Джиперс Куперс
Тест-драйв нового кроссовера MINI Countryman Cooper SВ списке фобий человеческой расы есть один страх, с которым автомобильным журналистам приходится сталкиваться постоянно. Это неофобия - боязнь всего нового. Причем данная особенность психики свойственна не только людям, но и многим животным, так как она помогает выжить при столкновении со всем неизвестным (а, значит, и потенциально опасным) - скажем, с ядовитыми растениями и насекомыми или, например, с охотничьими капканами. А раз этот механизм заложила нам в подсознание природа, следовательно, полностью избавиться от него практически невозможно.
В результате, мы воюем с неофобией каждый раз, когда нам приходится тестировать новую модель автомобиля: "прежний дизайн мне нравился больше", "без ABS и ESP машины ездили честнее", "тому, кто придумал "Евро-5", надо оторвать голову" и так далее. Каждый автожурналист регулярно срывается на подобные ремарки в разговорах с коллегами.
Выговорившись, автор берет себя в руки и садится писать текст без оглядки на страхи. Кто не справляется с неофобией, не справляется обычно и с текстом, перестает получать зарплату, потом у него кончается еда в холодильнике, и он вымирает, как когда-то это случилось с динозаврами. Именно так работает механизм естественного отбора в современной медийной среде.
И вот баварский автопроизводитель приготовил для нашей психики очередное страшное испытание - "мини"-кроссовер Countryman. Это первый баварский MINI с пятью дверями, да к тому же еще и с полным приводом. Честно говоря, уже после чтения первых пресс-релизов о готовящемся запуске новинки на мировом рынке стало ясно, что без очередного приступа паники в этот раз не обойтись.
В меру упитанный
Обошлось. По крайней мере, при личной встрече сразу стало ясно, что это настоящий MINI. Увеличенный по сравнению с трехдверным хэтчбеком на 18 миллиметров клиренс (149 миллиметров) и более агрессивный дизайн передней части машины не мешают идентифицировать этот автомобиль с остальными моделями бренда. Конечно, он больше и хэтчбека, и "Клабмена". Но пугающе большим его не назовешь.
Правда, этот MINI обзавелся визуальными атрибутами из арсенала дизайнеров спортивной одежды - обратите внимание на то, как затейливо "нарисована" линия крыши. Однако покупатели кроссоверов в любом случае не жалуют дизайнеров-пуристов, которые стремятся к простым формам и чистым линиям.
В салоне "Кантримена" тоже ничего страшно нового не случилось. По крайней мере, передняя панель выглядит консервативно, если этот термин применим к автомобилям MINI вообще. Дизайнеры сохранили кроссоверу хорошо знакомые по другим моделям дефлекторы системы вентиляции, громадный спидометр по центру передней панели, качающиеся переключатели, "авиационный" дизайн климат-контроля и, к сожалению, достаточно большое количество недорогого на вид пластика в отделке интерьера.
Нововведения в салоне у кроссовера, конечно, тоже есть. Например, всю центральную часть громадного спидометра теперь занимает жидкокристаллический дисплей, на который, среди прочего, при наличии опционной навигации выводится карта. Однако из принципиально новых элементов декора можно назвать только алюминиевую рельсу между креслами, куда с помощью хитрых крепежных механизмов можно установить несколько подстаканников, очечников, а также держатели для мобильного телефона и плеера.
Честно говоря, справиться с приступом неофобии, который вызывает эта система, сложно - такой органайзер не назовешь удачной идеей. Устанавливающиеся в рельсу аксессуары получились громоздкими и, видимо, поэтому часто попадались под руку (или ногу) коллегам, которые тестировали машину до нас. В результате, когда мы забирали "Кантримен" из пресс-парка, все это навесное оборудование с покореженными кронштейнами лежало в багажнике, как поломанные игрушки. Печально. Идея-то хорошая...
А что касается увеличившихся вместе с колесной базой (2595 миллиметров) внутренних габаритов машины, то это победа. Теперь у MINI есть автомобиль с полноценным четырехместным салоном и нормальным багажником. Причем, можно даже заказать машину, у которой сзади вместо двух раздельных кресел будет трехместный диван.
Правда, лучше этого не делать. Профиль у раздельных задних сидений выверен не хуже, чем у передних, поэтому в них удобно сидеть. К тому же, у них регулируется наклон спинки, они ездят вперед-назад на 130 миллиметров, и их можно сложить, чтобы увеличить объем грузового отсека кроссовера с 350 до 1170 литров. Вот только вынуть их из салона, как это можно сделать, например, на Skoda Yeti, не получится.
