1777) х 1417 ✽ |
Колесная база, мм | 2699 |
Снаряженная масса, кг | 1555 (1585) ✽ |
Макс. скорость, км/час | 250 |
Разгон 0‑100 км/ч, с | 4,6 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 7,1 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 165, Euro 6 |
Объем багажного отделения, л | 341 (470)✽ |
Объем топливного бака, л | 65 + 8 (резерв)✽ |
Размер шин | 235/40 R18 или 235/35 R19 |
Цена, рублей | от 1 990 000 (2 290 000)✽ |
✽- в скобках данные для автомобиля CLA 45 AMG |