Опубликовано 05 февраля 2010, 23:13

Средство передвижения

Тест самых экономичных автомобилей Volkswagen с приставкой "BlueMotion"
Ушли в прошлое те времена, когда европейцы накатывали по 50 тысяч километров в год. Теперь топливо стоит дорого, и даже немцы наезжают в среднем лишь по 10 тысяч. Поэтому суперэкономичные автомобили вроде моделей Volkswagen BlueMotion для них - не прихоть, а самое подходящее средство передвижения.
Фото Ленты.Ру и компании Volkswagen
Фото Ленты.Ру и компании Volkswagen

Каждый, кто впервые слышит о существовании фольксвагеновской "под-марки" BlueMotion, тут же пытается переводить это слово на русский. Не надо. Оно предназначено для тех, кто может понять европейцев без перевода.

О чем это я? Помните, в 90-е годы (да и позднее) было принято считать, что реальный пробег подержанных машин из Европы - это 20-40 тысяч километров в год. Если продавалась десятилетняя машина, у которой на одометре было меньше 200000 километров, к ней относились настороженно и никогда не верили историям про то, как "дедушка ездил только в церковь по выходным".

Сейчас все изменилось, и таким пробегам можно верить. Средний немец наезжает на своей машине около 10 тысяч километров в год. На работу, особенно если она в другом городе, он ездит на общественном транспорте, на отдых - тоже. Потому что иначе, при стоимости топлива евро за литр и больше, разоришься.

Понятно, что экономичная машина, которая потребляет мало топлива, выбрасывает в атмосферу минимум вредных веществ - оксидов углерода и азота. А иметь экологически чистую машину в Европе - это не только "правильно" во всех отношениях, но и модно.

Так что же такое BlueMotion? Этим словом Volkswagen выделяет самые экономичные и самые экологичные машины в своих модельных рядах. Два автомобиля - Golf BlueMotion и Passat BlueMotion - появились в конце прошлого года. Третий - Polo BlueMotion - в начале текущего.

"Блюмоушны" отличаются от обычных "Фольксвагенов" тем, что в них собраны все технологии, позволяющие сберегать топливо и уменьшать выбросы. А это экономичный дизельный двигатель, система "Старт-Стоп", шины с низким сопротивлением качению и большим давлением, "длинные" передачи в трансмиссии, система рекуперативного торможения (когда энергия уходит не в нагрев тормозных механизмов, а в аккумулятор) и указатель оптимальной передачи на панели приборов.

Шесть составляющих технологии BlueMotion и параметры экономии топлива (или уменьшения выбросов углекислого газа), которые достигаются с их помощью. Обратите внимание - все дорогостоящие современные устройства по эффективности уступают "правильному" выбору передач.

Шесть составляющих технологии BlueMotion и параметры экономии топлива (или уменьшения выбросов углекислого газа), которые достигаются с их помощью. Обратите внимание - все дорогостоящие современные устройства по эффективности уступают "правильному" выбору передач.

Все это позволяет Polo BlueMotion расходовать вплоть до 3,3 литра на "сотню", "Гольфу" - 3,8, а "Пассату" - 4,4 литра на 100 километров. То есть 100 километров на таком "Поло" обойдутся в 3,5 евро - невиданно маленькую сумму по европейским меркам, да еще и можно будет доехать от Ганновера до Венеции без дозаправки.

Неплохо! А как этот коктейль из высоких технологий едет? Отправляясь в конце прошлого года в Ганновер на презентацию трех моделей Volkswagen BlueMotion, я был уверен, что есть в них какая-то "закавыка" - они менее комфортны, слишком медленны и обладают какими-то еще недостатками. Ведь надо же чем-то жертвовать ради экономии и экологии. Или уже не надо?

