Контрамоция
Первый тест компактного кроссовера Audi Q3/imgs/2015/03/08/23/49844/fd8ce07d452a79134994f4ae4ba53b21b29fbdbd.jpeg)
Любителям произведений братьев Стругацких наверняка знаком термин, вынесенный в заголовок этой статьи. В повести «Понедельник начинается в субботу» у директора НИИЧАВО Януса Полуэктовича Невструева был попугайчик Фотон, который, как и его хозяин, жил задом наперед, двигаясь во времени в обратную сторону. При чем здесь новый кроссовер Audi Q3? Постараюсь объяснить…
Несколько лет назад, рассказывая о новом тогда Audi Q5, я написал: «Кукушка Audi кукует неправильно. Она считает задом наперед. Сначала она прокукукала «ку-семь». Теперь вот «ку‑пять». Если следовать народной примете, то получается, что жить компании остается все меньше. Но глядя на кроссовер Q5 понимаешь, что глупая птица ошиблась – Audi в современном автомобильном мире многих переживет. Даже, если с клюва скоро сорвется компактное «ку-три».
Как в воду глядел – кукушка Audi наконец-то произнесла это самое «ку-три». А могла бы – прокричала бы во все горло. И снова никаких признаков того, что жизнь немецкой компании угасает. Наоборот, Audi сегодня живее всех живых, а по количеству премьер за последний год так и вообще вышла в лидеры мирового автомобилестроения. По-моему, самое настоящее проявление контрамоции в нарочито правильном, последовательном течении нашей жизни.
/imgs/2015/03/08/23/49845/30b4d5018bbd03703fc6b1f587a5fea226eb3b11.jpeg)
Несмотря на общую с Volkswagen Tiguan платформу, внешне Audi Q3 на «родственника» совсем не похож. Силуэт у Q3 более динамичный, крыша, особенно в задней части, более покатая, а дизайн -- более утонченный.
Итак, премьера нового, самого маленького кроссовера от Audi – Q3 – состоялась. Но еще до этого официального мероприятия можно было однозначно сказать, что автомобиль ждет успех. И это не мое субъективное мнение – это мнение рынка. Российские дилеры, например, еще месяца за два до европейской премьеры и почти за полгода до начала продаж новинки в РФ начали принимать предварительные заказы на Q3. Я, конечно, не совсем понимаю, как можно возжелать автомобиль, на котором не то что не ездил – который даже живьем не видел... Но, как показывает практика, для России это обычное дело. При том, что квоты, к слову, неизвестны даже сейчас, а модификаций, которые будут доступны на нашем рынке в первое время, пока всего две – обе бензиновые с мотором 2.0 TFSI разной форсировки: 170 или 211 сил.
/imgs/2015/03/08/23/49846/4fda94955d9ce3f7d6aacc5824cdddc2d99eb048.jpeg)
Армия "Ку-третьих" готова к завоеванию рынка
компактных кроссоверов
Менее мощная версия оснащается только 6-ступенчатой «механикой», а 7‑ступенчатым «роботом» S tronic с двумя сцеплениями в базе комплектуется 211-сильная машина. Если вам тоже нравится Q3, но по какой-то причине вы еще не сходили в дилерский центр, то дело ваше «табак»: заказав автомобиль сейчас, ждать его придется месяца четыре, а то и больше. Но, похоже, оно того стоит – машина получилась очень конкурентоспособной как по цене, так и по оснащению. К тому же, немцы чуть позже обещают привезти к нам двухлитровый дизель, а потом, глядишь, появится модификация, которая по максимальной мощности (около 310 лошадиных сил) на голову выше самых энерговооруженных конкурентов вроде BMW X1 и Range Rover Evoque. На такой, пока предсерийной версии Audi Q3 с 2,5‑литровой рядной "турбо-пятеркой" мне удалось поездить совсем недавно, но об этом чуть позже.
Многие в последнее время упрекают компанию Audi в чрезмерной похожести выпускаемых моделей. Многим не нравится общность платформ с Volkswagen. Я бы, возможно, тоже покритиковал, если бы не стал воспринимать эту похожесть как должное. Как необходимую для удешевления конструкции и для выживания меру. Но даже несмотря на это называть Q3 уменьшенной копией Q5 я бы не стал.