В самом расцвете сил
Когда стало известно, что в Мюнхене решили сделать кроссовер на базе MINI, многие гадали - как же баварцы смогут совместить в одном автомобиле фирменную картинговую управляемость с комфортом, который ждут покупатели от вседорожника, пусть и маленького. Так вот, уже через десять минут за рулем Countryman на московских дорогах, мы поняли, что для таких задач решения пока не придумали.
У "мини-вседорожника" спереди усиленные кованные нижние рычаги, более жесткие пружины и мягкие амортизаторы. В итоге, кроссовер MINI действительно более гуманно, чем хэтчбек, относиться к водителю и пассажирам при проезде мостовых стыков и люков, но при этом все равно хорошенько потряхивает даже на небольших неровностях. В то же время, про "картинговые" переживания за рулем "Кантримена" говорить уже не приходится - кроссовер кренится в поворотах так, как до него не кренился ни один MINI.
В общем, чудес не бывает - сделать карт, который сможет ездить, не притормаживая перед лежачими "полицейскими", и показывать лучшее время круга на трек-днях, невозможно. Но немцы, похоже, не очень переживают по этому поводу. Ведь они приготовили для водителей Countryman новый аттракцион - полный привод ALL4. Впоследствии ALL4 будут также устанавливать на новый компактный вседорожник, который скоро должен появиться в модельном ряду BMW.
Благодаря отличной развесовке даже моноприводные малолитражки "Мини" всегда демонстрировали нейтральную поворачиваемость и понятную управляемость в любых условиях. А с полным приводом "Кантримен" чувствует себя на пределе сцепных возможностей покрышек вообще как дома. Причем электроника полного привода ALL4 может при необходимости перекидывать до 100 процентов крутящего момента на заднюю ось - на деле это означает, что полноприводный MINI под тягой буквально ввинчивается в поворот.
К тому же доработка демпфирующих элементов подвески не ухудшила точность рулевого управления: "Кантримен", как и его предшественники, по-спортивному четко реагирует на руль, обеспечивая водителя максимумом информации.
То же самое можно сказать и про шестиступенчатый автомат Steptronic - его настройки при "пересадке" с хэтчбека на кроссовер не изменились.Поэтому большинству водителей будет достаточно и той скорости, с которой он перебирает передачи в автоматическом режиме. Но если хочется экстрима, можно перевести селектор в положение "S" и выжать из мотора все лошадиные силы до последней капли 98-го бензина. Ручной режим у коробки тоже есть, но он особо и не нужен.
И все же без здорового инстинкта самосохранения за рулем "Кантримена", как и за рулем обычного MINI Cooper S, ездить по дорогам общего пользования опасно. Автомобиль буквально провоцирует на "трюки", для успешного завершения которых может просто не хватить водительских навыков.
Вдобавок, нам досталась самая мощная из двух предлагаемых на российском рынке модификаций - Cooper S. У этого автомобиля "лошадей" хватит на любую авантюру. Благодаря новой системе газораспределения 1,6-литровый турбированный мотор теперь выдает не 175, а 184 лошадиные силы. Хотя и прежних 175 сил было бы, как в анекдоте про мизер, вполне достаточно.
У черты
У "Кантримена" есть и своя фобия. Немецкий компактный кроссовер, по-большому счету, лишен вседорожных способностей. По крайней мере, "геометрических" неожиданностей на дороге он не любит. Спортивная короткоходная подвеска и небольшой клиренс иногда пасуют даже перед высокими бордюрами. Можно сказать, что у MINI Countryman неофобия к приключениям на дорогах без твердого покрытия. Однако это неплохо. Главное, что он отлично справляется со своими прямыми "асфальтовыми" задачами.
А вообще получается, что немецкие инженеры слепили очередного "колобка" с антисоциальным темпераментом и городской пропиской, но уже по новому рецепту. Правда, на этот раз в Мюнхене вплотную подошли к черте, за которой увеличивать размеры MINI, а также накачивать демпфирующие элементы машины успокоительным без потери ценностей бренда не получится.
Немцы об этой черте наверняка знают. Но при этом мы можем быть уверены, что создатели MINI будут и дальше придумывать новые машины. Они давно победили неофобию. Ведь со страхами в автомобильном бизнесе всего одна дорога - к динозаврам.
Технические характеристики MINI Countryman Cooper S
Длина, мм | 4097 |
Ширина, мм | 1789 |
Высота, мм | 1561 |
Колесная база, мм | 2595 |
Снаряженная масса, кг | 1265 |
Объем двигателя, см3 | 1598 |
Мощность, лошадиных сил/об-мин | 184/5500 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 240/1600-5000 |
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с | 8,3 |
Максимальная скорость, километров в час | 205 |
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км | 7,7 |