В Ганновере я начал свое знакомство с "Блюмоушнами" с "Пассата"-универсала. И сразу же был приятно удивлен: большой, почти пятиметровый автомобиль со 105-сильным дизелем 1.6 совсем не кажется вялым - мотор уверенно тянет во всем диапазоне оборотов и обеспечивает 12,7 секунд до "сотни" и максимальную скорость 190 километров в час. Единственная особенность "вылезает", когда остановишься на светофоре и не включишь нейтраль. Тогда двигатель заглохнет, а на многофункциональном дисплее появится надпись "Старт-Стоп". Загорается зеленый, ты выжимаешь сцепление, тянешься к рычагу переключения передач, а двигатель уже работает. Отлично.

Passat BlueMotion из трех автомобилей понравился нам с коллегами больше всего. Он достаточно динамичен, удобен и очень экономичен. В заявленные 4,7 литра нам уложиться не удалось - на автобане, к примеру, мы проверяли максимальную скорость. Но даже в этих режимах Passat потребовал в среднем 5 с небольшим литров на "сотню".

Passat BlueMotion из трех автомобилей понравился нам с коллегами больше всего. Он достаточно динамичен, удобен и очень экономичен. В заявленные 4,7 литра нам уложиться не удалось - на автобане, к примеру, мы проверяли максимальную скорость. Но даже в этих режимах Passat потребовал в среднем 5 с небольшим литров на "сотню".

Обратите внимание на центральный дисплей - бортовой компьютер предлагает нам переключиться на пятую передачу, чтобы расходовать меньше топлива. Если же надавить на газ до пола, он, напротив, посоветует переключиться вниз - на третью.

Обратите внимание на центральный дисплей - бортовой компьютер предлагает нам переключиться на пятую передачу, чтобы расходовать меньше топлива. Если же надавить на газ до пола, он, напротив, посоветует переключиться вниз - на третью.

То, чего я боялся - мол, система "Старт-Стоп" будет мешать привычной езде - не случилось. Не мешает. Мало того, если заглохнешь при старте - а при езде на современных дизелях такое случается нередко, мотор запустится сам по себе, когда ты еще будешь тянуться к ключу зажигания. Удобно.

Кстати, "Пассат" понравился мне не только благодаря своей экономичности: оказывается за последние годы у немецкой машины немного поменялся интерьер. Исчезла, например, злобно-синяя подсветка приборов, немного изменились материалы отделки. И этих, вроде бы, мелочей оказалось достаточно, чтобы автомобиль стал намного уютнее.

Под капотами "Гольфа" и "Пассата" - одинаковый коктейль из высоких технологий: высокоэкономичный дизель объемом 1,6 литра с непосредственным впрыском Common Rail, система "Start-Stop", генератор, превращающий энергию замедления в электричество.

Под капотами "Гольфа" и "Пассата" - одинаковый коктейль из высоких технологий: высокоэкономичный дизель объемом 1,6 литра с непосредственным впрыском Common Rail, система "Start-Stop", генератор, превращающий энергию замедления в электричество.

Второй "Блюмоушн" - "Гольф" с тем же мотором. Понятно, что эта машина меньше, легче на 200 килограммов, а значит чуть быстрее - 11,3 секунды до "сотни" при той же "максималке" - 190 километров в час. Как и "Пассат", он оставляет ощущение нормального - абсолютно нормального автомобиля. Не самого быстрого, но вполне приемистого и комфортного. Опять же, привыкнуть здесь нужно лишь к глохнущему на светофорах двигателю.

Golf BlueMotion - снаружи машину выдают лишь шильдики спереди и сзади и специальный "аэродинамический" бампер.

Golf BlueMotion - снаружи машину выдают лишь шильдики спереди и сзади и специальный "аэродинамический" бампер.