/imgs/2015/03/08/23/49847/523cd6c10f255c4096acc0104890fb0fa0835641.jpeg)
«Маленький Ку» выглядит более динамично, крыша в задней части «падает» под большим углом, у решетки радиатора по последней моде «срезаны» углы, а глаза-фары словно подводил светодиодами дневного света совсем другой визажист. Хотя мы-то знаем, что тот же самый. А вот сзади – да, очень похоже на Q5. Фонари, поднимающиеся вместе с крышкой багажника, казались бы совсем клонированными, если бы не шикарные светодиодные полоски внутри (опция, доступная вместе с «ксеноном»).
/imgs/2015/03/08/23/49848/17234d7fc07fbc2c4e1fad7745a3594bee46326a.jpeg)
Передние фары Audi Q3 напоминают модель А6, задние фонари – Q5. Но в то же время, из-за причудливых светодиодных полосок (задние светодиоды + ксенон – это опция) светотехника в темное время суток выглядит весьма самобытно. Тем не менее, фирменный стиль Audi угадывается без усилий.
Что касается общей с Volkswagen Tiguan начинки... Действительно, Q3 сделан на том же миксе «всефольксвагеновских» платформ PQ, что и Tiguan. Но подвески, а значит и характер управляемости у Audi настроены по-своему. К тому же, для Q3 предусмотрена спортивная версия S line с заниженной на 20 миллиметров и более жесткой подвеской и 7‑ступенчатая автоматическая трансмиссия S tronic, аналог DSG. Ничего подобного Volkswagen Tiguan своим покупателям не предлагает. Что, в принципе, вполне логично: все самое лучшее – в «премиум».
/imgs/2015/03/08/23/49849/75870b3b0d01cd3a3f020ea29d96ffb29e99be02.jpeg)
Помимо традиционной «приспортивленной» версии S line с выразительным передним спойлером, полностью покрашенными в цвет кузова бамперами, «юбкой» на порогах и немного иной отделкой интерьера со спортивными креслами, Audi также предлагает для Q3 псевдовнедорожный обвес X‑line: выштамповки на порогах и имитация защиты днища под передним и задним бамперами (на фото справа).
Вспомнить о премиальности заставляет и интерьер. Для меня он не стал новинкой – впервые я познакомился с Q3 еще до премьеры: он был выставлен в павильоне трассы Нюрбургринг во время проведения 24‑часовой гонки в конце июня. Я ожидал увидеть внутри какую-то смесь из Audi A1 и, может быть, Q5, но на деле это оказался абсолютно уникальный интерьер с развернутой к водителю центральной консолью. Лавры BMW не дают покоя?
Намек на спортивность? Проверим чуть позже. А пока у меня перед глазами интерьеры тестовых машин, в основном, в «топовых» комплектациях, а в памяти – отнюдь не фешенебельный салон выставочной машины с Нюрбургринга. Они оба безупречны, но каждый за свои деньги. «Навороченные» версии Audi Q3 впитали в себя новейшие технологии от новых A7 и A6, вроде накладывающихся на навигацию карт Google, точек доступа в интернет, умных фар, адаптивного «круиза» и системы поддержания рядности движения. Качество исполнения, конечно, тоже выше всяких похвал, особенно учитывая относительную "бюджетность" машины. Настоящий «премиум», только в маленьком размере.
/imgs/2015/03/08/23/49853/266aa6819c48e7c43bef49aa00982c72347608b3.jpeg)
Audi Q3 может быть оснащен большим количеством электронных систем: функцией контроля за полосой движения, распознавания дорожных знаков, «автоматического» света, мониторинга «слепых» зон и электронным «парковщиком» (с камерой заднего вида или без).
Знакомство с ездовыми повадками нового Audi Q3 начинаю с «минимума»: со 170-сильной бензиновой версии на «ручке». Справедливости ради скажу, что в Европе есть еще менее мощная модификация – дизельная 2.0 TDI (140 сил) с передним приводом. Но к нам такие машины решили не поставлять.
Так красочно выглядит подкапотное пространство предсерийного Audi Q3 2.5 TFSI с рядным пятицилиндровым турбомотором от RS 3 и TT RS: карбон, testarossa. Для Q3 двигатель дефорсирован до 310 лошадиных сил. Но даже такие показатели делают Q3 самым мощным на рынке компактных кроссоверов.