А вот Polo BlueMotion - самый новый и самый экономичный автомобиль в линейке, оставил двоякое впечатление. С одной стороны очень понравились цифры из технических характеристик: 3,3 литра на "сотню". Это расход в смешанном цикле, который обещают немцы, если ездить на "рекомендованных" передачах (как я уже говорил выше, все "Блюмоушны" на панели приборов показывают, "куда" нужно переключаться для экономичной езды). С другой стороны - в отличие от "Пассата" и "Гольфа", здесь уже приходится жертвовать и комфортом, и водительскими амбициями.

Внешне Polo BlueMotion, наверное, больше всего отличается от своих менее экономичных собратьев. Например, бросается в глаза лакированная накладка на решетке радиатора, установленная, чтобы снижать аэродинамическое сопротивление.

Внешне Polo BlueMotion, наверное, больше всего отличается от своих менее экономичных собратьев. Например, бросается в глаза лакированная накладка на решетке радиатора, установленная, чтобы снижать аэродинамическое сопротивление.

Жертвовать всем этим, в первую очередь, заставляет двигатель - новейший трехцилиндровый турбодизель объемом 1,2 литра и мощностью 75 лошадиных сил. Мощность у мотора, вроде бы, вполне достаточная для машины массой около тонны (Polo BlueMotion чуть легче своих обычных собратьев), и цифры из технических характеристик машины это подтверждают: разгон до "сотни" занимает вполне приемлемые 13,6 секунд, а максимальная скорость превышает 170 километров в час. Вот только характер у этого мотора, мягко говоря, не азартный. Разгон очень ровный, без малейшего намека на какой-то подхват, на холостых оборотах досаждает заметная вибрация, а в остальных режимах - довольно громкий стрекочущий звук...

Трехцилиндровый турбодизель под капотом Polo BlueMotion обеспечивает машине вполне приемлемую динамику - но это если снимать показания приборов. А вот эмоциональности этому силовому агрегату явно не хватает.

Трехцилиндровый турбодизель под капотом Polo BlueMotion обеспечивает машине вполне приемлемую динамику - но это если снимать показания приборов. А вот эмоциональности этому силовому агрегату явно не хватает.

Проще говоря, в отличие от "Гольфа" и "Пассата", которые несмотря на свою суперэкономичность, оставили у нас с коллегами впечатление нормальных, вполне удобных для повседневной эксплуатации автомобилей, Polo BlueMotion я бы порекомендовал только как корпоративный разъездной автомобиль с большими годовыми пробегами. Это как раз тот случай, когда более высокая цена "блюмоушнов" по сравнению с обычными машинами, окупится, а эмоциональная составляющая вождения не так важна.

Что касается России, то здесь, как мы знаем, и об окружающей среде, и о расходе топлива особенно не думают - бензин и дизель стоят в два-три раза меньше, чем в Евросоюзе. Поэтому мировые автоконцерны не поставляют к нам не то, что суперэкономичные модели вроде Golf, Passat и Polo BlueMotion - даже машины с обычными дизельными двигателями, которые завоевали больше половину западноевропейского авторынка, можно найти далеко не у всех дилеров.

Тем не менее, как бы скептически мы ни относились к экологии и экономии топлива, модели Volkswagen BlueMotion актуальны и для России. Нефть рано или поздно кончится, и мы с вами (или наши дети и внуки) обязательно пересядем на электромобили. Прогнозов на этот счет масса, однако практически все эксперты сходятся во мнении, что "в массы" машины на электротяге, с нулевыми выбросами пойдут примерно через десять лет. Тогда их доля на рынке превысит один процент и затем будет постоянно увеличиваться.

Для того, чтобы электромобили составили реальную конкуренцию обычным машинам, нужно решить массу проблем. Первая - глобально-энергетическая. Сейчас огромная доля электроэнергии производится на теплоэлектростанциях за счет сжигания угля и мазута. И если использовать такое "грязное" электричество для зарядки машин, выбросы в атмосферу не сокращаются, расход энергоресурсов - тоже. Единственное, что меняется - это место, где эти энергоресурсы сжигают - на электростанции, а не в двигателе автомобиля. Поэтому во всей Европе сейчас массово переходят от "грязной" электроэнергии к чистой. Вторая проблема - инфраструктурная. Ездить на электромобилях покупатели захотят лишь тогда, когда повсюду появятся станции подзарядки. Третья проблема - маленький запас хода у нынешних электромобилей - по-настоящему соперничать с бензиновыми и дизельными машинами они смогут лишь тогда, когда станут проезжать по 400 километров без подзарядки. Наконец, массовому распространению электромобилей препятствует стоимость аккумуляторов - сейчас комплект батарей для маленькой машины вроде концептуального Volkswagen E-Up! стоит от 8 до 12 тысяч евро.

Поэтому электромобили - это хоть и неизбежное будущее, но все же далекое. Перед этим мы массово пересядем на "гибриды" с возможность подзарядки, а еще раньше - технологии, которые сейчас присутствуют на "суперэкономичных" автомобилях вроде Volkswagen BlueMotion, переедут на остальные, более массовые машины. И если даже бренд BlueMotion не появится в России, всем нам рано или поздно придется привыкать к системе "Старт-стоп", которая глушит двигатель на светофорах или подсказкам бортового компьютера о "правильной" передаче. Так что хотите или не хотите, а это наше будущее, друзья.

Выделять из общей гаммы экономичные модели Volswagen начал в 1982 году, когда появился Polo Formula E (понятно, что буква E означает "economy"). Поездить на такой машине в отличном состоянии нам удалось во время теста современных "Блюмоушнов". Этот довольно дешевый автомобиль оснащен карбюраторным мотором объемом 1,1 литра и мощностью 50 лошадиных сил. Отличия от обычного Polo с тем же двигателем - четырехступенчатая коробка передач с "длинной", повышающей четвертой передачей и эконометр на панели приборов. Volkswagen Polo второго поколения весил всего лишь 700 килограммов. Поэтому такого 50-сильного двигателя этой машине вполне хватает для городской езды в современном немецком (а там разгоняются намного быстрее, чем в России) ритме.

Выделять из общей гаммы экономичные модели Volswagen начал в 1982 году, когда появился Polo Formula E (понятно, что буква E означает "economy"). Поездить на такой машине в отличном состоянии нам удалось во время теста современных "Блюмоушнов". Этот довольно дешевый автомобиль оснащен карбюраторным мотором объемом 1,1 литра и мощностью 50 лошадиных сил. Отличия от обычного Polo с тем же двигателем - четырехступенчатая коробка передач с "длинной", повышающей четвертой передачей и эконометр на панели приборов. Volkswagen Polo второго поколения весил всего лишь 700 килограммов. Поэтому такого 50-сильного двигателя этой машине вполне хватает для городской езды в современном немецком (а там разгоняются намного быстрее, чем в России) ритме.

Еще одним экономичным автомобилем прошлых лет, на котором нам удалось поездить, стал "третий" Golf Ecomatic. По сравнению с Polo, с которым "Гольф" разделяют 10 лет, эта машина намного более "продвинутая". Здесь стоит дизель объемом 1,9 литра и мощностью 64 лошадиные силы, автоматический стартер и автоматическое сцепление. Благодаря ему третьей педали здесь нет, но передачи при этом переключаются обычной ручкой, торчащей из пола. Несмотря на то, что механизм родом из начала 90-х годов, работает он отменно. По крайней мере, нет никакого недопонимания с машиной - ты просто включаешь первую, трогаешься и едешь, совершенно не думая о процессе переключения передач.

Но самое забавное в "Экоматике" - это система "Старт-стоп", которая действует даже смелее, чем в современных "Блюмоушнах" - здесь автоматика выжимает сцепление и глушит двигатель через несколько секунд после того, как водитель убирает ногу с газа - в движении. Усилителя руля тут нет, а значит после выключения мотора "баранка" не тяжелет, и ощущения у водителя точно такие же, как если бы машина катилась накатом. Теперь, однако, считается, что езда на нейтрали небезопасна, и современные системы остановки и запуска двигателя работают только тогда, когда машина неподвижна.