Заслуженный двигатель 2.0 TFSI знаком давно во многих версиях. И эта, самая маломощная, отнюдь неплоха. Во всяком случае, для Q3 такого мотора вполне достаточно. Тем более в сочетании с механической трансмиссией, ходы рычага которой довольно короткие, а педаль сцепления наконец-то лишилась пресловутой «всефольксвагеновской» длинноходности. Но, как и на «Тигуане», заметного ускорения можно добиться только на передачах с первой по четвертую. Даже у 4-й ступени передаточное число меньше единицы! Пятая и шестая – исключительно для спокойного движения по автостраде. Об экономичности и экологичности, немцы, конечно же, не забывают никогда. Впрочем, я бы в своем выборе остановился именно на таком автомобиле, но рабочий долг и коллеги вынудили меня сменить машину.
/imgs/2015/03/08/23/49857/268d1bdabd2c755c60f9ebfe953bcefb6e1945d6.jpeg)
Довольно жесткая подвеска Q3 вместе с чувствительным, но не перетяжеленным рулем, позволяет управлять машиной очень точно. Но на входе в поворот все равно есть небольшая недостаточная поворачиваемость, а шины Pirelli Scorpion Verde показались недостаточно цепкими.
Следующий автомобиль был с чуть более мощным (211 сил) 2.0 TFSI и, что гораздо более важно для большинства россиян, «роботом» S Tronic. Удивительно, но лишние 40 сил почти не ощутимы. И это явно не вина S Tronic, потому что «коробка» по своей скорострельности уж точно не уступает ручному переключению. Разница заметна, скорее, в звуке мотора, чем в динамике.
/imgs/2015/03/08/23/49858/6a28a2b1849b6214303a8a2e50d5940f611a84d1.jpeg)
Небольшой, но очень серьезный
с виду автомобиль
Голос этого двигателя более солидный, более объемный, с более «серьезным» выхлопом. Послушав его песнопения на разгоне и при сбросе газа, и в очередной раз удивившись сообразительности «робота», подтыкающего нужную ступень перед поворотом, я сосредоточил свое внимание на управляемости.
/imgs/2015/03/08/23/49859/86776ba48a64a3e7dad746149fbf375d1e5bc4cd.jpeg)
Автоматический стояночный тормоз - великолепное изобретение концерна Volkswagen, которое до сих пор мало кто взял на вооружение. При остановке можно не выходить из «драйва» в коробке передач и не держать нажатой педаль тормоза: машина автоматически задействует «ручник». Очень удобная в городе вещь.
Самая навороченная музыкальная система, которую может опционально заказать владелец Q3, это Bose с 14 колонками, поддерживающая Surround Sound 5.1, мощностью 465 Ватт. Но... слишком дорого для такого звука.
От «старших» моделей Audi Q3 получил обновленную систему Audi Drive Select с дополнительным режимом Efficiency (помимо Comfort, Auto и Dynamic). Поигравшись вдоволь с разными настройками на швейцарских дорожках, я пришел к выводу, что разница между ними невелика. Например, тот же Audi A6, от которого получил эту систему Q3, реагирует на изменение настроек гораздо более явно. А здесь можно лишь отметить непривычно легкий для Audi руль в «комфорте» и в режиме «авто». Метаморфозы хитрых магнитореологических амортизаторов не так заметны, а реакции педали газа гораздо больше обостряет переключение «коробки» в спортивный или ручной режим.
/imgs/2015/03/08/23/49860/9ec893b5614548bcef78770aa154e50c5c1b9faf.jpeg)
Геометрическая проходимость Audi Q3 неплоха благодаря небольшим свесам и клиренсу в 170 миллиметров. Правда, диагональное вывешивание наступает очень рано – ходы подвесок невелики. Но полный привод в кооперации с системой ESP помогает кроссоверу выйти из подобных ситуаций с честью: Q3 движется вперед с вывешенным колесом без особых проблем и не так активно задействует тормоза, как тот же Tiguan, например.
Подвеска – европейский вариант. И это неспроста. Немцы рассчитывают продавать 20 процентов «ку-третьих» у себя дома. Потом идут Франция, Великобритания… Так что подвеска довольно жесткая. Но для тех, кто уже ездил на Audi, уверен, это не станет сюрпризом. Поступь у Q3 еще более упругая, чем у Q5. А крены так невелики, что в самую последнюю очередь думаешь о том, что это кроссовер.
/imgs/2015/03/08/23/49861/ebd867494cbd3f617b1668a7482e4995a1937392.jpeg)
Коэффициент аэродинамического сопротивления Cd у Audi Q3 равен всего 0,32. Очень неплохо для такого короткого и высокого автомобиля.
На входах в медленные повороты мешает небольшая недостаточная поворачиваемость, и еще руль бы я сделал покороче – шасси позволяет – но в целом, весьма «драйвовый» вариант. Поэтому я с интересом и любопытством отправился за ключами от ярко-синего 310-сильного прототипа.
/imgs/2015/03/08/23/49862/2d895799f6074af64006f94462567cc56a075cbf.jpeg)
Кто тут
на новенького?
С обвесом S line, с заниженной на 20 миллиметров подвеской, на нерегулируемых амортизаторах, со спортивными сиденьями, усиленным «эс-троником» и гигантскими составными тормозными дисками. Очень похоже на тормоза от RS3! Но самое главное, естественно, под капотом: пятицилиндровый турбомотор (опять же, от RS 3 или TT RS) о 310 силах.
Что вам сказать? Это очень, очень веселый автомобиль! Неприлично «отплевывающийся» на переключениях, и очень быстрый. Хватка – почти мертвая. Подвеска – под стать мотору. И не надо никакой мехатроники. Очень плотное, отзывчивое шасси. И рулевое управление вместе с ним вышло на другой, более информативный уровень.
/imgs/2015/03/08/23/49863/786e77f696c0db8b4480946d3061cab84e064598.jpeg)
Нельзя сказать, чтобы багажник Q3 пал жертвой стиля и покатой крыши, но он все же меньше, чем у VW Tiguan: 460 против 540 литров. Да и со сложенными сиденьями второго ряда (ровного пола, к сожалению, не образуется) Q3 проигрывает – 1365 литров против 1560. Возможности трансформации традиционны: спинка складывается в пропорции 40/60, есть люк для длинномеров и шторка.
Очень интересная машина. Правда, заинтересовавшимся придется подождать: начало производства намечено на следующий год. К тому же, неизвестно, в каком виде Q3 2.5 дойдет до конвейера. В любом случае, автомобиль заслуживает внимания хотя бы потому, что у грядущего Evoque в принципе не планируется моторов такой мощности, а в BMW пора призадуматься о выпуске Х1 с индексом 35i, а может быть даже 35is, чтобы побить Audi своими 340 лошадиными силами. Но это все фантазии. А на данный момент Audi Q3 - самый мощный кроссовер в классе, даже несмотря на то, что это лишь предсерийный вариант.
/imgs/2015/03/08/23/49864/03d2c1bad62f931c3cd82c7d8013259a4fe7a1b3.jpeg)
Чтобы немного остыть после мощных разгонов и лихих торможений, решил поездить на турбодизеле, посчитав его спокойным автомобилем. По сравнению с "два и пять турбо" – так оно, конечно, и есть. Но к абсолютным динамическим показателям 2.0 TDI нет никаких претензий. Кроме, пожалуй, некоторой узости рабочего диапазона, из-за чего S tronic переключатся непривычно часто.
/imgs/2015/03/08/23/49865/4d209e7af0a10a6dbd1bf14a0eaff785b1d8d509.jpeg)
-
Все Audi Q3 оснащаются электроусилителем рулевого управления с передаточным числом 16,4:1. Такая конструкция позволяет экономить до 0,3 литра топлива на 100 километров пробега.
-
Также Q3 может оснащаться электронно-регулируемыми амортизаторами, в качестве опции. Я, честно говоря, нахожу переплату за адаптивную подвеску несколько сомнительной: если хочется спорта, то лучше заказать заниженный на 20 миллиметров Q3 S line с более жесткими пружинами, амортизаторами и «резинками».
-
В качестве автоматической трансмиссии для полноприводных моделей 2.0 TFSI и 2.0 TDI предлагается собственная 7-ступенчатая коробка S tronic с двумя сцеплениями, разработанная Audi. А вот соплатформенный Tiguan даже после рестайлинга довольствуется обычным гидротрансформаторным «автоматом» Tiptronic.
-
Audi Q3 -- это "смесь" нескольких вариантов платформы PQ концерна Volkswagen. Передняя подвеска с использованием алюминиевых деталей – MacPherson с полым стабилизатором поперечной устойчивости на жестко прикрепленном к кузову алюминиевом подрамнике. Ширина колеи – 1571 миллиметр. Задняя многорычажка – стальная, на подрамнике, со стабилизатором. Колея – 1575 миллиметров. Распределение веса – 58/42 в пользу передней оси. В основе полного привода – муфта Haldex последнего поколения.
По подвеске и управляемости я почти никакой разницы с бензиновыми версиями не обнаружил. Только раз в повороте, на приличной скорости, переднее колесо неприятно соскочило в пологую ямку, заставив меня понервничать. Возможно, это повлияли лишние килограммы снаряженной массы 2.0 TDI. Но в целом бензиновая и дизельная машины очень похожи, и выбор будет зависеть исключительно от топливных пристрастий владельца. Я бы, наверное, выбрал бензин. Хотя бы потому, что дизельные заправочные пистолеты всегда грязные. Или по объективной причине: 2.0 TDI появится в России только в следующем году.
А тем отважным людям, которые заказали Q3 еще до его официальной премьеры, я готов сказать, что они не прогадали. Уверен, большинство ждет 211-сильную версию с «автоматом», но и тем, кто все же предпочел менее мощный вариант на «ручке», грустно не будет.
Компания Audi с выходом Q3 уверенно заняла свое место в этом развивающемся сегменте и ждет прихода экстравагантного Range Rover Evoque. Но если продолжать контрамоции от Audi, то почему бы ей не сделать еще один «шаг в неизведанное» и не построить Q1? Ведь такого пока еще нет ни у кого…
До появления Mercedes GLC основным конкурентом для Q3, безусловно, останется компактный кроссовер BMW Х1. Меньше всего – 1,274 миллиона рублей – просят за заднеприводный Х1 с двухлитровым бензиновым мотором (150 лошадиных сил). Самым мощным и дорогим предложением – от 1,710 миллиона рублей -- пока остается Х1 xDrive28i с атмосферной рядной «шестеркой» (258 сил). Но скоро на смену этому заслуженному двигателю придет новый 4‑циллиндровый мотор с турбонаддувом, мощностью 245 сил. BMW X1 sDrive18i, xDrive20d, xDrive23d в базе поставляются с «ручкой», а «старшие» версии - sDrive25i X1 и xDrive28d X1 – с 6‑ступенчатой АКПП.
Технические характеристики Audi Q3
2.0 TFSI | 2.0 TFSI | 2.0 TDI | |
---|---|---|---|
Тип двигателя | Бензиновый R4 с турбонаддувом | Бензиновый R4 с турбонаддувом | Турбодизель R4 |
Рабочий объем | 1984 см³ | 1984 см³ | 1968 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 170/4300-6200 | 211/5000-6000 | 177/4200 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 280/1700-4200 | 300/1800-4900 | 380/1750-2500 |
Тип привода | полный | полный | полный |
Трансмиссия | 6‑ступенчатая механическая или 7‑ступенчатая автоматическая S Tronic | 7‑ступенчатая автоматическая S Tronic | 7‑ступенчатая автоматическая S Tronic |
Передняя подвеска | независимая MacPherson со стабилизатором | независимая MacPherson со стабилизатором | независимая MacPherson со стабилизатором |
Задняя подвеска | независимая многорычажная со стабилизатором | независимая многорычажная со стабилизатором | независимая многорычажная со стабилизатором |
Тормоза | дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади | дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади | дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4835х1831х1590 | 4835х1831х1590 | 4835х1831х1590 |
Колесная база, мм | 2603 | 2603 | 2603 |
Снаряженная масса, кг | от 1510 | от 1565 | от 1585 |
Макс. скорость, км/час | 212 | 230 | 212 |
Разгон 0‑100 км/ч, с | 8,2 | 6,9 | 8,2 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 7,3 | 7,7 | 5,9 |
Объем топливного бака, л | 64 | 64 | 64 |
Размер шин | от 215/65 R16 до 255/40 R19 | от 215/65 R16 до 255/40 R19 | от 215/65 R16 до 255/40 R19 |
Цена | от 1 279 000 рублей | от 1 525 000 рублей | н/д |