Еще одним экономичным автомобилем прошлых лет, на котором нам удалось поездить, стал "третий" Golf Ecomatic. По сравнению с Polo, с которым "Гольф" разделяют 10 лет, эта машина намного более "продвинутая". Здесь стоит дизель объемом 1,9 литра и мощностью 64 лошадиные силы, автоматический стартер и автоматическое сцепление. Благодаря ему третьей педали здесь нет, но передачи при этом переключаются обычной ручкой, торчащей из пола. Несмотря на то, что механизм родом из начала 90-х годов, работает он отменно. По крайней мере, нет никакого недопонимания с машиной - ты просто включаешь первую, трогаешься и едешь, совершенно не думая о процессе переключения передач.

Но самое забавное в "Экоматике" - это система "Старт-стоп", которая действует даже смелее, чем в современных "Блюмоушнах" - здесь автоматика выжимает сцепление и глушит двигатель через несколько секунд после того, как водитель убирает ногу с газа - в движении. Усилителя руля тут нет, а значит после выключения мотора "баранка" не тяжелет, и ощущения у водителя точно такие же, как если бы машина катилась накатом. Теперь, однако, считается, что езда на нейтрали небезопасна, и современные системы остановки и запуска двигателя работают только тогда, когда машина неподвижна.

BlueMotion - это далеко не единственный эко-бренд компании Volkswagen. Помимо него есть, к примеру, модели, которые обозначаются шильдиком "BlueMotionTechnology". По сути "BlueMotionTechnology" - это пакет опций, который можно докупить, заказывая одну из 27 модификаций "Гольфа", "Пассата", "Турана", "Сирокко", "Кэдди" и других моделей. Как правило в этот пакет входят система "Start-Stop" и генератор с режимом рекуперации энергии. В среднем расход топлива у моделей с этим пакетом опций меньше, чем у базовых на 1 литр на 100 километров.

Второй эко-бренд - BlueTDI. C таким шильдиком продаются только "Пассаты", оснащенные суперсовременными дизелями с выхлопом, удовлетворяющим строгому "Евро-6". Для этого оксиды азота в выхлопных газов нейтрализуются раствором мочевины, который впрыскивается в выпускную систему.

Наконец, есть еще подмарка TSI EcoFuel - так Volkswagen обозначет машины с наддувными двигателями TSI, приспособленными для работы на природном газе. И количество вредных выбросов и расход топлива у таких машин ниже, чем у их собратьев, работающих исключительно на бензине.

BlueMotion - это далеко не единственный эко-бренд компании Volkswagen. Помимо него есть, к примеру, модели, которые обозначаются шильдиком "BlueMotionTechnology". По сути "BlueMotionTechnology" - это пакет опций, который можно докупить, заказывая одну из 27 модификаций "Гольфа", "Пассата", "Турана", "Сирокко", "Кэдди" и других моделей. Как правило в этот пакет входят система "Start-Stop" и генератор с режимом рекуперации энергии. В среднем расход топлива у моделей с этим пакетом опций меньше, чем у базовых на 1 литр на 100 километров.

Второй эко-бренд - BlueTDI. C таким шильдиком продаются только "Пассаты", оснащенные суперсовременными дизелями с выхлопом, удовлетворяющим строгому "Евро-6". Для этого оксиды азота в выхлопных газов нейтрализуются раствором мочевины, который впрыскивается в выпускную систему.

Наконец, есть еще подмарка TSI EcoFuel - так Volkswagen обозначет машины с наддувными двигателями TSI, приспособленными для работы на природном газе. И количество вредных выбросов и расход топлива у таких машин ниже, чем у их собратьев, работающих исключительно на бензине.

Тег: